Меню курса

Урок 6. Образовательные и профессиональные пути

Урок 6. Образовательные и профессиональные путиНа прошлом уроке мы разобрались, что такое профориентация и зачем она нужна, изучили основные виды и этапы профориентации, инструменты и ресурсы для профориентации, а также советы экспертов по выбору профессии и построению карьеры.

Сегодня мы продолжим движение по нашему карьерному треку и будем рассматривать различные способы проложить свой образовательно-профессиональный путь так, чтобы получение знаний, формирование и развитие навыков привели нас к успеху в профессии.

Цель урока: изучить различные виды образовательных путей и узнать, как организовать непрерывное обучение и развитие актуальных навыков, чтобы быть востребованными на рынке труда, и как ориентироваться на рынке труда.

Забегая чуть вперед, скажем, что для этого вам понадобятся навыки самостоятельного обучения и работы с информацией, чему можно научиться на наших программах «Быстрое чтение и усвоение информации» и «Лучшие техники самообразования».

Содержание:

Сегодня нам будут полезны книги «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии» [К. Робинсон, 2010] и «Счастье в деятельности. Ход котом: от работы-тюрьмы к работе-мечте» [Ф. Гузенюк, 2021].

Виды образовательных путей

Для начала давайте разберемся: Зачем нам изучать различные виды образовательных путей? Вот пусть бы каждый, кто уже определился с профессией, сам искал, где ее получить – так? Или нет?

На самом деле, еще в конце прошлого века именно так все и было. Инженеров компьютерных сетей и программистов для зарождающейся сферы информационных технологий готовили в вузе. Слесарей, пекарей, строителей и парикмахеров учили в ПТУ.

А что делали люди 4 года в техникуме с учетом того, что после техникума их знания и навыки, как правило, не позволяли ни выполнять самостоятельные задания с хотя бы минимальной интеллектуальной нагрузкой, ни делать что-то руками, не всегда понятно по сей день.

Сегодня мир стал динамичнее и многообразнее, и к одной и той же цели можно прийти разными путями. Конечно, есть некие незыблемые вещи. Так, образовательный путь врача любого профиля предполагает учебу в медицинском университете и интернатуре. Для того чтобы работать инженером или научным сотрудником в НИИ, нужно получить высшее образование.

Для того чтобы пойти учителем в школу, нужно получить педагогическое образование. Или, как минимум, поступить в педагогический вуз на заочное отделение, и тогда вас возьмут на работу в школу. Особенно, если не удается заполнить вакансии специалистами с оконченным педагогическим образованием, что часто наблюдается, к примеру, в школах сельской местности.

Однако во многих других профессиях возможны варианты. Так, мы уже неоднократно упоминали о том, что для старта в IT-сфере может быть достаточно курсов программиста или веб-дизайнера, и уже через несколько месяцев вы сможете выполнять задачи начального уровня Junior.

Чтобы выйти на средний или высший уровень Middle или Senior, вам понадобятся немалый опыт, постоянное развитие навыков, самостоятельное обучение и широта взглядов, позволяющая находить изящные решения сложных громоздких проблем. Что, собственно, и отличает специалистов уровня Senior от всех остальных.

Широту взглядов обычно обретают, изучая на протяжении 5 лет в вузе множество предметов, в том числе на первый взгляд мало нужных и вовсе ненужных, и много читая самостоятельно. Хотя бывают и исключения.

Больше об «изнанке» IT-сферы вы можете узнать из статьи «Джун, сеньор и мидл: меняются ли с годами представления о грейдах разработчиков» [А. Затонская, 2024]. А мы продолжим тему многообразия образовательных путей, и начнем с самого старта.

Основные формальные образовательные пути:

