Меню курса

Урок 5. Мнемотехники и развитие памяти

Урок 5. Мнемотехники и развитие памяти«Вечно ничего не помню», «Опять все забыл», «Такое впечатление, что у некоторых девичья память плавно перетекает в старческий маразм, причем не только у женщин...» На самом деле, искусство забывать – это одна из полезнейших функций мозга, потому что иначе мы бы никогда не добрались до нужной информации, заваленной потоками ненужных сведений, актуальность которых давно исчерпалась.

Однако если вы не в состоянии удержать в голове выученный материал хотя бы до экзамена, а список покупок улетучивается из головы на полпути к магазину, мнемотехники и развитие памяти – это то, что вам сейчас нужно, и это то, чем мы сейчас займемся.

Цель урока: найти способы улучшения и развития памяти, разобраться, что такое мнемотехники и как они помогают запоминанию, изучить наиболее популярные и эффективные мнемотехники.

Для начала мы утоним терминологию, а затем перейдем непосредственно к основному материалу урока.

Содержание:

Это наш план на сегодня, так что приступаем!

Что такое мнемотехники?

Мнемотехники – это методы и техники, используемые для улучшения запоминания информации. Они включают в себя различные стратегии и приемы, направленные на повышение эффективности запоминания и воспроизведения выученного. Мнемотехники могут включать в себя использование ассоциаций, ментальных образов, алфавита и других методик.

Мнемотехники играют ключевую роль в повышении эффективности запоминания и улучшении памяти. С их помощью вы сможете относительно легко запомнить имена и лица новых знакомых, важные даты и номера телефонов, иностранные слова и фразы, стихи и песни, научные факты и исторические события, математические формулы и статистические данные, информацию для публичного выступления. Способность запоминать полезна в самых разных сферах.

Зачем нужны мнемотехники:

  • Улучшение успеваемости в школе и вузе – мнемотехники помогают студентам и школьникам запоминать большие объемы информации, что способствует повышению успеваемости и облегчает учебный процесс.
  • Повышение производительности труда – мнемотехники позволяют запоминать ключевую информацию, такую как имена клиентов, прайс-листы, мануалы и инструкции, что способствует повышению эффективности работы.
  • Упрощение организации повседневных дел – мнемотехники могут быть полезны для запоминания различных вещей в повседневной жизни, таких как списки покупок, номера телефонов и другие детали, что делает ежедневные задачи более организованными и управляемыми.
  • Развитие креативности – использование мнемотехник требует креативного мышления, потому что часто приходится создавать необычные ассоциации и образы, чтобы запомнить информацию. Это может способствовать развитию креативных навыков и гибкости ума.
  • Поддержание здоровья мозга – упражнения для улучшения памяти могут помочь стимулировать мозг и поддерживать его здоровье на протяжении всей жизни.

В целом, мнемотехники представляют собой ценный инструмент для улучшения памяти и управления информацией в различных аспектах жизни. Мнемотехники полезны практически всем, кто хочет улучшить свою память и эффективность запоминания информации. А некоторым группам людей эти техники особенно полезны.

Кому нужны мнемотехники:

Студенты и школьники – в процессе учебы приходится запоминать большие объемы информации для учебы и сдачи экзаменов. Мнемотехники помогают организовать и запомнить материал более эффективно.
Преподаватели – мнемотехники будут полезны для подготовки к занятиям и более доходчивого объяснения учебного материала.
Специалисты, работающие с большим объемом информации – работники умственного труда должны держать в голове большой массив данных, начиная от сугубо профессиональных сведений и заканчивая организационными вопросами (встречи, совещания, командировки и прочее).
Пожилые люди – мнемотехники могут помочь пожилым людям поддерживать здоровье мозга и улучшать память, что особенно важно для предотвращения ухудшения когнитивных функций.
Люди, стремящиеся к саморазвитию – освоение мнемотехник станет отличным вкладом в прокачку собственных «мягких навыков» и при этом поможет освоить информацию, необходимую для расширения кругозора, повышения квалификации и карьерного роста.

В целом, мнемотехники представляют собой ценный инструмент для любого человека, который хочет улучшить свою память и эффективность управления информацией в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как это работает?

Как работают мнемотехники?

Прежде, чем перейти непосредственно к изучению мнемотехник, нужно разобраться с общими принципами. Мнемотехники работают, опираясь на принципы когнитивной психологии и способы, которыми наш мозг обрабатывает и запоминает информацию [M. Stefanovich, 2020].

Принципы работы мнемотехник:

  • Ассоциации – многие мнемотехники основаны на создании ассоциаций между новой информацией и уже известными концепциями, образами или событиями. Это может быть что-то знакомое, эмоционально значимое или просто непосредственно связанное с тем, что нужно запомнить. Ассоциации делают информацию более запоминающейся, т.к. они создают связи между разными частями мозга.
  • Визуализация – многие мнемотехники включают использование визуализации и создание образов в уме. Визуальные образы обычно легче запоминаются и воспроизводятся, чем неподкрепленные образами словесные конструкции или абстрактные концепции.
  • Эмоциональная значимость – информация, связанная с эмоционально значимыми событиями, запоминается быстрее. Можно использовать этот принцип, например, ассоциируя новую информацию с позитивными или негативными эмоциями.
  • Организация и структурирование – многие мнемотехники помогают организовать информацию и создать для нее структуру, что упрощает ее запоминание. Это может включать в себя использование алфавита, числовые последовательности или другие системы организации.
  • Повторение и активное вовлечение – мнемотехники часто включают в себя повторение информации и активное вовлечение в процесс запоминания. Повторение помогает закрепить информацию в памяти, а активное вовлечение может усилить ассоциации и помочь лучше понять материал.

В целом, мнемотехники работают путем использования различных стратегий и приемов, чтобы сделать информацию более легко запоминаемой для мозга. Эти методы основаны на понимании того, как работает наша память, и нацелены на оптимизацию этого процесса. Теперь информация о мнемотехниках уже точно «ляжет на подготовленный грунт», поэтому перейдем к освоению мнемотехник.

Как освоить мнемотехники?

Сразу скажем, что мнемотехники – это очень широкое понятие, включающее множество приемов и методик. Тем не менее, можно выделить несколько основных и наиболее эффективных мнемотехник, доступных для освоения практически каждому. Давайте посмотрим, как перестать зубрить и начать запоминать уже буквально с сегодняшнего дня [Д. Александров, 2021].

Топ-6 популярных мнемотехник:

  • Метод Цицерона
  • Метод ассоциаций
  • Буквенно-цифровой код Перельмана
  • Метод Айвазовского
  • Метод запоминания лиц
  • Метод Фейнмана

Теперь расскажем о каждой из этих техник подробнее.

Метод Цицерона

Метод Цицерона еще называют «Дворцом памяти» или «Методом римской комнаты», потому что Цицерон является древнеримским философом и оратором. К слову, свой метод он разработал именно с целью запоминания информации для своих речей.

Данный метод предполагает использование воображаемого путешествия или прогулки по знакомому месту, например, по своему дому или улице, чтобы запомнить информацию. Сам Цицерон при подготовке к выступлению прохаживался по своему жилищу.

Как применять метод Цицерона:

  • Выберите место – это должно быть место, которое вам хорошо знакомо и которое можно легко визуализировать. Например, ваш дом, школа, улица или другое место, где вы часто бываете.
  • Создайте путь – представьте себе маршрут, которым вы будете следовать во время прогулки. Вы можете начать со входа в дом или здание и двигаться вдоль определенного пути, например, от комнаты к комнате или от объекта к объекту.
  • Ассоциируйте информацию с объектами – подумайте о том, какую информацию вы хотите запомнить, и свяжите ее с объектами или местами на своем пути. Например, если вы хотите запомнить список предметов, каждый предмет может быть связан с определенным предметом интерьера.
  • Пройдите путь в своем воображении – представьте себе, что вы проходите по выбранному пути в своем воображении, связывая каждый объект с тем, что вы хотите запомнить.

Повторяйте это воображаемое путешествие несколько раз, чтобы закрепить информацию в памяти. В принципе, вы можете повторять свой маршрут не только в памяти, но и пространстве, прохаживаясь по своему дому, как когда-то прохаживался по своему жилищу Цицерон.

Метод Цицерона основан на принципе, что визуальные образы лучше запоминаются, чем просто слова или абстрактные концепции. Этот метод особенно полезен для запоминания списков, последовательностей или другой упорядоченной информации.

Метод ассоциаций

На самом деле, ассоциации могут быть любыми. Ассоциировать новую информацию можно не только с предметами материального мира, но и с профессиями, явлениями, абстрактными понятиями. Например, если нужно запомнить фамилию «Гончаров», можно представить гончара за гончарным кругом.

Как использовать метод ассоциаций:

  • Выберите ключевые элементы информации – определите, что именно вы хотите запомнить. Это может быть список предметов, последовательность чисел, факты, даты или что-то еще.
  • Создайте ассоциации – подумайте о существующих образах, ситуациях или предметах, которые ассоциируются с каждым элементом информации. Эти ассоциации могут быть реальными или воображаемыми.
  • Свяжите информацию с ассоциациями – свяжите каждый элемент информации с его соответствующей ассоциацией. Помните, что чем более яркими и запоминающимися будут эти ассоциации, тем легче будет вам запомнить информацию.
  • Создайте истории и/или картинки – используйте эти ассоциации для создания историй или картинок в своем воображении. Визуализация может сделать ассоциации более живыми и запоминающимися.
  • Повторяйте – повторение помогает закрепить ассоциации в памяти. Повторяйте процесс создания и воспроизведения ассоциаций несколько раз, чтобы убедиться, что информация запомнилась надежно.

Например, если вам нужно не забыть купить молоко, вы можете себе представить корову. У большинства городских жителей корова ассоциируется исключительно с молоком и реже с говядиной. Если вы опасаетесь что-то перепутать и вместо молока купить килограмм говядины, можете представить себе то, ради чего вы покупаете молоко. Например, чашечку кофе, куда вы его добавляете.

Метод ассоциаций эффективен, потому что он использует естественные механизмы нашего мозга для запоминания информации. Ассоциируя новые данные с уже существующими образами или ситуациями, мы усиливаем более прочные нейронные связи, что делает информацию легче запоминаемой и доступной.

Буквенно-цифровой код Перельмана

На ассоциациях построена и такая мнемотехника, как буквенно-цифровой код Перельмана. Этот буквенно-цифровой код (БЦК), разработанный замечательным ученым и популяризатором науки Яковом Перельманом, ассоциирует каждую цифру с какими-либо согласными буквами русского алфавита. По сути, это привязка определенных букв к определенным цифрам для упрощения запоминания числовых значений

Оригинальный буквенно-цифровой код Перельмана представлен в его книге «Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения», впервые вышедшей в 1927 году [Я. Перельман, 1927]. Обратите внимание, что закодированы только согласные буквы:

Код Перельмана

В книге подробно объясняется, почему именно те или другие буквы ассоциируются с той или иной цифрой. Как правило, ассоциации построены на визуальном сходстве в написании либо на том, с какой буквы начинается название цифры, с чем она созвучна и т.д.

Например, «0» ассоциируется с буквой «Н» из-за названия «ноль» и буквой «М» из-за сходства звучания «Н» и «М». В свою очередь, «1» ассоциируется с буквой «Г» из-за похожести в написании и буквой «Ж» по причине лингвистических трансформаций буквы «Г»: беГу – беЖишь.

Если вам нужно запомнить, к примеру, год смерти Петра I, вам достаточно вспомнить буквы, ассоциированные с каждой цифрой, составляющей 1725 год, и придумать слово с этими буквами.

Итак, разбираем 1725 на составляющие:

  • Цифра «1» – это буква «Г».
  • Цифра «7» – это буква «С».
  • Цифра «2» – это буква «Т».
  • Цифра «5» – это буква «П».

Далее подбираем слова, где есть эти буквы. Например, «Г» и «С» есть в слове «ГуСь», а буквы «Т» и «П» есть в слове «ТоПор». Эти слова запомнить не очень сложно, а помня буквенно-цифровой код Перельмана, вы легко расшифруете сие послание.

Обращаем ваше внимание, что оригинальный буквенно-цифровой код Перельмана – это не единственная разработка в данной области. У Якова Исидоровича нашлись последователи, которые предложили свои кодировки. Как вариант, «0» можно ассоциировать с буквами «Н» и «Л», потому что «НоЛь», и буквой «Х», которая похожа на крест, обозначающий отсутствие числового значения.

Метод звуковых ассоциаций

Ассоциации можно выстраивать не только с предметами и явлениями, но и со звуками. Метод звуковых ассоциаций и использование звуковой памяти как мнемотехники подразумевает запоминание информации с помощью ассоциаций со звуками или звуковыми паттернами. Этот метод основан на том, что многие люди лучше запоминают информацию, когда она представлена в аудиоформате или ассоциирована со звуками.

Как использовать метод звуковых ассоциаций:

  • Ассоциации со звуками – свяжите информацию, которую вы хотите запомнить, с определенными звуками. Например, цифры с нотами, что позволит вам запоминать номера телефонов, дни рождения и т.д.
  • Песни и рифмы – придумайте песню или рифму, в которой каждый элемент информации представлен определенным звуком или мелодией. Это может помочь вам легко запомнить информацию и воспроизвести ее при необходимости. Или «привяжите» какую-то информацию к уже знакомой песне.
  • Аудиозаписи – запишите информацию на диктофон в телефоне и прослушайте запись несколько раз, чтобы закрепить ее в памяти. Это может быть полезно, если вы лучше запоминаете информацию, когда слышите ее, а не когда видите.

Использование звуковой памяти как мнемотехники может быть особенно полезным для людей, которые лучше запоминают информацию, когда она представлена в аудиоформате, или для тех случаев, когда доступ к визуальным средствам ограничен. Этот метод позволяет разнообразить способы запоминания и обогатить свой арсенал мнемотехник.

Какой-то единой «азбуки звуков» для лучшего запоминания по аналогии с буквенно-цифровым кодом Перельмана пока нет, так что вам придется разработать ее для себя в индивидуальном порядке. Что отчасти правильно: бесполезно предлагать человеку ассоциировать те или другие цифры со звучанием тех или иных нот, если человек не знает ноты и не обладает развитым музыкальным слухом. Возможно, такому человеку будет проще ассоциировать что-либо с шелестом листьев, шумом дождя и т.д.

Метод Айвазовского

Метод Айвазовского – это внимательное изучение визуального объекта с последующим воспроизведением образа по памяти. Метод предназначен для развития фотографической или эйдетической памяти. Такая память позволяет воспроизводить образ нужного объекта с практически стопроцентной точностью.

Предложил данный метод, как вы уже догадались, известный художник Иван Айвазовский, который обладал развитой фотографической памятью и поделился лайфхаком, как ее наработать.

Это не совсем мнемотехника в том понимании, как мы рассматриваем этот инструмент в сегодняшнем уроке. Напомним, мнемотехники – это методы и техники, используемые для улучшения запоминания информации.

Однако, если отнести визуальные образы к зрительной информации, метод Айвазовского совершенно законно займет свое место в ряду популярных мнемотехник.

Как использовать метод Айвазовского:

От 1 до 5 минут внимательно разглядывайте нужный объект.
Закройте глаза и мысленно представьте его максимально подробно во всех деталях, какие успели запомнить.
Откройте глаза и сравните объект с вашим мысленным образом.
Повторяйте эти действия, пока не добьетесь максимального совпадения.

Начинать тренировки рекомендуется с простых предметов, таких как чашка, ложка, карандаш, ручка и прочее, что имеет до 10 видимых отличительных признаков. Когда вы научитесь их видеть и запоминать, можно перейти к более сложным объектам.

Что именно вы должны увидеть и запомнить, чтобы воссоздать образ предмета в своей голове? На что нужно обращать внимание? Конечно, на ключевые детали (размер, цвет, форма) и отличительные признаки (наличие сколов, повреждений, потертостей). Это касается как простых объектов, так и более сложных.

Метод запоминания лиц

Специальный метод запоминания лиц был разработан на кафедре психологии МГУ и основывается этот метод на внимательном и целенаправленном рассматривании объекта (в данном случае лица человека) с целью запоминания.

Рассматривать нужно не просто так, а сначала оценить внешность «в общем и целом», и затем мысленно разделить лицо на части, последовательно изучив каждую из частей.

Как изучать лицо человека:

  • Размер и форма головы.
  • Высота лба и ширина лба между висками.
  • Форма и ширина бровей.
  • Цвет, размер и разрез глаз.
  • Размер и форма носа.
  • Ширина скул.
  • Размер и форма губ.
  • Размер и форма нижней челюсти.
  • Размер, форма и высота ушей.

Так, нужно внимательно рассмотреть, какие у человека уши: прижатые, оттопыренные, большие, маленькие, где расположены верхние кончики (выше либо ниже наружного края глаза). Более подробные инструкции вы найдете в первоисточнике [Самоучитель по развитию памяти, 2010]. И обратите внимание, что при запоминании лица цвет волос и прическа отнюдь не самое главное, потому что женщины могут поменять стрижку, укладку, цвет волос, а мужчины могут со временем облысеть.

Заметим, что метод запоминания лиц можно экстраполировать практически на любой визуальный объект, потому что любой визуальный объект можно мысленно разделить на части и изучать по частям.

Метод Фейнмана

И, наконец, метод Нобелевского лауреата по физике, писателя, художника и музыканта Ричарда Фейнмана.

Метод Фейнмана – это запоминание посредством максимально подробного объяснения. Чем подробнее мы объясняем что-либо кому-то другому, тем лучше запоминаем это «что-то» сами. Суть метода Фейнмана заключается в том, чтобы объяснить подлежащий запоминанию материал так просто и подробно, как только возможно.

Как использовать метод Фейнмана:

  • Выберите тему, статью, материал, который хотите выучить и запомнить.
  • Попробуйте объяснить эту тему, статью, материал простыми словами, как для ребенка.
  • Если у вас не получается объяснить тему доступным для понимания ребенка языком, значит, в вашем понимании темы есть пробелы, которые нужно ликвидировать прежде, чем запоминать материал.
  • Изучите материал еще раз и попробуйте объяснить его снова.
  • Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вы не будете уверены в своем понимании и способности объяснить тему простыми словами.

Метод Фейнмана основан на том, что лучший способ запомнить что-либо –попытаться объяснить это кому-то другому. В процессе формулировки сложных концепций простыми словами вы активизируете свой ум, улучшаете свое понимание темы и облегчаете себе запоминание материала.

Эти мнемотехники могут быть эффективными инструментами для запоминания и управления информацией в различных ситуациях. Каждый человек может выбрать те, которые больше всего соответствуют его индивидуальным потребностям и предпочтениям. Больше приемов и методов вы узнаете на нашей программе «Мнемотехники». И, конечно, будет логично затронуть такой аспект темы, как улучшение памяти в целом.

Как улучшить память?

Развитие памяти – это процесс, который требует усилий и практики. Мнемотехники – это, помимо утилитарной функции запоминания, еще и инструмент развития памяти: эффективный, но далеко не единственный.

Ученые давно исследуют эффективность самых разных способов улучшения памяти, и представили самые действенные методы в обзоре «Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе» [М. Расторгуева, 2020].

Топ-12 способов улучшить память:

  • Решайте математические задачи и примеры – так вы активизируете свой мозг и улучшаете его функции, в том числе функцию памяти.
  • Заучивайте стихи и песни – так вы задействуете свой артикуляционный аппарат и создаете дополнительные нейронные связи словом и действием, что способствует лучшему запоминанию.
  • Разгадывайте кроссворды – вы будете вынуждены узнать много нового и перебрать массу вариантов, пока найдете подходящий, что создаст множественные смысловые ассоциативные связи.
  • Изучайте иностранные языки – попытки освоить большой массив информации для запоминания сам по себе стимулирует функцию памяти.
  • Пытайтесь вспомнить забытое без обращения к источнику информации – это гораздо лучший стимул для мозга, нежели просто прочитать забытое еще раз.
  • Выполняйте привычные действия с закрытыми глазами – почистите зубы, зашнуруйте ботинки, сделайте несколько шагов по комнате, где нет острых углов мебели и бьющихся предметов. Это улучшает вашу пространственную память и пространственную ориентацию.
  • Меняйте привычные маршруты – на работу, с работы, в магазин, на вокзал, в кино, театр, на пляж. Это заставит мозг работать активнее, запоминая новую схему движения.
  • Придумывайте нестандартные и неожиданные ассоциации – например, вы никогда не забудете, в каком году произошла Куликовская битва, если запомните, что это случилось за 600 лет до Олимпиады 1980 года в Москве.
  • Рассказывайте истории самим себе – например, о том, как прошел ваш день. Так есть вероятность вспомнить больше деталей прошедшего дня.
  • Совершайте мысленные экскурсии по разным местам – мысленно пройдитесь по квартире, улице, набережной, стараясь вспомнить как можно больше деталей, на которые стоит обратить внимание.
  • Бросайте спички – и пытайтесь запомнить их расположение на поверхности. Затем отвернитесь и попробуйте соорудить такой же «пейзаж» из других спичек.
  • Перечисляйте предметы – например, 10 предметов, находящихся в поле зрения. Затем уйдите в другую комнату и попытайтесь вспомнить все эти 10 предметов.

В последних двух случаях мы видим явную отсылку к методу Айвазовского, когда нужно внимательно рассмотреть что-либо, а потом попытаться воспроизвести с максимальной точностью и соответствием оригиналу. Нестандартные и неожиданные ассоциации можно рассматривать как интерпретацию метода ассоциаций из ранее рассмотренных мнемотехник, а мысленные экскурсии по разным местам помогут создать базу для использования метода Цицерона.

Кроме того, есть способы, позволяющие оперативно улучшить способность к запоминанию информации буквально за пару минут на случай, если вам что-либо нужно запомнить достаточно быстро:

  • Нарисовать то, что нужно запомнить.
  • Сделать 5-минутную зарядку.
  • Заняться сексом (для лиц 18+).
  • Выпить немного алкоголя (для лиц 18+).
  • Послушать музыку.
  • Заняться медитацией.
  • Пройтись спиной вперед одновременно с изучением информации.
  • Просто отдохнуть.

Каким образом это все работает, мы подробно рассказываем в нашей статье «Как улучшить память за 10 минут». Уточним, что все это нужно делать в придачу к работе с информацией, а не вместо, и тогда вы сможете запомнить гораздо больше, чем без этих мер.

И, конечно, функции мозга зависят от общего физического здоровья организма, потому что в организме все взаимосвязано. Поэтому ученые не устают напоминать о необходимости здорового образа жизни, правильного питания, 8-часового сна и занятий спортом. Желающим углубиться в тему предлагаем ознакомиться с нашей статьей «Топ-7 причин, по которым спорт полезен для мозга».

А теперь подведем итог.

На этом уроке мы узнали, что такое мнемотехники и зачем они нужны.

Мы изучили топ-6 наиболее популярных и эффективных мнемотехник, топ-12 способов улучшить память и 8 способов быстро улучшить способность к запоминанию.

Еще больше вы узнаете на нашей программе «Мнемотехники», где вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое.

А сейчас предлагаем пройти проверочный тест и посмотреть, как вы запомнили материал урока.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Следующая тема, которую мы рассмотрим, – это психорегуляция и управление эмоциями.

1Софт