Меню курса

Урок 1. Когнитивистика и развитие мышления

Урок 1. Когнитивистика и развитие мышления«Все проблемы находятся у человека в голове», «Мы просто не знаем всех возможностей своего мозга», «Самое главное – это мыслить в нужном направлении...» Знакомо? И, согласитесь, в этих заезженных фразах определенно что-то есть!

Мы не будем транслировать банальности наподобие «Все зависит от человека». Есть масса обстоятельств, на которые мы не можем повлиять: место и время нашего рождения, пол, возраст, рост и многие другие физические параметры.

Однако в этом мире есть много чего, что мы сами предопределяем своими действиями или бездействием. И чтобы действовать в правильном направлении себе на пользу, зачастую вполне достаточно «приложить мозг» и хоть немного подумать, что и как лучше сделать.

Как раз для этого и нужно развивать мышление – чтобы научиться видеть возможности там, где они не самоочевидны. Этим мы и займемся на сегодняшнем уроке, а поможет нам в этом когнитивистика.

Цель урока: понять, что такое когнитивистика и когнитивные способности, узнать, как развивать когнитивные способности, какие бывают техники мышления и какие задачи выполняют различные техники мышления в контексте развития когнитивных способностей.

Мы разберем основные термины и понятия, необходимые нам для освоения темы, а затем перейдем к рекомендациям, как развивать мышление и прочие когнитивные способности.

Содержание:

План действий понятен, поэтому приступаем!

Что такое когнитивистика?

Когнитивистика – это комплекс дисциплин, которые изучают возможности человеческого мозга, познание и сами мыслительные процессы. По сути, это междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

В более прикладном значении когнитивистика – это междисциплинарная область науки, изучающая когнитивные процессы, такие как восприятие, мышление, память и прочие. Она фокусируется на понимании того, как люди усваивают информацию, обрабатывают ее и взаимодействуют с окружающим миром через свои когнитивные функции.

Основные аспекты когнитивистики:

  • Восприятие – изучение того, как люди воспринимают информацию из окружающей среды, какие механизмы используются для распознавания объектов и образов, как восприятие влияет на понимание мира.
  • Мышление и решение проблем – анализ того, как происходит процесс мышления, принятия решений и решения проблем, исследование стратегий, которые люди используют для анализа информации и принятия обоснованных решений.
  • Память – изучение процессов формирования, хранения и извлечения информации в памяти. Включает в себя как краткосрочную, так и долгосрочную память, а также механизмы кодирования и воспроизведения информации.
  • Язык и коммуникация – исследование процессов языкового восприятия, понимания и того, как люди обмениваются информацией.
  • Развитие когнитивных способностей – изучение того, как когнитивные процессы развиваются на протяжении жизни человека.
  • Влияние внешних факторов – анализ воздействия факторов окружающей среды, образования, культурных и социальных условий на когнитивные процессы.

Когнитивистика использует методы исследования из различных научных областей, таких как психология, нейронаука, лингвистика, философия и компьютерные науки. Она играет ключевую роль в понимании того, как работает человеческий разум и какие механизмы лежат в основе наших познавательных способностей.

Как видно из определения, основы когнитивистики были бы полезны всем и каждому. Однако есть категории людей, кому когнитивистика полезна в первую очередь.

Кому нужна когнитивистика:

Ученые и психологи – когнитивистика является важной областью для психологов, изучающих процессы восприятия, мышления, памяти, языка и другие когнитивные функции. Она предоставляет фреймворк для понимания того, как работает человеческий разум.
Педагоги, учителя и преподаватели – когнитивистика предоставляет методы и инструменты для разработки эффективных стратегий обучения. Понимание того, как студенты усваивают информацию, может помочь в создании учебных программ и методик, способствующих оптимальному обучению.
Программисты и веб-дизайнеры – понимание когнитивных процессов помогает создавать интуитивно понятные и удобные интерфейсы для программ и приложений.
Неврологи и психиатры – когнитивистика важна для изучения и лечения расстройств, связанных с когнитивными функциями, таких как аутизм, шизофрения, деменция и другие.
Лингвисты – когнитивистика помогает в понимании того, как человек воспринимает, обрабатывает и использует язык.

В целом, когнитивистика играет важную роль в различных областях, помогая лучше понимать человеческий разум и разрабатывать подходы, направленные на улучшение образа жизни и эффективности в различных сферах деятельности. Тогда что же такое когнитивные способности?

Что такое когнитивные способности?

Когнитивные способности – это общее понятие, которое описывает разнообразные психические процессы, вовлеченные в получение, обработку и использование информации. Эти способности включают в себя различные аспекты познавательной деятельности человека.

Основные когнитивные способности:

  • Восприятие – способность к восприятию и интерпретации сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через зрение, слух, обоняние и прочие органы чувств.
  • Внимание – способность сосредотачиваться на определенных аспектах информации, игнорируя другие.
  • Память – возможность удерживать и воспроизводить информацию после того, как она была воспринята.
  • Мышление – процесс обработки информации с целью генерации новых идей, решения задач и принятия решений.
  • Речевые способности и речевое мышление – владение языком, письменной и устной речью, понимание и использование грамматики, лексики и синтаксиса.
  • Различение – способность выделять и распознавать различия между объектами, событиями или идеями.
  • Способности к обучению – способность к освоению новой информации и приспособлению к изменениям в окружающей среде.
  • Метакогнитивные навыки – способность осознавать и контролировать свои собственные когнитивные процессы, такие как понимание своих сильных и слабых сторон в решении задач.

Когнитивные способности являются ключевыми для эффективного функционирования человека в обществе и приспособления к изменяющейся среде. Они играют важную роль в обучении, решении повседневных задач, взаимодействии с другими людьми и в общем качестве жизни.

Можно встретить разные классификации когнитивных навыков, где в зависимости от степени детализации их будет больше или меньше. Так, можно по отдельности рассматривать краткосрочную и долгосрочную память, а можно способность к обучению отнести в раздел «мышление», потому что обучение – это, в первую очередь, обработка и осмысление входящей информации, в том числе с целью решения задач. Например, по математике, физике, химии.

В контексте нашей темы степень детализации не суть важна, потому что большинство рекомендаций по развитию когнитивных способностей воздействуют на все составляющие. Даже когда речь идет, к примеру, о специальных упражнениях на тренировку памяти или мышления, мы все равно в этот момент тренируем и внимание, и восприятие, и способность выделять и распознавать различия между объектами, событиями или идеями.

Кому и зачем следует развивать когнитивные способности? Думается, развитие мышления и других когнитивных навыков в той или иной степени нужно всем, но некоторым следует на этом сосредоточиться с максимальной самоотдачей:

1Дети и подростки – развитие когнитивных навыков важно для детей и подростков, потому что они находятся в стадии активного формирования мышления, памяти, внимания и языковых способностей. Эти навыки являются основой для успешного обучения в школе и в будущем.
2Студенты и учащиеся – у школьников и студентов высших учебных заведений когнитивные навыки играют важную роль в успешном обучении. Анализ, критическое мышление, умение решать проблемы и эффективное запоминание информации содействуют академическому успеху.
3Представители инженерных и творческих профессий – такие специалисты заметно выигрывают от развития когнитивных навыков, потому что это помогает в решении сложных задач и разработке новых идей.
4Предприниматели – для предпринимателей важно иметь креативное мышление, способность к анализу рынка и прогнозированию тенденций. Кроме того, развитые когнитивные навыки помогают в принятии обоснованных решений и управлении командой.
5Люди, заботящиеся о здоровье – здоровый образ жизни включает не только физическое, но и ментальное здоровье. Развитие когнитивных навыков может помочь в поддержании умственного тонуса, предотвращении деменции и улучшении качества жизни.

Как видим, польза от развития когнитивных способностей многоаспектна, поэтому давайте посмотрим, как над этим работать.

Как развивать когнитивные способности?

Развитие когнитивных способностей может быть достигнуто через разнообразные упражнения и активности, которые стимулируют различные аспекты когнитивной функции, такие как внимание, память, мышление и прочие.

Есть множество беспроигрышных действий и стратегий, которые помогут улучшить когнитивные навыки параллельно с получением новых полезных для жизни знаний которые нам рекомендуют психологи [Д. Конончук, 2021]. Для удобства восприятия изложим их максимально компактно.

Способы развития когнитивных навыков:

  • Кроссворды и головоломки – решение кроссвордов, судоку и других головоломок помогает улучшить внимание, логическое мышление и работу памяти.
  • Решение математических задач – математика способствует развитию логического мышления и навыков решения проблем.
  • Изучение иностранных языков и языков программирования – изучение нового языка способствует развитию когнитивных способностей, включая память, внимание и лексические навыки.
  • Чтение и обсуждение – чтение разнообразной литературы и обсуждение прочитанного с другими людьми помогает улучшить критическое мышление и расширить словарный запас.
  • Медитация – практика медитации способствует улучшению внимания, сосредоточенности и управлению стрессом.
  • Интеллектуальные игры – шахматы, игра го, настольные игры с необходимостью выстраивать стратегию способствуют развитию логического мышления.
  • Физическая активность – спорт, фитнес, регулярные упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, в том числе мышечной памяти и концентрации внимания.
  • Обучение музыке – освоение теории музыки и игры на музыкальном инструменте стимулирует развитие памяти и творческого мышления.
  • Занятия творчеством – рисование, пение, дизайн, шитье, создание кулинарных шедевров помогают развивать креативное мышление, что является важной составляющей мышления как такового.

Важно разнообразить занятия и включить их в повседневную жизнь, постепенно увеличивать сложность задач и стимулировать мозговую активность.

При этом ученые напоминают о важности базовых вещей в жизни человека.

Кроме того, можно делать специальные упражнения для развития мышления и прочих когнитивных способностей.

Упражнения для развития мышления:

  • Непривычная жизнь вещей – за 1 минуту написать максимальное количество способов применения салфетки, газеты, пробки от вина, подушки и т.д.
  • Генератор бреда – перечислить по 10 пунктов, что общего у ноги и руки, кастрюли и самолета, дивана и велосипеда. Помните, что жимолость – это примерно то же самое, что выхухоль, только растение.
  • Чудо-архитектор – нарисовать здание, построенное из 10 случайных предметов. Например, таких как мост, дерево, смартфон, ключ, камень и прочее.
  • Ассоциации – придумать как можно больше ассоциаций к любому случайному слову. Например, ассоциации к слову «рыба»: река, море, озеро, удочка, сеть, уха, сковородка.
  • Задача с искусственным ограничением – написать рассказ, не используя определенную букву, составить задачу по математике так, чтобы в условии и ответе не было определенных цифр, и т.д.
  • «За» и «против» – найти аргументы в поддержку и противовес какому-либо утверждению. Например, что Земля круглая или Солнце светит.
  • Перечисление возрастающих и убывающих последовательностей на 2, 3, 4 и далее до 100 – например, возрастающая последовательность на 2 – это 2, 4, 6, 8, …, 100, убывающая последовательность на 2 – это 100, 98, 96, 94, …, 2.
  • Тест Струпа – назвать правильный цвет, которым окрашено слово, в условиях, когда цвет букв не совпадает со значением слова:

Тест Струпа

А еще можно поставить себе необычную задачу к той или другой дате, сезону, событию в противовес банальному и привычному шаблону восприятия. Например, к пляжному сезону принято ставить задачу похудеть, а вы можете поставить себе задачу к пляжному сезону стать умнее. Каким образом? Допустим, пройти нашу программу «Когнитивистика».

Это были общие рекомендации по развитию мышления и прочих когнитивных навыков. Однако мы можем целенаправленно поработать над конкретными техниками мышления, которые помогут нам усовершенствовать наши мыслительные функции и прочие когнитивные способности.

Как бывают техники мышления?

Существует множество техник мышления, которые могут помочь в развитии когнитивных способностей, решении проблем, принятии решений и стимулировании творческого мышления. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных техник:

  • Mind Mapping
  • Шесть шляп мышления
  • Два мешка
  • 5 почему
  • SWOT-анализ
  • «Мышление наоборот» или Метод «от обратного»

Итак, приступим!

Mind Mapping

Техника Mind Mapping представляет собой визуальный метод организации, структурирования и визуализации идей. Изучим шаги, которые помогут освоить эту технику:

  • Выберите тему или проблему, с которой вы хотите работать. Это может быть проект, учебное задание, бизнес-план или любая другая идея.
  • Напишите центральное слово или короткую фразу, которая наилучшим образом описывает вашу тему, в центре листа бумаги или на доске.
  • Разработайте ветви, ведущие от центральной темы. Это могут быть основные подтемы, категории или ключевые идеи, связанные с основной темой.
  • Добавьте более детальные подветви, представляющие конкретные аспекты каждой основной идеи. Это помогает создать более полное представление о вашей теме.
  • Работайте с цветами и изображениями, чтобы сделать карту более наглядной. Используйте цвета для выделения различных категорий и изображения для более наглядного представления идей.

