Меню курса

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтению

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтениюПрактически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Содержание:

1

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют «попевками». А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда будет разной.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы также будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

Преимущества методики:

  • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
  • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
  • Методика не имеет возрастных ограничений
  • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
  • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств

Недостатки методики:

  • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часто проглатывают окончания
  • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
  • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
  • Метод непоследователен
  • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
  • Обучающие пособия отличаются высокой ценой
2

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто быстро осваивает чтение, но у него также развиваются интеллектуальные способности, внимание и концентрация, фотографическая память.

Преимущества методики:

  • Методика может применяться с самого раннего возраста
  • Занятия могут быть организованы самостоятельно
  • Дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно
  • Разностороннее развитие ребенка (карточки могут быть посвящены самым разным темам)

Недостатки методики:

  • В процессе занятий ребенок занимает пассивную позицию
  • Ребенок не осваивает навыки самостоятельного чтения (процесс обучения ограничивается восприятием и анализом информации)
  • Невозможность проявления в процессе обучения креативности
  • Однотипность процесса обучения
  • Необходимость в ежедневном изменении предоставляемого материала
  • Детьми старше трех лет методика воспринимается неохотно
3

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием «МИР». Автор подробно описывает ее в своей книге «Читать раньше, чем ходить». Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать – к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка – именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

Преимущества методики:

  • Простота применения и отсутствие требований к специальным заданиям, упражнениям и тестам
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Занятия можно организовать самостоятельно
  • Подходит всем детям и не требует много времени

Недостатки методики:

  • Недостаточно материала, чтобы говорить об эффективности или неэффективности метода
  • Труднодоступность дидактического материала (по словам автора, все материалы содержат в себе некий секрет)
  • Возможность заказа дидактического материала только на сайте автора
  • В процессе обучения пропускаются образная и сенсорно-моторная стадии развития малыша
4

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит ассоциативное мышление, а сама методика нередко называется «живой азбукой». Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать – изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

Преимущества методики:

  • Простота применения
  • Возможность применения креативных подходов
  • Взаимодействие ребенка с разными объектами (фотографии, рисунки)
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Возможность заниматься не только дома, но и на улице
  • Множество положительных отзывов родителей

Недостатки методики:

  • Необходимость постоянного повторения изучаемого материала
  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
5

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики «Читаю легко». Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

Преимущества методики:

  • Отсутствие отвлекающих элементов наподобие картинок
  • Простота применения
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Высокая эффективность и широта применения
  • Наличие вспомогательных материалов в наборе

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
  • Отсутствие на кубиках контекстной информации
6

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название «Складушки», представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Автор уверяет, что трехлетние ребятишки научаются читать за полгода, шестилетние – за месяц и даже быстрее, и это при том, что заниматься нужно всего дважды в неделю по полчаса.

Преимущества методики:

  • Многофункциональность игр
  • Игры не надоедают детям очень долго
  • Пособия могут быть нескольких уровней сложности
  • Возможность применения к детям разных возрастов
  • Простота применения

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя сделать самостоятельно
  • Необходимость в изучении системы работы и примеров методических сказок
7

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори – обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

Преимущества методики:

  • Ребенок может обучаться без вмешательства родителей и в том темпе, который ему удобен
  • Главным способом обучения является познание посредством открытия
  • Методика предоставляет малышу свободу
  • Интеллектуальные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие
  • Прекрасно тренируется мелкая моторика
  • Методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений

Недостатки методики:

  • Необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов
  • Недостаточное развитие у детей креативности и фантазии
  • Отсутствие для ребенка информационной базы, заложенной в сказках, картинках и т.п.
  • Отсутствие для ребенка необходимости в приложении усилий для занятий, что может отрицательно сказаться в перспективе на характере и способностях
  • В некоторых случаях – необходимость обращаться к специалистам по методике Монтессори
8

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

Преимущества методики:

  • Доступность
  • Большое разнообразие пособий
  • Простота применения
  • Возможность для малыша работать самостоятельно

Недостатки методики:

  • Монотонность процесса изучения
  • Невозможность применить креативность и творческий подход

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

Разработка 4Braın

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом – в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике – познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке обсудим важные моменты в процессе обучения детей чтению.

1Дети