Урок 8. Самоопределение для взрослых
Дорогие друзья! Перед вами финальный урок нашего курса. Вы уже многое узнали о социальном и профессиональном самоопределении, знаете, как выбирать профессию и искать свое место в жизни, как адекватная оценка развития навыков помогает выбрать оптимальный путь и что делать, чтобы нарастить свой потенциал для новых свершений и реализации самых смелых амбиций.
Однако есть категория людей, которым в силу объективных причин воплощать все это в жизнь сложнее, чем всем остальным. Речь о людях зрелого и пожилого возраста. И в первую очередь именно для них предназначен сегодняшний урок.
Возможно, у кого-то возник вопрос: почему наш урок предназначен «в первую очередь» для зрелых и пожилых людей? Почему не сказать, что это просто урок для предпенсионеров?
Дело в том, что время летит очень быстро, и вы не успеете оглянуться, как сами вольетесь в стройные ряды тех, кто уже преодолел экватор своего жизненного пути. Поэтому если вам сейчас 20-30 лет, изучите этот урок, чтобы быть готовыми к такому переходу и знать, что делать, если изменения нагрянут внезапно.
Содержание:
- Пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте
- Как совершить переход: оценка накопленного опыта и навыков и важность непрерывного саморазвития и адаптации к новым условиям
- Проверочный тест
Сегодня нам помогут книги «Ставка на себя. Как увидеть возможности, не упустить их и построить карьеру мечты» [Э. Хайетт, 2022] и «Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя», где адаптация к новой среде во взрослом возрасте показана на конкретном жизненном примере одной семьи, решившейся переехать во Францию и преуспевшей в адаптации к новым условиям и новому окружению [Е. Резанова, 2018].
Пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте
Когда-то давно наши бабушки и дедушки выбирали себе профессию один раз и на всю жизнь. И, что немаловажно, могли быть уверены, что смогут работать по однажды полученной специальности столько, сколько захотят сами, потому что неплохие пенсии советской эпохи оставляли такой выбор.
Нашим родителям в лихие 90-е было изрядно сложнее. Массово закрывающиеся заводы и НИИ зачастую не оставляли других возможностей, кроме как заняться бизнесом и торговлей, даже если их личные качества не особо располагали к этому.
Просто потому, что на тот момент слома эпохи государственные и прочие институты находились в стадии переформатирования, а возможности бизнеса были ограничены преимущественно торговлей ввиду падения производства и еще не развитых IT-технологий.
Пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте часто обусловлен множеством причин, связанных как с личными, так и с профессиональными факторами. Давайте рассмотрим основные причины, по которым люди решаются на изменение карьеры на поздних этапах своей профессиональной жизни.
Причины пересмотра карьерных путей в зрелом возрасте:
- Неудовлетворенность текущей работой – потеря интереса к выполняемым обязанностям, чувство застоя и отсутствие возможностей для роста и развития.
- Профессиональное выгорание – физическое и эмоциональное истощение от текущей работы, отсутствие мотивации и энергии для продолжения работы в выбранной сфере.
- Состояние здоровья – невозможность продолжения работы по текущей специальности из-за ухудшения здоровья, самочувствия, невозможности пройти профессиональную медкомиссию.
- Изменение личных приоритетов – смена жизненных ценностей и интересов, появление новых увлечений или желаний, которые хочется реализовать профессионально.
- Потребность в самореализации – желание заниматься делом, которое приносит радость и удовлетворение, стремление внести вклад в общество или заниматься более значимыми проектами.
- Экономические и рыночные изменения – сокращение или исчезновение рабочих мест в определенной отрасли, изменение требований на рынке труда, появление новых перспективных сфер деятельности.
- Личные обстоятельства – изменение семейного статуса (рождение детей, декрет, отпуск по уходу за детьми), переезд в другой город или страну.
- Желание повысить качество жизни – стремление к лучшему балансу между работой и личной жизнью, желание работать в более гибких условиях или на удаленной основе.
Как видим, пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте возможен как по внешним, так и по внутренним причинам. И, если экзистенциальный кризис среднего возраста оставляет время на раздумья и принятие осмысленного решения, внешние факторы могут действовать спонтанно, молниеносно и непредсказуемо, часто не оставляя возможностей для длительных размышлений. Тем не менее, пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте – это не всегда плохо.
Преимущества пересмотра карьерных путей:
| Повышение мотивации и энергии – смена профессии может вернуть чувство новизны и энтузиазма к работе. |
| Новые знания и навыки – радикальная смена деятельности дает возможность узнать и попробовать то, что вы сами никогда бы не стали узнавать и пробовать. |
| Расширение кругозора – необходимость решать множество проблем, связанных с изменением карьерного трека, многим в буквальном смысле «открывает глаза на мир» и новые возможности. |
| Расширение профессиональных горизонтов – переход в новую профессиональную область часто открывает новые перспективы и возможности для карьерного роста, зачастую неочевидные с первого взгляда. |
| Личностный и профессиональный рост – меняя профессию, вы расширяете свои возможности и прокачиваете личные качества, такие как решительность, адаптивность, навыки планирования, самоорганизации, самопрезентации и многие другие. |
Однако не всегда все складывается хорошо, поэтому нужно быть готовыми к трудностям, стрессам и часто к снижению социального и профессионального статуса и доходов, пусть даже временному.
Итак, пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте – каковы объективно существующие ограничения? И что нельзя планировать в зрелом возрасте в плане карьерных целей?
Объективные ограничения зрелого возраста:
- Физические ограничения – с возрастом появляются проблемы со здоровьем, которые могут помешать работе в определенных профессиях, требующих физической выносливости или интенсивной физической активности.
- Технологические изменения – быстрое развитие технологий может потребовать значительного времени и усилий для освоения новых технических навыков, особенно в IT-сфере.
- Требования к образованию и опыту – некоторые профессии требуют длительного специализированного образования, которое может быть трудно или невозможно получить в зрелом возрасте.
- Финансовые ограничения – переквалификация или получение нового образования могут потребовать значительных финансовых затрат, а переход на новую работу может сопровождаться временным снижением дохода, что может быть проблемой в зрелом возрасте, особенно при наличии финансовых обязательств.
- Конкуренция с молодыми специалистами – молодые специалисты могут быть более востребованы на рынке труда из-за своей гибкости, готовности работать за меньшую зарплату и способности быстро адаптироваться к новым условиям.
И, чтобы закончить с темой ограничений, давайте подытожим, чего нельзя планировать в зрелом возрасте в плане карьерных целей.
Ограничения пересмотра карьерных путей в зрелом возрасте:
- Физически требовательные профессии – профессии, связанные с тяжелым физическим трудом, могут быть неподходящими из-за возрастных ограничений и связанных с этим рисков для здоровья.
- Профессии с высоким риском для здоровья – профессии, связанные с опасными условиями труда или высоким уровнем риска для здоровья (например, работа в химической промышленности или на высоте), нежелательны для пожилых людей.
- Профессии с высоким уровнем стресса – работа в сферах с высоким уровнем стресса, требующая большой психологической устойчивости (например, в экстренных службах) может быть не слишком подходящей в зрелом возрасте.
- Профессии, требующие многолетнего обучения – это как профессии, требующие высшего образования, так и профессии IT-сферы, где опыт нарабатывается годами. У пожилого человека может просто не быть в запасе нескольких лет жизни на учебу.
- Карьерный старт с нуля – начало карьеры в новой сфере с начальных позиций может быть затруднительным, особенно если это требует значительного снижения уровня дохода или статуса.
Отметим, что карьерный старт с нуля – весьма условное ограничение. Разумеется, никому не хочется терять в зарплате и статусе, однако текущие обстоятельства и происходящее вокруг зачастую не оставляет никаких других вариантов, например, для беженцев и релокантов, переехавших в другую страну.
Если основная работа не допускает удаленного формата, релокантам ничего не остается, как соглашаться на работу грузчика, уборщика, сборщика урожая, разнорабочего на заводе или стройке и т.д. Просто потому, что любая другая работа требует беглого владения языком страны пребывания, а офисные должности еще и жесткой конкуренции с местными специалистами, получившими образование в родной стране и лучше знакомыми с нюансами местной среды, чем «пришлые».
Значит ли это, что люди зрелого возраста за небольшим исключением не имеют шансов на достойную работу и оплату при смене карьерного трека? Вовсе нет, но над будущим успехом нужно работать.
Как совершить переход: оценка накопленного опыта и навыков и важность непрерывного саморазвития и адаптации к новым условиям
По сути, все, что необходимо для поиска и смены работы, мы рассмотрели в уроке 5, посвященном профориентации. Там же мы пообещали уделить отдельное внимание особенностям профориентации для взрослых в отдельном уроке, к которому мы как раз сейчас и подошли.
Шаги для пересмотра карьерных путей:
- Самоанализ и оценка опыта работы, знаний, умений, навыков – оцените свои текущие интересы, навыки и ценности, определите, что вам нравится в текущей работе, а что нет, чем бы вы могли и хотели заниматься, а чем не желаете заниматься категорически.
- Исследование возможностей – изучите различные карьерные направления и возможности, проанализируйте востребованность профессий и тренды на рынке труда. Посмотрите, есть ли возможность работы по вашей специальности, какова зарплата и не будет ли проще потратить время на обучение более высокооплачиваемой профессии, которая пусть более сложна, но и более востребована.
- Исследование смежных сфер – подумайте, можно ли применить ваши уже имеющиеся знания и навыки в какой-то смежной с вашей профессией сфере. Для этого нужны честная и объективная оценка опыта работы, оценка, знаний, умений, навыков и понимание, какие из них нужно, быть может, слегка подтянуть, а где адаптация на новой работе будет максимально органичной.
- Консультирование и обратная связь – обсудите свои карьерные амбиции и планы с близкими людьми, коллегами и профессиональными консультантами. Получите обратную связь и советы от тех, кому вы доверяете. Рассмотрите возможность работы с карьерным консультантом или ментором, который может помочь вам разработать стратегию перехода на новый карьерный путь.
- Финансовое планирование – подготовьте финансовую «подушку безопасности» для обеспечения стабильности во время переходного периода. Рассмотрите возможность частичной занятости или временной работы в сфере, которая обеспечит стабильный доход.
- Обучение и развитие навыков – запишитесь на курсы и программы подготовки или переподготовки в зависимости от вашего выбора. Освойте новые навыки и знания, необходимые для выбранной сферы.
- Поиск работы – подготовьте обновленное резюме и сопроводительное письмо, акцентируя внимание на новых навыках и опыте. Активно ищите вакансии и участвуйте в собеседованиях.
- Сетевое взаимодействие – устанавливайте контакты с профессионалами в интересующей вас области, посещайте мероприятия и участвуйте в профессиональных сообществах, изучайте онлайн-ресурсы потенциальных работодателей и требования к вакансиям, не стесняйтесь предлагать свои услуги.
- Оценка профессиональных навыков и пригодности к работе в новом качестве или на новой должности – рассмотрите возможность стажировок, волонтерской работы или проектов на фрилансе в новой сфере, если не получилось быстро найти работу. Получите реальный опыт, понимание выбранной области и оценку практических навыков, полученных вами в новой сфере.
Пересмотр карьерных путей в зрелом возрасте требует осознания объективных ограничений, реалистичного подхода к планированию и понимания, что адаптация нового опыта потребует времени. Однако, при правильном подходе, можно найти новые возможности и направления, которые принесут удовлетворение и успех. Важно быть готовыми к изменениям, активно учиться и использовать свои сильные стороны и накопленный опыт для достижения новых карьерных целей.
Не менее важно «держать ухо востро» и не стать жертвой мошенничества в новой для себя сфере деятельности. Незнакомая сфера всегда имеет множество нюансов, неизвестных новичку. И, если у молодых людей вся жизнь впереди и «вагон времени» для изучения всех этих нюансов, зрелые люди вынуждены более бережно относиться к такому ресурсу, как время.
Давайте рассмотрим основные виды мошенничества работодателей при приеме на работу с тем, чтобы вы могли распознать недобросовестные предложения и не тратили на них время.
Виды мошенничества работодателей:
- Фальшивые вакансии – это несуществующие вакансии, размещенные с целью сбора личной информации и использования в мошеннических целях. Если с вас сразу требуют адрес, прописку, паспортные данные, толком не разъяснив ваши будущие обязанности по работе, это повод прекратить общение, потому что адрес и паспортные данные – это последнее, что должно интересовать работодателя, причем уже на этапе заключения трудового договора и оформления кандидата на работу.
- Сбор денег за трудоустройство и предварительное обучение – вводный инструктаж и обучение узко специфическим навыкам, нужным на конкретном рабочем месте, является прямой обязанностью работодателя, и требование оплаты за обучение на рабочем месте – это явный признак мошенничества. Это легко перепроверить: предложите оплатить ваше обучение с первой зарплаты, и вы увидите, как быстро «исчезнет с горизонта» этот работодатель.
- Скрытые условия и мошенничество с контрактами – в контракте могут быть скрыты необоснованные условия, которые существенно ухудшают положение сотрудника относительно гарантий, прописанных в трудовом законодательстве. Распознать это можно только одним способом – самостоятельно изучить трудовое законодательство и свои права. Хотя можно столкнуться и с подходом «не нравится – свободен». Например, продавцов продуктовых магазинов часто заставляют скупать просроченные продукты за счет своей зарплаты, если они «не сумели их продать». Требование незаконное, но живучее и трудно доказуемое, потому что эти условия по понятным причинам нигде не прописываются.
- Мошенничество с оформлением и оплатой труда – работа без оформления, оформление на минимальную ставку и зарплата «в конверте», система штрафов, взимаемых из зарплаты «в конверте», когда сотрудник не имеет возможности отстоять свои права, отсутствие оплаты за сверхурочную работу и работу в выходной день. А еще невнятные критерии выполнения задания, когда работодатель может легко оспорить факт выполнения задания, просто сказав, что вы его не выполнили. На самом деле, зарплаты «в конвертах» и работа без оформления запрещены законодательством, хотя всем нам известно, что такая практика существует и имеет свои преимущества. Соглашаться и рисковать или нет – решайте сами.
- Работа на пробный период или испытательный срок без оплаты – как правило, это просто способ не платить совсем, сказав по окончании испытательного срока «вы нам не подходите». Признак такого мошенничества – длительный испытательный срок без оплаты. Не путайте с коротким тестовым заданием, требующим минимальных затрат времени и дающим представление о вашей квалификации и способности выполнять некие нетривиальные задачи. Подобные тесты – распространенная практика в творческой среде. Как правило, такое тестовое задание не оплачивается либо оплачивается по минимальному тарифу.
- Нечеткие должностные обязанности и низкий порог входа – как правило, это признак не слишком законной деятельности. Так, под безобидной формулировкой «оператор колл-центра» часто подразумеваются мошеннические звонки по базе номеров с целью выманить данные платежных карт: номер, CVV/CVC-код, срок действия. Сакраментальное «ваше карта будет заблокирована» уже успело стать мемом. А должность «ассистента психолога» без опыта работы для удаленных консультаций часто оказывается обычной работой вебкамщицы, которую просят показать некоторые части тела за деньги и таким способом улучшить психологическое состояние клиента.
- Трудоустройство за границей – обещание работы за границей без реального обеспечения визовых и трудовых разрешений, предложение контракта на иностранном языке без предоставления перевода, включающего скрытые условия. Если предлагаемая вакансия не требует знания языка (например, сбор урожая, работа разнорабочим, уход за лежачими больными) и вам не предоставляют перевод, это однозначный признак мошенничества.
Можно ли защититься от мошенничества? Дать 100% гарантии вряд ли кто-то сможет, потому что мошенники становятся все более изобретательными, изощренными и извращенными. Но кое-что можно предпринять заранее и минимизировать такие риски.