Для большей краткости и наглядности вместо длинных предложений используйте ключевые слова и короткие фразы. Это делает карту удобной для быстрого восприятия и ассоциаций:

Mind Map

Не стесняйтесь экспериментировать с формой Mind Mapping. Эти карты могут быть в виде деревьев, радиальных диаграмм, геометрических фигур и т.д. Если пока ничего не приходит в голову, начать можно с самого простого варианта представления:

[Центральная тема]

|

[Основная подтема 1] – [Подветвь 1.1]

|

[Основная подтема 2] – [Подветвь 2.1] – [Подветвь 2.2]

|

[Основная подтема 3] – [Подветвь 3.1] – [Подветвь 3.2] – [Подветвь 3.3]

Это поможет быстрее освоить упражнение и перейти к более сложным вариантам составления Mind Map.

Шесть шляп мышления

Метод «Шесть шляп мышления» представляет собой инструмент для систематического рассмотрения различных аспектов проблемы или ситуации с точки зрения различных типов мышления. Каждая «шляпа» представляет определенный тип мышления:

  • Белая шляпа (Информация) сосредотачивается на фактах и информации.
  • Красная шляпа (Эмоции) фокусируется на чувствах, интуиции и эмоциональной реакции.
  • Черная шляпа (Критика) оценивает негативные аспекты и риски.
  • Желтая шляпа (Оптимизм) рассматривает положительные стороны и выгоды.
  • Зеленая шляпа (Творчество) сосредотачивается на альтернативных идеях и креативных решениях.
  • Синяя шляпа (Управление) организует процесс мышления и управляет планом действий.

Начните с определения проблемы или вопроса, который требует рассмотрения. Подходите к проблеме, используя каждую «шляпу» последовательно. Например, начните с белой, затем переходите к красной и далее. Задавайте себе вопросы, соответствующие каждой шляпе:

  • Какие факты у нас есть (белая шляпа)?
  • Какие чувства вызывает эта ситуация (красная шляпа)?
  • Какие препятствия есть на пути решения проблемы (черная шляпа)?
  • Какие выгоды принесет каждый вариант решения (желтая шляпа)?
  • Какие могут быть нестандартные пути решения (зеленая шляпа)?
  • Каков окончательный план действий (синяя шляпа)?

Это примерный список вопросов, и для каждой «шляпы» их может быть два, три или больше, пока вы не найдете все ответы. К «шляпам» при необходимости можно возвращаться несколько раз.

Например, после зеленой шляпы и найденного нестандартного решения вернуться к черной шляпе, чтобы оценить возможные риски, и желтой шляпе, чтобы оценить выгоды решения.

Два мешка

В самом общем виде техника «Два мешка» сводится к разделению идей на две категории: полезные и неполезные. Такой подход помогает фокусироваться на ключевых аспектах и игнорировать те, что никак не влияют на результат.

Кроме того, такой подход можно применять к оценке разных вариантов решения. В таком случае каждый «мешок» будет означать плюсы и минусы решения и поможет взвесить каждый вариант на предмет потенциальной пользы и возможных издержек.

5 почему

Метод «5 почему» – это техника корневого анализа, разработанная в компании Toyota для выявления основных причин проблем. Основная идея этого метода заключается в последовательной постановке вопроса «Почему?» с целью выявления корня проблемы. Обычно, чтобы достичь глубокого понимания, нужно задать вопрос «Почему?» пять раз.

После выявления корня проблемы можно начать разрабатывать конкретные решения, направленные на устранение этой основной причины. Преимущества метода «5 почему» включают в себя более глубокое понимание причин проблемы и предотвращение повторного возникновения схожих ситуаций.

SWOT-анализ

Анализ SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) – это инструмент стратегического мышления и планирования, который помогает оценить внутренние и внешние факторы, воздействующие на организацию, проект или предприятие. Может использоваться для разработки стратегии бизнеса, оценки проекта или решения частной повседневной задачи.

Алгоритм SWOT:

1
Определение сильных и слабых сторон – рассмотрите внутренние аспекты вашей деятельности. Какие у вас есть сильные стороны, которые могут быть использованы в вашу пользу? А какие слабости могут потенциально препятствовать достижению ваших целей?
2
Определение возможностей и угроз – рассмотрите внешние факторы, которые могут повлиять на вашу деятельность. Какие возможности могут открыться для вас на рынке или в среде? А какие угрозы могут возникнуть? И как вы можете им противостоять?
3
Формирование матрицы SWOT – создайте матрицу SWOT, разделяя ее на четыре квадранта: Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности и Угрозы. Разместите соответствующие факторы в каждом из квадрантов.
4
Разработка стратегий – на основе анализа SWOT разработайте стратегии развития. Это могут быть стратегии укрепления сильных сторон, устранения слабостей, использования возможностей и защиты от угроз.

Помните, что процесс требует постоянного мониторинга и обновления. Ситуация может измениться, и вам необходимо адаптировать вашу стратегию в соответствии с новыми условиями.

Мышление наоборот или Метод «от обратного»

Метод «Мышление наоборот» – это стратегия мышления, при которой вы рассматриваете проблему или вопрос с обратной стороны или представляете, что ищете «обратное» решение. Вместо того чтобы искать способы решения, вы фокусируетесь на том, как можно было бы создать или усугубить проблему. Этот метод может помочь обнаружить неочевидные аспекты или найти нестандартные решения.

Как использовать «Мышление наоборот»:

  • Четко определите проблему или вопрос, с которым вы сталкиваетесь.
  • Представьте себе вопрос, обратный оригинальному. Например, если вы задаете вопрос «Как улучшить процесс?», инверсия этого вопроса будет «Как испортить процесс?»
  • Начните рассматривать различные варианты того, как можно было бы создать проблему или усугубить ситуацию, а не решить ее. Это позволяет вам рассмотреть что угодно с новой точки зрения.

В процессе исследования обратных решений вы можете обнаружить аспекты ситуации, которые ранее не замечали. Это может привести к новым идеям или предложениям. Далее сравните обратные решения с традиционными. Возможно, некоторые из идей можно адаптировать или комбинировать с более традиционными подходами.

Больше техник мышления вы сможете узнать, если пройдете нашу программу «Когнитивистика». Мы рекомендуем найти для этого время, потому что освоение различных техник мышления может положительно влиять на когнитивные способности человека, обогащая его познавательные процессы и способности.

Как освоение различных техник мышления влияет на когнитивные способности:

  • Развитие гибкости мышления – многие техники мышления, такие как метод «Шесть шляп мышления» или техника ассоциаций, способствуют развитию гибкости мышления. Это позволяет лучше адаптироваться к различным ситуациям и рассматривать проблемы с разных точек зрения.
  • Улучшение креативности – техники, такие как обратное мышление, генерация идей или использование аналогий, могут способствовать развитию творческого мышления и способности к созданию новых концепций.
  • Повышение критического мышления – различные техники анализа, включая SWOT-анализ или метод «Два мешка», могут способствовать развитию критического мышления и способности оценивать сильные и слабые стороны решений.
  • Улучшение памяти – многие техники, включая использование ассоциаций или Mind Mapping, могут помочь улучшить кодирование и воспроизведение информации, что положительно влияет на память.
  • Развитие умения обучения – изучение и применение различных техник может развить умение быстро учиться новой информации и адаптироваться к переменам.
  • Самоорганизация и планирование – такие методы, как SWOT-анализ, «5 почему» и Mind Mapping помогают планированию дальнейших действий.
  • Развитие метакогнитивных навыков – освоение техник мышления способствует развитию метакогнитивных навыков, позволяя лучше осознавать и контролировать свои собственные когнитивные процессы.

Важно отметить, что эффективность техник мышления может варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений, стилей мышления и конкретных ситуаций. Комбинирование различных техник может быть наиболее полезным для разностороннего развития когнитивных способностей.

А теперь подведем итоги.

На первом уроке мы с вами узнали, что когнитивистика – это междисциплинарная область науки, изучающая когнитивные процессы.

Мы узнали, что когнитивные способности – это общее понятие, которое описывает разнообразные психические процессы, вовлеченные в получение, обработку и использование информации.

Мы разобрали основные способы развития когнитивных навыков, упражнения для развития мышления и основные техники мышления, такие как Mind Mapping, «Шесть шляп мышления», «Два мешка», «5 почему», SWOT-анализ, «Мышление наоборот» или Метод «от обратного».

Далее предлагаем закрепить пройденный материал и пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы рассмотрим тему критического восприятия информации и людей.

1Софт