ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 7. Быстрое чтение

Урок 7. Быстрое чтениеУмение читать – один из самых важных и нужных человеку в жизни навыков. И наиболее ярко это выражается, когда ребенок начинает ходить в школу. От умения читать зависит скорость и качество восприятия информации, а также успешность всего процесса обучения вообще. Если же читать ребенок умеет с трудом, изучать, записывать и усваивать материал он будет очень медленно, а это в свою очередь повлияет на успеваемость.

По этим и многим другим подобным причинам каждый заботящийся о своем ребенке и его успешности в жизни родитель должен не просто помочь ему научиться читать, но сделать это настолько эффективно и грамотно, насколько это вообще возможно. Говоря несколько иначе, он обязан научить ребенка читать правильно, осмысленно и быстро. И в нашем сегодняшнем уроке мы представим ряд методик и упражнений, которые помогут и вам достичь такого результата.

Но перед тем как перейти к основному материалу, следует сказать несколько слов об основных причинах замедленного чтения у детей.

Содержание:

1

Причины замедленного чтения у детей

Дети могут испытывать затруднения в плане скорости чтения по следующим причинам:

  • Пониженный уровень внимания (например, случаи, когда после прочтения четырех-пяти слов ребенок уже не помнит первого, а значит, и не в состоянии уловить суть прочитанного). Внимание можно назвать двигателям процесса чтения. Внимание медленно читающих детей часто перескакивает на посторонние мысли, они теряют интерес к материалу, читают механистично, смысл не доходит до их сознания. При трудностях у ребенка со вниманием необходимо регулярно проводить соответствующую работу, а именно: тренировать внимание и память (предлагаем познакомиться с соответствующими играми).
  • Маленький объем оперативного поля зрения (при чтении в поле зрения ребенка попадает не целое слово, а лишь несколько букв). Со временем подобный «дефект» пройдет, но для ускорения процесса с ребенком нужно как можно больше читать.
  • Недостаточный словарный запас. Когда ребенку знакомо лишь небольшое количество слов, читать ему очень сложно, т.к. каждый новый термин и понятие даются ему с трудом (и в плане восприятия, и в плане осмысления). Эта проблема решается аналогично предыдущей – с ребенком нужно читать часто, много и самую разнообразную литературу.
  • Наличие регрессии – особого явления, при котором глаза делают возвратные движения. Выражается это в том, что при чтении ребенок автоматически перечитывает одно и то же слово на два раза. Отучиться от этой привычки он сможет, если будет читать с закладкой, закрывая ей прочитанное на один раз слово.
  • Недостаточное развитие артикуляционного аппарата. Многие дети в процессе чтения проговаривают слова, и если артикуляционный аппарат развит плохо, то удается им это с большим трудом, отчего заметно снижается скорость чтения. Для развития артикуляции существуют специальные методы и упражнения. С некоторыми из них вы можете познакомиться и на нашем сайте: читайте статьи «Как избавиться от артикуляции при чтении», «Скороговорки для развития речи и дикции» и «Сценические упражнения» (раздел «Упражнения для дикции»).
  • Сложная литература. Если вы даете в руки ребенку книги, содержание которых не соответствует его возрастному развитию, на скорости чтения это скажется отрицательно, ведь следует учитывать не только сложность материала, но и психологический аспект. Чтобы ребенок научился быстро читать, литературу ему следует подбирать по возрасту.

Таковы основные причины замедленного чтения у детей. Устранить их совершенно несложно, поэтому все в ваших руках. Что же касается основного материала урока, то заметим, что применять предлагаемые нами методики и упражнения можно даже в тех случаях, когда проблемы со скоростью чтения полностью не устранены. Они тоже окажут вам существенную помощь и поддержку. Однако если ваш ребенок читает вполне себе неплохо, но вы все же приняли решение научить его читать быстрее, нижеследующая информация будет для вас еще полезнее.

Заранее скажем, что способы, о которых мы поговорим, очень просты, и применять их можно как в комплексе, так и по отдельности. Последовательность не имеет никакого значения.

2

Чтение на время

Совсем простой метод. Нужно выбрать для ребенка небольшой отрывок текста, подходящего ему по возрасту. Засеките время, и пусть ребенок начнет читать. По истечении установленного времени подсчитайте количество прочитанных слов. Начать можно с одной минуты.

После прочтения возвратитесь к вашему фрагменту текста. Пусть ребенок прочтет его еще раз, а вы снова засеките время. Количество прочитанных слов должно стать больше. Результат обязательно продемонстрируйте своему чаду, чтобы задать ему мотивацию и стимул.

Заниматься нужно понемногу каждый день, регулярно меняя фрагменты для чтения. Кстати, если, например, немного позанимались утром, повторите упражнение вечером – результат первого прочтения сразу же должен быть лучше.

3

Выделение главного

Данное упражнение работает сразу в двух направлениях: во-первых, оно повышает скорость чтения, а во-вторых, делает процесс более эффективным. Для выполнения задания попросите ребенка быстро прочитать вам подобранный заранее фрагмент текста, после чего задайте ему 3-4 вопроса касаемо прочитанного.

Если ребенок уверенно указывает вам на основные моменты и отвечает на большинство вопросов, значит, все отлично. Но если с усвоением смысла есть проблемы, попросите ребенка быть более внимательным, и пускай он прочитает текст снова. Аналогичным способом поступайте каждый раз, когда выполняете это упражнение. При регулярных занятиях осмысленное чтение постепенно войдет в привычку.

4

Составление слов

Для выполнения этого упражнения вам нужно заблаговременно подготовиться. Подберите 10-15 слов и разделите их на две части, записав на двух разных карточках. Для вызова у ребенка интереса к занятию карточки можно сделать красивыми и красочными.

Задание состоит в следующем: ребенок должен взять в руки две карточки и складывать из них слова, соединяя соответствующие половины в нужных местах. Лучше использовать слова, которые знакомы ребенку, а при допущении ошибок их следует ему объяснять.

5

Деформация предложений

Вырежьте из альбомного листа небольшую полоску. Напишите на ней одно предложение. Затем разрежьте эту полоску между словами и перемешайте слова. Например, предложение «Папа придет вечером в хорошем настроении» можно составить так «Вечером в придет хорошем папа настроении».

Задача ребенка – составить из слов правильное предложение. Имейте в виду, что слишком длинными предложения делать не нужно, иначе ребенок быстро утомится. Для одного подхода вполне хватит 5-7 предложений.

6

Ролевое чтение

Ролевое чтение способствует ускорению чтения и помогает вовлечь ребенка в процесс. Наверняка, вы уже знаете, какая у вашего ребенка любимая сказка, каких героев он любит больше всего, кому подражает в своих играх.

Возьмите книгу с этой сказкой и предложите ему на время превратиться с любимого персонажа. Вы читайте за других героев, а он – за того, за кого хочет. При этом ребенок (впрочем, как и вы) должен читать выразительно и с интонацией.

Упражнение можно немного модифицировать: предложите малышу прочитать любой текст сначала, словно он маленький гномик или зайчонок, затем – будто он серый волк или медвежонок и т.д. Если интонации ваше чадо подбирает не совсем правильно, объясняйте ему, как должен звучать голос того или иного персонажа.

7

Наращивание слов

Такое упражнение, помимо прочего, способствует быстрому усвоению слов. Чтобы выполнить задание, возьмите одно главное слово и начните его наращивать, прибавляя к нему разные окончания. Например, есть слово «собака». Наращивайте его так: «собака – собачка – собачонка». Слова можно брать, какие угодно, главное условие – чтобы их было возможно нарастить хотя бы в двух вариантах.

Для повышения интереса ребенка к упражнению можно снабжать слова картинками, просить его самостоятельно писать новые слова на листочке. Также можно наращивать предложения, добавляя к одному слову другие слова.

8

Разнообразное чтение

Еще одно упражнение, замечательно тренирующее быстрое чтение. Подберите небольшой фрагмент текста и разделите его на три коротких абзаца. Дайте ребенку задание быстро прочитать текст, но первый абзац он должен прочитать громко, второй – обычным голосом, а третий – прошептать. После нескольких таких тренировок добавьте четвертый абзац, который нужно будет читать про себя. А в заключение упражнения ребенок должен рассказать вам, о чем в тексте шла речь.

9

Игра с ударениями

Метод «Игра с ударениями» рассчитан на тренировку быстрого понимания текста и правильную постановку ударений. Выполняется задание так: вы подбираете слово, а ребенок пусть читает, ставя ударения по очереди на каждый слог. Когда задание будет выполнено, спросите у своего чада, какой слог при чтении показался ему наиболее подходящим. Если ответ будет ошибочным, объясните, как надо читать слово правильно.

10

Поиск конкретного слова

Чтобы выполнить это упражнение, вы должны найти небольшой текст, подходящий ребенку по возрасту. После подготовки текста предложите ребенку поиграть в такую игру: вы произносите какое-то слово, имеющееся в тексте, а он его находит. Задача – найти слово как можно быстрее.

Выполнение этого упражнения в игровой форме будет развивать и навык чтения, и способствовать лучшему восприятию, и поддерживать интерес к занятию. В дополнение будет тренироваться словесная память и внимательность.

11

Проработка согласных

Распространено такое явление, когда скорость чтения ребенка заметно снижается при чтении двух согласных, идущих подряд. Чтобы помочь юному читателю справиться с этой трудностью, нужно каждый день уделять время чтению конкретно таких слов. Для одного подхода можно написать 20-30 слов, сложных для прочтения («страус», «главпочтамт», «воскресенье», «антрекот», «абракадабра» и т.п.). Слова нужно перечитывать несколько раз, добиваясь быстрого и правильного их произношения. Каждые 2-3 дня список слов следует обновлять.

12

Записки

Использование записок – небольшая хитрость, дающая малышу понять, как важно чтение в жизни. Ежедневно пишите своему чаду записки с небольшими заданиями, например, «приберись на столе», «вытри пыль», «помоги брату», «собери портфель» и т.д. Кроме того, очень эффективно подписывать ребенку открытки всевозможными пожеланиями или важными указаниями, такими как «будь внимателен на дороге», «ходи на уроки только по школьному маршруту», «я тебя люблю», «хорошего дня тебе» и т.д.

13

Развитие поля зрения

Возьмите альбомный лист и расчертите его в клетку. В каждой клетке должна быть одна буква. Буквы могут повторяться. Указывайте на буквы карандашом, а ребенок пусть читает их. Сделайте несколько повторений. Затем попросите ребенка немного ускорить темп работы, а сами расширяйте поле между буквами, на которые указываете. Обязательно перемещайте карандаш и в вертикальном и в горизонтальном направлении.

14

Артикуляционная гимнастика

Простая и эффективная методика, развивающая артикуляционный аппарат и улучшающая произношение. Также она помогает поставить нужное для быстрого и грамотного чтения дыхание. Выполнять ее совсем несложно.

Найдите 10, 15 или 20 интересных скороговорок и ежедневно вместе со своим ребенком проговаривайте их и заучивайте. Для улучшения результата полезно все время менять громкость голоса, темп речи и интонацию.

Вам нужно тщательно следить за тем, чтобы малыш четко и внятно проговаривал слова, не «жевал» их и не «проглатывал». Если заметите, что у ребенка имеются какие-то дефекты произношения, избавиться от которых самостоятельно вы не в состоянии, проконсультируйтесь с логопедом.

15

Смысловые догадки

Навык антиципации (смысловой догадки) очень благоприятно сказывается на скорости чтения. Суть в том, что при чтении ребенок боковым зрением уже воспринимает начертание следующего слова. При хорошо развитом поле зрения он вполне способен догадаться, что за слово ему предстоит прочитать. Развитое смысловое восприятие значительно упрощает воспроизведение текста.

Для развития антиципации используйте простую методику: напишите на листе бумаги несколько слов, где пропущены отдельные буквы или целые слоги. Дайте ребенку задание читать слова и вставлять (можно даже прописывать) в них пропущенные элементы.

Поощрение

Поощрение – это скорее уловка, позволяющая сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям чтением и стимулировать его к достижению успехов. Во-первых, заниматься с малышом нужно каждый день и систематически, а во-вторых, необходимо поддерживать позитивный настрой и энтузиазм. Чаще подбадривайте ребенка, поощряйте, вручайте символические или ценные презенты.

Используя на практике эти методики и упражнения, вы и сами не заметите, как скорость чтения вашего ребенка приблизится к скорости речи, и возможно даже превысит ее. А в следующем уроке мы расскажем вам о том, как влюбить ребенка в книги или, говоря проще, как привить ему любовь к чтению.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.