Меню курса

Урок 4. Изучение алфавита

Урок 4. Изучение алфавита Одной из основ чтения во все времена было знание алфавита. Как и следует полагать, для изучения многообразия букв русского языка существует немало методик, но эффективны далеко не все. К тому же при обучении ребенка всегда необходимо ориентироваться на психологические и физиологические особенности. Особую важность в вопросе освоения алфавита имеет возрастной аспект.

Мы уже упоминали, что особенности малышей в 99% случаев таковы, что сосредотачиваться им достаточно сложно. По этой причине целенаправленно изучать алфавит в возрасте 1-2 лет не имеет никакого смысла (имеется в виду именно такое изучение, которое пригодится в будущем, но подготавливать к чтению, конечно же, можно), и педагоги советуют приступать к этому с трехлетнего возраста. Хотя всегда и везде следует опираться на индивидуальные особенности конкретного ребенка, и не пытаться отыскать какие-то возрастные рамки. Далее мы поговорим об изучении алфавита детьми разных возрастов.

Основными показателями готовности к изучению алфавита можно назвать:

  • Способность сосредотачиваться во время начальных занятий
  • Показатели хорошей зрительной памяти
  • Интерес к чтению и книгам
  • Проверочный тест

Существенную помощь родителям в их затее освоить со своим чадом алфавит окажут два замечательных пособия:

  • Букварь – книга, где зачастую есть не только изображения букв, но и представлены различные методики обучения чтению, всевозможные рекомендации по работе с букварем и освоению букв, а также примеры занятий
  • Азбука – целый комплекс пособий, в котором представлены буквы алфавита во всех вариантах. Сюда относятся кубики (например, кубики Зайцева), карточки (например, карточки Домана), наклейки, раскраски, паззлы, лото, буквы на магнитах и т.п.

Кстати, очень хорошо зарекомендовали себя стихотворные азбуки, где буквы и их звучания и изображения обыгрываются в шуточных стихах (можете поискать специальные сборники А. Усачева и С. Маршака).

Помимо всего прочего, запомните и несколько правил, способствующих более эффективному изучению алфавита ребенком:

  • Ребенок должен сам выбрать интересную ему книгу (читать ее будете вы, а он пусть перелистывает страницы)
  • Если в книге есть картинки, внимательно разглядывайте и обсуждайте их вместе с малышом
  • После прочтения обсуждайте, что узнал ребенок, и просите его коротко пересказывать вам суть
  • Начинайте изучение букв с самых простых и наиболее употребляемых, постепенно усложняя материал
  • Подсказывайте малышу, на что похожа буква; читайте и сочиняйте про буквы стишки и песенки
  • Помните, что пары букв в день вполне хватит, и не перегружайте детскую головку информацией
  • Закрепляйте материал при помощи карточек с буквами, букв из бумаги, ткани или пластилина (даже когда малыш кушает, можно повторять алфавит, если на столе, например, печенье в форме букв или суп с маленькими макаронами-буквами)
  • Каждое новое занятие начинайте с небольшого повторения пройденного материала
  • Занимайтесь регулярно
  • Никогда не ругайте малыша

Что же касается методов обучения алфавиту, то они должны привлекать внимание ребенка, т.к. это будет способствовать интересу и лучшему усвоению материала. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, рассчитанных на разные возрастные группы.

Содержание:

Алфавит для детей 3 лет

Как мы уже сказали, первым шагом в обучении ребенка алфавиту должен стать вызов у него интереса к нему. В большинстве случаев любопытство начинает проявляться в процессе самого чтения. Ваша задача – культивировать и поддерживать эту заинтересованность. К трем годам у детей уже часто начинают появляться излюбленные стишки и сказки (если, конечно, их им читали), а значит, есть и мотивация к освоению алфавита, ведь в перспективе малыш сможет читать сам.

Итак, как обучить трехлетнего ребенка буквам:

  • Используйте кубики, на которых изображены буквы, плакаты, постеры и буквы на магнитах
  • Рисуйте со своим чадом буквы на бумаге, асфальте, снегу, специальной доске
  • Складывайте буквы из разных предметов, что есть под рукой (палочки, спички, пуговицы); такое упражнение также способствует развитию мелкой моторики

Взаимодействуя с буквами, начинайте понемногу объяснять малышу их смысл, звук, значение. Но помните, что изучать нужно по одной букве.

Алфавит для детей 4 лет

С детьми четырехлетнего возраста занятия проводятся примерно также, как и в предыдущем случае. Основной уклон делается на игры. Рекомендуется продолжать составлять буквы из подручных предметов. Обязательно дополняйте процесс новыми играми. Вот парочка таких:

  • Игра «Найди картинку». Сделайте набор картинок, на которых изображены объекты с названиями на все буквы. Выкладывайте картинки перед малышом, называйте букву и пусть он ищет предмет, название которого на нее начинается.
  • Игра «Мешочек букв». Вырежьте буквы из картона (или используйте специальные буквы-игрушки) и сложите их в небольшой мешочек. Дайте ребенку задание засунуть в мешочек ручку и постараться определить ее на ощупь. После этого букву можно достать, чтобы проверить, правильно ли выполнено задание.

Алфавит для детей 5 лет

По достижению пятилетнего возраста дети, как правило, уже начинают проявлять осознанный интерес к чтению. Они уже понимают, что буквы составляют слова, а слова – предложения. Поэтому в 5 лет ребенок уже в состоянии без посторонней помощи составлять буквы, рисовать их, лепить и т.д.

Лишь с этого возраста можно давать ребенку в руки электронные буквари – подобные предметы очень увлекают детей. Но подбирать такой букварь нужно грамотно – чтобы при нажатии на кнопки из динамика звучал именно звук буквы, а не ее название. Также можно начинать использовать специальные рабочие тетради (часто они так и называются «Изучаем буквы»), заниматься с которыми ребенок может сам либо с родителями.

Крайне важно, чтобы в 5 лет ребенок говорил связно и внятно. Исходя из этого, нужно как можно чаще просить его что-то рассказывать, к примеру, какую-то сказку или чем он сегодня был занят и т.п.

Алфавит для детей 6 лет

Шестилетний возраст считается самым лучшим для идеального запоминания алфавита и достижения удовлетворительного уровня чтения. Причем, если выучить буквы в 3 года малышу не удалось, в 6 лет он сделает это 100%, и намного быстрее.

И еще кое-что: не поленитесь и сделайте со своим малышом авторский букварь. Делается это очень просто: на бумаге рисуется буква и картинка с соответствующим ей предметом. Затем все это вырезается и вставляется в фотоальбом или вклеивается в обычный альбом и регулярно просматривается. Если же параллельно приобретать для ребенка простенькие книги, он быстрее освоит навык чтения.

Теперь же мы отступим от привязки к возрасту и познакомим вас с тремя проверенными методами, направленными на помощь ребенку в освоении алфавита.

Классический метод

Классический метод построен на соблюдении ряда рекомендаций и выполнении несложных действий:

  • Изготовьте карточки с изображением всех букв русского языка. Карточки должны быть красочными и яркими, но без посторонних рисунков или изображений. Желательно, чтобы буквы были на белом фоне. После этого закрепите карточки в том месте, где любит играть ваш малыш, чтобы буквы всегда находились в поле его зрения.
  • Самое простое для ребенка – учить гласные буквы. Каждый день напевайте малышу мелодии, используя для каждой буквы свою мелодию. Кстати, это простейшее действие существенно облегчит малышу понимание составления слогов.
  • Еще раз напоминаем: учите с ребенком конкретно произношение букв, а не их названия
  • Переходя к согласным, начинайте с легких, таких как Д, Т, Б, П, М, Н, К, Г, затем переходите к шипящим: Ч, Ш, Щ, а Ъ и Ь оставьте напоследок.
  • Если какие-либо буквы запоминаются с трудом, делайте паузы, а потом возвращайтесь к ним снова, пока ребенок не освоит их должным образом.
  • Занимайтесь с малышом везде: дома, на улице, в магазине, в транспорте – в любых местах, где есть буквы. Одновременно с изучением букв, ваш детеныш будет приходить к осознанию того, что уметь читать очень важно и нужно.

Игровой метод

Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.

Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.

Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.

Метод Елены Бахтиной

Вкратце о методе Елены Бахтиной мы уже говорили, но для изучения алфавита он подходит очень хорошо. Кстати, именно ее метод, как и составленный ей букварь, сегодня очень популярен среди педагогов и родителей.

Елена Бахтина советует изучать с ребенком алфавит так: за каждой буквой закрепляется конкретный образ или ассоциация, возникающая у малыша при его первом знакомстве с этой буквой. К примеру, буква А может вызывать звуковую ассоциацию – малыш может произносить какой-то звук, когда видит букву А, и т.д. Затем родитель помогает ребенку вспомнить, что это за буква, используя его же ассоциации.

Также педагог предлагает использовать то, что написание большинства букв подкрепляется аналогиями со знакомыми малышу предметами. Например, Б – бегемотик с большим животиком, У – улитка с домиком на спине, Е – буква с закрытыми глазками, а Ё – с открытыми.

Изучать алфавит по этой методике очень просто. Единственное условие – это развитое у ребенка ассоциативное мышление, что встречается, к сожалению, далеко не всегда. Несмотря на это, метод очень распространен. При подробном изучении он оказывается очень последовательным, а разобраться в нем способен любой родитель.

По сути, в том, чтобы помочь ребенку выучить алфавит, нет совершенно ничего сложного. Нужно лишь запастись терпением, взять во внимание предложенные нами советы и рекомендации и начать применять на практике уже известные вам приемы и методики. Поначалу лучше пробовать все подряд, чтобы установить наиболее эффективные и действенные способы, а со временем, когда вы будете знать все особенности своего дитя, – использовать только то, что работает.

В любом случае не нужно требовать от малыша больше, чем он способен сделать. Всегда давайте ему право на ошибку, будьте чуткими к его настроению и самочувствию, изучайте его индивидуальные особенности. В тех же ситуациях, когда замечаете, что ребенку не хочется или совсем не интересно играть с буквами, попробуйте некоторое время подождать, ведь вполне вероятно, что час начала занятий еще не пробил.

В шестом уроке мы подробно остановимся на обучении детей чтению по слогам и представим практические рекомендации на эту тему, а также несколько домашних уроков для развития внимания, зоркости, поля зрения и других полезных способностей и навыков.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы рассмотрим чтение по слогам.

1Дети