Меню курса

Урок 2. Наиболее важные моменты при обучении детей чтению. Легкий способ научить ребенка читать

Урок 2. Наиболее важные моменты при обучении детей чтению. Легкий способ научить ребенка читатьВ двух предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основы обучения детей чтению и познакомились с наиболее популярными методиками на эту тему. Но теоретические аспекты на этом не заканчиваются, ведь научить ребенка читать – задача не из простых. Мы, естественно не будем загружать вас теорией, иначе от курса просто-напросто не будет никакого толка, но все же позволим себе коснуться еще нескольких вопросов подобного характера.

Если вы хотите сделать так, чтобы ваше обучение ребенка чтению проходило как можно эффективнее, вам следует обращать внимание на ряд определенных нюансов, о которых мы и расскажем ниже. Также заметим, что предлагаемые нами рекомендации проверены на практике множеством родителей и показали свою результативность на многих поколениях детей. Несмотря на это, они крайне просты, и следовать им не составит для вас никакого труда. Плюс ко всему, эта информация позволит вам избежать самых распространенных ошибок. А это значит, что ваш малыш уже совсем скоро будет различать буквы, слоги и слова, запоминать их и правильно произносить.

Содержание:

1

На что обращать внимание при обучении детей чтению

Всего мы расскажем о семи важных моментах при обучении детей чтению. В чем-то эта информация может повторяться с тем, о чем мы беседовали в прошлых уроках, поэтому не удивляйтесь, прочитав нечто уже знакомое. Помните, что не только для детей, но и для нас с вами всегда будет работать правило: повторенье – мать ученья.

2

Подбор азбуки

Да, многие педагоги рекомендуют использовать обучающие пособия с картинками, указывая на то, что так детям проще запоминать информацию. Но все же это не повод приобретать пеструю азбуку или букварь с обилием изображений. Идеальным будет такой вариант, когда буквы в пособие большие, а картинок либо немного, либо нет совсем. Изучая такой материал, ваш малыш не будет отвлекаться на рисунки, а сосредоточится именно на буквах.

Помните, что приступать к обучению ребенка чтению в среднем можно в 3 года, но всегда следует иметь в виду, что в этом возрасте малыш будет испытывать некоторые проблемы с концентрацией, отчего не сможет долго фокусироваться на одном и том же объекте. Исходя из этого, не усложняйте своему чаду процесс освоения чтения, и купите для него самую простую азбуку или букварь, где буквы будут прописаны красиво, но понятно, без ненужных завитушек, крючков и т.д. Желательно, чтобы на страницах не было не только картинок, но и ненужного текста (если нужны какие-то стишки, можно приобрести дополнительное пособие).

3

Изучение букв

Ещё одно важное правило состоит в том, что сначала с ребенком следует учить самые главные буквы. Таковыми являются А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю и Я. Гласные буквы всегда даются детям легче, к тому же их легко выучить, просто напевая на какие-то знакомые мелодии.  

А чтобы ваш малыш выучил гласные быстро и легко, просто организуйте импровизированный урок пения, и напевайте буквы вместе с ребенком.

4

Изучение слогов

Как только первое знакомство с буквами будет окончено, сразу же переходите к слогам, ведь научить ребенка читать по слогам намного легче, нежели по буквам. Первыми слогами для изучения должны стать те, в которых содержатся уже известные малышу буквы.

Начинайте составлять простейшие слова, такие как «папа», «мама», «няня», «дядя» и т.д. И уже после этого можно усложнять задания – начинать составлять полноценные слова.

5

Главное – произношение

Когда изучаете со своим ребенком буквы, объясняйте их произношение, а не названия. Когда изучаете какую-то букву, озвучивайте ее звук. Это нужно, чтобы ребенок, читая, например, слово «мама», говорил именно «мама», а не «эмаэма» или «мэамэа» и т.п. Придерживайтесь простейшего правила: не зацикливайтесь на деталях, а объясняйте все четко и по существу.

6

Регулярные занятия

Чтобы новые знания давались малышу без проблем, заниматься с ним необходимо часто, но недолго. Можно, например, проводить 3-5 занятий в день по 15 минут. Повторимся: маленьким детям проблематично долго удерживать внимание на одном предмете или процессе. Так что продолжительные занятия просто будут малоэффективны – ребенок будет перегружен и быстро утомится.

Заметим также, что освоению чтению сопутствует приток новой информации, и усваивать ее помногу малыш не сможет. Исходя из этого, рекомендуется разбивать материал на небольшие блоки, например, изучать по одной букве или одному слогу в день.

7

Чтение и рисование

Может показаться странным, но совмещать чтение с рисованием крайне полезно. Один из лучших способов для ребенка запомнить букву – это нарисовать ее или даже написать. Одновременно с освоением чтения, вы будете понемногу готовить малыша к письму.

А еще лучше, если вы хотя бы немного разбираетесь в психологии, и можете определить психотип своего ребенка – кто он: визуал, аудиал или кинестетик? Польза от этого вот в чем:

  • Дети-визуалы прекрасно воспринимают и усваивают информацию посредством зрения, т.е. когда задействованы их глаза. Самым эффективным способом научить ребенка читать в этом случае будет демонстрация ему букв (сюда же можно добавить просмотр малышом того, что он нарисовал на бумаге).
  • Дети-аудиалы лучше обучаются, когда воспринимают информацию при помощи слуха. Так, малыш запомнит букву очень хорошо, если вы будет произносить ему ее, пропевать вместе с ним (важно еще, чтобы малыш сам несколько раз произнес букву, чтобы она лучше отложилась в его памяти)
  • Дети-кинестетики получают наибольшее количество информации, когда непосредственно взаимодействуют с объектами окружающего мира. Здесь для обучения прекрасно подойдут игрушки в виде букв, кубики с буквами и даже фигурное печенье (дополнительный эффект окажет самостоятельное написание букв ребенком)
8

Закрепление материала

Даже у самых маленьких может возникнуть нечто наподобие вопроса: а зачем вообще вы, мама и папа, меня этому учите? Дело в том, что ребенок должен знать, зачем он учится читать. По этой причине вам стоит в доходчивой форме разъяснить, зачем ему знать буквы и уметь их читать.

Так, прогуливаясь по улице или находясь в поездке, обращайте внимание малыша на сопутствующие вывески, баннеры, таблички. Детское сознание само придет к пониманию того, что чтение расширяет границы и открывает массу новых возможностей.

Читайте малышу как можно чаще вслух всевозможные сказки, рассказы, истории, хорошие новости, и не забывайте напоминать, что, освоив мир букв, он сможет читать, что ему интересно, сам.

Ваша задача как родителя – привить ребенку любовь к чтению. Поощряйте его даже за самые незначительные успехи и достижения, дарите небольшие подарочки, угощайте любимыми лакомствами, разрешайте подольше поиграть или включайте мультфильмы.

Будет просто замечательно, если вы сможете выстроить свою собственную стратегию и манеру обучения. Возьмите на вооружение рассмотренный в этом и первых двух уроках материал и хорошенько подумайте, что и как вы можете сделать, чтобы обучение чтению стало для вашего ребенка одним из любимых занятий. Тогда и результат проявится уже в первые дни занятий.

Ну а начать вы вполне можете с, так скажем, тестирования на своем любимом чаде одного простого способа обучения чтению. И сейчас мы вас с ним познакомим.

Легкий способ научить ребенка читать

Применять этот способ очень просто. Главное – придерживаться основных этапов:

Этап первый – изучение гласных

Чтобы пройти первый этап успешно, подготовьте для своего ребенка специальный дидактический материал – вырежьте из красной бумаги десять кружочков диаметром 10 см (красный цвет требуется по той причине, что в большинстве звуковых схем гласные звуки обозначаются при помощи красных точек). Напишите на них 10 гласных букв русского алфавита.

Объясните ребенку все гласные звуки, напойте все буквы на любимые мелодии и пропойте вместе с ним. Расклейте вырезанные кружки по своему жилищу, и время от времени просите малыша напеть мелодию с той или иной буквой. По прошествии нескольких дней поменяйте расположение кружков. Когда ребенок не будет путаться в буквах и сможет напевать все мелодии без ошибок, кружки можно не менять.

Теперь поиграйте с крохой в прятки с гласными. Чтобы это сделать, нужно взять напечатанный крупным шрифтом текст или заранее написать самые простые слова на альбомных листах. Суть игры в том, что ребенок должен отыскать гласную букву, спрятанную в слове – пусть он смотрит на слово и ищет знакомую букву. При помощи этого приема он усвоит графическое изображение буквы и научится вычленять ее из целых слов, независимо от размера и цвета.

Этап второй – изучение слогов и простейших слов

После того как ребенок освоил гласные, переходите к соединению букв в слоги. Вот как можно замечательно это сделать.

Например, сегодня вы хотите изучить букву М. Не старайтесь растолковать малышу, твердая это или мягкая буква, а обратите его внимание на то, как она изображается графически, а также придумайте несколько предметов, с которыми она может ассоциироваться. Вам нужно сформировать в детской головке ясный образ буквы М.

Заранее написав изучаемую букву еще на одном кружочке (другого цвета), приставляйте ее к разным гласным буквам, чтобы образовался слог, а далее читайте его вместе с ребенком. Как и гласные, слоги можно пропевать или произносить, используя различные интонации. Главное – это донести до начинающего ученика принцип образования слогов. Представленное занятие нужно проводить в форме игры и не более 10 минут.

Когда будут освоены несколько согласных звуков, вполне можно переходить к составлению простых слов из небольшого количества букв (до шести букв). Познакомьте малютку со словами «мама», «папа», «нос», «кот», «сок» и т.д. Крайне полезно применять для этого буквы на магнитах или специальные карточки с буквами и слогами.

Этап третий – изучение сложных слов

Сложными словами считаются слова, содержащие от шести букв. Чтобы не затягивать с получением хорошего результата, напишите несколько слов, знакомых ребенку, на альбомных листах и расклейте дома. Каждое слово вместе с малышом читайте по нескольку раз, а после просто повторяйте это занятие в свободную минутку в течение дня. Как и в первом случае, расположение листов со словами надо периодически менять. По мере освоения материала добавляйте в него новые слова, не забывая повторять предыдущие.

Занимаясь с ребенком несколько раз в день по 15 минут, вы добьетесь того, что уже через пару недель он начнет с легкостью читать буквы, слоги, а немногим позже – слова. При систематических занятиях недолго и до чтения предложений и даже небольших историй.

И в качестве полезного дополнения мы предлагаем вам еще несколько правил, благодаря которым вышеназванный способ, да и сам процесс освоения чтения вообще станет более продуктивным.

Дополнительные рекомендации

Перечень следующих правил составлен педагогами, специализирующимися на раннем развитии детей (Л. Данилова, Г. Доман, Н. Зайцев, М. Монтессори, П. Тюленев, Е. Бахтина и другие):

  • Лучший вариант для активного познания мира в детском возрасте – это игра
  • Чтобы у ребенка был интерес к занятиям, обучающие пособия должны быть многофункциональными, а дидактический материал – увлекательным
  • Занятия должны быть последовательными, регулярными, не слишком частыми и непродолжительными
  • Объяснять материал нужно четко, коротко и емко
  • Обучать чтению ребенка можно только тогда, когда развита устная речь, а в произношении звуков отсутствуют любого рода дефекты
  • Занятия нужно разбавлять небольшими разминками, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и другими подобными мероприятиями
  • Родитель обязан быть последовательным, терпеливым и гибким
  • Достижения одного ребенка нельзя сравнивать с достижениями других детей
  • Обучать малыша чтению следует только в хорошем настроении

Помогая своему детенышу освоить навык чтения, всегда помните, что этот процесс длителен и очень многогранен, а малыш со временем выработает свой темп познания материала. По мнению педагогов, не стоит торопить события и изыскивать «волшебные» методы обучения чтению. Не ориентируйтесь на то, что сейчас модно, а берите в расчет только индивидуальные особенности развития мышления, внимания и памяти маленького человечка – исход всех ваших действий зависит именно от этого.

В следующем уроке мы побеседуем о том, как готовить к чтению самых маленьких детишек, рассмотрим несколько новых методов обучения чтению, затронем тему школьных проблем и дадим начальные рекомендации, как начать прививать ребенку тягу к книгам.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Третий урок посвящен подготовке к чтению.

1Дети