Блог о саморазвитии

Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов

Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов

Людям свойственно ошибаться, и иногда мы говорим совсем не то, что мы хотели бы сказать. Большинство людей считает оговорку лишь простой случайностью, не уделяя ей никакого внимания, однако Зигмунд Фрейд был уверен в том, что даже за самой незначительной оговоркой стоит смысл, зачастую неизвестный даже самому оговорившемуся.

Фрейд увидел в оговорках огромное значение для исследования человеческой личности и ее настоящих намерений и мотивов и изучил психологические механизмы возникновения оговорок, которые до него не рассматривал ни один из ученых.

Фраза «оговорка по Фрейду» известна многим, однако далеко не каждый понимает суть этого выражения, поэтому в данной статье мы постараемся детально рассказать, что такое оговорка по Фрейду, простыми словами объясняя механизмы и причины ее возникновения, а затем рассмотрим, что можно узнать о человеке, заострив внимание на оговорке, которую он сделал.

Если вы хотите узнать больше о своей личности, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», которая поможет вам исследовать мотивы своего поведения, определить свои истинные цели и ценности, а также научит вас использовать свои способности и возможности в полной мере. А мы тем временем приступаем к изучению исследований Зигмунда Фрейда.

Основные положения психоанализа

Прежде чем перейти к основной теме нашей статьи и разобраться в том, что же значит выражение «оговорка по Фрейду», необходимо рассмотреть основные положения психоаналитической теории, главные идеи которой пронизывают все исследования Зигмунда Фрейда. Материал, представленный в данной статье, является кратким изложением нескольких глав его книги «Введение в психоанализ» [З. Фрейд, 1917].

Итак, Зигмунд Фрейд (1856 – 1939 гг.) – австрийский невропатолог и психиатр, который создал психоанализ. Под этим термином скрываются три значения, которые в комплексе отражают все представления Фрейда о человеческой личности и ее поведении.

Психоанализ – это психоаналитическая теория личности, а также метод терапии личностных расстройств и изучения неосознанных мыслей и чувств индивида.

В основе психоанализа лежит топографическая модель Фрейда, согласно которой психика состоит из трех уровней организации:

  • Сознание содержит мысли, чувства, ощущения и переживания, которые присущи человеку в данный момент времени и которые он четко осознает. Однако мы осознаем лишь незначительную часть своей психической жизни и той информации, которая хранится в нашем мозге. Более того, мы делаем это лишь в течение очень короткого времени, а затем вся эта информация переходит на другие психические уровни.
  • Предсознательное соединяет сознательное и бессознательное и включает в себя ту информацию о психических явлениях, которую мы не осознаем здесь и сейчас, но можем легко вспомнить при желании.
  • Бессознательное является самой потаенной и неизведанной областью человеческого разума и содержит в себе весь психический опыт человека. Бессознательное является самым интересным и значимым предметом изучения человеческой личности, поскольку именно в него сознание вытесняет все те эмоции, желания и воспоминания, которые ему угрожают. Здесь хранится информация о наших психологических травмах, подавленных сексуальных желаниях, самых негативных чувствах и т.д.

Через некоторое время после создания своей модели организации психики Фрейд выделил и три структуры личности – ид, эго и суперэго:

  • Ид (или «Оно»). Функционирует в бессознательном и практически всецело определяет нашу жизнь. Ид является первичным и врожденным компонентом личности человека и подчиняется принципу разрядки психической энергии, формируемой вследствие биологических побуждений (сексуальных и агрессивных), присущих каждому животному организму. Если человек сдерживает свои примитивные животные инстинкты и не дает им разрядки, то в структуре личности создается напряжение, которое Ид стремится снять всеми доступными способами по принципу удовольствия, согласно которому на пути к получению необходимой разрядки не существует никаких препятствий.
  • Эго (или «Я»). Когда ребенок подрастает, он начинает осознавать, что его желания и потребности не стоят во главе всей жизни: помимо них существует еще и внешний мир, который ему неподвластен. Чтобы обеспечить нам безопасность, возникает вторая структура личности – Эго, стремящаяся выразить и удовлетворить желания Ид, учитывая при этом ограничения, предъявляемые человеку окружающим миром. «Я» подчиняется «принципу реальности» и использует когнитивные стратегии, чтобы отсрочить удовлетворение наших биологических побуждений до тех пор, пока для этого не будет подходящая и соответствующая нормам и моралям внешнего мира возможность.
  • Суперэго (или «Сверх-Я»). Когда в жизни человека наступает период активной социализации, он формирует для себя систему ценностей и моралей, необходимую для эффективного функционирования в обществе, к которому он принадлежит. Взаимодействуя с другими людьми в процессе своего развития, человек обретает Суперэго, перенимая общественные нормы и стандарты поведения. Именно благодаря структуре личности «Сверх-Я» мы учимся различать категории «хорошо» и «плохо», в соответствии с которыми соотносим свое поведение, мысли и желания таким образом, чтобы избежать наказания.

Эта структурная модель психической жизни напрямую связана с уровнями сознания, которые Фрейд выразил в концепции неосознаваемых психических процессов: сфера Ид является полностью неосознаваемой, а вот Эго и Суперэго присутствуют на всех уровнях сознания; при этом само сознание также охватывает все личностные структуры, однако основная его часть формируется именно импульсами, исходящими от Ид.

Таким образом, поведение человека практически всецело обусловлено импульсами, которые находятся вне сферы сознания. Если человек начинает пытаться осознать их, это приведет к сильнейшему внутреннему сопротивлению. Однако эти импульсы находят свое выражение в других, скрытых формах, изучение которых позволяет изучить те сферы человеческой психики, которые нам неподвластны.

Особое внимание в своих исследованиях Фрейд уделял защитным механизмам психики. Он выявил, что защитные механизмы Эго позволяют скрывать от Суперэго неприемлемые, запретные импульсы, порождаемые Ид, чтобы в сознании не возникало тревоги из-за «ненадлежащего» образа мыслей и поведения.

Фрейд выделил несколько основных защитных механизмов психики: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию, реактивное образование, регрессию, отрицание и сублимацию. Практически все они действуют на неосознанном уровне и искажают восприятие реальности, нанося вред организму человека, поскольку представляют собой «побег от реальности и от самого себя», что приводит к серьезному накоплению этой самой психической энергии, порождаемой Ид, которая не находит разрядки, а потому принимает форму различных психических отклонений. Одну лишь сублимацию Фрейд считал действительно полезным адаптивным механизмом, поскольку с помощью нее человек имеет возможность изменить цель и/или объект импульсов, не сдерживая их проявления.

Если вы хотите научиться управлять своими психическими состояниями без вреда для своей личности, записывайтесь на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», в рамках которой вы освоите лучшие научные и практические техники контроля над своими эмоциями, чувствами и желаниями.

Что значит оговорка по Фрейду, простыми словами объяснить человеку, не знакомому с его трудами, довольно непросто. Поэтому сначала мы расскажем об ошибочных действиях, к которым относится оговорка, чтобы вам было легче понять рассуждения Фрейда.

Механизмы возникновения ошибочных действий

Оговорка по Фрейду относится к понятию «ошибочные действия», поэтому для того, чтобы понять ее смысл, объясним сначала, что он подразумевал под ошибочными действиями в принципе.

Согласно Фрейду, все ошибочные действия объединяются двумя основными характеристиками:

  • наличием приставки «о-» или «за-» в названии;
  • умаляющим отношением со стороны людей (их считают несущественными и малозначительными).

Фрейд выделял три категории ошибочных действий:

  • оговорки, описки, очитки и ослышки (когда человек неосознанно заменяет одно слово другим при устной или письменной речи, а также читает и слышит не то, что сказано или написано на самом деле);
  • временное забывание (когда мы не можем вспомнить, как кого-то зовут, слова, сказанные кем-то, забываем о том, что хотели сделать, и т.д.);
  • запрятывание, затеривание и ошибочное захватывание вещей.

Однако Фрейд был уверен, что, несмотря на то, что данным явлениям уделяют мало внимания не только большинство людей, но и научные круги, на самом деле они играют огромную роль в исследовании человеческой личности, поскольку зачастую именно за самыми незначительными признаками скрывается истинная суть вещей.

Фрейд считал, что ошибочные действия неслучайны. Так думали и некоторые другие исследователи, однако они рассматривали лишь физиологические и психофизиологические факторы, которые лежат в основе этих действий.

Так, лингвист Рудольф Мерингер и психиатр Карл Майер в своей работе «Обмолвки и очитки» утверждали, что в ряде случаев они могут быть вызваны незначительными отклонениями в психических функциях и возникать из-за физиологических и психофизиологических причин. В частности, из-за общего недомогания и усталости, волнения и рассеянности и т.д., поскольку такие состояния организма приводят к нарушению внимания, ввиду чего его концентрации становится недостаточно для выполнения того или иного действия.

Фрейд не в коем разе не оспаривал эту теорию возникновения ошибочных действий, однако считал, что далеко не все из них можно объяснить таким образом: его опытные наблюдения доказывали, что ошибочные действия совершают и абсолютно здоровые и спокойные люди. Кроме того, такое объяснение исключает тот факт, что выполнение многих действий происходит автоматически и требует минимальной концентрации внимания. Например, мы не думаем, куда мы идем, однако не сбиваемся с пути.

Поэтому Фрейд считал, что есть какие-то другие, более глубокие и личностные, психологические мотивационные факторы, которые скрываются за ошибочными действиями и которые другие исследователи упускают из вида.

