Техника психологической защиты от героев известных фильмов

Техника психологической защиты от героев известных фильмов

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», – заявил в 1922 году Владимир Ленин, после чего эту фразу повторяли из поколения в поколение. В 21 веке у кинематографа появилось множество конкурентов, однако люди все равно любят вечером расслабиться за просмотром любимого фильма или сериала. Пора совместить приятное с полезным, подключая профайлинг и лучшие техники эмоционального интеллекта.

Открытия «дедушки Фрейда»

Когда малыши попадают в детский сад, они с удивлением узнают, что их любимую игрушку могут отобрать чужие. Более того, если двинуть обидчику в ухо, это тоже не приведет к приятным последствиям. Когда ребенок вырастает, он узнает, что наряду с техниками физической самообороны (ушу, самбо, капоэйра, тхэквондо и другими) существуют и методы психологической защиты. Ну а раз «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба», от изучения этих методов никуда не денешься.

Давайте начнем с определения того, что такое методы психологической защиты. Это психологические механизмы, которые уменьшают последствия стрессового события, благодаря чему человек обычно продолжает нормально функционировать.

У истоков современного понимания того, что такое «защитные механизмы», стоял знаменитый австрийский врач Зигмунд Фрейд, «отец психоанализа». Изначально он назвал их «защитными нейропсихозами», но суть та же. Идеи Фрейда развили его дочь Анна и ученик Карл Абрахам, после чего они вошли в общее наследие психологии в целом.

Ключевые защитные механизмы формируются в подростковом возрасте:

  1. Конденсация.
  2. Смещение.
  3. Диссоциация.
  4. Реактивное образование.
  5. Отрицание.
  6. Проекция.
  7. Рационализация.
  8. Вытеснение.

Сложно? Тогда облегчим себе задачу, рассмотрев эти защитные механизмы на примере поведения героев фильмов, сериалов и мультфильмов.

Конденсация

Конденсация – это эффект цензуры и способ ее обхода, характерный для бессознательного.

Например, в мультфильме «В поисках Немо» рыбка Марлин неосознанно посылает сигналы и говорит другой рыбе Дори, что больше не хочет, чтобы она сопровождала его в путешествии, потому что та якобы задерживает его. Правда в том, что когда мы говорим с кем-то, то иногда говорим то, чего не хотим сказать или не говорим вообще. Есть желание, что мы должны это сказать, но по разным причинам мы этого не говорим, и бессознательно, в момент отвлечения, мы говорим что-то.

Зритель, будучи ребенком, неосознанно улавливает суть мятежа Немо, который, отдаляясь от отца Марлина и не подчиняясь ему, подвергается опасностям. Но, точно так же, как отец не дает отпрыску необходимой свободы, рыба пресыщается и не всегда соглашается с этим, поскольку ее страхи не совпадают со страхами сына.

Смещение

Смещение – это переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой. Бессознательный механизм смещения используется для избегания тревоги и может достигать социального и политического уровня.

Например: в фильме «Никто тебя не слышит: Аромат фиалок» девушка, постоянно наблюдая за сценами насилия у себя дома, перенимает этот стиль поведения, повторяет его и применяет в своей повседневной жизни, потому что это образец или пример, которому необходимо следовать, поскольку если человек живет с этим, это становится обычным явлением для него.

Диссоциация

Диссоциация – это ситуация, когда функции организма, полностью или частично, прекращаются или серьезно нарушаются, при этом не наблюдается никаких повреждений. В результате человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним.

Подобная «неприемлемость» реальности обусловлена тем фактом, что наблюдение за элементами окружающей жизни стало для человека неприятным, либо как стратегия преодоления стресса или тревоги, либо также из-за обстоятельств социального/межличностного характера.

Например: в фильме «Судный день» после того, как половина населения оказывается изолированной из-за непредвиденной ситуации, связанной со смертельным вирусом, видно, что из-за отсутствия контактов с каким-либо обществом и внешним миром люди внутри закрытой зоны начинают объединяться в группы, чтобы преодолеть трудности и стресс от осознания того, что они никогда не смогут выбраться оттуда, и остаются там, ожидая своей смерти. Зрителю кажется гротескным, что люди, живущие вдали от общества, склонны так сильно меняться, деформировать свои тела и обычаи.

Реактивное образование

Реактивное образование – это защитный механизм, состоящий в выражении противоположного желанию, которое субъект имеет, но избегает по соображениям цензуры. Причина в том, что субъект предвидит моральное порицание из-за выражения своего желания.

В русскоязычной психологии реактивное образование очень наглядно трактуют как «пупырышки перфокарты с обратной стороны»: человек не утруждает себя переписать исходный код, вместо этого он просто бунтует, «переворачивая перфокарту другой стороной».

В фильме «Как отделаться от парня за 10 дней» героиня скрывает свою любовь к мужчине, чтобы продолжать выполнять свою работу и доделать отчет. Объект чувств находится в той же ситуации, что и она, не имея возможности выразить ей свою любовь, поскольку у него тоже есть проблемы на работе. Зритель понимает эту ситуацию, что бояться влюбиться может каждый, из страха, но это неизбежное чувство.

Отрицание

Отрицание – это защитный механизм, который заключается в противостоянии конфликтам путем отрицания их существования или их связи или значимости для субъекта.

В фильме «Звезда сцены» начинающая актриса подросткового возраста по имени Лола придумывает совершенно другую историю своей жизни, потому что боится признать некоторые болезненные аспекты реальности или субъективного опыта. Зритель улавливает идею, поскольку фантазия лучше реальности, ведь она работает по нашему вкусу.

Проекция

Проекция – это то, как человек сталкивается с эмоциональными конфликтами и угрозами внутреннего или внешнего происхождения, неправильно приписывая другим свои собственные чувства, импульсы или мысли, которые для него неприемлемы или вызывают отрицание.

Например: в фильме «Игра в прятки» у героя Роберта де Ниро возникают проблемы с выражением своих чувств и своей истинной личности, что приводит к психическому расстройству (множественной личности), которое заставляет его выражать себя с людьми так, как он на самом деле хочет.

Из рисунков девочки зритель понимает, что у мужчины проблемы с множественной личностью, и это держит нас в напряжении, поскольку он не может быть тем, кем хочет быть на самом деле.

Рационализация

Рационализация заключается в оправдании действий (обычно действий самого субъекта) таким образом, чтобы избежать порицания. Это, как правило, дает «логическое объяснение» чувствам, мыслям или поведению, которые в противном случае вызвали бы тревогу, чувство неполноценности или вины.

Примером негативной рационализации в отношении ближнего является первичный расизм в фильме «Жизнь прекрасна», когда нацисты издеваются над евреями, оправдывая это тем, что они делают ради пользы всего человечества. Зритель воспринимает враждебность нацистов как нечто реальное и вызывающее тоску и боль.

Вытеснение

Вытеснение – это психологический процесс, включающий сознательный отказ от удовольствий. Существует также бессознательное вытеснение, представляющее собой защитный механизм личности, при котором индивид отказывается признавать реальность.

Вытеснение имеет важное значение для понимания патологий – способа, посредством которого человек отключается от функциональности.

Например: главный герой фильма «Царь Эдип» влюбляется в свою мать и устраняет отца, видя в нем противника, которого необходимо победить. Именно отец заставляет ребенка подавлять свои желания. По Фрейду, вытеснение является основой культуры. Любой, кто посмотрит этот фильм или прочитает одноименную книгу, испытывает эмоциональное потрясение, потому что это трагедия [Plus Sensu, 2009].

Ключевые механизмы внутри одной картины

Если для вас это слишком сложно или у вас мало времени, можно рассмотреть способы психологической защиты внутри одного произведения.

Например, в мультфильме Pixar «Головоломка» представлено несколько механизмов психологической защиты, которые показывают, как эмоции персонажей справляются со сложными ситуациями. Если вы еще не смотрели эту красочную ленту, то имейте ввиду, что эмоции персонажей сами по себе являются персонажами мультфильма, именно поэтому названия эмоций даны с большой буквы – как их имена (Радость, Печаль, Страх, Гнев, Брезгливость).

