Вышли вы утром на работу и забыли телефон. Если проанализировать ваше психологическое состояние в момент обнаружения сего факта, первое, что вас посетит – это чувство растерянности. Скорее всего, вы подумаете, «без телефона я, как без рук, ведь мне сегодня и по работе звонить будут, и номер онлайн-заказа понадобится, и камеры не будет под рукой, и встречи все будут с трудом реализованы, и в спортзале не будут посчитаны сожжённые килокалории…» и многое-многое другое в зависимости от образа вашей жизни. Что это означает? Только одно: технологии повсеместно проникают в нашу жизнь.
Если вы проанализируете последние пять лет вашей жизни, вы без сомнений заметите, что активнее стали пользоваться продуктами информационных технологий (ИТ), потому что гаджеты перенимают на себя все большее количество рутинных функций. Глядишь, завтра на кухне будет готовить робот, умный пылесос без труда очистит всю поверхность пола, текст, который приходится печатать, достаточно будет просто произнести и т.д. Однако каким образом все это сказывается на нашей жизни? Как меняет нас самих? Об этом мы и порассуждаем в статье.
Но перед тем как продолжить, хотелось бы поделиться с вами видеороликом о том, какие технологические достижения наиболее кардинально повлияют на наше будущее. Рекомендуем начинать с 50-ой секунды. Приятного просмотра!
Итак, предлагаем рассмотреть список изменений нашей жизни, произошедших из-за технологий, в контексте отраслей и сфер человеческой деятельности. Первое, о чем пойдет речь, образование.
То, как мы учимся
Создание электронной почты, ведение цифрового дневника ученика, возможность видеоконференций, электронные учебники, печать текста вместо письма, получение дистанционного образования, визуализация презентационного материла – все это элементы цифровизации образовательного процесса.
Гаджеты, электронные площадки все более интенсивно проникают в процесс приобретения знаний. Несомненно, образование влияет на то, как мы мыслим, да и в целом способы восприятия информации напрямую меняют структуру головного мозга. Следствием данного факта является порождение нового поколения (так называемое поколение Z), активно использующего все преимущества гаджетов.
Качественное отличие людей поколения Z в сфере образования заключается в том, что для них наиболее существенным будет не получение знаний, а приобретение навыков и умений. Для них принципиально важна прозрачность и открытость информации, соответственно, её источники выбираются более качественно.
Такие процессы мы видим и сегодня. Современный человек имеет возможность послушать лекции лучших вузов мира в формате видеороликов длиною в 12-15 минут. Соответственно, концентрация внимания у представителей цифрового поколения ухудшится, его будет хватать на что-то реально значимое, практически применимое. Теоретизированное обучение в университетах и институтах в формате офлайн будет постепенно признаваться неэффективным, слишком затратным по времени. Поэтому спешите развивать свои когнитивные способности, будьте готовы к переменам рода деятельности, смежности дисциплин, потому что жизнь становится быстрее и более комплексной.
В этой связи хотелось бы упомянуть и о нашей программе «Когнитивистика», на которой вам будет предложено около 20 техник мышления. Такая прокачка головного мозга позволит находить нестандартные решения задач, принимать эффективные решения, мыслить быстрее и продуктивнее.
Не менее важной сферой нашей жизни является медицина. Предлагаем в следующем пункте рассмотреть влияние технологий на эту область.
То, как мы лечимся
Мобильное здравоохранение, электронные очереди в поликлинику, большие данные, телемедицина, сервисы для онлайн-консультации с врачом, приемы у психологов по Skype – все это современная реальность.
Куда более значительным и серьезным представляется внедрение роботов и машин в процесс хирургии. Уже сегодня есть ассистенты врачей, полностью состоящие из металла. Обработка данных в процессе обследования намного повышается при использовании автоматизированных систем, считывающих информацию о состоянии организма с минимизацией погрешностей.
Настоящим прорывом можно считать биопринтинг, означающий возможность печатания биологического материала. Т.е. сегодня создание костей, тканей, органов с использованием жидкого питательного субстрата, гелей, волокон, полимеров и других материалов прочно входит в обиход медицинских технологий.
Конечно, все это повышает шансы человечества на здоровое существование, продлевает жизнь человека, что вызывает проблему перенаселенности и чрезмерной нагрузки на активное население. Уже сегодня это является вызовом для многих западных обществ.
Но давайте посмотрим еще на одну важную сферу, приобретшую особую актуальность сегодня – сферу коммуникаций и социального взаимодействия.
То, как мы общаемся
Социальная сеть для современного молодого человека – это поле для проведения свободного времени. Никто не будет спорить, что он просматривает ленту новостей в какой-либо из социальных сетей хотя бы дважды в день. К тому же снабжение всех сетей функцией непосредственной коммуникации (мессенджеры) стало еще одной причиной оперативного использования данного контента.
Несомненными плюсами использования социальных сетей можно назвать:
- возможность общения в любое время и на любом расстоянии;
- возможность саморазвития при участии в интересных пабликах, группах, сообществах;
- возможность получения дополнительной информации о людях;
- возможность заявить о себе, самовыразиться (кстати, это дает толчок к поднятию самооценки за счет выкладывания красивых фотографий, остроумных шуток, интересных высказываний и др.)
Но также не обойтись и без отрицательных последствий влияния соцсетей:
- ложь, становящаяся частью информационного пространства, с целью создания неправдоподобного образа;
- высокая вероятность обретения зависимости;
- общение без обязательств, слабая ответственность за свои слова, комментарии;
- рассеивание внимания (когда, к примеру, зашел почитать статью, а тут же выскочило сообщение от девушки);
- постоянная необходимость получать информацию, вытесняющую спокойное созерцание, медитацию, отдых, информационный детокс;
- появление мошенников в виртуальном мире (киберпреступность).
Как видно, список негативных влияний шире, нежели список положительных. Это приводит к одной важной идее: социальные сети – замечательный ресурс до тех пор, пока вы контролируете свое поведение, пользуетесь им грамотно и подходите к ним с умом. Только при таком раскладе дел данный контент будет вносить в вашу жизнь элементы простоты, скорости и информированности.
Одной из функций социальных сетей сегодня становится продвижение своего товара или услуги, развитие бизнеса. В данном случае мы имеем дело с маркетингом. Давайте же посмотрим, как технологии изменили наши привычки потребления и продвижения продукта.
То, как мы покупаем
Маркетинг подстраивается под наши привычки. Если бизнесмены ищут каналы сбыта своего продукта, они, безусловно, учитывают тренды современного покупателя. А где поколение Z (коих через несколько лет будет большинство) черпают свои знания относительно покупок? Конечно! Блогеры, Интернет, те же социальные сети, сервисы по шопингу, отзывы медийных людей и т.д.
Не случайно блогеры, влогеры называют себя еще и инфлюенсерами (влиятельные фигуры), т.е. людьми, серьезно влияющими на предпочтения и вкусы аудитории, способными её мотивировать и вдохновлять, публикующими постоянно какой-то контент. Эти люди сегодня и становятся объектом «охоты» бизнесменов. Маркетинг в значительной мере поменял свои пропорции и сделал большой акцент на отдельно взятые личности.
Все меньше людей сегодня доверяют телевизору, а, следовательно, смотрят его. Сознание нормального человека порой не может воспринимать ток-шоу и передачи, показываемые в «ящике». Зачастую телевизионные фигуры выглядят нелепо, говорят неправду и творят немыслимые глупости только ради привлечения внимания. Все же адекватному зрителю такие выходки терпеть сложно.
Технологии в сфере маркетинга позволяют анализировать продукт более трезво и объективно. Покупатель имеет доступ к расширенным информационным ресурсам о данном товаре или услуге, что заставляет бизнес предпринимать больше усилий для удивления клиента и завоевания его лояльности. Важно также упомянуть о кастомизации, выражающейся в индивидуальном подходе к каждому клиенту, ставшей возможной также благодаря 3D-технологиям.
Более подробно о технологиях в маркетинге можно узнать из этого видеоролика:
Конечно, влияние технологий не ограничивается только упомянутыми сферами. К другим областям жизнедеятельности, применяющим продукты новых технологий, относятся:
- Юридическая сфера (возможность более точно расследовать преступления, соответственно, снижать уровень криминализации общества).
- Экономическая сфера (информационные и технологические сдвиги в банковской, финансовой областях).
- Космическая сфера (изучение других планет солнечной системы, спутников планет с помощью нового технологичного оборудования).
- Строительная сфера (возможность более быстрого, менее трудоемкого и экологичного строительства).
- Сельское хозяйство (более качественный анализ и прогноз урожайности, поддержание плодородности почвы, усовершенствованная техника) и др.
Заключение
Мы живем в бурно развивающемся мире. Та или иная отрасль не стоит на месте, изо дня в день пытаясь добиться продуктивности, эффективности, энергоемкости, ресурсосбережения, оптимизации, совершенствования и т.п. Все эти характеристики, безусловно, делают нашу жизнь лучше, упрощают человеческое существование, позволяют нам получить больше свободного времени, вытесняя рутину и однообразные действия.
Но необходимо помнить, что у любого явления есть как плюсы, так и минусы. Наша задача – потреблять пользу этих технологий, стараясь избегать ущерба, который они наносят. Начните с самого простого – с коммуникаций. Не позволяйте социальным виртуальным взаимодействиям поглощать самое ценное, что есть в вашей жизни, – время. Будьте под контролем своего сознания, умейте отказываться от того, что вам не нужно, тогда использование технологий действительно будет приносить максимум полезности и радости.
Желаем успехов!