Как защититься от мошенничества:
1 | Изучите компанию – проверьте информацию о компании в Интернете, прочитайте отзывы на сторонних ресурсах и убедитесь в ее легитимности. |
2 | Читайте контракт – внимательно изучайте все условия контракта перед подписанием. |
3 | Ничего никому не платите – на работе должны платить вам, а не вы. Поэтому никогда не платите деньги за трудоустройство, обучение или стажировку. |
4 | Сохраняйте конфиденциальность личных данных – не предоставляйте слишком много личной информации на начальном этапе общения с потенциальным работодателем. |
5 | Проверяйте рекрутеров – убедитесь, что рекрутеры и агентства по трудоустройству являются легальными и имеют положительные отзывы. |
Эти меры позволят минимизировать риск мошенничества и сделать профессиональное самоопределение взрослых, пожилых и молодых людей безопасным и успешным.
На этом наш курс подходит к своему логическому концу. Напомним, что в рамках курса мы рассматривали самоопределение в социальной и профессиональной сферах. Давайте вкратце подытожим то, что мы выучили, и вспомним, как должен выглядеть процесс самоопределения в любой сфере.
Самоанализ и самооценка:
- Осознание своих сильных и слабых сторон – записывайте свои достижения и неудачи. Анализируйте, в чем вы преуспели и что пошло не так. Запрашивайте обратную связь о своих навыках и качествах.
- Определение своих интересов – составьте список своих увлечений. Запишите, что вам нравится делать в свободное время. Пробуйте новое и экспериментируйте с разными занятиями.
- Определение ценностей и принципов – размышляйте о важных для вас вещах. Запишите, какие принципы и ценности для вас важны. Приоритизируйте и выделите главные ценности, которые направляют ваше поведение и решения.
Постановка целей:
- Определение долгосрочных целей – подумайте над тем, чего вы хотите в жизни и точно ли этого хотите именно вы, а не ваши родители или начальники, и точно ли эти цели не навязаны «глянцевыми» изданиями о красивой жизни.
- Используйте метод SMART – цели должны быть специфичными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени. Например, «получить степень магистра через три года» или «создать свой бизнес в течение пяти лет».
- Разбивка долгосрочных целей на краткосрочные – разделите долгосрочные цели на более мелкие управляемые задачи. Например, цель «получить степень магистра через три года» на несколько целей «хорошо учиться в течение семестра и хорошо сдать итоговые экзамены за семестр». Это поможет вам оставаться на правильном пути и видеть прогресс.
Разработка плана действий:
- Определение необходимых ресурсов – идентифицируйте нужные ресурсы, определите, какие знания, навыки и ресурсы вам понадобятся для достижения целей.
- Разработка плана обучения – запланируйте обучение или курсы, которые помогут вам развить необходимые навыки.
- Построение системы поддержки – найдите наставников и единомышленников. Обратитесь к людям, которые могут поддержать вас и дать ценные советы. Создайте сеть поддержки и включите в нее семью, друзей, коллег и других людей, которые могут помочь вам на пути к целям.
Реализация плана:
- Действие по плану – следуйте своему плану действий. Постепенно выполняйте поставленные задачи, контролируя сроки и качество выполнения. Регулярно проверяйте, насколько вы продвинулись в достижении целей.
- Корректировка и адаптация – будьте готовы корректировать свой план в случае изменения обстоятельств. Анализируйте ошибки, учитесь на ошибках и используйте их для улучшения своего плана.
Рефлексия и оценка:
- Проводите самооценку – регулярно анализируйте свои достижения и неудачи. Запрашивайте мнение от людей, которые могут дать объективную оценку вашего прогресса.
- Корректировка целей и планов – адаптируйте свои цели под вновь возникшие обстоятельства. При необходимости корректируйте цели и планы в зависимости от новых знаний и опыта.
- Оставляйте место для изменений – будьте готовы вносить изменения в свои планы, если появятся новые интересы или возможности.
Самоопределение – это динамичный и непрерывный процесс, который требует времени, усилий и осознанности. Он помогает вам лучше понять себя, определить свои цели и создать план для их достижения.
Далее вас ждут последний в этом курсе проверочный тест и финальный экзамен, который позволит освежить и повторить полученные на нашем курсе знания, и новый для вас уровень самоопределения в личной и профессиональной сфере.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
На этом наш курс завершен. Надеемся, мы смогли помочь вам в деле профессионального и личного самоопределения. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли свой путь в жизни и профессии, и будем рады новой встрече с вами на других наших курсах и программах!