Блог о саморазвитии

Профессия бренд-менеджер: похититель сердец покупателей

Профессия бренд-менеджер: похититель сердец покупателей

Какая у вас любимая марка духов? А модель автомобиля? Уверены, у каждого из вас найдется парочка брендов, которым вы не изменяете. Вот она – настоящая любовь потребителя!

Ежегодно в России регистрируется несколько тысяч новых торговых марок и еще столько же уходят с рынка, ведь они так и не смогли завоевать сердца своих покупателей.

Популярность бренда – дело рук бренд-менеджера, он формирует наше представление, мнение и впечатление о продукте. Давайте же разбираться, что представляет собой данная профессия, насколько выгодно быть специалистом в этой сфере и с чего следует начать тем, кто хотел бы стать бренд-менеджером.

Что за «фрукт» такой?

Бренд-менеджер – специалист, который занимается продвижением торговой марки. Профессия появилась в 1930 году в компании Procter & Gamble и, несмотря на свой внушительный возраст, до сих пор воспринимается, как совершенно новое направление.

Главная цель бренд-менеджера – сформировать долгосрочный спрос на конкретную продукцию, основанный на личных предпочтениях и доверии потребителей. Он тщательно анализирует клиентов, их проблемы, запросы, поведение и, учитывая полученные данные, разрабатывает стратегию продвижения торговой марки.

Вот основные задачи бренд-менеджера:

  1. Анализ конкурентов.
  2. Изучение целевой аудитории.
  3. Разработка мероприятий по позиционированию бренда на рынке.
  4. Изучение репутации компании с целью предотвращения негатива со стороны потребителей.
  5. Создание рекламной кампании.
  6. Формирование ассортимента и цен на продукт.
  7. Взаимодействие с потребителями, поддержание образа бренда.
  8. Отслеживание реакции потребителя на бренд.
  9. Анализ результатов проведенных мероприятий.
  10. Контроль качества продукции.
  11. Взаимодействие с менеджерами и мерчандайзерами.

По сути, функционал бренд-менеджера схож с обязанностями бренд-маркетолога, но между ними есть некоторые отличия. Бренд-маркетолог занимается, в основном, аналитической работой и исследованиями. Это тактик, цель которого – донести конкретную информацию до потребителя, чтобы увеличить спрос на продукт.

Бренд-менеджер – это стратег, который формирует сам бренд, основываясь на ценностях и миссии компании. Он работает над узнаваемостью торговой марки непрерывно, отстаивает интересы потребителей и таким образом обеспечивает рост продаж и масштабирует рынок бренда.

Во многом обязанности бренд-менеджера зависят от сферы деятельности компании, в которой он работает. Например, если это розничная сеть, то здесь речь идет о создании трендов, вовлечении покупателей и поддержании конкурентоспособности. А если это сфера услуг, то большую часть рабочего времени специалист будет посвящать организации встреч, выставок, презентаций и различных обучений.

Бренд-менеджер работает в связке с теми, кто также отвечает за продвижение продукта (как правило, это менеджеры по продажам и мерчандайзеры). Он знакомит их с брендом, рассказывает о его особенностях, обучает, как правильно презентовать клиентам и выгодно представлять на полках магазина.

Согласитесь, Mercedes сам себя не продаст, если будет стоять в темном и пыльном помещении где-то в углу, а менеджер при этом не проявит никакого интереса к потенциальному покупателю или вовсе не будет знать ключевые характеристики автомобиля. Бренд – это не только всемирно известное название, но и качество продукта, а также сервис и особенный подход к клиенту.

Бренд-менеджер, по сути, многофункциональный специалист, поэтому, чтобы окончательно определиться с кругом его обязанностей и не путать с другими профессионалами, давайте определимся, чего он не должен делать.

Это не менеджер по обучению и не коуч. Научить работать с брендом своих коллег – это одна из задач, а не смысл всей работы. Бренд-менеджер не продает сам, но делает все, чтобы продукт покупали, в том числе благодаря менеджерам по продажам.

Это не дизайнер. Да, он должен владеть графическими программами и быть в курсе последних тенденций, но в круг его задач не входит самостоятельно разрабатывать упаковки, логотип бренда и другие атрибуты.

Проще говоря, бренд-менеджер не занимается работой смежных специалистов, но участвует в построении эффективной совместной деятельности, обмене идеями и предоставляет своевременную обратную связь своим коллегам о результатах проведенных мероприятий.

KPI бренд-менеджера

Чтобы показатели работы специалистов были более наглядными, многие компании вводят систему оценки работников по KPI (Key Performance Indicators) – ключевым показателям эффективности.

KPI составляются для каждого специалиста индивидуально, ведь они напрямую зависят от целей, задач и сферы деятельности компании, и бренд-менеджер – не исключение. Чтобы было понятнее, что же считается результатом работы профессионала в области бренд-менеджмента, мы приведем пример самых популярных ключевых показателей эффективности:

  1. Количество проведенных мероприятий.
  2. Количество гостей мероприятия.
  3. Количество упоминаний бренда за месяц.
  4. Количество пользователей, которые перешли на сайт компании после упоминания бренда в социальных сетях.
  5. Прибыль от реализации бренда за месяц.

Не стоит бояться такого подхода к оценке работы; напротив, когда есть точные показатели, есть и четкое понимание, что является хорошим результатом. Плюс ко всему, это обезопасит специалиста от внезапных изменений требований в течение месяца без согласования с ним. Как правило, KPI бренд-менеджера указывается в его должностной инструкции.

Личностные качества бренд-менеджера

Существуют определенные soft skills, без которых вряд ли удастся стать хорошим специалистом в области бренд-менеджмента. Они являются фундаментом для освоения профессиональных навыков. Попробуйте дать задание заядлому гуманитарию провести аналитику и статистический анализ – скорее всего, оно будет или провалено, или выполнено через «не хочу и не могу». Работа должна приносить удовольствие, согласны?

Бренд-менеджер должен иметь следующие качества:

  1. Аналитический склад ума: важно не только уметь работать с цифрами, но и понимать, что за ними стоит (тенденции, потребности, изменения и т.д.)
  2. Умение слушать: бренд-менеджер постоянно контактирует с целевой аудиторией, он должен улавливать каждую мысль потребителя и не упускать важное.
  3. Коммуникабельность: специалист взаимодействует с руководством, партнерами, командой, при этом важно уметь договариваться, находить точки соприкосновения, компромиссы и даже убеждать в чем-либо, если того требует ситуация.
  4. Ответственность: невозможно делать свою работу хорошо, если не подходить к ней с полной отдачей. Серьезность задач бренд-менеджера очевидна, ведь от их выполнения зависит будущее торговой марки.
  5. Умение работать на результат, целеустремленность: получать удовольствие от общения, исследований, аналитики, проведенных мероприятий – это, конечно, хорошо, но задача специалиста – сделать продукту имя, которое будет у всех на слуху и станет вызывать только положительные эмоции.
  6. Эмоциональный интеллект: бренд-менеджер должен уметь распознавать эмоции потребителей, понимать их мотивацию, желания, а также управлять своим собственным эмоциональным состоянием.
  7. Организаторские способности и лидерские задатки: специалист проводит обучение сотрудников и другие мероприятия, которые требуют максимальной организованности, собранности и грамотного предводителя в лице бренд-менеджера.

Все эти качества помогут вам приобрести базовые профессиональные знания в данной области и реализовать себя в профессии в полной мере. Вот что должен знать специалист:

  1. Английский язык на уровне не ниже Upper-Intermediate.
  2. Основы экономики и продаж.
  3. ПК, включая стандартные офисные программы, а также графические редакторы и т.д.
  4. Основы интернет-продвижения: SMM, SEO, таргетинг, контекстная реклама.
  5. Маркетинговые инструменты продвижения продукта.

Формировать свой профессиональный багаж можно еще до поступления в учебное заведение на профильную специальность, ведь сейчас есть много онлайн-курсов, которые помогут, например, подтянуть английский или изучить продвижение продукта в социальных сетях.

Мы с вами разобрались с портретом бренд-менеджера, и теперь самое время взвесить все «за» и «против», чтобы окончательно убедиться, насколько эта деятельность вам подходит.

Плюсы и минусы профессии

Бренд-менеджер – профессия творческая; одним словом, мечта для тех, кто постоянно генерирует идеи и жаждет их реализации. Плюс ко всему, такая работа хорошо оплачивается, а специалисты достаточно востребованы.

Конечно, не все готовы и способны взять на себя такую ответственность – решать судьбу торговой марки и даже компании. Также стоит быть готовым к большому количеству обязанностей, высокой нагрузке и постоянному переключению внимания с рутинной деятельности на более активную или творческую, что не всегда дается просто.

Работа бренд-менеджера состоит из проб и ошибок, не все идеи будут приносить на практике тот эффект, который от них ожидали, но нужно понимать, что в сфере продвижения продукции это совершенно нормальное явление.

Добиться карьерных высот в бренд-менеджменте непросто. Нужно существенное время проработать на рядовой позиции или отличиться успешным проектом, который не оставит никаких сомнений, что вы достойны повышения. И это не должно вас пугать, ведь в любой добросовестной компании движение вверх по карьерной лестнице происходит через достижения сотрудника, так что все справедливо.

Работа бренд-менеджера настолько разнообразна, что, получив опыт работы в этой сфере, можно претендовать на руководящие должности в других областях деятельности или вовсе открыть свой бизнес, ведь за плечами будет опыт аналитики, участия в производственных процессах, разработки маркетинговых стратегий, продаж, работы с потребителями, управления командой. Этот положительный факт явно перевешивает все «но» профессии.

Сколько зарабатывает специалист?

Согласно данным сайта russia.trud.com, на сегодняшний день в России открыто порядка 314 вакансий бренд-менеджера, а средний доход специалиста составляет 59 666 рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде самые привлекательные зарплаты в этой области – от 70 тысяч рублей, при этом наибольшее количество вакантных мест наблюдается в Архангельской и Тульской областях. В регионах оплата труда специалиста составляет от 25-30 тысяч рублей.

В России в бренд-менеджмент чаще переходят специалисты по маркетингу, более того, в небольших компаниях функции бренд-менеджера выполняет маркетолог.

Стоит присмотреться к вакансиям в сфере маркетинга, ведь, во-первых, это хороший шанс начать карьеру и потом перейти на другую должность, а, во-вторых, сейчас далеко не все работодатели понимают, кто же такой бренд-менеджер, и указывают в объявлениях, что нужен бренд-маркетолог или просто маркетолог.

Обращайте внимание на описанный в вакансиях функционал, цели, которые ставит компания специалисту, и помните, что зарплата – это оценка навыков, умений, опыта работы и результатов деятельности работника работодателем, поэтому все зависит от вас.

 Куда пойти учиться?

Чтобы стать хорошим бренд-менеджером, нужно иметь высшее образование в области экономики, маркетинга или получить специальность по направлению «Менеджмент». Такое разнообразие вариантов специализации объясняется многопрофильностью профессии. В России пока еще не существует учебных заведений, которые бы предоставляли диплом бренд-менеджера по окончанию обучения, но есть много хороших вузов, где вы получите достойный багаж профессиональных знаний:

  • Российский институт профессионального образования (ИПО).
  • Московский гуманитарный университет, (МосГУ).
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ).
  • Институт международных экономических связей (ИМЭС).
  • Московский финансово-юридический университет (МФЮА).
  • Финансовая академия при Правительстве РФ и т.д.

Не стоит забывать, что высшее образование – это база, с которой можно начинать строить свою карьеру. Настоящий профессионал обучается постоянно. И здорово, что сейчас есть столько возможностей делать это, не выходя из дома.

Вот несколько интересных ссылок на самые популярные онлайн-курсы для бренд-менеджеров:

  1. Курс «Бренд-менеджер» от Нетологии: обучение длится семь месяцев, по окончанию выдается диплом.
  2. Курс «Профессия бренд-менеджер» от Skillbox: состоит из 96 уроков, по итогу обучения гарантируется трудоустройство.
  3. Курс «Создание бренда» от образовательной платформы Laba: подходит для начинающих и опытных специалистов, по окончанию обучения выдается сертификат.
  4. Курс «Бренд-менеджмент онлайн» от Высшей школы маркетинга и развития бизнеса: длительность обучения 4 месяца, выдается удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ.
  5. Курс «Бренд-менеджмент. Как построить эффективный бренд» от учебного центра «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана: обучение длится одну неделю, выдается сертификат международного образца.

Несомненно, одним из лучших источников знаний были и остаются книги, поэтому настоятельно советуем познакомиться с нашей подборкой полезной литературы, особенно, если вы до сих пор сомневаетесь, ваша ли эта профессия:

  • «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков», Чан Ким, Рене Моборн.
  • «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», Нир Эяль.
  • «Люди-бренды», Елена Рог.
  • «Сила бренда», Брайан Трейси.
  • «Trademark. Как бренд-менеджеры делают это», Юрий Шкляревский.

Помните, что личностные качества требуют постоянной прокачки наравне с профессиональными. Загляните на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где за несколько недель вы научитесь решать самые нестандартные задачи благодаря творческим и избирательским алгоритмам. Рекомендуем!

Подведем итог

Для кого же подходит такая многогранная и ответственная профессия бренд-менеджера? Для тех, кто любит цифры так же, как и творчество, кто привык брать на себя сложные задачи и выполнять их на 150%, кто не может прожить ни дня без общения и воспринимает поражения, как опыт и стимул к росту.

Профессия стремительно набирает свою популярность, хотя, казалось бы, на рынке она существует достаточно давно. Это объясняется тем, что, наконец, приходит точное понимание, что бренд-менеджер – это не маркетолог и не продакт-менеджер, а отдельный специалист со своими целями и задачами.

А пока вы дочитываете нашу статью через телефон или ноутбук любимой марки, подумайте, не вы ли – будущий создатель нового бренда, который завоюет сердца своих потребителей?

Успехов!

Ключевые слова:,