Узнать больше об ошибочных действиях вы можете из его работы под названием «Психопатология обыденной жизни», посвященной изучению именно этой узкой темы [З. Фрейд, 1901]. Сегодня же мы подробно расскажем вам лишь о том, что такое оговорка по Фрейду, простыми словами объясняя ход и результаты его исследований в этой области.

Оговорка по Фрейду: что это значит?

Под оговоркой подразумевается употребление человеком в устной речи слова, отличного от желаемого. Простыми словами, оговорка проявляется в том, что человек говорит не то, что он хотел (намеревался) сказать.

Как мы уже говорили ранее, Фрейд был уверен в том, что ошибочные действия (в частности, оговорка) возникают по каким-то психологическим причинам. Следовательно, за ними стоит какой-то смысл, исследуя который можно познать личность человека.

Чтобы понять, что означает выражение «оговорка по Фрейду», необходимо детально изучить то, как она возникает.

Механизмы возникновения оговорок

В попытках объяснить результат оговорки с психологической точки зрения, Фрейд задавался вопросом о том, почему человек оговаривается так, а не как-то иначе, ведь из бесконечного множества вариантов искажений человеческий мозг выбирает именно то слово, которое получается в результате оговорки, а не какое-то иное. Его интересовало то, происходит ли этот выбор случайным образом или же он основывается на чем-то важном.

Фрейд соглашался с тем, что соматические условия, открытые другими исследователями, могут способствовать возникновению оговорок, однако считал их недостаточными для того, чтобы человек оговаривался только из-за них.

Исследуя оговорки, Фрейд заметил, что в большинстве случаев их смысл совершенно очевиден, хотя некоторые оговорки и вовсе кажутся абсолютно бессмысленными. Однако даже такие оговорки при тщательном рассмотрении имеют значение.

Исследуя смысл оговорок – их значение и намерение, Фрейд проверял свои предположения, изучая множество примеров.

Доказательства осмысленности оговорок

Фрейд нашел доказательство своих идей в творчестве великих поэтов, которые пользуются оговоркой, как средством речевой выразительности, отражающим истинные мотивы своих героев.

Так, например, в одной части драматической трилогии Фридриха Шиллера «Валленштейн» Квестенберг спрашивает у Октавио, куда он так торопится, на что тот отвечает ему «К ней» вместо того, чтобы ответить «К герцогу», поскольку реальной причиной, по которой он мечтает о мире, является именно его возлюбленная.

Тот же самый прием был найден в пьесе Уильяма Шекспира «Венецианский купец», где Порция говорит своему возлюбленному Бассанио, что у нее есть две половины, одна из которых принадлежит ему, а другая – ему, и тотчас исправляется, говоря о том, что она хотела сказать, что она принадлежит ей, но в конце добавляет: «Так ваше все». Таким образом, Шекспир заставляет героиню оговориться и сказать то, что она чувствует на самом деле, после чего принуждает ее признать свою оговорку, но затем подтвердить правильность слов, которые она сказала в результате оговорки.

Фрейд также рассматривал искажения в употреблении имен, отмечая, что зачастую в них присутствует намерение переиначить имя путем шуточного оскорбления, на основе чего он пришел к выводу, что и при других оговорках может присутствовать то же самое намерение к оскорблению, что наблюдается при искажении имен.

Он нашел подтверждение этому факту в оговорках с комическим и абсурдным эффектом. Например, в случае, когда один человек сказал: «Я прошу вас отрыгнуть за здоровье нашего шефа», оговорка очевидным образом указывала на скрытое пренебрежение к руководителю, противоречащее почтению, которое необходимо было выразить в тосте. Тот же эффект он выявил и в оговорках, в рамках которых безобидные слова становятся неприличными, поскольку люди искажают их звучание, придавая им негативный смысл.

Так Фрейд сделал свои первые значимые выводы касательно оговорок и выявил, что во всех случаях они возникают в случае столкновения двух различных намерений: не столь важно, делает человек это специально или оговаривается «случайно», ибо присутствие прямого или скрытого намерения сказать это есть всегда.

Роль намерений в оговорках

Фрейд выделял два вида намерений: нарушенное и нарушающее. Нарушенное намерение представляет собой то, что человек хотел сказать, а нарушающее – то, что человек сказал в результате оговорки.

Важно отметить и то, что то, что человек хотел сказать, в таком случае, не является его реальным отношением к объекту говорения, т.е. то, что он хотел сказать, – это то, что ему необходимо было сказать, то, что, по его мнению, было правильно сказать. А то, что он сказал в результате оговорки, – как раз то, что он хотел сказать на самом деле, его истинное видение ситуации.

Изучая намерения, Фрейд выявил, что сказанное в результате оговорки может находиться в трех видах зависимости от нарушенного намерения:

  • Оно строго противоположно тому, что человек намеревался сказать (это говорит о том, что иногда мы оговариваемся в результате того, что хотим сказать то, что является прямым противопоставлением тому, что думаем на самом деле).
  • Оно имеет вид поправки или дополнения к тому, что человек хотел сказать (в этом случае то, что мы думаем на самом деле, не противоречит тому, что мы хотим сказать, однако есть нечто, что мы утаиваем, а в результате оговорки мы будто добавляем второй смысл к исходному смыслу намерения).
  • Оно отражает не истинное отношение человека к ситуации, а то, о чем он думал в данный момент времени и что полностью занимало его мысли.

Фрейд также изучал отношение людей к собственным оговоркам и выявил следующее:

  • Зачастую людям известно то, что они думают на самом деле, и перед оговоркой они прекрасно это осознают.
  • В других случаях, оговорившись, человек признает, что он действительно на самом деле думал то, что сказал вследствие оговорки, однако перед тем, как ее сделать, он не осознает этого.
  • Иногда люди не только не осознают свои истинные намерения перед оговоркой, но и отрицают сам факт того, что на самом деле они думают отличное от того, что хотели сказать.

Несмотря на существенные различия в этих случаях, Фрейд заметил, что абсолютно во всех ситуациях, когда происходят оговорки, намерение оттесняется человеком. Таким образом он нашел ответ на главный вопрос о том, почему человек совершает оговорку: непременным условием ее возникновения является именно подавление имеющегося у индивида намерения, а не физиологические или психофизиологические факторы.

Именно в этом и заключается суть такого феномена, как оговорка по Фрейду. Что это значит? Простыми словами, механизм оговорки следующий: человек решает (осознанно или неосознанно) не допустить в речи выражения своего истинного отношения к объекту говорения, но оттесненное им намерение все-таки проявляется в ее форме.

Фрейд интересовался оговорками и другими ошибочными действиями потому, что они способны дать обширный материал, ценный для психоанализа.

Значение оговорок по Фрейду для психоанализа

Именно анализ ошибочных действий позволяет человеку обнаружить скрытые намерения – свои или чужие, с помощью которых можно познать истинную сущность себя и других людей.

Психоанализ, возможный в ходе рассмотрения оговорок, заключается в том, что, если подметить оговорку и проанализировать, почему человек оговорился именно так, а не как-то иначе, можно понять те стороны его личности, которые он скрывает, или те, что не осознаются даже им самим.

Давайте рассмотрим, каким образом происходит психоанализ путем изучения оговорок:

  • Если человек соглашается с тем, что его оговорка или другое ошибочное действие действительно имеет смысл, то психоанализ проходит легко, поскольку исследуемый сам сможет найти этот смысл.
  • В большинстве случаев, если указать человеку на то, что в его оговорке имелся скрытый смысл, он начнет отрицать этот факт. Фрейд считал, что так называемое отрицание – острое нежелание признать тот факт, что оговорка была осмысленной и содержала в себе скрытое намерение – подтверждает то, что она на самом деле имела более чем глубокий смысл для него: человек либо понимает это, но не хочет признаваться в этом окружающим, потому что чего-то боится, либо ему страшно настолько, что он не может признаться в этом даже самому себе. В этом случае для психоанализа требуется найти так называемые «косвенные улики», которые помогут раскрыть смысл оговорки и узнать о скрытых намерениях человека, чтобы избавить его от «оков его разума».

Кратко резюмируя, можно сказать о том, что Зигмунд Фрейд выявил, что ошибочные действия, в частности оговорки, не являются хаотичными случайностями, а представляют собой целенаправленные психические акты, имеющие скрытый смысл и возникающие как результат противодействия двух различных намерений: того, о чем человек думает на самом деле, и того, что он считал необходимым или правильным озвучить.

Теперь вы знаете, что значит фраза «оговорка по Фреду». Примеры таких оговорок встречаются повсеместно: если вы начнете уделять им внимание и изучать их, вы сможете открыть для себя много нового о себе и окружающих людях. Важность изучения оговорок и любых других ошибочных действий заключается в том, что столь незначительные на первый взгляд явления на самом деле являются ключом к самопознанию, поскольку намерения не только накладываются друг на друга, но одно из них неизменно оттесняется другим, что говорит о психологических «запретах», присутствующих в нашем сознании и мешающих нам думать и действовать так, как нам хотелось бы на самом деле.

Если вы хотите избавиться от защитных механизмов своей психики, скрывающих от вас ваши же истинные желания и потребности, найти себя и перейти на абсолютно новый уровень осознанности, непременно пройдите нашу онлайн-программу «Самопознание», которая позволит вам не только лучше понять себя в теории, но и научит применять полученные знания на практике.

Желаем вам успехов и искренне верим в то, что вы обязательно найдете себя и свое место в этом мире!

А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи и проверить свои знания: