Урок 2. Социальная идентичность и принадлежность
На прошлом уроке мы выяснили, что такое самоопределение и самосознание, как они взаимосвязаны и как взаимодействуют в контексте социального и профессионального самоопределения. Мы начали говорить о том, что такое социальные группы общества, и в данном уроке мы расширим эту тему.
В частности, мы разберем ключевые характеристики, виды и функции социальных групп, разберемся, что такое социальная идентичность и как разные социальные группы (семья, друзья, трудовой коллектив и т.д.) влияют на формирование идентичности человека.
Больше знаний о том, как строить отношения с людьми, можно получить на наших программах «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». В рамках нашего курса «Самоопределение в социальной и профессиональной сферах» мы дадим лишь базовые знания по этой теме.
Содержание:
- Понимание социальных групп и их влияние на идентичность
- Роль семьи, друзей и сообщества в формировании социальной идентичности
- Стратегии поиска и построения поддерживающих социальных связей
- Проверочный тест
Чтобы разобраться в этой теме, мы обратимся к учебно-методическому пособию для студентов вузов «Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе» [О. Захарова, 2010].
Понимание социальных групп и их влияние на идентичность
Для лучшего понимания социальных групп и их влияния на идентичность нам нужно вспомнить, что такое «социальная группа».
Социальная группа людей – это совокупность индивидов, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и целями, которые взаимодействуют друг с другом на регулярной основе. Социальные группы могут различаться по размеру, структуре и типу взаимодействий.
Ключевые характеристики социальной группы:
- Общие цели и интересы – группа объединена общими целями, интересами или ценностями, что создает основу для сотрудничества.
- Взаимодействие – члены группы регулярно взаимодействуют друг с другом, что способствует установлению связей и обмену информацией.
- Нормы и правила – в группе существуют определенные нормы и правила, которые регулируют взаимодействие между членами группы и которым подчиняется поведение социальных групп.
- Идентичность – члены группы осознают свою принадлежность к группе и ощущают общую идентичность.
- Структура – в группе могут существовать иерархия или распределение ролей, которые определяют обязанности и ответственность каждого члена.
Виды социальных групп:
- Первичные группы – небольшие частные группы, где взаимодействие происходит на эмоциональном уровне (например, семья, близкие друзья).
- Вторичные группы – более крупные формальные группы, где взаимодействие основано на выполнении определенных функций или достижении целей (например, коллеги на работе, спортивные команды).
- Формальные группы – организованные группы с четко определенными структурами и правилами (например, компании, государственные учреждения).
- Неформальные группы – группы, возникающие на основе личных связей и интересов, без формальной структуры (например, клубы по интересам, дружеские компании).
- Референтные группы – группы, к которым человек стремится принадлежать или с которыми он соотносит свои нормы и ценности. Эти группы, как правило, оказывают наибольшее влияние на поведение и самооценку индивида.
Функции социальных групп:
1 | Социализация – группы помогают индивидам усваивать нормы, ценности и правила поведения, необходимые для функционирования в обществе. |
2 | Идентификация – группы способствуют формированию чувства принадлежности и идентичности, что важно для самооценки и психологического благополучия. |
3 | Поддержка и защита – группы предоставляют эмоциональную, социальную и материальную поддержку своим членам. |
4 | Регуляция поведения – группы устанавливают нормы и правила поведения, которые помогают поддерживать порядок и координацию действий. |
5 | Достижение целей – группы позволяют достигать коллективных целей, которых трудно или невозможно достичь индивидуально. |
Социальные группы являются фундаментальными элементами социума, обеспечивая его функционирование и развитие. Они играют важную роль в социализации индивидов, формировании их идентичности, предоставлении поддержки и достижении коллективных целей.
Как влияет социальная группа на развитие идентичности? Этот процесс происходит посредством разных механизмов через рассмотренные нами функции социальных групп.
Социальные группы и формирование идентичности – механизмы:
- Социализация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и моделей поведения. Через взаимодействие с членами группы человек учится, как себя вести, что считать важным и как воспринимать мир.
