Блог о саморазвитии

Альтернативные методы обучения: как находить знания вне обычных источников

Альтернативные методы обучения

Мы все учились в школе. Возможно, кто-то в ней до сих пор. Нас научили воспринимать школу как место обучения. Когда человек вырастает, он узнает, что это не так. Не только так. Сегодня обучаться можно везде, а методы обучения – неисчислимы. Объясняем, как разобраться в том, что мы воспринимаем как данность, подключать критическое мышление и находить нужное именно вам.

Знания vs Обучение

Когда малыш идет в постсоветскую школу, он попадает на праздник – «День знаний». С 1984 года отмечается в первый будний день сентября. В результате у многих выходцев из постсоветского пространства возникает когнитивное искажение, что знания и обучение – это одно и то же. А это не так!

Знания – это результат обучения. Чтобы переданная учителем информация усвоилась мозгом учащегося, педагог должен сам обладать знанием – о методах обучения.

Именно поэтому знания, даже базовые, так тяжело даются тем малышам, которым трудно поспевать за мыслью преподавателя. На это нужны силы, концентрация, желание и мотивация. А если их нет? Тогда и знаний не будет, какими бы совершенными ни были методы обучения.

Взрослые сталкиваются с той же проблемой, когда решают восполнить недостаток знаний в какой-то новой области или полностью переквалифицироваться. Им не стоит идти на поводу у вышеупомянутого когнитивного искажения и верить в то, что знания придут к ним автоматически, если они «отпраздновали праздник», соорудили себе парту и нашли «того-самого преподавателя».

Вера в то, что можно обучиться чему-то без усилий со своей стороны, восходит к так называемогу магическому мышлению, которое типично для большинства детей, но может сыграть опасную шутку со взрослыми. Если они хотят открыть для себя новые горизонты, им придется постараться.

Для тех взрослых, которые хотят быть более компетентными, уметь применять знания на практике, отбирать актуальные источники для обучения и помочь своим детям поступить в зарубежный вуз, мы запустили программу «Самообразование: лучшие техники».

С методами обучения есть еще одна трудность – разграничение.

Чтобы только вообразить себе альтернативные методы обучения, нужно прежде всего определиться для себя, что лично вы считаете традиционными методами обучения. Это, во-многом, определяется вашими:

То, что традиционно лично для вас, может не быть таковым для вашего коллеги или супруга. Методы обучения многообразны, как и расы на нашей планете. Это факт и необходимо его учитывать.

Рассмотрим основные концепции, с которыми сталкиваются учащиеся любых возрастов в 21 веке.

Биполярная модель мира

Если предельно упростить, на планете существуют всего два основных метода обучения:

  1. Ориентированный на учителя.
  2. Ориентированный на учащегося.

В обоих случаях задача – добиться обучения учащегося и получения им знаний.

Разница в следующем:

  1. В первой модели главной фигурой выступает учитель. Студенты рассматриваются как «пустые сосуды», основная роль которых заключается в пассивном получении информации с конечной целью тестирования и оценки. Основная задача учителя – передать знания и информацию своим ученикам. В этой модели обучение и оценка рассматриваются как две отдельные сущности. Первую модель часто называют «авторитарной».
  2. Во второй модели учителя и ученики играют одинаково активную роль в процессе обучения. Обучение и оценивание взаимосвязаны. Обучение учащихся измеряется как формальными, так и неформальными способами оценки, включая групповые проекты, студенческие портфолио и активность вне школьных стен.

Другими словами, в рамках первой концепции учащийся находит знания, чтобы сдать экзамен, в рамках второй – чтобы достойно пройти процесс обучения и быть готовым к усвоению более сложных знаний.

От угла, под которым мы смотрим на методы обучения и воспитания, зависит то, что педагоги получают по итогам образовательного процесса. И речь не только о знаниях, но и об уважении к фигуре педагога, его значимости для учащегося.

Советский подход

В СССР уделялось большое значение педагогике и в особенности теории педагогики. Автор теории оптимизации обучения Юрий Бабанский разработал классификацию, которая стала общепринятой и пережила падение СССР. По ней, методы обучения делятся на три группы:

  1. Методы организации (словесные или объяснительно-иллюстративные, индуктивные или дедуктивные, и т.д.)
  2. Методы контроля (экзамены, вызов к доске и т.п.)
  3. Методы стимулирования.

По сути, все это методы воздействия на учащегося.

Многие идеи Бабанского пережили своего создателя и до сих пор претворяются в жизнь во многих образовательных учреждениях постсоветского пространства.

Подход ЮНЕСКО

Классификация Бабанского кажется универсальной. Но правда в том, что за пределами Евразии она не используется. То, что постсоветский человек называет «методом обучения», для жителя Южной Америки – «методология обучения», для гражданина США – «метод преподавания». Чувствуете нюансы?

Т.к. западная модель построена по второму типу, т.е. ориентирована на учащегося, то вместо исследования способов воздействия на учеников западных педагогов больше волновало, где и как эти ученики могут получать знания.

Западная педагогическая терминология выделяет три ключевых метода обучения:

  1. Формальный метод (привычная нам общеобразовательная школа с классами, туалетом и учительской).
  2. Внешкольное образование (музеи, библиотеки, концертные залы).
  3. Неформальный метод. Он же «школа жизни». Все те повседневные ситуации, которые непреднамеренно дают нам знания.

До 1970-х годов западные педагоги использовали второй и третий метод как синонимы, подразумевающие альтернативу классической школе. Буквально, обучение «вне школы».

Неформальное образование стало популярным в 1967 году после Международной конференции по мировому кризису в образовании, которая прошла в Вирджинии. Подготовка трудов конференции была поручена Международному институту планирования образования ЮНЕСКО под руководством Филиппа Холла Кумбса.

В этих трудах подчеркивалась необходимость развития альтернативных методов обучения, отличных от уже сложившихся.

В результате три метода обучения были официально разделены в 1973 году после выхода соответствующей статьи Кумбса. В историю он вошел как автор бестселлера «Всемирный кризис образования» [ЮНЕСКО, 1968]. Книга написана на английском языке и была переведена на арабский, испанский, немецкий, французский, китайский, хинди и шведский языки. Данных о переводе на русский язык нет.

Вот как описывали третий метод обучения западные педагоги:

  • «экологическое образование»;
  • «бессистемное образование»;
  • «космическое образование»;
  • «диффузное образование»;
  • «образование мира»;
  • «стихийное образование»;
  • «функциональное образование»;
  • «случайное образование»;
  • «естественное образование»;
  • «образование через жизнь»;
  • «рефлекторное воспитание»;
  • «параллельная школа»;
  • «внеклассное образование».

Как доказывал еще в 1985 году испанский педагог Жауме Трилья из Барселоны, неформальный метод обучения:

  • продвигается без явного педагогического посредничества;
  • происходит спонтанно из отношений личности со своей человеческой, социальной, культурной, экологической средой;
  • не институционализирован;
  • не является методичным, структурированным, сознательным, намеренным;
  • осуществляется не на основании предварительного определения педагогических целей или задач [ Q. Méndez Aguirre, 2007].

Вышеупомянутые три метода обучения проанализированы в книге Абрахама Пейна «Неформальное обучение. Воспитательный потенциал бытовых ситуаций» [Amazon, A. Pain, 1996]. Она широко издавалась в странах обеих Америк, Европе и Австралии в 1990-е годы и сильно повлияла на мышление людей.

Анализируя методы обучения 21 века, социальный антрополог из Университета UAM-Iztapalapa в Мехико Мариана Кетцали Мендес Агирре задалась вопросом, какая из этих форм обеспечивает самое трансцендентное знание. Можно ли сегодня обойтись без чего-то из этой троицы?

«Поначалу я думала, что самым трансцендентным знанием в моей повседневной жизни, которое непосредственно влияло на мое поведение, были знания, которые я получила, не осознавая этого, т.е. посредством неформальных средств повседневного опыта. Однако я продолжаю анализировать эту тему и мне кажется, что три метода обучения глубоко взаимосвязаны и их трудно разделить. Я также считаю, что неформальное и внешкольное обучение, на мой взгляд, преобладают над формальным образованием, поскольку первое подчиняется, в зависимости от ситуации и условий, гегемонистскому социальному и моральному порядку», – пишет мексиканская исследовательница [M. Q. Méndez Aguirre, 2007].

Если в советской и постсоветской концепции «школа жизни» параллельна школьному образовательному процессу и зачастую представляет собой скорее помеху, нежели сподручное средство для обучения, то для ЮНЕСКО все ровно наоборот. Согласно данной концепции, эта альтернативная школа обеспечивает учащимся не только знания, но и самореализацию с трудоустройством.

Вот какие цели были поставлены перед неформальным образованием:

  1. Создавать образовательные программы, которые продвигают взгляды, ценности, навыки и формы социальной организации, способные действовать в условиях перемен и удовлетворяющие существующие потребности.
  2. Создавать программы обучения, которые расширят возможности трудоустройства, улучшат доходы семей и изменят условия жизни.
  3. Передавать базовые знания и навыки для общения и интеграции общества.
  4. Создавать программы, ориентированные на людей разного возраста, пола, социального статуса, расы и т.д. [J. Trilla, 2003].

За последние десятилетия неформальное образование активно применяли для искоренения безграмотности и предоставления образования людям всех возрастов, в особенно тем, кто уже слишком стар для традиционной школы.

При этом, как подчеркивают в ЮНЕСКО, отличительной чертой этого метода обучения является то, что «каждый человек сам несет ответственность за свое обучение и свою посещаемость».

Факторы, которые влияют на актуальность неформального образования:

  1. Рост спроса на образование.
  2. Более высокий уровень возврата инвестиций по сравнению с традиционным образованием.
  3. Информационные и коммуникационные технологии обеспечивают методическое и эффективное обучение за пределами школьного учреждения, служат основой для неочных форм обучения и значительно расширяют возможности самостоятельного обучения.
  4. Понимание, что школа больше сконцентрирована на передаче знаний, нежели на создании новых технологий и поддержании связи с рынком труда.
  5. Все изменения в семейной жизни, на рынке труда, в городской среде создают новые и различные образовательные потребности, которые должны быть удовлетворены с помощью неформального образования.
  6. Кризис традиционной школы способствует созданию средств, ресурсов и даже неформальных институтов, которые дополняют или заменяют традиционное образование на благо конкретной группы людей.

За десятилетия продвижения неформального образования на уровне ЮНЕСКО удалось сформулировать определенные итоги. Вот какими эти преимущества видят авторы из группы DOTHEGAP, которая находится под покровительством Евросоюза и Международной ассоциации стартапов:

  1. Помогает расти и взрослеть как на личном уровне, так и внутри общества, поскольку во многих случаях важную роль играет командная работа или сосуществование.
  2. Развивает способности каждого человека, повышает его самооценку.
  3. Способность учиться и делать открытия развивает здоровое критическое отношение к окружающей среде, социальным условностям или механизмам власти.
  4. Увеличивает возможности трудоустройства и поощряет самозанятость [DOTHEGAP, 2018].

Ключевым вопросом, над котором размышляют социальные антропологи, является следующий: нас обучают или мы позволяем себя обучить? Какова роль генетической предрасположенности в формировании мышлении человека и его способности к обучаемости?

Когда люди говорят, что уже отучились в школе, а дальше им учиться лень, – это их вина или школы? Это норма или отклонение? Как и вся наука когнитивистика, ответ лежит в широком междисциплинарном поле между психологией, философией, генетикой, социологией и многими другими науками.

Применительно к теме знаний и методов обучения можем лишь пожелать нашим читателям почаще применять критическое мышление, особенно в таких чувствительных сферах, как образование и педагогика. Мы не несем ответственности за решения и выбор других взрослых, включая собственных родителей, однако нам и только нам отвечать за то, в каких условиях будут расти наши дети.

Если хотите научить своего ребенка противостоять манипуляции, справляться с эмоциями, видеть причинно-следственные связи и нарушения логики, искать источники информации, уметь зарождать в собеседнике сомнение в том, что его точка зрения единственно верная, не нужно ждать, пока в школу вашего ребенка придет идеальный учитель и мгновенно его этому научит. Не идите на поводу у магического мышления! Вместо того, чтобы верить в идеал и волшебство, лучше поверьте в своего ребенка и запишите его на программу «Критическое мышление».

Современные методы обучения – какие они?

Методы обучения 20 века стали видоизменяться после массового распространения Интернета по планете. Три ключевых метода обучения на Западе стали взаимопроникать друг в друга. Адепты классификации Бабанского столкнулись с тем, что воздействовать на учащегося на удаленке – совершенно другое дело, нежели лично.

Возникла ситуация, когда образование и обучение осуществляют люди, далекие от педагогики. При этом многие успешно передают своим ученикам нужные им знания.

В большинстве стран у родителей и остальных взрослых есть выбор, в какую школу отдать ребенка или себя: государственную или частную, учиться онлайн или офлайн.

Сегодня можно путешествовать по миру, изучать самые экзотические иностранные языки in situ, выбирать себе учителей из носителей других культур, приобщаться к опыту других народов и тем источникам, которые эти народы создали.

Образовательное изобилие привлекает и пугает одновременно. А разница в подходах к образовательному процессу коррелирует с разницей в восприятии методов обучения.

Вот какими «современные методы обучения» видятся МГУ имени М. В. Ломоносова:

  • деловые и ролевые игры;
  • тренинги;
  • системы диагностики и развития способностей и компетенций;
  • интерактивные модели обучения;
  • игровые технологии [МГУ, 2010].

А вот методы обучения по версии Университета Мурсии:

  1. Магистральная лекция. Цель – передача знаний и активация познавательных процессов у учащихся.
  2. Изучение кейсов. Цель – приобретение знаний посредством анализа реальных или смоделированных случаев.
  3. Решение упражнений и задач. Тренировка, репетиция и применение на практике знаний, усвоенных ранее.
  4. «Учеба на ошибках». Активное обучение через решение проблем.
  5. Проектно-ориентированное обучение. Реализация проекта по решению проблемы путем применения приобретенных навыков и знаний.
  6. Совместное обучение. Развитие активного и значимого обучения в сотрудничестве.
  7. Контрактный подход. Развитие автономного обучения [Universidad de Murcia, 2024].

К вышеупомянутым методам обучения можно добавить:

  1. Метод обмена опытом. Зачастую подразумевает переезд учащегося в другую страну.
  2. Метод мозгового штурма. Из-за интенсивности воздействия обычно его применяют только по отношению к подросткам или взрослым учащимся.
  3. Метод-консультирование. Самостоятельный поиск, обнаружение и общение со специалистом по теме.
  4. Образовательные тренажеры. Обязательны для будущих пилотов, машинистов и представителей многих других профессий, связанных с управлением.
  5. Хакатоны. Объединяют в себе функции большинства активных методов обучения за счет вовлечения учащегося в процесс создания чего-то абсолютно нового.

Познакомиться поближе с этими и другими современными методами обучения можно на нашем специальном уроке.

Проверьте себя!

Проверить самих себя, какая модель вам ближе, можно с помощью воображения. Представьте, что вы студент в одной из евразийских стран. Родной язык – русский. Вы изучаете финансы и заинтересовались венчуром. Возможно, даже получили от преподавателя задание написать по этой теме курсовую. Вас эта тема действительно волнует!

Слово «венчур» звучит магически на постсоветском пространстве, у многих оно ассоциируется с огромными и легкими деньгами, «единорогами» и «бизнес-ангелами».

Вопрос: как вы поступите дальше? Отдадите написание курсовой на аутсорс или возьметесь за нее, несмотря на трудности? И в этом отличие «обучения» от «знания»: вам нужно не просто «зачет» за курсовую получить, а именно получить знания о венчуре. Где их взять?

Традиционный подход к вузовскому обучению предполагает, что вы направитесь в библиотеку своего вуза… Но там – ничего. Нужна альтернатива! Поиск в русскоязычном сегменте Интернета предложит много тысяч ссылок, но маловероятно, что вы осилите более 50. В англоязычном сегменте ссылок будет еще больше. Вам будут предложены самые хитроумные методы обучения, однако всегда ли наглядность изложения материала сопутствует пониманию автором сути темы?

Чтобы не потонуть в океане цифровой информации, вам понадобится штурман. Вы вернетесь за разъяснениями к тому преподавателю, который вам эту тему задал, но может выясниться, что и он знать не знает, совпадает ли статистика его страны по венчурным инвестициям с американской. А если нет, то почему.

Что делать? Искать того, кто обладает знанием. Того, кто понимает смысл и видит связи. Того, кто увлечен этим предметом, входит в состояние потока и не прочь поделиться с вами. А уж где и как вы будете его искать – это целое приключение! Готовы в него отправиться? Или проще по старинке?

Самообразование

Очень часто мы слышим, что можем учиться у всего, что нас окружает, однако в нашем обществе мы больше ценим знания, полученные в школе. Это происходит потому, что школа является учреждением, которое легитимизировано и это дает ей право выдавать сертификаты, которые отражают обучение, т.е. делают наши знания подтверждаемыми, что интересует нас прежде всего при устройстве на работу.

Однако, и к счастью, те знания, которые мы имеем, не только вскормлены школой, но и выстраиваются во всех пространствах с момента нашего рождения, начиная, конечно же, с семьи.

Осваивая офисное помещение, многие уже бывшие студенты часто ловят себя на том, что, хотя их знания и компетенции устраивают отдел кадров и начальника, им трудно даются определенные вещи. Зато их соседу по офисному кресло, запросто! Несправедливость? Нет. Просто объективно разные условия взросления, разные семьи и условия образования.

И здесь возникает развилка: либо смириться с существующим порядком вещей, либо начать развивать в себе:

«Не забывайте, что Система 2 ленива, а умственные усилия – неприятны», – предупреждает автор книги «Думай медленно… Решай быстро» Даниэль Канеман [АСТ, 2023]. И лучше про это не забывать!

Многообразные методы и приемы обучения лишают современного человека старого-доброго оправдания, что он чего-не знает или не умеет.

Мы не говорим о том, что теперь придется всю жизнь грызть гранит науки и портить себе этим зубы. Нет. Скорее, мы предлагаем рассматривать обучение как увлекательное путешествие, где до сих пор можно открывать неизведанные миры и новые берега. Побережья нашей планеты уже изучены и нанесены на карты – это факт. Однако возможности нашего мозга к познанию, творению и самопознанию неисчерпаемы. Усваивать знания – интересно. А создавать их – еще веселее!

Поэтому не останавливайтесь на достигнутом и попутного вам ветра! И не забудьте поучаствовать в нашем опросе:

Ключевые слова:,