ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендации

Урок 3. Подготовка к чтению самых маленьких. Возрастные особенности. Первые книги. Методики и рекомендацииВспомните, еще совсем недавно вы задумывались о том, как помочь своему детенку решить его первые «малышовые» трудности – освоить погремушку, приучить к приему пищи, ходить на горшок. Но время летит незаметно, и вот настало время для малыша осваивать первые навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. И один из них – чтение. Подготовка к процессу обучения чтению очень важна, т.к. лишь при грамотном комплексном подходе успех в этом нелегком, но очень интересном деле будет гарантирован.

Для начала давайте еще раз коснемся возрастных особенностей, а именно: рассмотрим, что особенного происходит в период от 3 до 7 лет с ребенком, ведь от этого зависят и методы, которые нужно применять для обучения, и тонкости подготовки.

Содержание:

Возрастные особенности детей

Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.

Вкратце все это выглядит следующим образом:

  • 3 года. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучки». Даже не научившись до конца говорить, ребенок начинает забрасывать родителей вопросами: а почему то, а почему это и т.д. Познавательные способности в этот период находятся на пике. Но для обучения нужно всегда применять игровую форму, а требовательность и строгий подход не принесут никакого результата.
  • 4 года. Ребенок продолжает демонстрировать прекрасные когнитивные способности. В деятельности начинают преобладать сюжетные игры. В качестве одной из таких игр можно сделать занятия по чтению. Помните, что игра все еще остается самым эффективным методом познания мира.
  • 5 лет. Большинство детей сами проявляют интерес к процессу чтения, если, конечно, родители взяли за привычку им что-либо читать. В случае если спутником ребенка становится не книга, а телевизор, планшетник или компьютер, важность и значение книг остаются непонятыми. А если ребенок в пятилетнем возрасте ходит в детский сад, занятия, подобные школьным, ему уже не в диковинку, и выстраивать процесс обучения можно схожим образом. Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение.
  • 6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании.
  • 7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс. Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением. Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу).

Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов. Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход.

Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.

Подготовка ребенка к чтению

Начинать готовить ребенка к освоению чтения рекомендуется настолько рано, насколько это возможно. Идеальный вариант – когда ребенок уже умеет уверенно сидеть. Этот знаменательный момент значительно упрощает родителям процесс кормления и одевания, а заодно открывает малышу невероятный мир чтения.

Первые книги следует подбирать так, чтобы они были красочными, красивыми, яркими и прочными (лучше, чтобы листы были картонными или текстильными, иначе малыш легко превратит книгу в ненужную макулатуру). Но и содержанию следует уделять не меньшее внимание – для зачина вполне подойдут стихи и картинки, изображающие всевозможные предметы или животных. Что касается авторов, то наибольшую популярность по праву заслужили книги Бориса Заходера, Валентина Берестова, Самуила Маршака и Агнии Барто, ведь в совершенно простых словах они рассказывают целые истории. А заучить несколько четверостиший из книг представленных авторов не составит для ребенка никакого труда, к тому же будут развиваться его внимание память.

Помимо прочего, педагоги настоятельно рекомендуют развивать в детях чувство ритма и фонематический слух. Для первого отлично подходит прослушивание музыкальных композиций и танцы. Играя с ребенком, включите незатейливую приятную музыку и начните танцевать, и ваш малыш, наблюдая за вами, уже совсем скоро начнет вам подражать, стараясь двигаться в заданном ритме. Игры под музыку крайне благоприятно сказываются на развитии ритмического слуха.

А говоря о фонематическом слухе, укажем на то, что развить у ребенка навык узнавания и правильного произношения звуков помогают специальные игровые упражнения:

  • Назовите малышу какое-нибудь несложное слово, и пусть он угадает, с какого звука оно начинается, и на какой звук оканчивается (первые несколько слов можно проработать вместе)
  • Дайте малышу задание придумать слово, которое начинается на заданный вами звук (классный вариант – игра наподобие «Города», но на последний звук можно называть не город, а любое слово)
  • Договоритесь с крохой о том, какой конкретно звук он будет находить в словах. После этого называйте всевозможные слова, а ребенок, узнав нужный звук, пусть сигнализирует об этом, хлопая в ладоши или топая ножкой

В комплексе рассмотренные методы помогут вам создать благотворную почву для обучения своего чада чтению. О том же, как узнать, что ребенок готов, мы уже беседовали в прошлых уроках. А вот о готовности родителей до сих пор не было сказано ни слова. Между тем, этот вопрос тоже достоин внимания, пусть не большого.

Готовы ли вы обучать ребенка чтению?

Ребенок-то может быть и готов учиться, но готовы ли вы сами его обучать? Педагогом, естественно, быть не обязательно, но уделить внимание двум важным моментам определенно нужно:

  1. Во-первых, подумайте, помните ли вы сами в точности алфавит, не путаетесь ли в названиях букв. Для самопроверки возьмите любой справочник. Если замечаете, что сами говорите нечто вроде «лэ», «мэ», «нэ» и т.д., стоит проработать эти моменты, т.к. правильное произношение – это «эл», «эм», «эн» и т.д. Также подумайте, осознаете ли вы разницу между названиями букв и их звуками в словах. Очень важно понимать, что в зависимости от окружения другими буквами одна и та же буква может звучать по-разному. Вскоре все это вам придется рассказывать своему малышу, поэтому разберитесь с этим и сами.
  2. Во-вторых, готовы ли вы обучать ребенка с точки зрения педагогики и психологии? Конечно, если он будет усваивать все быстро и сразу, это очень хорошо, но если вы встанете перед необходимостью говорить об одном и том же по 20-30 раз? Поймите, что при обучении нельзя вставать в жесткую родительскую позицию, мол «ну что здесь непонятного?», и всегда следует сохранять спокойствие, терпение и доброжелательность. Так что здесь тоже следует быть крайне аккуратным, и если вы чувствуете, что пока не готовы приступать к самостоятельному обучению ребенка, то стоит немного повременить.

Если же вы все учли и чувствуете в себе уверенность, то приступать к обучению можно. И теперь давайте немного поговорим о нескольких методах, с которых можно начать обучение чтению самых маленьких.

Начальные методы обучения чтению

С авторскими методами мы уже знакомы (вспоминайте второй урок), поэтому сейчас поговорим конкретно о разновидностях методов. Основными считаются:

  • Игровой метод
  • Буквослагательный метод
  • Звуковой метод

Более подробно о каждом из них.

1

Игровой метод

Игровой метод подходит для самых-самых малышей. Согласно этому методу, изначально изучаются гласные буквы, т.к. они самые простые, а названия букв и их звучание совпадают. После освоения одиночных букв переходят к их сочетаниям. Суть заключается в том, что обучение проходит в форме игры, например, с игрушками:

  • Идет ослик и кричит: иа, иа
  • По железной дороге едет паровозик и гудит: у-у-у
  • Кукла идет по лесу и зовет: ау, ау
  • Собчака удивляется чему-то и говорит: о-о-о

Подобных игр можно придумать сколько угодно. Все зависит от подхода и умения проявить креативность.

После изучения гласных переходят к согласным. В данном случае тоже подходят несложные игры:

  • Собачка рычит: р-р-р
  • Змея шипит: с-с-с
  • Река течет: ш-ш-ш
  • Кукла пьет чай: м-м-м

Немногим позже задачи начинают усложнять, переходя к объяснению малышу слогов, ударений, букв для твердых и мягких согласных.

Игровой метод рассчитан преимущественно на долгосрочную перспективу (конечно же, зависеть успехи будут от индивидуальных особенностей малыша и педагогических навыков родителей), однако результаты всегда высокие и закрепляются на всю жизнь.

2

Буквослагательный метод

Несмотря на то, что в последнее время буквослагательный метод все больше критикуют, сказать о нем нужно. Смысл его сводится к тому, что изначально малыш осваивает названия букв, а уже потом учится составлять из букв слоги и слова.

Причина того, что метод потерял свою актуальность, состоит в том, что большинство педагогов убеждены (и это во многом верно), что после заучивания названий букв ребенок будет читать слова не правильно: вместо «папа» – «пэапэа», вместо «мама» – «эмаэма», вместо «дядя» – «дэядэя» и т.д.

Многие все же продолжают учить детей именно так, и если метод вам симпатичен, обязательно уясните для себя, что, переходя от алфавита к сложению слогов и слов, требуется донести до ребенка различие между названиями букв и их звуками. Но учитывая то, что понять эту разницу самым маленьким будет сложно, метод подходит к детям от 4-5 лет.

3

Звуковой метод

При звуковом методе ребенок изучает в первую очередь самые простые слова и звуки. Родители называют малышу звуковые ряды и слова, а также пишут их на бумаге, а ребенок слушает и смотрит. Таким образом, информация постепенно систематизируется, способствуя формированию навыка чтения. Применять звуковой метод можно, начиная с трехлетнего возраста.

Важно заметить, что, по мнению многих родителей и педагогов, самые лучшие результаты приносит не какая-то одна методика или техника, а их сочетание. И вам, собственно говоря, мы тоже советуем придерживаться комплексного подхода.

И, подводя итог четвертому уроку, хотелось бы рассмотреть еще несколько вопросов. Обучение ребенка должно выстраиваться на следующих принципах:

  • Если вы начали заниматься с малышом, то доводите дело до конца – занимайтесь систематически и не пропускайте занятия, даже если у вас загруженный день или вы пришли домой без сил после работы.
  • Если ребенок заболел и плохо себя чувствует (а также, если только что поправился после болезни), занятия нужно перенести на более благоприятное время. Познавательные способности в такие периоды существенно снижены, да и занятия «через силу» будут вызывать у крохи только отрицательную реакцию. К тому же самочувствие малыша в подобных ситуациях может стать еще хуже.
  • Старайтесь не использовать для обучения видеоматериалы и компьютерные программы. Сами по себе они малоэффективны, и годятся лишь в качестве вспомогательных инструментов.
  • Всегда будьте внимательны. Даже освоив первичные навыки чтения, малыш иногда будет теряться и делать ошибки. Ни в коем случае не делайте ему замечаний, а просто повторяйте материал еще раз.
  • Время от времени бывают периоды, когда заниматься по каким-то причинам не получается, а потому с наступлением новых занятий вы можете обнаружить, что ребенок растерял все приобретенные ранее навыки. Во избежание этого, даже если систематически заниматься возможности нет, просите свое чадо хотя бы по 5-10 минут читать вам что-нибудь, пока вы заняты делами. Ошибки подмечайте и исправляйте тактично, и всегда хвалите юного читателя.
  • Если у малыша отсутствуют проблемы психологического или логопедического характера, но с чтением все же возникают проблемы, недочеты следует искать в своих подходах к обучению, а также в том, проявляет ли ваш домашний ученик к чтению интерес. В первом случае возвратитесь к первым урокам нашего курса, чтобы понять, в чем ваши ошибки, а во втором – уделите внимание привитию малышу интереса к книгам. Заинтересовать же можно совершенно естественно – как можно чаще читайте сами (или хотя бы делайте вид, что читаете), рассказывайте интересные места из прочитанных книг, объясняйте, почему вообще важно читать и что дает этот навык. Вы сами должны быть примером для своего малыша, а это значит, что в вашем доме и в ваших руках всегда должно быть место книге.

Теперь у вас есть вся необходимая информация для начала занятий по обучению чтению с самыми маленькими детьми. Просто будьте внимательны, отзывчивы и терпеливы, подходите к процессу обучения с разных сторон – тогда у вас и вашего малыша все получится. А в пятом уроке мы подробно расскажем о том, как помочь ребенку выучить алфавит, и предложим несколько методик, которые вы сможете использовать уже после прочтения материала.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.