Вот несколько примеров защитных механизмов, показанных в фильме:

  1. Отрицание. Главная героиня Райли изначально отрицает свою грусть и изо всех сил пытается сохранять позитивный настрой. Она отрицает, что скучает по прежней жизни, и отвергает мысль о том, что переживает трудные времена.
  2. Проекция. Иногда эмоции в «мозговом штабе» Райли проецируют свои собственные эмоции на других. Например, когда Радость расстроена, она может вести себя раздраженно или злобно вместо того, чтобы прямо выразить свою грусть.
  3. Вытеснение. В фильме некоторые травматические или болезненные воспоминания вытесняются. Эти воспоминания не допускаются в штаб-квартиру и хранятся в тайне.
  4. Смещение. На протяжении всего фильма эмоции переключают свое внимание на определенные темы или людей, чтобы избежать столкновения со сложными ситуациями. Например, Радость старается сохранять позитивный настрой и отвлекает Райли, сосредотачиваясь на радостях, чтобы избежать грусти.
  5. Реактивная формация. Некоторые эмоции в фильме приобретают отношение, противоположное тому, что они на самом деле чувствуют. Например, Страх демонстрирует уверенное отношение и устанавливает чрезмерные правила, чтобы защитить Райли, хотя на самом деле он боится, что она пострадает.

Авторам мультфильма удалось очень доходчиво объяснить, как именно мы реагируем на реальность и уворачиваемся от ударов судьбы. И это уже нечто большее и более современное, чем просто наследие «дедушки Фрейда». Это основы эмоционального интеллекта, которые мы подробно изучаем в нашей онлайн-программе, которая так и называется – «Эмоциональный интеллект: практические техники».

Психологические защиты против травмы

Выше мы рассматривали случай, когда у малыша в детском саду украли игрушку и у него возникло желание отомстить обидчику. Рассматривая подобные ситуации, взрослые часто трактуют их неправильно, воспринимая игрушку как никчемную вещь, как пыльную дешевую собственность, которую родители обиженного ребенка могут купить в первом же попавшемся магазине и заменить ею пропажу.

А это не так. В детском сознании игрушка – это не просто игрушка. Зачастую это близкий друг. А иногда и часть самого ребенка, практически как часть тела.

В такой ситуации малыш воспринимает кражу, как травму, и плохо себя чувствует не только психологически, но и физически, что часто приводит к каскаду заболеваний.

У взрослых похожий механизм срабатывает в экстремальных или чрезвычайных ситуациях, например, на войне.

«Остров проклятых» режиссера Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной роли – психологический триллер, исследующий глубокие последствия травмы и искажения реальности. Сюжет повествует о Тедди Дэниелсе, который расследует исчезновение пациента психиатрической больницы на отдаленном острове в США. По мере продвижения расследования Тедди сталкивается с тревожными открытиями, которые бросают вызов его восприятию реальности.

Тедди Дэниелс, настоящее имя которого Эндрю Лэддис, пережил травмирующие события, которые оставили глубокие шрамы в его психике. Гибель жены и детей в пожаре, а также пережитый им опыт Второй мировой войны привели к тяжелому состоянию диссоциации. Чтобы защитить себя от боли, Эндрю создает альтернативную реальность, в которой он становится Тедди Дэниелсом, следователем, который раскрывает преступления вместо того, чтобы преодолеть собственную травму.

Диссоциация Эндрю – это защитный механизм, который позволяет ему избегать прямого столкновения со своими болезненными воспоминаниями. Фильм показывает, как неразрешенная травма может привести к фрагментации личности, когда разум создает сложные вымыслы, чтобы защитить человека от эмоциональных страданий.

По мере того, как расследование Тедди/Эндрю продвигается, грань между реальностью и иллюзией становится все более размытой. Галлюцинации и подавленные воспоминания выходят на поверхность, бросая вызов пониманию реальности. Сам остров с его гнетущей атмосферой и загадочными обитателями усиливает это чувство замешательства и дезориентации.

Искажение реальности в фильме отражает внутренний хаос Эндрю. Его взаимодействие с другими персонажами, которое часто кажется двусмысленным, подчеркивает неуверенность и паранойю, которые он испытывает.

На протяжении всего фильма «Остров проклятых» мы видим, как Эндрю использует различные защитные механизмы, чтобы справиться со своей травмой. Отрицание и подавление очевидны в создании им альтернативной личности Тедди Дэниелса. Этот механизм позволяет ему проецировать свою боль и вину в повествование, где он является героем, ищущим справедливости, а не жертвой личного ужаса.

Фильм также показывает, как эти защитные механизмы могут стать разрушительными. Упорное стремление Эндрю сохранить свою сконструированную реальность изолирует его от правды и от людей, которые пытаются ему помочь. «Остров проклятых» подчеркивает сложность защитных механизмов и их влияние на психическое здоровье, выделяя необходимость противостоять травме для достижения истинного исцеления.

Лечение и терапия являются важнейшими элементами «Острова проклятых». Врачи на острове пытаются помочь Эндрю противостоять и принять свою истинную сущность и травмы. С помощью тщательно разработанных сеансов терапии и конфронтации специалисты стремятся разрушить барьер диссоциации, который Эндрю возвел вокруг своего разума.

В фильме показаны как трудности, так и потенциальные преимущества терапии в случаях тяжелой травмы. Хотя столкновение с реальностью может быть болезненным и пугающим, оно необходимо для выздоровления. «Остров проклятых» подчеркивает важность правильного лечения и сочувствия в терапевтическом процессе, предполагая, что исцеление может начаться только тогда, когда правда будет услышана.

«Остров проклятых» напоминает нам, что столкновение со своими страхами и травмами, хотя и болезненно, необходимо для исцеления и интеграции идентичности [Mentis, 2025].

«Восьмислойная защита»

Как можно было заметить, самые популярные на Западе механизмы психологической защиты были сформулированы учеными, которые наблюдали за больными.

Однако этими научными установками жизнь не ограничивается. Мир велик и многогранен. Цивилизации сменяют одна другую, порождая свои собственные психологические защиты. Поэтому, чтобы создать противовес концепции Фрейда, приведем в пример одно из изобретений Востока. Интерес к нему возник после выхода на широкие экраны сериала «Сегун» в 2024 году.

В нем изображена следующая ситуация: феодал Есии Торанага приказывает двум своим вассалам женского пола Марико и Фудзи поселиться в одном доме с чужаком Джоном Блэкторном из Англии. Более того, Фудзи предписано стать фактической женой Блэкторна. Тот отвергает женщину, нанося ей обиду.

Однажды ночью Марико объясняет англичанину поведение и мотивы Фудзи, обращаясь к концепции, которая известна в Японии как «восьмислойная защита».

По словам Марико, это непроницаемая стена внутри человека, которую японцев учат строить с раннего возраста, безопасное место в глубине сознания, где личность может сохранять свою индивидуальность и контроль даже в самые темные времена.

Восьмислойная защита – это механизм преодоления трудностей путем классификации чувств. Человек учится разделять личные и профессиональные взгляды, совладать и предотвращать бурю эмоций по мере преодоления жизненных трудностей.

В реальности, а в условиях Средневековья и подавно, людям часто приходится делать то, с чем они не обязательно согласны. Восьмислойная защита позволяет выполнять любой приказ, не идя на компромисс со своей совестью, а также сохранять свои взгляды на предмет.

В случае Фудзи речь идет о сохранении ее здравомыслия и служении своему господину в невзгодах, столь же больших, как те, с которыми она сталкивается.

Марико говорит, что создание восьмислойной защиты заключается в том, чтобы слушать и уделять столько же внимания простым вещам, сколько и своим обязательствам, не пренебрегая ничем: «Вы должны научиться внимать и не слышать. Например, вы можете внимать звуку падающего цветка или росту камней».

Таким образом, человек может уединиться от своих нынешних обстоятельств, выполняя приказы сверху и делая то, что от него ожидают, не идя на компромисс с тем, кто он есть или что он лично думает о происходящем: «Если вы действительно внимаете, внешние обстоятельства исчезают».

Действие сериала «Сегун» происходит в самом конце периода Сэнгоку, который был отмечен постоянными междоусобицами между феодалами, стремившимися захватить как можно больше власти. Большая война была неизбежна, хаос был повсюду, а это означало, что простые люди не могли и мечтать о безопасной и предсказуемой жизни на своих условиях.

В таких исторических условиях восьмислойная защита стала мощным инструментом, позволяющим обрести душевное спокойствие и даже придать некоторый смысл окружающему хаосу. Как бы трудно ни было жить в тот период, по крайней мере овладевший техникой человек мог позволить себе хотя бы немного покоя, просто внимая и наслаждаясь более простыми вещами.

Чтобы понять, какого мастерства достигла та же Фудзи, необходимо вспомнить, что перед появлением в ее жизни англичанина она потеряла мужа (тот совершил сэппуку) и своего новорожденного первенца, жизнь которого забрали феодалы в качестве искупления. По сути, их обоих принесли в жертву действующей на островах власти.

Миниатюрная, тщедушная Фудзи ощущает, что жертва ее мужа и ее ребенка требуют от нее смириться и продолжать служить своему феодалу, лорду Торанаге вместо них. Именно поэтому она без какой-либо задней мысли соглашается стать супругой чужака, а восьмислойная защита в таком трагическом стечении обстоятельств – лучший способ справиться с этой ситуацией, выжить и сохранить разум.

Хотя «Сегун» показывает средневековую Японию, это не японский сериал, а совместное производство кинематографистов из США и Канады по книге американского же писателя Джеймса Клавелла. Он изобразил ключевой период в истории Японии, когда западные религии пытались прорваться сквозь древние местные верования. Хотя та же Марико принимает христианство, по сути, она практикует двоеверие, не осознавая, насколько сильно привычки и обычаи ее предков довлеют над ее сознанием.

Восьмислойная защита – великолепный тому пример, поскольку она тесно связана с японским мифом о сотворении мира.

Одно из самых ранних стихотворений, записанных на японском языке, находится в сборнике под названием «Кодзики». В одном из произведений антологии говорится о мифе о сотворении Японии, в котором бог бурь Сусаноо-но-Микото создал первые восемь островов японского архипелага: «Восьмеричное ограждение я создаю, Восьмеричное ограждение, чтобы защитить мою жену/Восьмеричное ограждение Идзумо/Там, где поднимаются восемь облаков».

По сей день идея восьмеричного ограждения все еще присутствует в менталитете японцев. Именно она лежит в основе некоторых политических решений, например, стремления удерживать страну в стороне и иметь возможность отступить к себе, если это необходимо [Collider, 2024].

Немного классики

Если оторваться от идей Фрейда и смотреть на вещи шире, по сути, любое кино содержит механизмы психологической защиты. Даже «Чебурашка». Просто где-то меньше, где-то больше.

Классические же фильмы о психологии не только оставили след в истории кино, но и представляют собой богатый источник знаний.

Вот они:

  1. «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Этот фильм с Джеком Николсоном в главной роли представляет собой глубокое исследование динамики власти и психического здоровья в психиатрическом учреждении. Игра Николсона в роли Рэндла Макмерфи является блестящим примером того, как бунтарское поведение может стать защитным механизмом против репрессивной системы. Для психологов и врачей понимание этой динамики может иметь решающее значение, помогая пациентам справляться с чувствами беспомощности и разочарования.
  2. «Психо» (1960). Этот психологический триллер Альфреда Хичкока исследует расстроенный разум Нормана Бейтса, персонажа с множественными личностями. То, как Хичкок нагнетает напряжение и раскрывает тайны разума Бейтса, – это урок психологического повествования. Просмотр этого фильма может помочь лучше понять диссоциативные расстройства и важность осторожного и этичного подхода.
  3. «Умница Уилл Хантинг» (1997). В этом фильме рассказывается история Уилла Хантинга, молодого вундеркинда, который работает уборщиком в Массачусетском технологическом институте. Терапевтические отношения между Уиллом и его психологом, роль которого исполняет Робин Уильямс, являются трогательным примером того, как сочувствие и понимание могут преобразовать жизнь.
  4. «Заводной апельсин» (1971). Этот шедевр-антиутопия затрагивает такие темы, как контроль над разумом и принудительная реабилитация. История Алекса ДеЛарджа и его опыта применения техники «Людовико» является предупреждением об опасностях неэтичных терапевтических методов. Для врачей этот фильм служит напоминанием о важности научно обоснованной практики и уважения к пациенту [La Sociedad Brasileña de Hipnosis, 2024].

Посмотрев эти фильмы, вы будете лучше подготовлены к распознаванию и преодолению различных психических состояний, начнете лучше понимать мотивы и чувства человека. Другой способ достичь этого – записаться на нашу онлайн-программу «Профайлинг: понимание психологии людей».

Психологические защиты неисчислимы как люди, населявшие нашу Землю. Сценаристы и режиссеры с помощью подвластной им магии сознательно упрощают, адаптируют сложные научные концепции под восприятие простых людей, делая заумные истины более понятными. Поэтому не нужно требовать от героев строгого следования канонам и правилам. Можно просто радоваться их подвигам и мотать себе на ус.

Приятного вам кинопросмотра! А чтобы убедиться, что вы ничего не перепутали, рекомендуем пройти небольшой тест: