Кем вы хотели быть в детстве? Пожарным, врачом, космонавтом, водителем самосвала? А еще, наверное, военным, полицейским, актером, фотомоделью? И, скорее всего, певцом или певицей. Такой всплеск пожеланий случается у многих после посещения концерта известного исполнителя или просмотра очередной «Песни года».
Отчасти хорошо, что не все детские мечты имеют свойство сбываться, потому что на всех желающих стать космонавтами не хватило бы космических кораблей. А вот тренировка голоса, речи и дикции пригодится вам в любом случае, даже если вы воздержались от сценической карьеры и отдали предпочтение более стабильной профессии.
Плотно поработать над своими голосовыми и речевыми способностями можно на нашей программе «Современная риторика». А сегодня мы вам предложим несложные упражнения для тренировки голоса, дикции и речи, которые может освоить каждый.
Мышечные релаксационные упражнения для голоса
Начать следует с того, чтобы снять мышечное напряжение, которое может мешать красивому звучанию голоса. Это особенно важно, если вам предстоит тренировка голоса для пения.
Напряжение в теле и голосовом аппарате может приводить к зажиму голоса, усталости и потере звучности. Расслабляющие упражнения помогают снять зажимы, улучшить дыхание и сделать голос свободным.
Расслабление шеи и плеч:
- Медленно наклоните голову вперед, задержитесь на 5 секунд.
- Наклоните голову назад, задержитесь на 5 секунд.
- Наклоните голову к левому плечу и «перекатите» ее по нижней дуге к правому плечу и обратно.
- Покрутите плечами вперед и назад по 10 раз.
- Аккуратно помассируйте шею и плечи круговыми движениями пальцев.
Свободная челюсть:
- Откройте рот и дайте челюсти «повиснуть», чтобы она свободно двигалась.
- Легко постучите пальцами по щекам, расслабляя их.
- Сделайте движения челюстью вверх-вниз и влево-вправо с малой амплитудой без напряжения.
«Зевающий лев»:
- Глубоко вдохните, широко откройте рот, как будто зеваете.
- Вытяните язык вперед и вниз, издавая звук «Аааа».
- Повторите 5-6 раз.
Вибрационный массаж гортани:
- Легко похлопайте пальцами по шее в районе гортани.
- Произнесите на выдохе «Мммм», ощущая вибрацию.
Эти упражнение полезны как непосредственно перед предстоящей нагрузкой (выступлением, пением, лекцией), так и после долгой речи, чтобы снять усталость голоса. Кроме того, их можно выполнять для профилактики голосовых зажимов.
Дыхательные упражнения для тренировки голоса
Голос будет звучать уверенно, если научиться делать глубокий вдох и говорить «на опоре» так, чтобы работала диафрагма, а не только голосовые связки. В идеале связки вовсе не должны напрягаться, когда вы говорите или поете.
Когда вы научитесь создавать и регулировать поток воздуха нужной силы, ваши связки будут вибрировать в нужном режиме, выдавая нужный звук, не уставая и не напрягаясь. Такую опцию можно наработать специальными дыхательными упражнениями.
Дыхание «диафрагмой»
Мы взяли в кавычки слово «диафрагмой», потому что дышим мы все без исключения легкими, а словосочетание «дыхание диафрагмой» используется для наглядности, чтобы акцентировать внимание на точке локализации усилий.
Как делать:
- Встаньте или сядьте с прямой спиной.
- Положите одну руку на живот, вторую руку – на грудь.
- Вдохните глубоко через нос, наполняя воздухом нижнюю часть легких так, чтобы живот расширился, а грудная клетка осталась неподвижной.
- Медленно выдохните через рот.
- Повторите 3-4 раза.
Это упражнение развивает диафрагмальное дыхание, необходимое для красивой речи и вокала, повышает выносливость голоса, позволяет долго говорить и петь, не переутомляясь и не надрывая связки.
Упражнение «Свеча»
Вы уже поняли, что глубокий вдох – это только часть дела. Не менее важно научиться контролировать выдох. В противном случае вам грозит быстрый перерасход воздуха, дыхания не будет хватать на цельную фразу, а сама фраза к концу предложения потеряет яркость и темп. Либо же вам придется постоянно «подхватывать» воздух посреди фразы, что портит впечатление от выступления. Научиться контролировать выдох можно с помощью упражнения «Свеча».
Как делать:
- Представьте, что перед вами горит свеча.
- Сделайте глубокий вдох носом.
- Медленно и плавно выдыхайте через рот, стараясь не «потушить» воображаемое пламя.
Наработав контроль над силой выдоха, вы сделаете речь ровной и размеренной. Для полноты картины проверьте себя, выполнив это упражнение с настоящей свечой. В идеале пламя свечи должно гореть ровно, без резких рывков на протяжении всего вашего выдоха.
«Шипящий выдох»
Еще одно упражнение, которое помогает научиться контролировать дыхание на выдохе – это «Шипящий выдох». По сути, это усложненная версия предыдущего упражнения.
Как делать:
- Глубоко вдохните через нос.
- На выдохе произносите звук «сссс» как можно дольше.
- Следите, чтобы звук был ровным, без рывков, пауз и с одинаковой громкостью.
Если со временем сможете продержаться минуту или около того, считайте, что тренировка голоса проходит успешно, и базу для будущего убедительного звучания вы уже заложили.
Упражнение «Паровозик»
Это упражнение чем-то похоже на два предыдущих, потому что укрепляет «дыхательную поддержку» голоса и помогает дольше говорить без усталости. И при этом выводит нас на следующий уровень координации дыхания и звучания.
Как делать:
- Глубоко вдохните.
- На выдохе с разной интенсивностью произносите: «пфф-ф-ф-ф», «тфф-ф-ф-ф», «чух-чух-чух», имитируя звук паровоза.
- Следите, чтобы вас было хорошо слышно.
Последние замечание важно, потому что «ф» на выдохе формирует позицию органов речи, которая «тормозит» выход воздуха. Помимо координации дыхания и речи, упражнение полезно для улучшения тембра голоса.
Артикуляционная гимнастика для развития дикции и речи
Красота звучания складывается из многих составляющих, в том числе четкости и внятности. Для этого нужна тренировка дикции, а для четкой дикции нужна хорошая артикуляция. Поясним:
- Дикция – это способность четко произносить звуки в соответствии с фонетическими правилами языка.
- Артикуляция – это работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука.
Вашему вниманию – специальная серия упражнений для улучшения подвижности губ, языка, челюсти и прочих органов речи. Это отличная тренировка речи и дикции. Названия упражнений позволяют легко заинтересовать детей и провести занятия в игровой форме.
Топ-7 упражнений для улучшения артикуляции:
- «Улыбка – трубочка» – чередуйте широкую улыбку и вытянутые губы.
- «Маятник» – закройте рот, языком поочередно касайтесь правой и левой щеки, как бы «толкая» ее изнутри.
- «Часовая стрелка» – с закрытым ртом водите языком по кругу, как бы облизывая губы изнутри (или зубы снаружи).
- «Колечко» – с закрытым ртов загните язык назад и вверх, стараясь дотянуться кончиком максимально далеко назад.
- «Иголочка» – высовывайте язык максимально далеко вперед, как будто пытаетесь «проткнуть» языком воздух перед собой.
- «Качели» – пытайтесь дотянуться всунутым языком поочередно до носа и подбородка.
- «Лошадка» – цокайте языком, имитируя цокот копыт лошади.
После того, как вы размялись на этих упражнениях, пробуйте читать вслух скороговорки – для развития дикции это очень полезно. Сначала пробуйте в медленном темпе, а затем постепенно ускоряйтесь. Помните, что скорость – не самоцель. Ваша цель – развитие дикции, поэтому скорость можно начать наращивать только после того, как вы добились внятного произношения в медленном и среднем темпе.
И, наконец, топ-упражнение – это чтение с карандашом в зубах. Зажмите зубами карандаш и начните читать текст, добиваясь внятного звучания, невзирая на помеху. Добившись внятности и четкости, попробуйте читать с выражением, делая паузы, уменьшая или увеличивая темп и стараясь передать эмоции, «заложенные» в тексте.
Кстати, таким способом можно отрепетировать предстоящее выступление, которое затем без карандаша и прочих помех будет звучать намного увереннее.
Фонационные упражнения для тренировки голоса
Фонационные упражнения направлены на развитие звучности, тембра и гибкости голоса. Они помогают улучшить контроль за голосом, сделать его более устойчивым, выразительным и насыщенным. Кроме того, эти упражнения снимают зажимы, которые накапливаются у нас за время сидения за столом.
Топ-5 фонационных упражнений:
- Протяжное произнесение гласных – глубоко вдохните через нос, как при диафрагмальном дыхании. На выдохе медленно и протяжно произносите гласные звуки А-О-У-Э-И, примерно по 2-3 секунды на каждый звук.
- Гудение или мычание – сомкните губы и начните мычать «м-м-м-м-м» или гудеть «н-н-н-н-н», ощущая вибрацию в носу, губах и груди. Можно варьировать высоту звука – от низкого к высокому и обратно.
- «Сирена» – произносите протяжное «у-у-у» или «и-и-и», начиная с низкого звука и плавно поднимаясь вверх, затем обратно вниз. Повторите 5-7 раз, следя за плавностью переходов.
- Произнесение звуков с вибрацией – на выдохе протяжно порычите «р-р-р», как тигр, затем попробуйте пожужжать «ж-ж-ж», как пчела, или позвенеть «з-з-з», как комар, ощущая вибрацию в губах и щеках. Делайте упражнение 30-60 секунд.
- Чередование громкого и тихого звука – начните с тихого «аааа», плавно увеличивая громкость до максимума, а затем ее снижая. Следите, чтобы голос оставался чистым и без напряжения.
Уточним, что упражнение «Сирена» способствует улучшению плавности переходов между нотами и развитию диапазона, а произнесение звуков с вибрацией развивает резонаторы. О резонаторах и упражнениях для их развития стоит поговорить подробнее.
Резонаторные упражнения для тренировки голоса
Резонаторы – это полости в человеческом организме, которые обладают способностью принимать и отражать от своих стенок звук. В контексте работы над голосом нас интересует грудной, головной, носовой и ротовой резонаторы.
Функции резонаторов:
- Грудной резонатор – отвечает за низкие, бархатистые оттенки голоса.
- Головной резонатор – придает голосу легкость, звонкость, используется в высоких нотах.
- Носовой (лицевой, масочный) резонатор – помогает голосу быть более ясным и четким.
- Ротовой резонатор – усиливает и формирует звук, делая его более объемным, выразительным и разборчивым.
Отметим, что ротовой резонатор всегда работает вместе с другим резонатором, задействованным в данный момент: грудным, головным, носовым.
Специальные резонаторные упражнения помогают развить объемный, насыщенный голос за счет «включения» резонаторов и максимально полного их использования.
Топ-5 резонаторных упражнений:
- Гудение с фокусом на разных резонаторах – сомкните губы и протяжно произносите «м-м-м» или «н-н-н». Ощутите вибрацию в губах и носу (носовой резонатор). Затем попробуйте гудеть на «у-у-у», ощущая звук в груди (грудной резонатор). Поднимайте высоту звука, чтобы ощутить головной резонатор.
- «Звонок в маске» для резонанса в носовом резонаторе – произносите «м-м-м», «н-н-н», «ж-ж-ж» или «з-з-з», чувствуя вибрацию в носу и верхней губе. Затем добавьте гласную: «м-м-мма», «н-н-нне», «з-з-ззо». Повторите 5-7 раз, направляя звук вперед, как будто голос «светится» перед лицом.
- «Индюк» для перехода от грудного к головному резонансу – протяжно произносите «го-го-го», «гё-гё-гё», «ги-ги-ги», как будто урчит индюк. Почувствуйте вибрацию сначала в груди, затем в голове. Постепенно увеличивайте высоту звука, двигаясь от низкого к высокому.
- Вибрационные звуки для головного резонатора – произносите «р-р-р» (как моторчик), ощущая вибрацию в языке и губах. Затем «ж-ж-ж» или «в-в-в», направляя звук в нос и лоб.
- Йога для голоса – пение гласных А-О-У-Э-И на разных резонаторах.
Поясним последнее упражнение чуть подробнее. Вдохните глубоко и на выдохе и спойте:
- А – ощущая вибрацию в груди.
- О – смещая вибрацию выше, в гортань, но не напрягая горло.
- У – ощущая звук в верхнем небе.
- Э – направляя звук в нос и верхнюю часть лица.
- И – фокусируясь на макушке головы.
Повторите 3-5 раз, стараясь прочувствовать резонанс в разных точках. Выполняйте резонаторные упражнения ежедневно перед речевой нагрузкой, чтобы голос звучал свободно, уверенно и без напряжения.
Интонационные упражнения для развития голоса
Интонационные упражнения улучшают выразительность речи, помогают контролировать высоту и эмоциональную окраску голоса. Интонация делает речь выразительной, передает эмоции и удерживает внимание слушателей. Тренировка интонации помогает избежать монотонности, развить гибкость голоса и улучшить коммуникацию.
Упражнение «Горка» (подъем и спад интонации):
- Возьмите простую фразу. Например, «Сегодня замечательная погода».
- Сначала произнесите ее с повышением интонации к концу.
- Затем с понижением интонации.
- Повторите с разными фразами.
- Попробуйте сказать фразу в разных эмоциях: радостно, удивленно, настороженно, скучно.
Упражнение «Эмоция»:
- Выберите фразу. Например, «Я не знал, что так получится».
- Произнесите ее с разными эмоциями: радость, грусть, гнев, удивление, ирония и страх.
- Запишите себя на диктофон и проанализируйте, насколько эмоции передаются голосом.
Лучше понимать разные типы эмоций, их проявление и происхождение можно научиться на нашей программе «Сам себе психолог», а мы продолжим тренировку.
Упражнение «От шепота до крика»:
- Выберите слово или фразу. Например, «Привет, как дела?»
- Скажите ее сначала шепотом, затем чуть громче, потом обычным голосом, затем громко, а в конце почти криком.
- Повторите в обратном порядке.
Упражнение можно расширить и представить, что говорите в разных ситуациях:
- Шепотом – тайная новость другу.
- Громко – зовете человека издалека.
- Средним голосом – обычный разговор.
Кроме того, полезно имитировать звуки природы, которые как бы сами подсказывают нужную громкость. Например, монотонный шум дождя может быть тихим, а завывания сильного ветра – громким. Это упражнение можно предложить детям, если не удается заинтересовать их более сложными и скучными упражнениями.
Упражнение «Вопрос-Ответ»:
- Выберите любую фразу.
- Произнесите фразу как вопрос: «Ты уже закончил работу?»
- Произнесите фразу как утверждение: «Ты уже закончил работу».
- Повторите с разными предложениями.
- Следите за изменением тона в конце фразы: в вопросе он поднимается, в утверждении – опускается.
К слову, это упражнение помогает развить навык интонирования, что важно для желающих научиться петь. Интонирование – это чистое воспроизведение звуков (нот) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть ее – это и есть правильная интонация в вокале.
Упражнение «Роль персонажа»:
- Выберите короткую фразу. Например, «Я вас не понимаю».
- Произнесите ее от лица разных персонажей: учитель, ребенок, полицейский, актер в театре, сердитая бабушка.
- Подключайте мимику и жесты – это добавит выразительности.
Эти упражнения полезны для тренировки голоса и речи на регулярной основе и подготовки к важным переговорам и публичным выступлениям, когда вы можете заранее потренироваться передавать нужные эмоции и нужный месседж аудитории.
Темпо-ритмические упражнения и мелодико-ритмические упражнения
Темпо-ритм речи – это сочетание скорости, ритма, пауз и ударений, которые делают речь естественной и выразительной. Тренировка темпа и ритма помогает избежать монотонности, улучшает дикцию и делает выступление более убедительным.
Мелодика речи – это изменения во времени частоты основного тона, измеряемой в герцах (Гц) или музыкальных интервалах. Мелодико-ритмические упражнения помогают развить музыкальный слух, музыкальность голоса и вариативность подачи.
Сразу скажем, что все ранее рассмотренные нами интонационные упражнения в значительной степени прокачивают эти характеристики голоса. Для усиления эффекта стоит сделать еще несколько упражнений.
Ускорение и замедление:
- Выберите любую фразу. Например, «Сегодня прекрасный день для новых начинаний».
- Произнесите ее сначала очень медленно, растягивая гласные.
- Затем произнесите в нормальном темпе.
- Потом произнесите максимально быстро, но без потери четкости.
- Повторите с разными текстами.
При выполнении упражнения попробуйте представить разные ситуации. Когда вы говорите медленно, представляйте, как будто вы в задумчивости, а когда быстро – как будто у вас мало времени.
Чередование темпа:
- Возьмите текст (например, стихотворение или абзац из книги).
- Выделите в нем важные слова и паузы.
- Читайте, замедляя темп на важных моментах и ускоряя на второстепенных.
- Используйте паузы, чтобы усилить эффект.
Ритмический счет:
- Хлопайте или стучите пальцами ровный ритм.
- Произносите фразы в такт этому ритму.
- Затем меняйте ритм: медленный, спокойный, быстрый, энергичный.
Если пока сбиваетесь, выбирайте подходящую для ритма фразу. Например, для медленного темпа «Мне нужно об этом подумать», а для быстрого «Скорее собираемся, у нас мало времени!»
Темп эмоций:
- Возьмите фразу «Ты опоздал!»
- Произнесите ее разочарованно – медленно.
- Произнесите яростно – быстро.
- Произнесите удивленно – средний темп с паузами.
- Попробуйте делать упражнение перед зеркалом, следя за мимикой.
Разные роли – разный темп:
- Возьмите фразу «Я должен это сказать».
- Представьте, что говорите от лица взволнованного ребенка, диктора новостей, учителя в школе, гонщика на старте.
- Меняйте темп и ритм в зависимости от образа.
- Подключайте жесты и эмоции, что усилит эффект и добавит артистичности вашей речи.
Музыкальная речь:
- Выберите короткое предложение. Например, «Сегодня отличный день» или «Как же это здорово!»
- Произнесите его медленно, растягивая слоги.
- Произнесите его быстро, как в скороговорке.
- Произнесите по слогам, с четкими ударениями.
- Прочитайте, как стихотворение.
- Попробуйте сопровождать речь ритмичными хлопками или шагами.
К слову, так вокалистам рекомендуют начинать разучивать новую песню: сначала прочитать ее, как стихотворение, а потом попытаться поймать ритм, сопровождая чтение хлопками в такт. Когда начнет получаться, можно совместить тренировку ритма с отработкой дикции: попытаться прочитать текст, зажав карандаш зубами и поддерживая ритм хлопками в ладоши.
Упражнение можно усложнить, взяв абзац текста и попытавшись его спеть под какую-либо мелодию: быструю, медленную, джазовую, блюзовую и т.д. Такая «тренировка подстройки» под мелодию научит вас слушать и слышать гораздо в обычной речи больше, чем это получается у вас сейчас.
Больше полезной информации для вокалистов вы найдете на нашем курсе «Развитие голоса и речи». А сейчас – еще одно упражнение, полезное абсолютно всем.
Логическое ударение:
- Возьмите фразу «Я думаю, что он справится».
- Повторите ее, делая логическое ударение на разных словах.
Сначала сделайте ударение на слове «Я», подчеркивая, что именно вы так думаете независимо от того, что думают другие.
Затем сделайте ударение на слове «думаю», подчеркивая, что это ваше предположение.
Потом акцентируйте слово «он», имея в виду, что именно этот человек, а не кто-то другой, справится лучше всего.
И, наконец, сделайте ударение на слове «справится», подчеркивая, что человек справится, а не провалится.
Это самые основные упражнения, полезные для тренировки голоса и речи. Отдельно стоит затронуть такой аспект, как тренировка голоса для мужчин, который часто вызывает вопросы у представителей сильного пола. На самом деле, мужчинам подходят все те же рекомендации, что и женщинам, поэтому мужчинам можно делать абсолютно все упражнения, которые мы рассмотрели в нашей статье.
Разница, пожалуй, только в распевках перед занятиями вокалом: мужчинам следует начинать распевку с более низких нот, чем женщинам, потому как среднестатистический мужской голос ниже, чем среднестатистический женский.
И еще следует сказать пару слов о мутации голоса у юношей. В это время следует избегать избыточных нагрузок на голос. Все упражнения следует выполнять исключительно в привычном комфортном диапазоне звучания, не пытаясь выйти за его рамки. Мнения педагогов по вокалу относительно того, можно ли мальчикам в период мутации голоса петь, расходятся.
Многие считают, что продолжение занятий вокалом в это время скорее полезно, чем вредно, но при условии умеренности нагрузок, исполнения песен в комфортном диапазоне и без попыток форсировать звук. Оптимальный вариант – попасть на консультацию к фониатру и получить индивидуальные рекомендации.
При любых некомфортных ощущениях от упражнений лучше воздержаться. При этом полное молчание – это крайне редкая рекомендация в случае, если ломка голоса проходит тяжело и сопровождается отеками гортани [Логопед Плюс, 2020].
Итак, теперь в вашем арсенале есть упражнения для тренировки голоса, которые позволят вам звучать красиво и уверенно. Больше упражнений мы вам предложим на нашей программе «Современная риторика». А сейчас давайте проверим, как вы разобрались в материале, с помощью небольшого теста: