Блог о саморазвитии

Двойственность личности: я или мы

Двойственность личности: я или мы

Всем известен случай знаменательного пациента психиатрической больницы Билли Миллигана, который страдал множественностью личности. По мотивам этой истории также был снят фильм «Сплит». Главный герой сталкивается с проблемой одновременного существования нескольких личностей в себе. Эта история по сей день вызывает множество прений, споров относительно её достоверности. Но в любом случае некоторые из нас сами часто сталкиваются с проблемой двойственности сознания. Что же она представляет собой? Нормально ли это? Если нет, как с этим бороться? Давайте ответим на эти вопросы вместе.

Диссоциативное расстройство личности

Официальное медицинское название множественности или двойственности личности звучит как диссоциативное расстройство идентичности личности, являющееся частным случаем диссоциативного расстройства. Под данным понятием кроется ряд психических нарушений, приводящих к разделению целостной личности на несколько (две и более) отдельных личностей (субличностей, альтер-эго). Под «психическими нарушениями» здесь могут подразумеваться нарушение чувства личностной идентичности, провалы в памяти, неспособность к синтезу.

На секунду задумайтесь: ваш головной мозг ежедневно, ежесекундно, ежемоментно проводит работу по самоидентификации, в частности, двигает вашими руками, читает вашими глазами, воспринимает информацию, услышанную вами, общается с вашими друзьями, пьет воду, потому что ваш организм этого требует. При этом вы позиционируете себя как одну цельную личность и не думаете о том, что вашим телом может управлять кто-то кроме вас.

Но что, если с человеком случилась какая-то психологическая травма, и, желая избавиться от этого воспоминания, он придумывает себе какую-то субличность, которая становится носителем этого события? Сам он при этом может напрочь вычеркнуть данное событие из своей жизни, насильно позабыв о нём.

Первой констатацией такого расстройства считается случай, произошедший в XVI веке в Швейцарии, описанный врачом, философом, алхимиком Парацельсом. Он описывал, как женщина постоянно жаловалась на кражу денег, однако в действительности у неё появилась альтернативная личность, которая и тратила эти деньги.

Прецеденты данного заболевания описывались в различных произведениях культуры, к примеру, «Множественные умы Билли Миллигана» Дэниела Киза, «Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Сплит» М. Найта Шьямалана и др. Отчасти, ввиду такой популяризации данной темы в массовой культуре, существует критическое мнение, что эта болезнь, в общем-то, встречается чрезвычайно редко и по большей степени надумана, в том числе в целях дополнительной монетизации психиатров. Однако ниже мы все же рассмотрим сущность двойственности личности, её причины и проявления более подробно.

Проявления двойственности личности

Среди самых распространенных проявлений двойственности личности ученые выделяют следующие:

Деперсонализация

Деперсонализация – одно из проявлений диссоциативного расстройства, при котором появляется чувство отчуждения от собственного тела либо сознания. Человек, страдающий данным расстройством, чувствует, что его рука не принадлежит ему, или его ноги ходят сами по себе. Он осознает свою проблему, признает свое поведение странным и необычным.

Дереализация

Дереализация – расстройство личности, при котором мир вокруг кажется нереальным, возможно, плоским, серым, странным и непонятным. Однако важной составляющих обоих указанных расстройств остается сохранение критического мышления, то есть человек при этом понимает, что с ним какие-то неполадки.

Диссоциативная фуга

Fuga с латинского переводится как «бегство», что полностью выражает сущность данного расстройства. Человек после какого-то травмирующего события (либо неспособный справиться с какой-то стрессовой ситуацией) решается на побег и оказывается в новом месте, при этом совершенно позабыв, что случилось ранее, и порой он не помнит, как оказался в этом новом месте. Довольно подробно и интересно о данном феномене можно почитать в этой статье.

Диссоциативная амнезия

Диссоциативная амнезия – форма диссоциативного расстройства, заключающаяся в потере памяти, связанной с каким-то жизненным моментом. При этом человек может либо напрочь забыть о том, кем он является, как себя позиционирует (тотальная амнезия), либо забыть о каком-то случае из жизни (фрагментарная амнезия).

Диссоциативное расстройство идентичности

Человек, его личность подвергается расщеплению, распаду. Одна личность граничит с другой (либо со многими другими), они могут знать друг о друге либо не знать. Поразительно, но у данных личностей могут быть разный пол, разные профессии, наклонности и интересы, даже разный почерк из-за разных рабочих сторон (левша-правша). Люди, страдающие от этого расстройства, не всегда осознают свою проблему, а иногда констатируют разную степень проявления: от полного подавления своей главной личности до частичного выпадения из реальности и подмены.

Нужно сказать, что диссоциативное расстройство идентичности в его серьезном проявлении одолело не такое большое количество людей – 0,01-1% населения планеты. Однако, по оценкам специалистов, примерно 7% всего человечества могут иметь какую-либо из форм не диагностированного расстройства личности.

В наши дни феномен двойственности личности в его легкой форме особенно ярко выражен в среде социальных сетей. Один и тот же человек может создавать несколько социальных страниц, при этом от лица каждой из них поддерживая определённый образ на базе тех или иных эмоций: где-то гнев и ярость, где-то восхищение и любовь, где-то критику, порой даже неуважение и брань. Малая степень ответственности, возможность высказаться порождают феномен виртуальной множественности личности, которая в любом случае не может признаваться нормальной.

Помимо указанных проявлений, люди с диссоциативным расстройством личности могут наблюдать у себя следующие симптомы:

Диссоциативное расстройство личности не является беспричинным и по большей части генетическим отклонением, и на его появление влияют определенные события.

Причины двойственности личности

Главной причиной появления той или иной формы диссоциативного расстройства, то есть непосредственно множественности личности, является какой-то негативный жизненный опыт, который, как правило, связан с физическим, психическим либо сексуальным насилием. Особенно важно подчеркнуть наличие такого события в период детства (до 9 лет), когда психика человека только формируется, а, следовательно, все воспринимается более глубоко.

Взрослея, человек словно не хочет признавать за собой тот факт, что он подвергался страданиям, потому что это будто фотография, на которой он отвратительно получился. Он постоянно носит фотокарточку в своем кармане, часто натыкаясь на неё (визуализация в памяти). Но он может решить её выкинуть либо сжечь, и тогда он просто-напросто о ней забывает (диссоциативная амнезия). Также он может отдать эту фотографию другому человеку, своему знакомому или незнакомцу, при этом не вытаскивая фото из кармана. В таком случае эта история становится частью жизни, частью прошлого уже другой личности, а точнее альтер-эго или субличности, которую он придумал сам. Вот и находится решение проблемы, жить становится легче.

Допустим, если человек все же столкнулся с данной проблемой, либо каким-то образом заметил за собой странности, связанные с альтернативными решениями, мыслями, наклонностями, никогда ранее не свойственными ему, что ему делать в таком случае? Есть несколько вариантов действий.

Терапия или способы лечения

Если признаки расстройства выявлены, и человек заинтересован в устранении симптомов, довольно эффективными бывают сеансы гипноза с психотерапевтом при его постоянном убеждении. Однако базисом на пути выздоровления является признание, признание самому себе по типу: «События, повлиявшие на мое расстройство, произошли в реальности. Это было частью моей жизни, моим опытом. И я это признаю». Только смирившись с этим фактом, приняв его как пережитый опыт, человек постепенно меняет отношение к данному событию, и оно перестает играть такую важную роль в его действительности.

Теперь первоочередной задачей становится договор между субличностями о том, что факт признан, нет больше необходимости его скрывать, приписывать принадлежность этого события своим альтер-эго, и здесь начинается процесс психосинтеза, описанный итальянским психологом, психотерапевтом Роберто Ассаджиоли, то есть постепенного возращения в состояние личностной целостности.

Если вы заинтересовались данной темой, предлагаем послушать мини-лекцию Вероники Степановой, клинического психолога, которая делится опытом на своем YouTube-канале:

Возможно, вы замечали за собой странности, связанные с психической нестабильностью. И если он не выходят за допустимые рамки, мы рекомендуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», которая за 6 недель научит вас справляться со стрессом, неустойчивостью, а также апатией и другими негативными состояниями.

Вместо заключения

Завершить хотелось бы напоминанием о том, что множество жизненных проблем, появляющихся на пути человека, в том числе психологических отклонений даже в легкой форме, формируются либо под влиянием сильного продолжительного стресса, либо в детскую пору человека, что неизбежно повышает значимость данного периода. Многие дети реально страдают от одиночества, потому что не разделяют своих мыслей, эмоций, переживаний с родителями, стесняются либо не желают делиться с другими детьми, поэтому вынуждены придумывать себе нереальных, воображаемых друзей, субличности, с которыми интересно, так как они понимающие и отзывчивые.

В связи с этим хочется призвать наших уважаемых читателей-родителей (в том числе будущих родителей) быть более осторожными со своими детьми, стараться дарить им тепло и уют, создавать атмосферу семейного счастья, что является для ребенка крайне необходимым. Помните, будущее ребенка во многом закладывается в период формирования его личности, когда он впитывает все окружающее гораздо более интенсивно и усердно, и опасность здесь кроется в бессознательности этого процесса. Однако сознательность здесь все же присутствует, она родительская, и должна быть направлена на благополучную дальнейшую жизнь своего ребенка. Поэтому умейте расставлять приоритеты и будьте чуткими воспитателями.

Желаем вам удачи!