Блог о саморазвитии

Чёрная риторика. Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы

Чёрная риторика. Часть четвёртая. Гибкая реакция на жёсткие вопросы

Иногда вы не можете ответить на вопрос. Иногда не хотите отвечать. Иногда ответ не принесёт вам какой бы то ни было пользы, а хотелось бы. Бредемайер учит справляться с любыми вопросами и получать от них не головную боль, а выгоду.

Как отвечать на неудобные вопросы

Контекстуализируйте вопросы, раскрывайте причинно-следственные связи

Выуживайте слова из контекста, уходите в объяснения причин и следствий, ставьте свои условия и отвечайте в соответствии с ними.

Разберём пример:

— У вас есть план по решению сложившейся проблемы?

— Чтобы оценить наш план решения, нужно вначале разобраться во всех деталях и тонкостях проблемы. В первую очередь она …

Мы отвечаем о плане решения и проблеме, но говорим о них уже в другом контексте. Нас попросили разъяснить план, мы же стали его оценивать, а потом вообще говорить о проблеме. Проще говоря, проигнорировали сущность вопроса, формально всё же ответив на него.

Мы изменили условия и дали ответ, по сути, на другой, свой вопрос. Мы воспользовались гибкостью первоначальной формулировки и «подмяли» её под себя.

Вспомните последние вопросы, которые поставили вас в тупик. Попробуйте их контекстуализировать. Это тренируемый навык. Через какое-то время вы с лёгкостью будете применять данный приём на практике в режиме реального времени.

Давайте свою оценку поставленному вопросу и заменяйте его другим

Как видно из самого названия техники, в ней присутствует два элемента:

  1. Оценка заданного вопроса. Скажите, что он маловажен, второстепенен, не имеет никакого значения и т.д. Вы должны показать, что дело не в вашем нежелании отвечать на поставленный вопрос, а в его бессмысленности и ненужности.
  2. Замена первоначального вопроса на свой. Естественно, ваш вопрос должен быть более приятным и удобным для ответа. В зависимости от ситуации и вашей убедительности, ваш вопрос может достаточно сильно отличаться от того, который вам задали изначально.

Пример:

— Куда вы отправитесь отдыхать этим летом?

— Этот вопрос вторичен. Важно то, захотим ли мы вообще куда-то ехать. Наше желание зависит от многих факторов: …

Советую потренироваться, прежде чем использовать это в реальном вербальном бою.

Попросите собеседника для начала уточнить значение использованных им в вопросе понятий и определений

Не можете ответить на вопрос или не хотите этого делать? Тогда заставьте вопрошающего объяснять смысл сказанного им. Термины, абстрактные понятия, размытые выражения и т.п. – всё это он должен будет вам объяснить.

Либо он запутается, придёт в тупик или просто откажется от своего вопроса, либо вы как минимум выиграете время, чтобы ответить, используя другой приём чёрной риторики.

Заявите собеседнику о том, что вам понятна подоплёка заданного им вопроса

Апеллируйте к тому, что собеседник хочет сменить тему, что он хочет что-то скрыть, что он спрашивает для каких-то нечестных целей или его вопрос не имеет смысла.

— Сколько времени вы работали над проектом?

— А зачем вы спрашиваете? Мне кажется, этот вопрос не играет никакой роли, поэтому оставлю вас без ответа.

Дополнительные способы справиться с неудобными вопросами

  1. Объявите вопрос доказательством некомпетентности собеседника в данной области.
    — Почему вы просрочили сдачу проекта?
    — Неужели вы столько времени здесь работаете и не понимаете, что есть ряд причин, по которому просто невозможно уложиться в сроки.
  2. Объявите вопрос чистой теорией. «Да, это интересный вопрос, но в практическом отношении он никакого значения не имеет».
  3. Интерпретируйте вопросы. По-своему и с выгодой для себя, естественно.
  4. Фокусируйте вопросы на деталях. Вы можете зацепиться за какую-то мелочь и развить ответ, опираясь на неё. При умелом использовании, никто и не заметит, что суть вопроса не было затронута.
  5. Делегируйте вопросы. Не можете ответить? Пусть отвечает кто-то другой. Этим «кто-то» может быть и тот, кто задал вам вопрос.
  6. Объявите вопрос провокационным. И откажитесь отвечать на него вообще.

Юмор, ирония, селективная правда

Иногда отвечать на вопросы лучше с юмором, иронией или двусмысленностью, представляя положение дел так, как выгодно. При этом вы не врете, но и не говорите правду.

Упражнение 1. Придумайте диалог, который будет основан на двусмысленности. Чтобы вам было легче, Бредемайер предлагает тему и первую реплику.

Тема: Охота. Первая реплика: «Ну что, вы опять промахнулись?».

Дайте волю своему остроумию и творческому мышлению. Не ограничивайтесь одним диалогом и одной темой.

Упражнение 2. Пофантазируйте, как прощаются различные участники конгресса врачей? Примеры:

Дерматолог: «Мы будем из кожи вон лезть, чтобы встретиться снова!».

ЛОР: «Хотелось бы услышать от вас что-то в ближайшем будущем!».

Придумайте фразы для других медработников. Придумайте фразы для участников другого конгресса. Тренируйтесь.

Упражнение 3. Попробуйте не лгать в течение какого-то времени. Лучше всего выбрать какую-то ситуацию: праздник, совещание, посещение мероприятия, встреча с кем-то.

Важно, чтобы ваши собеседники были готовы услышать правду от вас. Иначе это или приведёт к серьёзным проблемам или заставит вас слукавить, то есть лишит упражнение смысла.

Упражнение 4. Составьте свой собственный каталог лжи и сортируйте по нему сказанное в течение дня. Бредемайер предлагает следующий каталог:

  1. Крупная ложь.
  2. Мелкая ложь.
  3. Полуправда.
  4. Ложь во спасение.
  5. Умышленная дезинформация.
  6. Вынужденная ложь.
  7. Розыгрыш.
  8. Глупая ложь
  9. Умышленная ложь.

Можете изменить этот список, сократить его или расширить. Попробуйте проследить за собой хотя бы один день. Результаты вас удивят.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Весь цикл статей об эвристических уловках:

Часть первая. 7 правил хитроумной риторики
Часть вторая. Возможности языка
Часть третья. Ответы на вопросы и уход от темы
Часть пятая. Режиссура выступления и борьба со страхом
Часть шестая. Техники убеждения
Часть седьмая. Ложные аргументы
Часть восьмая. Молчание, провокации, блеф и смена парадигмы
Часть девятая. О видах вопросов
Часть десятая. Типы вопросов
Часть одиннадцатая. Демагогия, основа манипуляции, сила призыва

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: