Блог о саморазвитии

Обязанности детей в семье: воспитываем ответственное поколение!

Обязанности детей в семье: воспитываем ответственное поколение!

«Пока из ребенка вырастишь человека, сам превратишься в обезьяну». Это расхожее выражение на слуху у многих родителей, столкнувшихся с трудностями в воспитании детей. Но, коль скоро вы не пошли по пути чайлдфри, вам придется этим заниматься и прилагать все усилия, чтобы вырастить из ребенка адекватного и ответственного человека.

Для справки: чайлдфри – это прямой перевод английского childfree, что означает «без детей» или «свободный от детей». Этим термином принято называть граждан, которые сознательно выбрали путь отказа от деторождения при том, что они потенциально могли бы создать семью и родить детей, а не просто тех, кто не имеет детей в данный момент и отложил создание семьи на более поздний период своей жизни. Например, до того момента, как получит образование, профессию, найдет нормально оплачиваемую работу и решит жилищные проблемы.

Сегодня не будем углубляться в причины такого явления, как childfree, а сосредоточимся на тех, кто выбрал традиционные семейные ценности и готов приложить усилия, чтобы вырастить из ребенка гармоничную личность и достойного гражданина.

Вам в помощь наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений», а также бесплатный курс «Воспитание детей». А сегодня рассмотрим такой весьма важный аспект воспитательного процесса, как обязанности детей в семье. И, конечно же, если мы говорим об обязанностях, нужно сказать и о правах.

Права и обязанности детей в РФ

Начнем с юридического аспекта темы. Права и обязанности детей в РФ регулируются несколькими основными документами. Это, прежде всего, Конституция и ряд кодексов и законов:

  • «О гражданстве Российской Федерации».
  • «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • «Об образовании».
  • «О воинской обязанности и военной службе».
  • «Семейный кодекс».
  • «Гражданский кодекс».
  • «Трудовой кодекс».

Каждый из этих нормативных актов регулирует определенные права и обязанности несовершеннолетних детей. Так, права и обязанности гражданина ребенка регламентированы «Гражданским кодексом» и законом «О гражданстве».

Например, «Гражданский кодекс» разрешает детям с 14 лет заключать сделки, если родители дали на это согласие, а закон «О гражданстве» с этого же возраста разрешает детям соглашаться изменить гражданство. Кстати, право на гражданство дети имеют с самого рождения [О гражданстве РФ, 2020].

Закон «Об основных гарантиях» детализирует многие практические аспекты правовой основы. В частности, недопущение эксплуатации и торговли детьми, права на охрану здоровья, защиту интересов в плане профессиональной ориентации и многое другое  [Об основных гарантиях прав ребенка, 2021].

Закон «Об образовании» гарантирует детям право на образование и в то же время обязывает их пройти обучение в объеме девяти классов и соблюдать правила поведения в школе и прочих учебных заведениях [Об образовании, 2022].

Согласно закону «О воинской обязанности», молодые люди по достижении 17-летия должны вставать на воинский учет [О воинской обязанности и военной службе, 2021].

«Трудовой кодекс» регулирует права и обязанности детей, если они начнут официально трудиться раньше своего 18-летия [Трудовой кодекс, 2022].

«Семейный кодекс» гарантирует базовые права, такие как право на имя, фамилию, отчество, воспитываться в семье, общаясь с обоими родителями и прочими родственниками, право на содержание. В то же время «Семейный кодекс» обязывает несовершеннолетних слушаться своих родителей или лиц, их заменяющих [Семейный кодекс РФ, 2021].

Таким образом, на законодательном уровне права и обязанности родителей и детей в большинстве случаев упоминаются в едином контексте. Как связаны права ребенка и обязанности родителей? Напрямую, потому что права детей до достижения совершеннолетия обязаны обеспечивать и защищать родители. Причем это касается как прав и обязанностей супругов и детей, родившихся в браке, так и случаев, когда родители не состоят в официальном браке.

Это то, что касается формального юридического аспекта темы. Однако большинство родителей интересует, конечно же, прикладной аспект воспитания и семейные обязанности детей в повседневной жизни. Как их установить, как контролировать, с какого возраста это актуально? Обсудим эти и другие аспекты подробнее.

Обязанности детей в семье: что и когда?

Прежде, чем мы перейдем к рассмотрению данного вопроса, стоит уточнить один небольшой нюанс. Сегодня можно найти массу списков и рекомендаций, что можно поручить и что требовать с детей разного возраста. Однако почти везде собственно домашние обязанности детей указаны вперемешку с практическими навыками, которые они должны освоить.

Например, можно прочитать, что в обязанности 3-летнего ребенка в числе прочего вписано убирать за собой игрушки и самостоятельно чистить зубы [Школа диалога, 2019]. Разумеется, ребенок должен и убирать игрушки, и чистить зубы, однако не вполне ясно, насколько корректно чистку зубов и прочие навыки самообслуживания включать в перечень семейных обязанностей детей.

В целом, видится логичным в рамках обсуждаемой темы «развести» эти два понятия и говорить исключительно об обязанностях как таковых. К слову, в этом есть и сугубо педагогический смысл. Одно дело, когда вы говорите ребенку по каждому мелкому поводу строгое «Ты должен», а другое, когда он слышит от родителей ободряющее «Ты сможешь».

Думается, не стоит лишний раз напоминать, что злоупотреблять избыточной строгостью по отношению к совсем крохе не нужно, а вот подбодрить, когда малыш что-то делает сам, нужно обязательно, чтобы не отбить тягу к самостоятельности, которую, как и прочие качества, нужно воспитывать вовремя. Иначе потом ребенок будет только пассивно ждать указаний и без ваших напоминаний не то что по хозяйству не поможет, а даже не сядет делать уроки, пока вы не прикрикните.

Итак, что и в каком возрасте ребенок должен делать сам и без ваших напоминаний? Давайте рассмотрим домашние обязанности детей разного возраста без учета сугубо прикладных навыков самообслуживания вроде чистки зубов, завязывания шнурков, застегивания пуговиц и прочего [Школа диалога, 2019].

Обязанности детей 3 лет:

  • Убирать за собой игрушки после игры и складывать их на место, предназначенное для игрушек.
  • Ставить и/или складывать в специально отведенное место книжки, альбомы, карандаши, краски и прочие принадлежности после использования.
  • Ставить на место обувь после того, как разулся, и складывать на место одежду после того, как разделся.
  • Убирать за собой крошки со стола, оставшиеся после еды.
  • Помогать в сервировке стола и раскладке легких небьющихся и безопасных предметов (салфеток, ложек).

Разумеется, обязанности должны быть посильными. Так, ребенок должен легко доставать до полочки, предназначенной для игрушек, одежды, рисовальных принадлежностей, и края стола, чтобы положить туда ложку или салфетку. Если ребенок пока не вырос настолько, чтобы достать до края стола, к сервировке лучше его пока не привлекать.

Обязанности детей 4 лет:

  • Расстилать и застилать постель.
  • Помогать в сервировке, в том числе расставлять чашки и тарелки.
  • Поливать цветы из емкости, которую взрослые заранее наполнили водой.
  • Давать домашним животным заранее купленный корм и воду по графику.
  • Протирать пыль с невысоких горизонтальных поверхностей.
  • Развешивать небольшие предметы на сушке (носки, шорты, тканевые салфетки, кухонные полотенца).

Уточним, что это обязанности в придачу к тем, что ребенок освоил в 3 года. И, конечно, список может корректироваться в зависимости от условий, в которых живет семья. В сельской местности 4-летнего ребенка вполне можно привлечь к сбору ягод, огурцов, помидоров.

Обязанности детей 5 лет:

  • Самостоятельно готовить простые бутерброды с колбасой, маслом, сыром, включая нарезку хлеба, сыра, колбасы и намазывание масла.
  • Самостоятельно готовить холодный завтрак (хлопья залить молоком, налить сок в чашку, достать из пакета булочку).
  • Убирать за собой посуду после еды и протирать стол от остатков пищи и крошек хлеба.
  • Подметать пол в своей комнате.
  • Сортировать белье для стирки (белое отдельно от цветного).
  • Протирать раковину и зеркало над раковиной от брызг воды после умывания.

Как и в предыдущих пунктах, тут возможны индивидуальные корректировки. Так, если зеркало над раковиной висит высоко и ребенок туда не достает, то и не нужно пока привлекать его к протиранию зеркала. Если в семье есть автомобиль, ребенок в 5 лет вполне может помочь папе мыть машину там, где может достать. Например, помыть все 4 дверцы.

Обязанности детей 6-7 лет (1 класс):

  • Пылесосить пол и ковер.
  • Самостоятельно подбирать себе одежду по сезону и погоде.
  • Вешать одежду в шкаф на вешалку после использования.
  • Самостоятельно собирать портфель (сумку, рюкзак, ранец) в школу.
  • Выгуливать собаку.
  • Менять наполнитель для туалета домашних любимцев.
  • Выносить нетяжелый мусор.
  • Наводить порядок у себя в комнате, в том числе за столом после того, как сделаны уроки.
  • Развешивать после стирки предметы среднего размера на бельевую веревку (полотенца, рубашки, футболки).

Список может быть дополнен, если семья живет своим домом. В этом случае 6-летний ребенок вполне может детскими граблями убирать сухие листья на участке, помогать полоть грядки от сорняков так, чтобы не перепутать сорняк с полезной зеленью.

Обязанности детей 7-8 лет (2 класс):

  • Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.
  • Участвовать в дрессировке домашних животных.
  • Мыть велосипед (самокат, роликовые коньки) в случае загрязнения.
  • Ставить велосипед (самокат, роликовые коньки, прочие спортивные принадлежности) на место после использования.
  • Принимать звонки на стационарный домашний телефон и записывать то, что требуется передать родителям.
  • Мыть лапы домашнему любимцу после прогулки, когда на улице сыро и грязно.
  • Гладить утюгом несложные вещи (кухонное полотенце, наволочка) после того, как взрослые покажут, как это делать, и объяснят правила безопасного обращения с утюгом.

Обязанности детей 8-9 лет (3 класс):

  • Сервировать стол для обеда или ужина.
  • Мыть полы.
  • Наводить порядок у себя в платяном шкафу.
  • Самостоятельно контролировать смену белья и одежды с грязной на чистую.
  • Пришивать оторвавшиеся пуговицы при условии, что взрослые показали, как безопасно пользоваться иголкой и где лежат нитки.
  • Варить яйца, сосиски, сардельки при условии, что взрослые объяснили правила безопасного пользования плитой.
  • Красить простые ровные поверхности (полки, забор) при условии, что взрослые объяснили правила техники безопасности при работе с лакокрасочными материалами.
  • Самостоятельно наполнять для себя ванну при условии, что взрослые научили правильно определять нужное соотношение горячей и холодной воды для мытья.
  • Собирать фрукты с деревьев с соблюдением мер предосторожности, чтобы не упасть.
  • Помогать кормить и купать младших братьев и сестер (при наличии).

Обязанности детей 9-10 лет (4 класс):

  • Менять постельное белье, в том числе пододеяльник.
  • Загружать стиральный порошок и кондиционер для белья в предназначенные для этого контейнеры стиральной машины.
  • Уметь запускать нужный режим стирки на стиральной машине после того, как взрослые покажут, как это делать.
  • Закупать продукты по списку.
  • Самостоятельно ходить на занятия в школу, спортивную секцию, кружок рукоделия при условии, что туда можно дойти пешком или добраться на велосипеде.
  • Готовить простейшие горячие блюда (каша, яичница, макароны).
  • Готовить чай, растворимый кофе, какао.
  • Планировать свой день рождения, исходя из возможностей семьи (выбор кафе, меню, развлечений) с помощью взрослых.

Обязанности детей 10-13 лет (5-7 класс):

  • При необходимости оставаться дома одному без взрослых.
  • Самостоятельно добираться в школу, секцию, на встречу общественным транспортом в пределах населенного пункта.
  • Самостоятельно планировать бюджет, исходя из выданных карманных денег.
  • Планировать все, что связано с личным хобби и другими увлечениями (график репетиций, посещение тренировок, закупку расходных материалов для рукоделия).
  • Планировать выполнение домашних обязанностей и поручений так, чтобы они были выполнены вовремя.
  • Чистить плиту, раковину, духовку (на постоянной основе или по очереди с другими членами семьи).
  • Уметь обращаться с имеющейся в хозяйстве электротехникой (например, газонокосилкой).
  • Выполнять несложные подсобные работы во время ремонта.

Обязанности старшеклассника:

  • Готовить обед или ужин для всей семьи (на постоянной основе или по очереди с другими членами семьи).
  • Без напоминаний самостоятельно записываться на прием к врачу и медицинские обследования, если в этом есть необходимость.
  • Вести здоровый образ жизни.
  • В пределах разумного предвидеть потребности членов семьи и предпринимать соответствующие действия (например, сходить за хлебом и молоком, если их не успели купить).
  • Продумать и по возможности реализовать возможности заработка в период летних школьных каникул.
  • Спланировать и совершить поездку в другой населенный пункт в пределах страны (узнать расписание, забронировать билеты, собрать вещи и необходимые для поездки документы).

Еще раз напомним, что каждый новый «возрастной блок» – это обязанности в придачу к тем, которые ребенок успел освоить в прошлые годы своей жизни. И, разумеется, в этом списке могут и, скорее всего, будут самые разные вариации в зависимости от существующих обстоятельств.

Так, если семья путешествует личным автомобилем, у старшеклассника может и не возникнуть необходимости вникать в нюансы перемещения поездом или междугородним автобусом, зато будет необходимость начать учиться водить машину намного раньше, чем его ровесники. Да и возможности, как заработать подростку, весьма ограничены действующим законодательством. Но, думается, какие-то минимум 3 обязанности ребенка из каждого «возрастного» списка для вас точно актуальны.

И, да, то, что обязанности у детей должны быть пренепременно, это само собой разумеется. Почему? Давайте поговорим и об этом.

Почему должны быть обязанности у детей?

Итак, почему семейные обязанности у детей – это важно и нужно? Во-первых, потому что это важный элемент социализации ребенка и его подготовки ко взрослой жизни [А. Бердникова, 2012]. И это еще не все!

Топ-5 причин четко сформулировать обязанности детей:

  1. Для воспитания трудолюбия и аккуратности.
  2. Для отработки и закрепления практических хозяйственных навыков.
  3. Для формирования навыков планирования и тайм-менеджмента.
  4. Для формирования волевых качеств и самодисциплины.
  5. Для дружных доверительных отношений в семье на основе взаимопомощи и взаимовыручки.

В принципе, можно добавить еще один пункт, который большинство родителей почему-то упускают из виду: домашнюю работу кто-то должен делать! И, если часть работы возьмут на себя подросшие дети, вам будет легче справляться с валом домашних дел и останется больше времени на себя, свое хобби и саморазвитие, о котором мы в повседневной рутине часто забываем.

Однако для того, чтобы это все так и было, обязанности детей в семье должны быть наполнены практическим смыслом, а не быть просто «обязанностью ради обязанности». Не стоит заставлять вытирать пыль ежедневно, если у вас плотно закрыты все окна и за сутки мебель не пачкается.

Не стоит гнать ребенка в магазин ради того, чтобы он туда пошел, если ваших съестных запасов вполне достаточно и к сегодняшнему столу ничего «такого-эдакого» не нужно. Дети быстро чувствуют фальшь и бесполезность выполняемой работы, и тогда об энтузиазме и нормальной атмосфере в семье можно будет вскоре забыть.

Кстати, тема мотивации и приучения детей к домашним обязанностям тоже часто вызывает массу проблем и вопросов.

Как приобщить детей к выполнению домашней работы?

Практически каждый физически и психически здоровый ребенок проходит стадию самостоятельности под условным кодовым названием «я сам». Это тот самый благодатный момент, когда ребенка можно многому научить, многое показать, от пресловутого застегивания пуговиц до ежедневной сервировки стола для ужина всей семьей и приготовления несложных блюд.

Однако родители часто упускают сей счастливый момент, перехватывая инициативу и не давая ребенку самому застегнуть пуговицы, завязать шнурки, развернуть конфету, потому что «ребенок долго возится, и я сделаю быстрее».

Сакраментальный вопрос «вы куда-то торопитесь?» обычно остается без ответа, потому что выход на прогулку в субботу в парк на 5 минут позже вряд ли имеет какие-то судьбоносные последствия. Да и утром в садик можно встать на 5-10 минут раньше, чтобы никто не спешил и не нервничал.

Еще один аргумент родителей – ребенок что-нибудь сломает (испортит, порвет) или травмируется (обожжется, порежется). Что тут сказать? Мы начали нашу сегодняшнюю статью с того, что, коль скоро вам уже поздно становиться чайлдфри, вам придется набраться терпения и сделать все для того, чтобы воспитать гармонично развитого и ответственного пока еще маленького, но быстро растущего человечка.

Поэтому набираемся терпения и подробно рассказываем в доступной для возраста ребенка форме, как безопасно обращаться с вилкой, ножом, бьющимися чашками и тарелками, пылесосом, плитой, утюгом, замком, велосипедом, самокатом, роликовыми коньками.

Практические советы, как объяснять и как помогать детям освоиться в этом сложном жестоком мире, можно почерпнуть из книги великого итальянского врача, педагога и гуманиста Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому» [М. Монтессори, 2009].

К слову, в методике Монтессори можно найти много практических наработок на все случаи жизни. Например, как приучить детей убирать за собой игрушки, начиная от прибауток на тему «игрушки хотят отдохнуть, давайте уложим их спать» до дисциплинарных воздействий «не пойдем гулять, пока не уберем игрушки» [М. Монтессори, 2012].

И, кстати, приучить детей убирать игрушки за собой полезно не только в плане поддержания порядка, но и для развития памяти, внимания и наблюдательности. Так, если с ребенка потребовать, чтобы каждая игрушка после игры отправлялась на свое место, ему придется запомнить, где и какая игрушка находилась изначально, что станет хорошим заделом для развития когнитивных способностей.

Итак, вот несколько правил, как делегировать детям домашние обязанности:

  • Объяснять смысл того или иного действия на доступном для понимания детей уровне.
  • Вместе пофантазировать, что случится, если не делать уборку (не мыть посуду, не выносить мусор).
  • Рассказать, что у всех членов семьи есть разные обязанности (папа зарабатывает деньги, мама готовит ужин).
  • Объяснять, что некоторые члены семьи в большей степени нуждаются в отдыхе, чем все остальные (бабушка старенькая, ей тяжело).
  • Избегать негативных комментариев по поводу домашних дел наподобие «как надоела эта уборка», «терпеть не могу стирать и гладить» и т.д.
  • Обязательно говорить ребенку «спасибо» и хвалить за то, что он справился с порученным делом.
  • Практиковать совместные дела по хозяйству (приготовление салата, уборка, разбор антресолей).
  • Превращать домашние дела в игру или соревнование (кто быстрее развесит «свою» кучу белья, найди «клад» в тумбочке и объясни, почему ты думаешь, что это клад).

Как вариант, можно внедрить систему игровых статусов по образу и подобию компьютерных игр. Например, один известный психолог советует систему статусов «Пупс» (до 4 лет), «Младший ученик» (до 1 класса), «Старший ученик» (когда пойдет в школу) с правами и обязанностями, соответствующими возрасту [Н. Козлов, 2016].

Кстати, в своей статье «Права и обязанности ребенка в семье» психолог дает конкретные кейсы, как приобщить детей к домашней работе, если время почему-либо упущено и детеныш предпочитает лежать на диване с планшетом [Н. Козлов, 2016].

Мы желаем, чтобы в вашей жизни всегда все было вовремя. Ждем вас на наших программах «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений» и курсе «Воспитание детей». И просим вас ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,