Дошкольное образование – это детские сады и подготовительные группы. Программы для детей дошкольного возраста направлены на развитие основных навыков и подготовку к школьному обучению.
Начальное образование – это начальная школа с 1 по 4 классы, где дети учатся базовым предметам (чтение, математика, природоведение и прочие).
Среднее базовое (неполное) образование – это средняя школа с 5 по 9 классы, где школьники изучают основы разных научных дисциплин, позволяющие составить представление об устройстве окружающего мира и на базе неполного среднего образования либо поступить в ПТУ, техникум, колледж, училище, либо продолжить учебу в старших классах.
Общее среднее образование – это то, что мы получаем, окончив школу и отучившись 11 классов. Формально полученных знаний должно хватать, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
Среднее профессиональное образование – это ПТУ и возможность получить рабочую профессию. На базе неполного среднего образования обычно учатся 3 года, потому что параллельно изучают программу средней школы, на базе полного среднего образования обучение длится 1 год.
Среднее специальное образование – это техникум, колледж, среднее специальное училище (музыкальное, хореографическое, художественное и т.д.) Очень часто это промежуточная ступень для поступления в вуз, однако может быть и окончательным вариантом для работы на всю жизнь (например, профессия медсестры после медицинского училища или колледжа).
Высшее образование – это институты, университеты, академии. На этом большинство людей завершают свое формальное образование, кроме тех, кто нацелен делать академическую карьеру в науке, и идет в аспирантуру.

К слову, образовательный путь даже в такую консервативную сферу, как классическая академическая наука, имеет вариации. Помимо учебы в аспирантуре на дневном или заочном отделении есть еще вариант подготовиться к защите кандидатской диссертации в качестве соискателя без отрыва от работы.

В этом случае обычно предполагается, что основная работа соискателя напрямую связана с той сферой, в которой он намерен защищаться, и темой, которой посвящена его диссертация. Например, человек, работающий археологом, желает стать кандидатом исторических наук. Или человек, работающий экономистом на производстве, пишет диссертацию по экономике производства и претендует на степень кандидата экономических наук.

Исключения бывают, когда диссертацию просто «покупают» или когда ее пишут совсем другие люди для чиновников высокого ранга за какую-либо административную или материальную помощь вузу, которую чиновник может оказать, пользуясь своим служебным положением.

Как мы уже начали говорить, помимо получения формального образования некоторые профессии позволяют неформальный образовательный путь. По крайней мере, на стартовом этапе.

Основные неформальные образовательные пути:

Курсы профессий – это курсы программистов, веб-дизайнеров, парикмахеров, стилистов, водителей, маляров-штукатуров и прочие курсы, развивающие hard skills – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить.
Курсы по развитию универсальных надпрофессиональных навыков – это курсы по развитию soft skills или умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами и применимых в разных сферах профессиональной и общественной жизни. Это, например, наши курсы и программы «Критическое мышление», «Лучшие техники коммуникаций», «Эффективное делегирование» и другие.
Курсы повышения квалификации – краткосрочные курсы, позволяющие освоить новую информацию, появившуюся в той или иной профессиональной отрасли за последнее время, изучить новые нормативные документы и «подтянуть» свои знания и навыки так, чтобы соблюдать актуальные профессиональные требования, предъявляемые к должности и/или профессии.
Сертификационные курсы – это курсы, позволяющие стать сертифицированным специалистом и получить разрешение на работу, к примеру, с техникой определенного производителя. Так, крупнейший производитель сетевого и телекоммуникационного оборудования Cisco допускает к работе со своим оборудованием только сертифицированных специалистов, прошедших подготовку по программам Cisco и сдавших экзамены.
Самообразование – это когда знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, вне рамок учебных заведений и без помощи (либо с минимальной консультативной помощью) обучающих лиц.

На самом деле, самообразование – это по нынешним временам весьма широкое понятие. Это может быть формирование собственного образовательного трека на основе самостоятельного получения знаний из различных источников с предварительным самостоятельным выбором источников (книг, лекций, подкастов, семинаров, вебинаров, видеолекций, тренингов и т.д.)

Это может быть следование советам профессиональных консультантов, коучей, менторов, выстроивших для вас образовательный трек либо же полностью самостоятельное изучение некого готового курса с уже заданной структурой и наполнением и даже получением сертификата по окончании курса.

Самостоятельное прохождение курса может предполагать полностью самостоятельную работу и самостоятельную проверку усвоения знаний при помощи тестов либо давать обратную связь от преподавателя или куратора курса.

В любом случае, если вы работаете над своим образованием самостоятельно вне рамок учебного заведения и лекционно-аудиторного стандарта, это уже можно считать самообразованием.

Почему любые курсы и самообразование – это неформальный образовательный путь? Потому что прохождение или непрохождение курсов никак не влияет на ваш формальный образовательный статус.

Условно говоря, если вы, получив среднее специальное образование, прошли курсы повышения квалификации, ваше образование не станет от этого высшим. А если вы закончили 9 классов и решили стать парикмахером, закончив курсы, это не значит, что у вас теперь полное среднее образование. У вас по-прежнему неполное (базовое) среднее образование и профессиональная подготовка.

Однако, независимо от того, какой образовательно-профессиональный путь вы изберете, в наше время крайне важно все время поддерживать свой «когнитивный тонус». Чтобы иметь актуальные знания, требуется подготовка на регулярной основе, чтобы поддерживать навык, умение – развитие нужно постоянно.

Важность непрерывного обучения и развития навыков

Непрерывное обучение и развитие навыков имеют ключевое значение для личного и профессионального успеха. В современном мире, который постоянно меняется и развивается, непрерывное обучение позволяет оставаться конкурентоспособными и готовыми к новым вызовам. И это лишь некоторые причины, по которым «век живи – век учись» обрело особую актуальность.

Зачем нужно непрерывное обучение и развитие навыков:

  • Адаптация к изменениям на рынке труда – с развитием технологий многие профессии меняются или исчезают, и новые рабочие места требуют других навыков.
  • Поддержание конкурентоспособности – непрерывное обучение и поддержание профессиональных знаний в актуальном состоянии помогают оставаться востребованными на рынке труда.
  • Карьерный рост – постоянное обучение, повышение квалификации и развитие новых навыков открывают новые возможности для продвижения по карьерной лестнице.
  • Финансовая стабильность – с ростом квалификации и знаний увеличиваются шансы на получение более высокооплачиваемой работы и снижается вероятность долгих периодов безработицы.
  • Адаптация к работе в мультикультурной среде – глобальные изменения требуют адаптации к различным культурам и условиям, что, в свою очередь, требует готовности узнавать новое, знакомиться с новыми для себя традициями и правилами этикета, принятыми в других странах.
  • Расширение кругозора – непрерывное обучение постоянно дает новые знания и обновляет представления об окружающем мире, позволяет оставаться в курсе последних тенденций и новинок в своей профессиональной области и в мире в целом.
  • Развитие критического мышления – непрерывное обучение способствует развитию аналитических способностей и критического мышления.
  • Нетворкинг – участие в образовательных проектах помогает расширять профессиональные контакты и находить новые возможности для сотрудничества.
  • Повышение самооценки и уверенности – регулярное получение новых знаний делает человека более уверенным в себе, своей квалификации и адаптивных возможностях.
  • Личное развитие – обучение помогает раскрыть свой потенциал и достичь максимального личного и профессионального роста, усовершенствовать навыки общения, управления временем и работы в команде.
Непрерывное обучение и развитие навыков являются важными компонентами успешной карьеры и жизни. Это позволяет адаптироваться к изменениям, улучшать качество жизни, поддерживать конкурентоспособность и вносить свой вклад в общество, получая благодарность современников и оставаясь в анналах истории.

Как найти время для постоянного обучения и развития профессиональных навыков взрослому человеку, у которого семья, дети, домашние заботы? Это может быть сложно, но это вполне реально при правильном подходе и планировании. Давайте изучим подходы, которые могут в этом помочь.

Установите приоритеты:

  • Определите цели – четко сформулируйте, чего вы хотите достичь в обучении и какие навыки хотите развить.
  • Ранжируйте задачи – распределите свои задачи по важности и срочности. Фокусируйтесь на тех, которые приносят максимальную пользу.

Создайте расписание:

  • Составьте ежедневный план – планируйте свои дни заранее, выделяя конкретное время для обучения. Это может быть раннее утро или поздний вечер, когда дети спят.
  • Используйте календарь – записывайте все свои обязательства и свободное время в календарь, чтобы видеть полную картину.

Используйте микрозанятия:

  • Короткие сессии – если у вас нет времени на длительные занятия, разделите обучение на короткие сессии по 15-30 минут.
  • Мобильные приложения – используйте мобильные приложения и онлайн-платформы, которые позволяют учиться в любое свободное время, например, во время поездок на работу или перерывов.

Интегрируйте обучение в повседневную жизнь:

  • Чтение – читайте профессиональную литературу, статьи и блоги в свободное время, в том числе в очереди в поликлинику и на регистрацию в аэропорту, в ожидании начала совещания и во время скучных докладов на конференциях.
  • Подкасты и аудиокниги – слушайте подкасты и аудиокниги по своей профессиональной тематике во время выполнения домашних дел или физических упражнений.

Совмещайте обучение с работой:

  • Проектная работа – включайте новые навыки и знания в свои текущие проекты на работе.
  • Обучение на рабочем месте – участвуйте в тренингах и семинарах, проводимых вашей компанией.
  • Используйте возможности – изъявляйте готовность пройти курсы повышения квалификации, если их оплачивает работодатель.

Используйте технологии и онлайн-ресурсы:

  • Онлайн-курсы – запишитесь на онлайн-курсы, которые можно проходить в удобное для вас время.
  • Вебинары и мастер-классы – участвуйте в вебинарах и онлайн-мастер-классах, которые не требуют много времени.

Поддержка семьи и близких:

  • Разделение обязанностей – обсудите с семьей свое желание учиться и распределите обязанности так, чтобы у вас было больше времени для саморазвития.
  • Вовлечение семьи – вовлекайте членов семьи в процесс обучения, например, обсуждайте с ними интересные идеи и находки или вместе запишитесь на курсы того же английского языка.

Самоорганизация и мотивация:

  • Установите реалистичные цели – ставьте перед собой достижимые цели и награждайте себя за их достижение.
  • Самодисциплина – развивайте привычку регулярно учиться, даже если это требует усилий.

Использование времени с умом:

  • Отказ от ненужных дел – сократите время, которое вы тратите на неэффективные занятия (например, просмотр телевизора или социальных сетей, если только вы не интернет-маркетолог или политический обозреватель).
  • Тайм-менеджмент – используйте методы тайм-менеджмента, такие как метод Pomodoro и прочие, чтобы эффективно управлять своим временем. Узнать больше можно на нашей программе «Лучшие техники тайм-менеджмента».

Конкретный пример расписания для обучения может выглядеть следующим образом:

  • 06:00 - 06:30 – утренняя сессия чтения
  • 08:00 - 08:30 – прослушивание подкаста по дороге на работу
  • 12:00 - 12:30 – короткий онлайн-курс во время обеда
  • 20:00 - 21:00 – онлайн-урок после того, как уложите детей спать

Важно постоянно искать новые возможности для обучения и развития, чтобы быть готовыми к новым вызовам и достигать своих целей. А для этого нужно уметь ориентироваться на рынке труда и понимать актуальные профессиональные требования в своей сфере деятельности.

Ориентация на рынке труда и понимание профессиональных требований

Ориентация на рынке труда и понимание профессиональных требований являются ключевыми аспектами для построения успешной карьеры. Знание текущих тенденций, требований к профессиям и ожиданий работодателей помогает эффективно планировать свое профессиональное развитие и адаптироваться к изменениям.

Как научиться ориентироваться на рынке труда? Как изучать рынок труда и формировать адекватное понимание профессиональных требований?

Рынок труда – это совокупность экономических отношений, связанных с отношениями купли-продажи специфического товара, рабочей силы, где совершается обмен труда на заработную плату. Изучение рынка труда – процесс многоаспектный, поэтому давайте разложим его на составляющие.

Исследование рынка труда:

  • Изучение трендов – следите за трендами и будьте в курсе, какие профессии наиболее востребованы и какие навыки сейчас в цене. Как минимум, просматривайте сайты по трудоустройству. В идеале, изучайте исследования рынка труда и прогнозы развития отраслей в стране, мире, своем регионе по соответствующим поисковым запросам.
  • Анализ вакансий – изучайте вакансии на ресурсах по трудоустройству и сайтах компаний в своей сфере, чтобы понимать, какие требования предъявляют работодатели в плане образования, опыта, квалификации на стартовых позициях и для руководящих должностей у вас в городе, стране и за рубежом. Особое внимание уделяйте требованиям цифровой и технологической грамотности – узнавайте, какие компьютерные программы нужно знать, каким оборудованием уметь пользоваться и т.д.
  • Изучение зарплат – постоянно изучайте зарплаты в интересующих вас областях, чтобы адекватно оценить свои текущие позиции и возможные ожидания от смены работы. Сравнивайте зарплаты на сходных позициях у себя в городе и соседних регионах. Может статься, что с минимальными затратами на переезд можно получать за ту же работу в сезон в полтора раза больше.
  • Участие в профессиональных сообществах – цифровые технологии позволяют вступить в сообщество программистов где-нибудь в Индии и в Союз писателей в Ярославле, не выезжая из родного Подмосковья, и быть в курсе, что там происходит. Например, нужен Java Developer на новый проект. Если ваша профессия допускает удаленный формат, вы можете самореализоваться в профессии, не выходя из квартиры, и при этом неплохо заработать.
  • Мониторинг сайтов и соцсетей ведущих игроков рынка – онлайн-ресурсы компаний-лидеров отрасли стоит мониторить отдельно на предмет как новостей компании, так и новых вакансий в разделе «Работа» или «Карьера», которые есть практически у всех крупных компаний. Как правило, именно ведущие компании рынка задают тренды, и такой мониторинг позволит всегда иметь информацию из первых рук.
  • Мониторинг образовательных ресурсов и программ – рынок неформального образования обычно быстро реагирует на запросы работодателей и начинает разрабатывать новые образовательные программы и курсы, позволяющие пользователям подтянуть свои знания и навыки под актуальные профессиональные требования работодателей. Даже если вы не готовы учиться сию минуту, вы будете в курсе новшеств и изменений, и будете морально готовы на них реагировать.
  • Участие в собеседованиях – есть смысл иногда ходить на собеседования по своей специальности, даже если вам сейчас не нужна работа. Некоторые специфические профессиональные требования озвучиваются только лично, и без личного общения вы просто никогда не узнаете, что скрывается за вдруг «подскочившими» зарплатами в вашей сфере. Иногда так заманивают новичков, чтобы потом предложить им оформить на себя кредит, необходимый для развития бизнеса компании.
  • Подписка на отраслевые рассылки – ведущие игроки рынка часто предлагают бесплатные или частично бесплатные подписки на свои рассылки, где дают обзоры рынка, прогнозы экспертов, информируют о новых глобальных проектах, анализируют конкурентов, сравнивают технические характеристики выводимых на рынок продуктов. И держат в курсе новинок, условно говоря, от Boeing и Airbus или других лидеров рынка в зависимости от отрасли.

Думается, понятно, что информация о расширении какого-то проекта может стать неофициальным сигналом, что там потребуются новые сотрудники, так что если вам нужна работа, вы получите дополнительное направление, где можно навести справки и найти что-то подходящее.

К слову, если появилась информация о свертывании проектов в какой-либо компании и сокращении штатов, это иногда можно рассматривать как возможность трудоустройства на меньшую зарплату, чем у тех, кого сокращают и увольняют. Если для вас это «лучше, чем ничего» или с учетом цен в вашем регионе,на эти деньги можно неплохо жить, есть смысл «разведать» получше, что там происходит в этой компании. И, возможно, предложить свои услуги.

Ориентация на рынке труда и понимание профессиональных требований требуют постоянного анализа, обучения и адаптации. Эти усилия помогут вам оставаться конкурентоспособными, потому что сегодня профессиональные требования меняются даже для традиционных профессий с устоявшимся веками алгоритмом работы: медицина, педагогика, военное дело и многое другое.

В армии в 20-е годы прошлого века позиции врага атаковали с помощью конницы, а сегодня – при помощи беспилотных аппаратов. Системы наведения в артиллерии, ПВО и танковых войсках заметно усовершенствовались, что требует от военных не только мужества и храбрости, но и серьезной технической подготовки. Кстати, полный отказ от кавалерии как рода войск в СССР произошел только в 1955 году.

В медицине по-прежнему сначала сдают анализы, проводят обследования, потом ставят диагноз и начинают лечение, однако сегодня все это делается с применением компьютерных технологий, начиная от электронных карточек пациентов и заканчивая возможностью наладить удаленную трансляцию хирургических операций, позволяющих получить консультацию специалиста из любой стран мира.

Поэтому, чтобы «вписаться» в этот процесс, врач должен уметь работать и со специфическим программным обеспечением для медицинских учреждений, и с оборудованием, применяемым в его профессии. Примеры можно продолжить, но, думается, суть понятна.

На этом уроке мы изучили различные виды образовательных путей и узнали, как организовать непрерывное обучение и развитие актуальных навыков, чтобы быть востребованными на рынке труда, и как ориентироваться на рынке труда.

Далее вас ждет проверочный тест и новая тема – построение профессиональной идентичности.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы будем рассматривать тему построения профессиональной идентичности.

1Самоопред