- Формирование ценностей и норм – каждая группа имеет свои ценности и нормы, которые оказывают влияние на членов группы. Эти нормы и ценности становятся частью личной идентичности индивида. Например, семья может передавать определенные культурные и моральные ценности, а рабочий коллектив может формировать профессиональные нормы и стандарты.
- Ролевая идентификация – в группах люди принимают определенные роли, которые определяют их поведение и самооценку. Например, быть лидером, членом команды или наставником в группе, что может значительно повлиять на самоидентификацию человека.
- Обратная связь и признание – взаимодействие в группе включает получение обратной связи от других членов. Положительная обратная связь и признание укрепляют положительную идентичность, в то время как критика и негативные оценки могут привести к пересмотру и изменению самоидентификации.
- Социальное сравнение – люди часто сравнивают себя с другими членами группы, что помогает им оценить свои способности, достижения и положение. Это социальное сравнение способствует формированию самооценки и самоуважения.
- Влияние «значимых других» – значимые для человека люди (родители, учителя, друзья) оказывают сильное влияние на развитие идентичности. Их мнение, поддержка и ожидания формируют у человека представления о себе и своих возможностях.
Присоединяясь к группе, люди начинают воспринимать себя как часть коллектива. Групповая и социальная идентичность формируется через осознание принадлежности к группе и чувство общности. Например, осознание себя частью национальной, этнической или профессиональной группы создает чувство гордости и значимости.
Давайте поговорим об этом подробнее.
Роль семьи, друзей и сообщества в формировании социальной идентичности
Примеры влияния социальной группы на идентичность мы встречаем повсеместно. Семья – это первичная группа, где человек впервые усваивает нормы и ценности, на основе которых в дальнейшем формируются социальные связи ребенка. Семья формирует базовую идентичность и оказывает долгосрочное влияние на личностное развитие.
В подростковом возрасте значительное влияние на формирование идентичности, вкусов, интересов и поведения оказывают сверстники. В компаниях тинейджеров происходит интенсивный обмен информацией, новостями, трендами из различных сфер, в результате чего формируется то, что можно назвать «молодежной культурой» со своими предпочтениями в одежде, кино, музыке, моде, стиле.
В колледжах и вузах происходит усвоение образовательных и профессиональных норм, формируется академическая и профессиональная идентичность. Далее профессиональная идентичность формируется через взаимодействие с коллегами в трудовом коллективе, происходит принятие профессиональных норм и норм общения в рабочей среде.
Рассмотрим более подробно роль различных групп в формировании идентичности.
Роль семьи, социальная идентичность и социальные связи ребенка:
- Первичная социализация – семья является первой социальной группой, с которой взаимодействует ребенок. Родители и другие близкие родственники передают ему базовые нормы, ценности и установки. Через общение и подражание ребенок усваивает основные модели поведения и отношение к окружающему миру.
- Эмоциональная поддержка – семья предоставляет эмоциональную поддержку и защиту, что помогает формировать у ребенка чувство безопасности и самоуважения. Эти базовые эмоции являются фундаментом для дальнейшего развития социальной идентичности.
- Культурные и религиозные ценности – семья часто является носителем культурных, религиозных и национальных традиций, которые передаются от поколения к поколению. Эти традиции и ценности играют ключевую роль в формировании этнической и культурной идентичности.
- Модели ролевого поведения – в семье ребенок наблюдает и усваивает различные роли (матери, отца, брата, сестры, бабушки, дедушки), что помогает ему понять свои будущие социальные роли и обязанности.
Роль друзей и развитие идентичности:
- Культурное влияние – в подростковом возрасте друзья и сверстники начинают играть более значимую роль в жизни человека. Взаимодействие с ними помогает формировать социальные навыки, чувство принадлежности и самооценку.
- Социальное сравнение – друзья и сверстники предоставляют контекст для социального сравнения, что помогает человеку оценивать свои способности, достижения и место в социальной иерархии.
- Поддержка и принятие – друзья часто оказывают эмоциональную поддержку и демонстрируют принятие, что способствует формированию положительной социальной идентичности. Чувство принятия в группе сверстников помогает укрепить уверенность в себе и своих силах.
- Экспериментирование с ролями – в дружеских компаниях подростки и молодые люди часто экспериментируют с различными социальными ролями и стилями поведения, что способствует формированию их индивидуальной идентичности.
Роль общества, социальная идентичность и социальные связи человека:
1 | Образование и профессиональная ориентация – образовательные и профессиональные сообщества (школы, университеты, рабочие коллективы) предоставляют ресурсы, знания и поддержку для личностного и карьерного роста. |
2 | Культурная и социальная идентичность – сообщество, в котором живет человек, влияет на его культурные и социальные нормы. Государство и социальная среда формируют у человека определенные представления о социальной справедливости, гражданских обязанностях и культурных ценностях. |
3 | Социальная сеть и поддержка – сообщества формируют социальные связи, которые поддерживают индивида в различных аспектах жизни. Это могут быть объединения по интересам, религиозные общины, спортивные команды, волонтерские проекты и другие возможности. |
4 | Влияние средств массовой информации и технологий – социальные сети, блоги и онлайн-группы по интересам могут оказывать значительное влияние на социальную идентичность человека. Интернет и социальные медиа предоставляют новые платформы для выражения и формирования идентичности. |
Семья, друзья и общество комплексно воздействуют на формирование социальной идентичности. Семья предоставляет базовые установки и ценности, друзья помогают формировать социальные навыки и самооценку, а общество расширяет эти влияния, предоставляя более широкий контекст для личностного и социального развития. Вместе эти группы создают многогранную и устойчивую социальную идентичность, которая помогает человеку ориентироваться и действовать в обществе.
Влияние социальных групп может быть как позитивным, так и негативным. Так, семья всегда передает своим членам культурные, моральные и этические ценности, что помогает формировать у человека чувство идентичности и принадлежности к определенной культуре или социальной группе. Например, празднование традиционных праздников и участие в семейных ритуалах укрепляют чувство культурной идентичности.
Это лишь один небольшой пример, однако стоит уделить теме позитивного и негативного влияния социальных групп на самоопределение и идентичность чуть больше внимания.
Примеры положительного влияния семьи на формирование социальной идентичности
- Формирование системы ценностей – «что такое хорошо и что такое плохо» на самом базовом уровне, что позволяет ребенку ориентироваться в социуме.
- Поддержка и забота – семья предоставляет эмоциональную поддержку, которая помогает человеку чувствовать себя защищенным и любимым. Это способствует развитию уверенности в себе и способности справляться с жизненными трудностями.
- Развитие социальных навыков – в семье дети учатся общаться, решать конфликты, сотрудничать и проявлять эмпатию. Эти навыки важны для успешной социальной адаптации и взаимодействия с окружающими.
- Образование и воспитание – подразумевается как обучение чтению и письму, так и мотивация к получению знаний в самом широком смысле.
- Пример для подражания – наблюдая за поведением взрослых, дети перенимают их модели поведения, ценности и установки.
Примеры отрицательного влияния семьи на формирование социальной идентичности
- Негативные модели поведения – пьянство, алкоголизм, наркомания формируют у детей неверное представление о границах допустимого в социуме.
- Эмоциональное и физическое насилие – семьи, где присутствует эмоциональное или физическое насилие, могут оказывать травматическое воздействие на детей. Это может привести к развитию низкой самооценки, тревожности, депрессии, замкнутости и агрессии. Дети, подвергшиеся насилию, могут испытывать трудности в установлении доверительных отношений с окружающими.
- Недостаток поддержки и внимания – в этом случае дети могут чувствовать себя нелюбимыми и ненужными, что приводит к снижению самооценки и уверенности в себе. Недостаток внимания может также привести к трудностям в социализации и установлении межличностных связей.
- Авторитарный стиль воспитания – слишком строгий и авторитарный стиль воспитания может подавлять личностное развитие ребенка и формировать у него чувство зависимости и беспомощности. Дети, выросшие в условиях жесткого контроля и отсутствия свободы выбора, могут испытывать трудности с самостоятельным принятием решений и развитием автономии.
- Критика и ожидания, не соответствующие возможностям – постоянная критика и завышенные ожидания со стороны родителей могут привести к недооценке своих способностей и снижению мотивации.
- Социальная изоляция – семьи, которые сознательно или непреднамеренно изолируют своих детей от внешнего мира, могут препятствовать их социальной адаптации. Это может привести к развитию социальных фобий, трудностям в установлении дружеских и профессиональных связей, чувству одиночества и отчужденности.
- Пренебрежение образованием – семьи, которые не придают значения образованию и развитию либо в силу религиозных традиций ограничивают возможности образования (например, для девочек), блокируют перспективы личностного и профессионального роста детей.
Примеры положительного влияния друзей на формирование социальной идентичности
- Эмоциональная поддержка – способствует развитию уверенности в себе и положительному самоощущению, помогает справляться со стрессом и тревогой.
- Развитие социальных навыков – взаимодействие с друзьями помогает развивать навыки общения, сотрудничества и разрешения конфликтов.
- Обмен знаниями и опытом – может включать обсуждение книг, фильмов, актуальных событий и профессиональных интересов, что способствует расширению кругозора и развитию интеллектуальных способностей.
- Поддержка в саморазвитии – например, совместные занятия спортом, участие в образовательных программах или увлечение хобби способствуют формированию положительных привычек и достижению целей.
- Чувство принадлежности и идентичности – общение с друзьями помогает человеку чувствовать себя частью социальной группы. Это чувство принадлежности укрепляет социальную идентичность и способствует развитию позитивного отношения к себе и окружающим.
- Пример для подражания – друзья могут служить примером для подражания. Наблюдая за их успехами и достижениями, человек может вдохновляться на собственные подвиги и стремиться к самосовершенствованию.
- Развитие навыков командной работы – совместное принятие решений, обсуждение планов и целей способствует развитию навыков взаимодействия, личной ответственности и уверенности в своих силах.
Примеры негативного влияния друзей на формирование социальной идентичности
- Негативные модели поведения – друзья могут вовлекать в деструктивное поведение, такое как употребление алкоголя, наркотиков или участие в противоправной деятельности.
- Социальное давление и конформизм – под давлением друзей человек может принимать решения, которые противоречат его личным ценностям и убеждениям. Например, подростки могут начинать курить или пропускать занятия в школе, чтобы «вписаться» в группу.
- Токсичные отношения – отношения с друзьями могут быть токсичными, если они сопровождаются манипуляцией, эмоциональным шантажом или завистью. Такие отношения могут вызывать стресс, тревожность и депрессию, комплексы и неуверенность в себе.
- Ограничение личного роста – друзья могут препятствовать личностному развитию, если они не поддерживают стремление к обучению, профессиональному росту или изменению жизни к лучшему.
- Социальная изоляция – ребенок может полностью погружаться в круг друзей и терять контакт с другими важными людьми в своей жизни.
В более взрослом возрасте человек уже сам выбирает свой круг общения и выстраивает те социальные связи, которые считает для себя перспективными. Однако качества, заложенные в детском и подростковом возрасте, например, уверенность или неуверенность в себе, умение или неумение выстраивать отношения, во многом влияют на дальнейшее самоопределение человека и то, будет ли грозить ему кризис идентичности в дальнейшем.
Кризис идентичности — это период, когда человек испытывает значительные сомнения и неуверенность в том, кто он такой, в своих ценностях, убеждениях и роли в обществе. Это может происходить в разные моменты жизни, но чаще всего он возникает в подростковом возрасте или в периоды крупных жизненных изменений.
Основные причины кризиса идентичности:
- Переходные периоды – это подростковый возраст, переход от учебы к работе, вступление в брак, рождение детей, средний возраст и выход на пенсию.
- Социальные и культурные изменения – изменение социальных норм и ценностей на «сломе эпох», миграция, релокация и адаптация к новой культуре, влияние глобализации и цифровых технологий.
- Личные события – потеря близких людей, развод или разрыв долгосрочных отношений, увольнение с работы, кардинальная смена карьерного вектора с невозможностью прежней самореализации.
Признаки кризиса идентичности:
- Неуверенность в себе – чувство неопределенности в отношении своей личности и будущего.
- Сомнения в ценностях и убеждениях – пересмотр своих убеждений и ценностей, которые раньше казались незыблемыми.
- Чувство потерянности – невозможность понять, куда двигаться дальше и какое направление выбрать.
- Эмоциональная нестабильность – чувства тревоги, депрессии, раздражительности.
- Социальная изоляция – уход в себя, потеря интереса к общению с друзьями и семьей.
Способы преодоления кризиса идентичности:
- Самопознание и самоанализ – рефлексия над своими чувствами, мыслями и поведением, возможно, с помощью дневника или разговоров с близкими.
- Консультация с психологом – профессиональная помощь может быть полезна для понимания причин кризиса и поиска путей его преодоления.
- Образование и развитие – получение новых знаний и навыков, которые помогут понять свои интересы и цели.
- Социальная поддержка – обращение за поддержкой к друзьям, семье, участникам сообществ и групп.
- Постановка целей – определение новых целей и планов, которые помогут найти новое направление в жизни.
Кризис идентичности может быть трудным периодом, но его преодоление часто приводит к более глубокому пониманию себя и своей роли в обществе, укреплению ценностей и убеждений, а также к развитию новых навыков и достижению новых целей.
Одним из ведущих исследователей кризиса идентичности является американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994). В частности, весьма интересна его книга «Идентичность: юность и кризис» [Э. Эриксон, 2006].
И, как мы уже начали говорить, одним из способов преодоления кризиса идентичности является построение поддерживающих социальных связей. Что, впрочем, полезно на всех этапах жизненного пути.
Стратегии поиска и построения поддерживающих социальных связей
Иметь поддерживающие социальные связи и уметь выстраивать их важно для личного благополучия и профессионального роста. Есть определенные стратегии поиска и построения поддерживающих социальных связей, которые и предопределяют, какие социальные связи сможет сформировать человек.
Рекомендации по формированию социальных связей:
| Определите свои интересы и цели – понимание того, что важно для вас и каких целей вы хотите достичь, поможет определиться с тем, какие типы социальных связей вам нужны. |
| Присоединяйтесь к профессиональным сообществам – вступайте в профессиональные ассоциации, клубы по интересам, группы в социальных сетях, связанные с вашей профессией или увлечениями. Это поможет вам находить единомышленников и профессиональную поддержку. |
| Ищите общие интересы – участвуйте в офлайн- и онлайн-мероприятиях, семинарах, встречах и клубах, которые соответствуют вашим интересам. Это поможет вам находить людей с похожими взглядами и увлечениями. |
| Будьте активными в социальных сетях – возьмите на себя инициативу и начните общаться с новыми людьми в интересующих вас онлайн-сообществах. Делитесь своим опытом, задавайте вопросы и участвуйте в обсуждениях. |
| Учитесь нетворкингу – уделяйте время развитию отношений с людьми в своей сети. Это может включать регулярные встречи, обмен полезной информацией и поддержку в трудные моменты. |
| Будьте открыты новым возможностям – не ограничивайтесь одними только профессиональными или личными сетями. Ищите возможности расширить свой круг общения и находить новые перспективные контакты. |
| Поддерживайте контакт – поддерживайте связь с людьми, которые могут быть полезными для вас. Это может быть как личная встреча, так и взаимодействие через социальные сети, мессенджеры и прочие цифровые возможности. |
| Будьте полезными для других – помогайте другим людям в вашей сети, предлагая свою помощь, ресурсы или советы. Это способствует укреплению отношений и увеличивает вероятность получения поддержки в ответ. |
Построение поддерживающих социальных связей требует времени и усилий, однако это оправдывается положительным влиянием на вашу карьеру и личную жизнь. Среди огромного массива литературы, посвященной построению связей, можем выделить книгу «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни» [А. Бабушкин, 2016]. И весьма актуальную для многих книгу «Нетворкинг для интровертов»
[Д. Зак, 2012].
Итак, на этом уроке мы разобрались, какие бывают социальные группы и как они могут влиять на идентичность и самоопределение человека. Далее вас ждет проверочный тест, а затем новая тема – самооценка и личные цели.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее нас ждет новая тема – самооценка и личные цели.