– Говорят, что скоро вместо учителей по классам будут кататься роботы.
– Да нет, говорят, что все теперь в онлайн-школах учиться будут, а в обычных никого не останется.
– С чего вы это взяли?
– Так ведь образовательные технологии стремительно развиваются!
Если вы тоже думаете, что образовательные технологии – это только про роботов и самообучение дома, то вам просто необходима эта статья. И даже если вы знаете, что это такое, но ваша цель – быть в курсе всех новинок в этой сфере, материал тоже будет вам полезен.
Что такое образовательные технологии? И есть ли там вообще роботы?
Можно сказать, что роботы здесь тоже присутствуют, но как средство, например, в иммерсивном обучении. Но сами образовательные технологии намного шире.
Это область исследований, которые помогают проектированию, разработке, внедрению и оценке учебной среды, учебных материалов, технических и человеческих ресурсов, учащихся и процесса обучения. Все эти действия производятся постоянно с целью улучшения преподавания и усвоения знаний.
Простыми словами, образовательная технология – это то, что находится между целью образования и уже полученным результатом. Т.е. это объединенные методы, средства, материальные ресурсы и т.д., которые помогают достичь поставленной цели в образовании.
А если подробно и официально, то ниже приведены виды образовательных технологий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
В зависимости от уровня применения:
- Общепедагогические технологии – реализуются в рамках образовательного процесса конкретного региона, учебного заведения или определенной ступени образования, отличаются целостностью.
- Частнопредметные технологии – представляют собой совокупность методов и средств, определяющих содержание воспитания и обучения в рамках конкретного предмета.
- Модульные или локальные технологии – реализуются в рамках отдельной части педагогического процесса.
В зависимости от организационной формы: классно-урочная, альтернативная, академическая, клубная, индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная технология.
В зависимости от типа управления познавательной деятельностью учащихся:
- Традиционные технологии – лекции, получение знаний по учебнику, через технические средства обучения и т.д.
- Дифференцированные технологии – с использованием индивидуальных программ обучения (например, малые группы, репетиторство).
- Программированные технологии – с использованием мультимедиа, разнообразных учебных программ ИКТ и т.д.
В зависимости от подхода к ребенку:
- Авторитарный подход к учащимся – педагог выступает единоличным субъектом педагогического процесса, учащийся же выступает в качестве объекта. Отличается строгой организацией учебного процесса, недопущением проявления какой-либо инициативы и самостоятельности со стороны учащихся, основной метод, используемый педагогом в подходе к ребенку, – принуждение.
- Сотрудничество между педагогом и учащимися – основная форма взаимодействия представлена демократизмом и равенством между партнерами. Отношения педагога и учащихся – «субъект-субъектные отношения», процесс обучения строится на соавторстве, общей деятельности, направленной на достижения цели образования.
- Свободное воспитание, которое предоставляет учащимся возможность выбирать самостоятельно ту сферу деятельности, которая ему действительно интересна.
- Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр образовательного процесса личность ребенка, его возможности и потребности в получении знаний, создание благоприятных условий для обучения.
- Технологии, основанные на разработках и концепциях психотерапевтической педагогики, которая направлена на поддержку и оказание помощи личности учащегося в процессе образования.
- Технологии, основанные на традиционных (массовых) принципах обучения – они рассчитаны на среднестатистического учащегося, основаны на его потребностях и уровне обучаемости.
- Технологии, основанные на продвинутом обучении – предусматривают углубленное изучение определенных учебных дисциплин, чаще всего используются в лицеях, гимназиях и т.п.
- Технологии, предусматривающие различные виды компенсирующего обучения – используются для осуществления коррекционной работы, поддержки и выравнивания, имеющихся проблем в развитии.
В зависимости от ориентации технологии на личностные структуры:
- Информационные технологии – направлены на формирование у учащихся необходимого фундамента школьных знаний, умений и навыков.
- Операционные технологии – направлены на формирование у учащихся навыков операционной деятельности.
- Технологии, направленные на саморазвитие – предполагают формирование у каждого учащегося эффективных способов умственных действий.
- Эвристические технологии – нацелены на развитие у учащихся творческих способностей.
- Прикладные технологии – предусматривают эффективное обеспечение формирования действенно-практической сферы личности учащегося.
В зависимости от характера структуры и содержания технологии делят на: обучающую, светскую, религиозную, общеобразовательную, профессиональную, гуманистическую, технократическую, моно- и политехнологию, проникающую и т.д.
Как видите, в образовательном мире наблюдается широкое разнообразие технологий, но есть ли реальная необходимость в таком их количестве и постоянном обновлении? На самом деле, есть. Дело в том, что образование сейчас не состоит только из школьного и профессионального, оно включает в себя еще и переподготовку, получение новых профессий и саморазвитие на протяжении всей жизни, т.е. оно касается как детей, так и взрослых. Помимо этого, мир очень быстро меняется, поколения обучающихся отличаются друг от друга, а процесс обучения всегда должен оставаться актуальным. Поэтому должны происходить бесконечные исследования и разработки новых технологий на более высоком уровне, чтобы освободить педагогов от самостоятельного создания своих технологий.
Также создание единых технологий приводит к унификации, которая становится гарантией качества и ускоряет процесс перехода. Таким образом новые образовательные технологии помогают современным учителям легко интегрировать новые технологии и инструменты в свой класс. Это позволяет учителям вовлекать своих учеников уникальными, инновационными и справедливыми способами, а сами они могут расширять свою сеть знакомств и устанавливать связи с другими педагогами на региональном и федеральном уровнях.
Какие сегодня есть образовательный технологии?
Все вышеперечисленное может показаться слишком формальным или общим, но если коснуться технологий, которые применяются на практике, то окажется, что вы с ними сталкивались много раз. Наверняка, вам известно, что большая часть обучения в школах строится сейчас на подготовке проектов. Уже в начальных классах дети готовят исследовательские проекты или создают тексты, макеты, иллюстрации по изучаемому материалу, чтобы научиться применять его на практике, «прожить» его и научиться работать в команде. Работа с проектами – это и есть образовательная технология, которая на сегодняшний день наиболее часто применяется педагогами.
Приведем и другие примеры:
- Разноуровневое обучение, где учитель работает на разных уровнях задач с учениками разной степени успешности.
- Дистанционное обучение, где ученики знакомятся с материалом посредством работы на специальных платформах.
- Здоровьесберегающие технологии, благодаря которым учитель равномерно распределяет нагрузку в течение образовательного занятия.
- Система инновационной оценки «портфолио», с помощью которой происходит самоопределение учащегося и поддержка его талантов.
- Технологии использования игровых методов в обучении, где педагог применяет ролевые, деловые игры, малые игровые формы или геймификацию.
А вот информационно-коммуникационные технологии обучения как раз связаны с компьютерами, программным обеспечением и другими техническими решениями, помогающими делать обучение более эффективным. В последние годы это направление было сильно расширено, а компании, создающие продукты для обучения, получили очень модное на сегодняшний день название EdTech (Educational Technology). Например, мы писали про применение современных технологий в статье про изучение иностранного языка.
Еще одна популярная на сегодня технология – STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics – наука, технологии, инженерия, математика), которая впоследствии стала STEAM (Art – искусство) и получила еще более 10 вариаций в зависимости от добавленной сферы исследований. Суть STEM-подхода в том, что в основе приобретения знаний лежит визуализация научных явлений, позволяющая наглядно увидеть все теоретические закономерности, практическое применение, и таким образом понять то или иное явление, процесс, закон природы и т.д. Это помогает учащимся проявлять больший интерес к окружающему миру. Более того, это также создает безопасную среду для того, чтобы ученики могли выражать свои идеи, нестандартно мыслить и сотрудничать с другими.
Конечно, это лишь некоторые примеры из огромного количества существующих технологий. Многие организации стараются разрабатывать собственные, чтобы выделиться среди конкурентов и найти индивидуальный подход к своим ученикам. Ведь на фоне широкого разнообразия образовательных организаций аудитория может подбирать их под свой возраст, доход, интересы и профиль, уровень и другие особенности.
Как и кто создает эти технологии?
Разработка образовательных технологий тесно связана с относительно молодым понятием «Педагогический дизайн». Педдизайн – это система процедур по разработке способов доставки учебного содержания учащимся [Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка, 2022]. По сути, цель одна и та же – достичь необходимых результатов обучения, которые зачастую отражаются в применении знаний на практике. Т.е. это создание образовательного процесса, который доведет обучающегося из точки А в точку Б. Можно сказать, что процесс строится на основе образовательных технологий.
Занимается этим «строительством» педдизайнер – специалист, разрабатывающий методологию реализации образовательных решений в соответствии с потребностями целевой аудитории. Для этого он должен:
- анализировать образовательные у потенциальной целевой аудитории, определять пробелы в знаниях, выявлять желаемые результаты и область их применения;
- выбирать наиболее оптимальный подход к обучению в зависимости от результатов анализа;
- разрабатывать образовательную программу, определять ее формат (очный, дистанционный, смешанный) и подбирать методы обучения;
- разрабатывать учебно-методические материалы, состоящие из материалов, заданий, кейсов в разных формах;
- взаимодействовать со стейкхолдерами (заказчиками обучения, экспертами в предметной области, командой разработки) для того, чтобы доработать и проверить разработанные материалы, обсудить область применения программы и запустить ее в работу;
- оценивать эффективность результатов обучения [Сберуниверситет, 2021].
И самое главное – педдизайнеры не должны разбираться в предмете, но они обязаны понимать, как проще «доставить» материал ученикам. Они перерабатывают его, выстраивают логику между блоками, делают текст легко читаемым и разбавляют его инфографикой, упражнениями, тестами для запоминания и усвоения и т.д.
Можно сказать, что педдизайнеру скорее надо понимать учащихся, чем учителей. Специалисту необходимо знать, как мыслит ученик, чего он хочет, как ему будет проще подойти к материалу, в какой форме он с удовольствием выполнит задание, что должно окружать его и мотивировать. На этом и строится дизайн образовательного опыта (Learning Experience Design – LXD), что позволяет создавать не только материалы, но и всю образовательную среду.
Куда движется развитие образовательных технологий?
Нет, все еще не к роботам! Но новые технологии и цифровизация плотно заходят в обучающий процесс, и, хотя значительная часть этих технологий не обеспечит полномасштабной трансформации образования, они все же обладают значительным потенциалом изменений.
Анализ 50 лет публикаций в «British Journal of Educational Technology» выявил такую смену трендов:
- обучение с использованием мультимедиа;
- переход от аудиовизуальных средств в обучении к компьютеру;
- дистанционное и интерактивное обучение;
- коллаборативное онлайн-обучение и ИКТ в школе;
- учебная аналитика и коллаборативное обучение на мобильных устройствах [X. Chen, Di Zou, H. Xie, 2020].
Как вы можете наблюдать, цифровые технологии плотно вошли в образование. Это привело к появлению понятия «Знание на кончиках пальцев». На практике это собирательное понятие для любых технологий, с помощью которых осуществляется образовательный процесс в классе или из любой точки мира.
Например, это могут быть:
- платформы для онлайн-обучения (в том числе для оптимизации коллективного обучения);
- различные игровые приложения для отработки навыков;
- VR-тренажеры;
- камеры и приложения для видеоконференцсвязи;
- цифровые доски, планшеты и проекторы;
- исследовательские платформы;
- программное обеспечение для презентаций и дизайна.
Сейчас специализированные образовательные гаджеты не существуют отдельно от соответствующего программного обеспечения, подходящего для учащихся, а EdTech-проекты – это не только онлайн-школы. Помимо информационного контента, создатели продуктов большое внимание уделяют методикам, структурированию и систематизации: интерактивности процесса обучения, контролю усвоенного материала при помощи соответствующих технологий. При этом, возможно построение индивидуальных программ образования с учетом подготовленности, усидчивости и других важных особенностей каждого из учеников [Дж. Спенсер-Кейс, П. Лукша, Дж. Кубиста, 2020].
Вот интересный пример использования технологий в обучении в рамках пилотного проекта в Москве и Казани: вместо тестов в тетрадях ученики решали задания, надев VR-шлемы. Одновременно к ним подключались датчики нейроинтерфейса, которые считывали сигналы мозга. Система понимала, на каком именно окне с ответом концентрируется ребенок, и фиксировала ответ. Такая геймификация обучения улучшила знания детей – они охотнее вовлекались в процесс и усваивали знания [К. Колесникова, 2021].
Еще одна наблюдаемая тенденция – использование социальных сетей в обучении. В связи с тем, что люди всех возрастов проводят в них достаточно много времени, было принято решение превратить их в мощный инструмент для улучшения процесса. Так в VK Мессенджере появился учебный профиль «Сферум», в котором школьники и учителя могут безопасно общаться, проводить видеоконференции и делиться материалами.
Также в социальных сетях набирают немало просмотров научно-популярные видеоролики, через которые происходит просвещение всех подписчиков по самым разным темам. Одним из лучших примеров можно считать проект Ted Ed, в рамках которого были созданы анимированные уроки, свободно распространяемые в социальных сетях, да и первоначальный проект TED можно работал на эту цель. И даже воспитательные организации появились там, где чаще всего бывает их аудитория, чтобы быть с ней на одной волне.
Вновь вернемся к игровым технологиям в обучении, эта тенденция сейчас разделяет первенство с онлайн-образованием. Повышение мотивации через долгосрочные игры, закрепление материала через малые формы – то, что помогает педагогам оставаться интересными для учащихся и делать обучение более эффективным. А цифровизация только расширила их возможности. И эта тенденция выходит за рамки образования: невероятно популярный эдьютейнмент расширился благодаря новому течению – инфотейнменту, который используется теперь не только школе, но и в медиа и даже науке.
Однако даже все это оставляет образование скучной обязанностью для детей и взрослых. Один из самых главных запросов для трансформации образовательных технологий – это применимость знаний на практике. Поэтому еще одной тенденцией стала профориентация через уроки. Теперь педагоги пытаются подавать и проверять материал так, чтобы ученики сразу пробовали себя в роли специалистов той или иной сферы и примеряли это на свою будущую жизнь. Наглядная демонстрация, экскурсии и в целом обучение вне класса, приглашение гостей, практические работы и исследования – все это работает на самоопределение учащихся и более комплексное и устойчивое понимание материала.
В связи с плотным входом в жизнь учащихся дистанционного обучения, в тренд входит гибридное образование – офлайн-школы с подготовкой с помощью онлайн-курсов. По сути, ученики знакомятся со всем теоретическим материалом дома, а заниматься практикой идут в школу. Таким образом, когда у них возникают вопросы, рядом есть кто-то, кто поможет разобраться. Система также предоставляет учителям подробную аналитику: учитель может до урока взглянуть на информационную панель и увидеть, кто сделал все задания, а кто – нет, кто досмотрел учебное видео до конца, а кто – выключил на середине. И в соответствии с этим уделять больше внимания отстающим ученикам.
Если говорить про смешанное обучение, то вот, какие еще виды появились в последнее время:
- совместные программы онлайн-школ и вузов;
- коллаборации бизнеса и государства для реализации госпрограмм и просветительских мероприятий для населения;
- фокус на отраслевых специалистов на стыке традиционных отраслей и новых технологий (например, Data Science в медицине, ИИ в промышленности).
И главный тренд последнего десятилетия – непрерывное обучение (Lifelong Learning), т.е. образование современного человека не заканчивается после получения диплома. Многие в процессе работы повышают квалификацию, занимаются саморазвитием для улучшения жизни, а некоторые даже решаются на смену профиля и получают вторую, третью, а то и четвертую профессию. Т.е. теперь образовательные технологии необходимо разрабатывать и для взрослых людей, и для тех, кто не может уделить много времени обучению, и для тех, кто не может присутствовать очно, но результаты должны достигаться быстрее и быть приемлемыми для дальнейшей работы.
Поле для развития образования очень сильно расширилось за последние годы благодаря новым технологиям и запросам человечества, остается только успевать за ними следить и использовать все новые возможности для своего удобства.
Какие возможности дают современные образовательные технологии?
Что же такого могут нам дать усовершенствованные образовательные технологии? Какими благами может пользоваться современный учащийся для повышения собственной мотивации и эффективности в процессе обучения?
Начнем с того, что многие уже смогли оценить – это обучение из любого места, которое можно пройти в любой срок (асинхронное обучение). С гибких рамок начинается персонализированное обучение, которое также предполагает прикрепленного ментора, куратора или тьютора, а также задания и информацию в наиболее подходящей форме конкретно для вас (адаптивное обучение).
Так, «Яндекс Учебник» представил персональную рекомендательную систему заданий для учеников. Она анализирует, как школьники выполняют задания по русскому и математике в начальной школе, замечает ошибки и определяет причины их появления. Например, если ребенок ошибается в задаче на движение, система не будет мучить его еще тремя аналогичными, а разберется, что сбило ученика с толку и предложит новые задания на отработку соответствующего навыка. Для того, что новая система заработала, специалисты «Яндекс Учебника» и ведущих университетов изучили ФГОС и разложили указанные в нем навыки на более мелкие: например, сложение однозначных чисел, умножение простых чисел и так далее.
Еще один тренд в образовании – это метавселенные, и они дают нам немало возможностей для обучения:
- Визуализация. Виртуальный мир дает возможность использовать графику и преподносить материал в разной стилистике и степени детализации, подходящей возрасту учеников. Кроме того, в метавселенной можно воспроизводить любые локации, которые отсылают к разным произведениям и истории. Например, в метавселенной Roblox есть музей Гоголя.
- Безопасность. В метавселенных можно проводить любые эксперименты, использовать разные и даже самые редкие реактивы в неограниченном количестве, не переживая о том, что эксперимент выйдет из-под контроля.
- Открытость. Метавселенную может создавать кто угодно: преподаватели, студенты или ученики. Соответственно, можно каждый может стать не только потребителем информации в виртуальном мире, но и ее создателем.
- Общество. С помощью метавселенных можно сплотить учеников, особенно, если они живут в разных городах [С. Романцев, 2022].
Еще одна возможность на грани космических открытий – вскоре нейротехнологии можно будет использовать для того, чтобы отслеживать активность мозга ученика и подбадривать его, если тот теряет концентрацию. Другая любопытная технология в образовании – это ай-трекинг (отслеживание положения глаз). Ученые говорят, что через трекинг глаз можно еще на стадии изучения курса определить, насколько успешно студент сдаст экзамен по дисциплине. По тому, как человек читает материалы или смотрит обучающие видео, можно с большой долей вероятности сказать, насколько он осознает, что изучает, как хорошо усваиваются знания [П. Безяев, 2022].
Что уж говорить про нашумевшие технологии искусственного интеллекта (такие как Chat GPT, например), которые уже применяются для создания пересказов, эссе, выпускных квалификационных работ и даже для разработки обучающих планов. И, вероятно, это только начало.
С помощью всех этих новшеств происходит изменение образовательных технологий, которое отзывается на социальные, технологические и экономические сдвиги в обществе и дает немало возможностей для каждого отдельного человека. Так, сейчас растет спрос на новые знания и навыки, вследствие чего появились программы микроквалификаций, которые призваны помочь человеку приобрести нужные навыки без отрыва от повседневных обязанностей. Их основное внимание уделяется трудоустройству: подготовке людей к работе, обеспечению перехода от «ученика к добытчику» и развитию профессиональных навыков. А по окончании обучения он получает официальное свидетельство, которое можно предоставить работодателю [Open University Innovation Report, 2022]. Это ли не то, что требовалось каждому из нас?
Мы можем только предполагать, как все инновации повлияют на образовательные технологии, но мы точно можем сказать, что путей донесения полезной информации стало намного больше, осталось только выбрать: идти по старым проверенным дорожкам или экспериментировать в метавселенных, искать педагога или заниматься самообразованием. Главное – не переставать пробовать и искать тот самый вариант, который подойдет вам или вашим ученикам, тогда мечта о доступном для всех образовании превратится в видимую цель.
И в заключение предлагаем пройти небольшой опрос: