Блог о саморазвитии

Защитные механизмы психики и психодиагностика «Индекс жизненного стиля»

Защитные механизмы психики

В одной из прошлых статей мы познакомили вас с психоэволюционной теорией эмоций Роберта Плутчика. В ней американский психолог объясняет развитие эмоций у людей и животных как регулирующих механизмов психики, помогающих наиболее эффективному ответу на внешние события, и тем самым показывает, что они являются эволюционными проявлениями. Базовых или первичных эмоций выделяется восемь (гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание) – доверие), которые исследователь объединил в пары противоположных друг другу состояний. При этом каждая из эмоций может иметь разную степень интенсивности или силы проживания, и более того, разные эмоции могут соединяться и комбинироваться бесчисленными путями в различные существующие эмоциональные чувства и состояния.

Плутчик известен в первую очередь как автор психоэволюционной модели эмоций, но это не единственный его вклад в психологию и исследовательское наследие. Являясь автором несколько сотен статей и 8 книг на тему эмоций, Плутчик активно продолжал свои научные поиски всю свою жизнь. В 1979 году результатом его исследований в соавторстве с Генри Келлерманом и Хоупом Конте стал «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI). Он представляет собой психодиагностический инструмент, призванный пролить свет на свойственные личности психические защитные механизмы и степень их выраженности.

В данной статье мы рассмотрим эту методику и модель защитных механизмов, разработанную Плутчиком-Келлерманом-Конте, и то, как она взаимосвязана с психоэволюционной моделью эмоций. В работах Роберта Плутчика и Генри Келлермана данная теоретическая модель рассмaтривается детально и глубоко, но в данной статье мы осветим основные психозащитные механизмы лишь вкратце.

Что такое психологические защитные механизмы

Начать стоить, пожалуй, с определения психологических защит. Они представляют собой определенные бессознательные механизмы, служащие тому, чтобы справиться с неприятными, травмирующими переживаниями и для перенаправления импульсов, возникающих в связи с событиями, которые психика не может эффективно переработать. В результате негативные переживания подавляются, внутренний конфликт или конфликт между эмоциональными реакциями стирается за счет искажения и деформации восприятия.

Защитных механизмов психики существует большое количество, и мы о них писали раньше. Например, на нашем блоге есть хорошие материалы о сублимации, аутоагрессии и других поведенческих механизмах защиты. Их все объединяет то, что с их помощью эго отводит от себя опасные желания и импульсы, которые могут привести к болезненным чувствам тревоги, депрессии или стыда. Спусковыми крючками для психозащит могут быть как внутренние, так и внешние раздражители, то есть, интернализированные внутренние запреты либо же события внешнего мира. У человека часто есть один или два-три основных психологических защитных механизма, но он может пользоваться и другими, причем абсолютно неосознанно. К счастью, психологические защиты динамичны и обратимы.

Определив понятие психозащит, давайте рассмотрим их модель в рамках Индекса жизненного стиля (ИЖС) и системы Плутчика-Келлермана-Конте, а также саму эту методику психической диагностики.

Индекс жизненного стиля и модель механизмов психологических защит Плутчика-Келлермана-Конте

В модели Плутчика, Келлермана и Конте считается, что защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. Именно для совладания с одной из восьми основных эмоций развивается свой механизм защиты. Таким образом, насчитывается 8 психозащит. Им свойственны сходства и полярности, и подобно бинарным парам эмоций, можно выделить противоположные пары защитных реакций психики. Человек может использовать любую комбинацию защит, но часто бывает, что есть одна или две главные, и, определив их, возможно определить тип личности или диспозицию.

В этом заключается суть методики психической диагностики ИЖС – выявить тип личности и свойственные индивиду эмоции вместе с защитными механизмами. Привычные поведенческие механизмы и непозволяемая себе эмоция проливают свет на особенности психоэмоционального устройства человека, степень его зрелости и осознанности. Сам тест выглядит как список утверждений о себе, с которыми индивид должен согласиться или не согласиться. После ответов на все утверждения подсчитывается количество положительных ответов.

Выявленным механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от проявленности, интенсивности защитной реакции эго. Так, определяется напряженность защиты – чем с большим количеством утверждений по данной психозащите согласился человек, тем выше этот показатель. При общей напряженности всех защит выше 50% (человеку свойственна половина всех высказываний опросника), можно говорить о том, что у человека имеются неразрешенные внутренние и внешние конфликты. Наиболее адаптированные и зрелые люди используют наименьшее количество защитных механизмов, а людям дезадаптированным к жизни и инфантильным, внутренне незрелым, свойственно пользоваться защитными механизмами в гораздо большей степени.

Итак, всего есть 8 защитных реакций психики, каждая из которых «оберегает» ее от болезненного проживания какой-то конкретной базовой эмоции. Давайте теперь перейдём к рассмотрению защитных механизмов, того, что каждый из них собой представляет и как может проявляться в поведении.

От каких эмоций оберегает каждая из психологических защит

Повторим суть защитного механизма: при возникновении опасного стимула, грозящего разрушить душевное равновесие, понятие о себе и мире, самоуважение или последовательность взглядов, психика обороняется от него. Эмоции, вызываемые импульсом, и сопутствующий этому сильный конфликт между собственными частями либо же с внешним миром выталкивается и перенаправляется. Защитная реакция эго и служит гашению нежелательной эмоции и сохранению целостности своего восприятия. В процессе этого информация значительно искажается и человек подстраивается под ситуацию через переопределение происходящего и удобные для психики интерпретации. А естественный импульс не находит своего выхода, переплавляясь в нехарактерное защитное поведение.

Вкратце защитные психические механизмы для ведущих реакций выглядят подобным образом:

1

Отрицание

При этом механизме нежелательные и фрустрирующие обстоятельства, эмоции, факты отрицаются и не признаются. Та часть информации, которая нарушает внутренний покой и баланс или вызывает тревогу и боль, не пропускается и не воспринимается человеком. Происходит разрыв с реальностью и четкое искажение каких-то ее аспектов.

Например, для человека может быть очень болезненно принять подлые или жестокие проявления близких людей, так как они идут вразрез с его устоявшимися идеалами и верованиями, и для защиты психики человек прибегает к отрицанию «неудобных» фактов.

2

Вытеснение

Похожий на отрицание защитный механизм, при котором неприемлемые внутренние импульсы, желания, чувства, мысли вытесняются в подсознание и становятся полностью неосознаваемыми и бессознательными. Однако, несмотря на это, внутренний конфликт остается, и ему сопутствуют психоэмоциональное напряжение, неприятные переживания и телесные реакции. Нежелательные и непозволительные эмоции, мысли и качества абсолютно не осознаются индивидом, но внешне проявляются в виде эмоциональных, невротических и соматических симптомов.

Так, человек может вытеснять из сознания какие-то свои порывы или качества характера, которые считает плохими, недопустимыми, нежелательными, однако его психоэмоциональная структура и физическое тело переживают этот конфликт и выдают заметную окружающим реакцию.

3

Регрессия

Данная психозащита представляет собой возврат к более раннему этапу или состоянию, когда угрожающих и тревожащих стимулов не было, к тому, что воспринимается как безопасный и подконтрольный срез реальности. Может выражаться как отчетливое «проваливание» в детство, инфантильность, беспомощность и поиск поддержки у окружающих, «взрослых». В таких случаях человек может начать говорить детским голосом, использовать слова, мимику и движения, использовавшиеся в детстве.

Также регрессия может проявляться как замена сложных задач, стоящих перед человеком и выбивающих его из колеи, на более простые, знакомые и понятные. Например, человек может начать заниматься чем-то другим, механистическим и несложным, как например, убираться на столе или в квартире вместо того, чтобы заниматься насущной проблемой. Или же он может прибегнуть к импульсивным действиям, пытаясь справиться с тревогой, фрустрацией или другим сильным переживанием, отдаваясь своим пристрастиям, легким удовольствиям, простым доступным занятиям.

К примеру, столкнувшись с серьезной проблемой на работе или конфликтом с важным человеком, человек не разбирается с этой ситуацией и не ищет решения, а перенаправляет свою энергию на шопинг, быструю езду или получение поддержки и позитивных эмоций через переписку и чаты.

4

Компенсация

Данный механизм защиты человек может применять, когда хочет сгладить свой недостаток, нежелательное качество или чувство каким-то другим. Часто в таких случаях заимствуются чужие мысли, черты, качества характера, модели поведения и ценности, но они не переосмысливаются и не интегрируются в личность. Они не становятся «родными», инкорпорированными в личность, а остаются чуждыми элементами.

Другой вариант компенсации случается, когда человек восполняет какие-то свои слабые стороны или фрустрации в чем-то одном достижениями, компетенцией или лидирующей позицией в другом. Примерами могут быть ситуации, когда слабый и болезненный подросток чрезмерно развивает свой интеллект или острый язык, или же случаи, когда, не будучи в состоянии устроить карьеру, человек бросается головой в семейную жизнь, духовные поиски или сотворение своего идеального тела.

5

Проекция

В основе проекции лежит приписывание другим людям тех качеств, мыслей, импульсов и чувств, которые индивид считает неприемлемыми и недостойными. С помощью этого защитного механизма эго оберегается от признания в себе таких негативных свойств и последующих за этим неприятных эмоций. В результате все подобные «плохие» качества и проявления замечаются в других (вне зависимости от их объективного наличия у них) и осуждаются. Образ себя хорошего и благостного при этом сохраняется.

Еще один вариант проекции имеет место быть, когда людям из близкого окружения приписываются резко позитивные свойства, ценности, мысли и чувства, и за счет этого человек возвышается. «Раз я дружу с такими замечательными людьми, какой я сам замечательный!» может думать человек с таким видом проекции.

6

Замещение

В случае таких неодобряемых эмоций и порывов как агрессия, гнев, ярость, человек может перенаправить их с источника на более доступный и безопасный объект. В итоге человек смещает приложение этих эмоций на невиновного человека, кто неопасен и не даст отпор. Этот метод психологической защиты часто можно наблюдать, когда люди проявляют необоснованную агрессию к случайным людям и как-то ещё снимают свое эмоциональное напряжение за счет тех, кто к нему отношения не имеет. При этом проблема не решается и человек не адаптируется к стимулу, вызвавшему сильные негативные эмоции.

7

Интеллектуализация

Более известный под названием «рационализация», данный механизм защиты характеризуется тем, что человек находит интеллектуальные, разумные, логические доводы и установки, чтобы успокоить себя. С его помощью человек может снижать значимость того, что не в состоянии получить, и сглаживать внутренний конфликт.

Разрешение неприятной фрустрирующей ситуации ведется на умственном, абстрактном уровне и уводит от испытываемых чувств, фрустраций и боли. При таком механизме защиты человек может логически обосновывать себе, что, к примеру, работа у него не такая и плохая, другим приходится ещё хуже, и надо быть благодарным, уходя от внутреннего конфликта и истинных чувств – неудовлетворения и разочарования в своей работе.

8

Реактивное образование

Тип психологической защиты, где неприятный и неприемлемый импульс, качество, мысль или чувство обращаются в противоположность и переразвиваются. Так, агрессивность и безразличие могут породить подчеркнутую вежливость и учтивость. Излишняя общительность иногда может являться реактивным образованием по отношению к естественной замкнутости.

Таковы 8 защитных механизмов в модели ИЖС. Все они, хоть и представляют способ приспособления к ситуации и раздражителям, показывают степень дезадаптации и инфантильности личности. Чем больше человек полагается на свои психологические защиты и чем ограниченнее его способы реагировать на фрустрирующие и стрессовые обстоятельства, тем выше степень его дезадаптации в жизни и личностной незрелости.

Эмоции и свойственные им защитные механизмы

Как мы знаем, вышеперечисленные защитные механизмы укладываются в психоэволюционную модель эмоций по Плутчику. Более того, каждая из защит «отвечает» за то, чтобы справляться с конкретной эмоцией. Давайте познакомимся с этой стороной теории поближе.

Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:

  1. Радость – перевод этой реакции в иную, часто ее противоположность, подавление приятных ощущений от объекта и ситуации (реактивное образование). Например, это может быть запрет на приятные переживания или удовольствие, отвращение. Переоценка стимула «Все, связанное с этим, отвратительно».
  2. Печаль (от потери значимого объекта или самооценки) – компенсация, например в виде фантазий или экспансивного поведения. Интерпретации и переосмысление «Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»
  3. Гнев – замещение. Может принимать форму перенаправленной агрессии, аутоагрессии, деструктивного поведения. Интерпретация «Вот кто во всем виноват».
  4. Страх – подавление, избегание. Стимул переоценивается в «Мне это незнакомо».
  5. Предвкушение/ожидание – интеллектуализация, то есть рационализация, стремление к контролю через логические объяснения, анализ и самоанализ – «Все объяснимо».
  6. Удивление – регрессия, то есть возврат к более раннему психологическому состоянию, инфантилизм. Интерпретация «Вы обязаны мне помочь».
  7. Отвращение – проекция, перенос собственного непозволимого свойства или неполноценности на других. Выражается в особой критичности, требовательности, враждебности. Переоценка стимула «Все люди порочны».
  8. Принятие – отрицание, игнорирование определенных фактов, входящих в конфликт с собственными ценностями, идеалами, восприятием, душевным равновесием, что позволяет продолжать принимать других.

Резюмируя, можно сказать, что система «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI), представленная в 1979 году, является рабочим инструментом диагностики психоособенностей личности и типичных для нее механизмов психозащит. В этой модели, созданной Плутчиком, Келлерманом и Конте, выделяются 8 основных психологических защит. Они соотносятся с 8 базовыми эмоциями по Плутчику и развиваются для наилучшего переживания доминирующей или сильной эмоции. Индивиду может быть свойственно любое количество защитных механизмов, которые являются своеобразными способами адаптации к ситуации.

Подводя итог

Несмотря на всю свою сложность и запутанность, модель защитных механизмов Плутчика, Келлермана и Конте может быть хорошим практическим инструментом для большей осознанности и эффективности по жизни. Предлагаем вам еще раз пройтись по списку возможных психологических защит и ответить на вопросы:

  1. Какие из защитных механизмов вы у себя замечали?
  2. Есть ли среди них такой, который вы используете чаще других?
  3. Какие из подобных реакций вам бывает сложно контролировать и отдавать себе отчет, когда вы к ним прибегаете?
  4. И самое главное, какие иные способы справиться с неприятными событиями, чувствами или своими недостатками существуют? Как еще можно отреагировать и повести себя? Какой подход или поведение будет наиболее эффективным и благоприятным в долгосрочной перспективе?

Чем лучше вы осознаете свои бессознательные психологические защиты, тем меньше они управляют вами и являются автоматическими. Так возможно не только выбирать самый оптимальный вариант поведения, но и стать хозяином своих реакций и своей жизни. Если же вам интересно развить навыки осознания и управления своими эмоциями, обращаем ваше внимание на онлайн-программу «Психическая саморегуляция». Данный курс обучает умению контролировать и гармонизировать свои психические состояния, что делает качество жизни лучше.

Желаем вам удачи!