Блог о саморазвитии

Критерии психического здоровья от Нэнси Мак-Вильямс

Критерии психического здоровья от Нэнси Мак-Вильямс

«Что может какая-то американка знать о моей жизни и о моих чувствах?» – спросите вы и будете совершенно правы. Ничего. Заслуга Нэнси Мак-Вильямс в том, что она систематизировала мировой опыт психоанализа и создала своего рода «компас душевного благополучия». Он полезен для тех, кто заботится о своем здоровье, «сам себе психолог» и хочет жить хорошо. А хорошо жить – еще лучше!

Изменение представления о здоровье

Что такое здоровье? Что это слово значит для вас? Спросите своих друзей, коллег и родственников и увидите, что каждый вкладывает в него что-то свое. Для детей здоровье – это когда ничего не болит. Для взрослых – когда есть силы работать. Русское наречие «здорово» означает просто «хорошо».

В каждой стране свои ценности и свое представление о здоровье. Здоровье, оно как язык, меняется вместе с народом. Столетие назад здоровье воспринимали как «состояние, характеризующееся анатомической, физиологической и психологической целостностью; способность выполнять личностно значимые роли в семье, на работе и в обществе; способность справляться с физическим, биологическим, психологическим и социальным стрессом» [J. Stokes, 1982].

После завершения Второй мировой войны, образования ООН и появления Всемирной организации здравоохранения в 1948 году планку представлений о здоровье внезапно подняли резко вверх. Его стали трактовать как «физическое, психическое и социальное благополучие, а не просто отсутствие болезней и немощей» [WHO, 1958].

По этой логике, если человек неблагополучен хоть в чем-то, он болен и его нужно лечить. Это открыло «ящик Пандоры» в области общественного здравоохранения, фармацевтики и страхования.

На тот момент планету населяли 2 млрд человек. Сегодня их количество перевалило за 8 млрд. Развитые страны столкнулись с осознанием, что не могут обеспечить качественное государственное здравоохранение для всех граждан. А уж «благополучие» и подавно.

Психическое здоровье

Десятилетия работы ВОЗ и национальных систем здравоохранения помогли обуздать инфекционные заболевания. Их место заняли неинфекционные заболевания. На них приходится 74-77% всех случаев смерти в мире (в развитых странах меньше, в бедных странах больше) [ВОЗ, 2022].

К группе неинфекционных заболеваний относятся психические расстройства. По данным ВОЗ, депрессия является одной из основных причин инвалидности [WHO, 2023]. Самоубийство – четвертая основная причина смерти среди людей в возрасте 15-29 лет. ВОЗ признает, что многие отклонения от психического здоровья можно эффективно лечить при относительно небольших затратах.

Отсюда вытекает вопрос: если представление о здоровье меняется с ходом развития общества, то что считать «отклонением»?

Что считать психическим здоровьем? Счастье? Победу над всеми негативными эмоциями? Если вы задумываетесь о своем психическом здоровье, значит, оно у вас есть! Поэтому его нужно беречь.

В 19 веке пациента медицинского учреждения априори называли «больным». В центре внимания находились заболевания. В 20 веке в попытке улучшить диагностику психических заболеваний стали уделять больше внимания внешним симптомам:

  • тревоге;
  • путанице мыслей;
  • проблемам со сном;
  • страхам;
  • повышенной утомляемости;
  • грусти;
  • частой смене настроения.

Внутренние переживания, которыми люди веками делились со священниками, в связи с распространением атеизма оказались никому не нужны. Перед человечеством встал вопрос о том, что благополучие и процветание в жизни могут быть чем-то большим, чем просто свобода от чего-то.

Вопросами о том, что такое здоровье и чем оно отличается от болезни, занимается наука нозология. Одним из ярких ее представителей является Нэнси Мак-Вильямс.

Биография Нэнси Мак-Вильямс

Девочка Нэнси родилась в Пенсильвании в семье учителей через месяц после завершения Второй мировой войны. Когда ее мать была ею беременна, их страна вошла в историю как единственное государство, применившее ядерное оружие против мирного населения.

Нет данных о том, какое влияние оказало случившееся в Хиросиме и Нагасаки на семью Мак-Вильямс. И оказало ли. Но факты указывают на то, что Нэнси заинтересовалась политикой и стала изучать политологию. Когда она выросла, написала диплом по политическим взглядам Зигмунда Фрейда. Из политологии девушка стала постепенно дрейфовать в сторону психотерапии и психоанализа. Выучившись на психолога и психоаналитика, она открыла частную практику в Нью-Джерси, которую ведет уже полвека.

Здесь следует напомнить, что психолог – не врач. В отличие от психиатра, у него нет лицензии на медицинскую деятельность. Рабочими инструментами психолога являются мышление, коммуникация и эмпатия. Поэтому он не дает ни рекомендаций, ни рецептов.

В США психологи руководствуются двумя толстыми книгами: «Международной классификацией болезней» (МКБ) и «Диагностическим руководством по психическим расстройствам» (DSM). В этих книгах перечислены известные в настоящее время психические заболевания и критерии их определения (чтобы диагностировать болезнь, пациент должен набрать определенное число совпадений с вышеуказанными критериями).

Мировая слава пришла к Мак-Вильямс в 1990-е годы, когда вышла ее книга «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе». Благодаря ей практик из Нью-Джерси стала известна как автор психодиагностического теста.

«Диагностика» Нэнси Мак-Вильямс и тест не содержат никаких революционных инноваций. Главная заслуга Мак-Вильямс заключается в проведении огромной работы по систематизации уже имеющегося у человечества опыта психоанализа. Благодаря тысячам своих пациентов (если не сотням тысяч) женщина пропустила через себя мировой опыт, отобрала лучшее и сформулировала конкретные практические рекомендации для проведения терапии.

Заслуги и книги Нэнси Мак-Вильямс быстро признали и на родине, и за рубежом. Она долгое время руководила отделом психоанализа Американской психологической ассоциации. Входит в состав ведущих мировых ассоциаций, в том числе Московского психоаналитического общества.

16 критериев психического здоровья

Помимо написания книг (их уже четыре) и ведения практики у психолога находится время продолжать дело родителей: учить людей. Мак-Вильямс часто выступает с лекциями в университетах и на конференциях.

В одной из таких лекций в 2011 году она перечислила 16 элементов психического здоровья. В русскоязычной психологии они обозначаются как «критерии определения психического здоровья». Но если прослушать лекцию, становится понятно, что это не «признаки», а именно «элементы», составляющие целое – психическое здоровье по версии этой американки:

Она сама подчеркивает в лекции, что ее список – ориентировочный. Не стоит считать отсутствие у себя какого-либо элемента проявлением болезни. «Никто не совершенство», – подчеркивает Мак-Вильямс.

Ее перечень следует воспринимать не как градусник, а скорее, как компас либо горизонт. Стремясь к нему, вы тем самым укрепите свое здоровье.

Краеугольными элементами являются первые три. Последующие 13 проистекают из этих трех.

Критериями психического здоровья человека по версии Нэнси Мак-Вильямс являются:

  1. Способность любить. Это не только умение создавать и поддерживать интимные романтические отношения. Это также способность иметь глубокие дружеские отношения, способность к самоотдаче, необходимой для воспитания детей, умение идти на компромиссы и жертвовать собственным комфортом. Отказ от идеализации и слияния границ.
  2. Способность работать и творить. Это не труд в советском понимании и не получение офисной зарплаты. Подразумевается дело, любая осмысленная деятельность, которая дарит человеку чувство собственной значимости, повод для гордости и возможность оказывать влияние на других.
  3. Способность играть и «дурачиться». Молодежь обозначает ее словом «драйв». Спонтанность. Игра не теряет важности по мере взросления. Человек может свободно играть только тогда, когда чувствует себя в безопасности, любопытен, открыт миру снаружи и внутри себя. Игра принимает различные формы по мере взросления: пение, танцы, творчество, занятия спортом. В своей лекции Мак-Вильямс вспомнила о детенышах млекопитающих, которые через игру познают мир и друг друга, учатся концентрации. «Игра – часть нашего наследия от млекопитающих предков. Нам нравится играть», – подчеркивает лектор. Она приводит данные, что отказ от игр в современной структурированной среде, которая заставляет больше сидеть на месте, чем шумно играть, приводит к СДВГ – симптому дефицита внимания и гиперактивности.
  4. Безопасная привязанность. Способность выбирать хорошие отношения, избегая плохих, ведущих к саморазрушению. Если вы просто не понимаете, о чем речь, рекомендуем прочесть нашу статью «Теория привязанности».
  5. Автономия. Самостоятельность. Право человека выбирать путь и следовать ему. Опора на собственные силы. В норме человек чувствует себя хозяином своей судьбы. Наркотики разрушают эту способность, блокируя дофаминовый ответ.
  6. Постоянство самости и постоянство объекта. Для психологического благополучия нам необходимо чувство постоянства в себе и в других (которые в психодинамических терминах называются объектами). Это означает, что мы интегрировали свою идентичность. Существует связь между тем, кем мы были, есть и будем. Мы осознаем свои сильные и слабые стороны. То же самое верно и для других, мы знаем, что у каждого есть хорошие и плохие качества. Если нас просят описать важных людей в нашей жизни, мы способны дать трехмерное, красочное описание.
  7. Сила эго. Кадровики зовут ее стрессоустойчивостью. Способность продолжать функционировать как целостный живой организм и давать адаптивный ответ на раздражители.
  8. Реалистичная самооценка. Дружелюбие к себе. Способность видеть собственные недостатки, учиться на ошибках. Как чрезмерная критика, так и чрезмерная похвала создают проблемы с развитием здоровой самооценки. Для нее нужен баланс любви и разочарований, которые помогают сформировать стабильное чувство самоуважения, идущее изнутри.
  9. Ценности. Совесть. Мораль. Ваша «система координат», которой вы пользуетесь в качестве руководства для своих решений и действий, чтобы двигаться к значимым целям.
  10. Способность испытывать весь спектр эмоций. Баланс между чувством и чувствительностью. Быть психически здоровым взрослым означает, что вы можете чувствовать свои эмоции, но не должны действовать в соответствии с ними. Это также включает в себя способность откладывать удовлетворение и контролировать импульсы. Все это является основополагающим для достижения значимых целей и построения глубоких отношений. Развить эти навыки можно на нашей программе «Эмоциональный интеллект».
  11. Способность смотреть на себя со стороны и внутрь себя.
  12. Ментализация и рефлексия. Способность понимать свои собственные ментальные состояния и ментальные состояния других людей. Чувство отдельности. Принятие идеи о том, что первоисточник любви или гнева лежит в нас, а не в объекте любви/раздражения.
  13. Гибкость защитных механизмов. Они позволяют нам функционировать в повседневной жизни. Когда мы испытываем стресс или тревогу, наш мозг пытается заставить нас бежать от этого или игнорировать раздражающие вещи. Это помогает нам сохранять спокойствие. Однако здоровый человек может противиться этому сигналу мозга и продолжать делать то, что считает нужным. Как отсутствие, так и чрезмерное использование защитных механизмов могут привести к беде.
  14. Баланс. Гармония между своими интересами и требованиями других.
  15. Жизненная сила. Либидо у Фрейда, энтузиазм у советских людей. Желание жить и радоваться жизни, а не выживать и страдать. Творческая способность познавать и производить смыслы.
  16. Принятие. Православные христиане называют его смирением. Осознание ограниченности наших возможностей и конечности нашей жизни. Талант не жаловаться на то, что нельзя изменить: цвет кожи, бесплодие, инвалидность, изнасилование в детстве.

Пока Мак-Вильямс жива, список критериев психического здоровья может видоизменяться. Монографий на эту тему она не писала.

Искусство сочетания элементов

Чтобы развить вышеупомянутые критерии, психологи предлагают следующие рекомендации по каждому пункту:

  1. Способность любить укрепляют длительной психотерапией.
  2. Способность работать нужно развивать со школы, иначе подходящий возраст будет упущен. Поощрение обществом труда и вклада подростков. Помощь родителям в создании «тренировочных площадок» для определения природной склонности их детей.
  3. Способность играть улучшается после создания безопасной среды, в которой человек решается на эксперимент с поведением. Изучение опыта других людей помогает ему формировать начальные навыки.
  4. В идеале, безопасную привязанность наследуют от родителей. Если же человеку с ними не повезло, есть шанс научиться в стабильных любовных отношениях либо с помощью длительной психотерапии. Более пяти лет. Без гарантии успеха.
  5. Автономию успешно обретают, преодолевая жалость к самим себе.
  6. Постоянство самости и постоянство объекта помогает понять обычная монета. У нее две стороны. Либо размышления над черно-белым кино. Нужно учиться быть объективными в оценке людей, процессов и явлений.
  7. Силу эго можно укрепить тренировками и формированием новых навыков.
  8. Реалистичная самооценка формируется через повышение осознанности и валидацию.
  9. Если система ценностей не была сформирована в юности, у взрослых остается возможность создать ее в уединении. Именно для этого в древности люди становились отшельниками. В современных условиях это называется «декрет», «академический отпуск», «дауншифтинг» и «уход в монастырь».
  10. Эмоциональность возрастает после работы с ранними дезадаптивными схемами.
  11. Способность смотреть на себя со стороны и внутрь себя развивает йога.
  12. Развивать ментализацию умеют узкие специалисты в этой области.
  13. Защитные механизмы часто отсутствуют в юности за ненадобностью, особенно в привилегированных семьях. Но с возрастом и опытом человек начинает понимать их необходимость и обучаться новым трюкам. Слишком жесткие защитные механизмы нужно «размягчать» с помощью психотерапевта.
  14. Баланс и гармонию хорошо развивают музыка и танцы.
  15. Жизненная сила, либидо и энтузиазм укрепляются на свежем воздухе. Походы, прогулки в парке, наблюдения за птицами, лыжи, садоводство, рыбалка, охота: вариантов масса.
  16. Религиозные люди учатся принятию в церкви. Атеисты обычно смиряются, когда выживают в катастрофах. Остальным помогает формирование представления о «высшей силе» и оздоровление семейной атмосферы.

Психически здоровый человек не идеален. Он может чувствовать себя слабым и недалеким. Но со временем исправляет ошибки и извлекает уроки из прошлого опыта. Он понимает свои сильные и слабые стороны. Он поступает и ведет себя в соответствии со своими возможностями. Он добросердечен и оптимистичен.

Однако под тяготами и лишениями реальной жизни людям зачастую тяжело слушать голос совести и поступать с другими так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними. С возрастом человек все больше потакает привычкам и ему становится лень учиться чему-то новому.

Если вы дочитали до этого абзаца, значит, психическое здоровье у вас есть. Помочь сохранить его в трудные времена, научиться преодолевать вспышки злости, регулировать «плохой» стресс научит наш месячный курс «Сам себе психолог».

Для тех, кто хочет копнуть глубже, подойдет программа «Психическая саморегуляция». Она поможет:

  • избавиться от тревоги;
  • научиться оказывать поддержку близким;
  • расслабляться и отдыхать;
  • управлять психическими процессами;
  • быстро адаптироваться на рабочем месте;
  • освоить техники медитативного сосредоточения.

Эти программы подходят тем, что считает себя здоровым, но хочет лучше себя чувствовать, иметь больше сил и знаний. При возникновении галлюцинаций, панических атак, утраты желания жить следует незамедлительно обратиться в медицинское учреждение. Любые решения относительно начала, изменения или прекращения лечения должны приниматься совместно с врачом.

Переосмысление мира от Нэнси Мак-Вильямс

Обзор вклада американского терапевта в мировую науку был бы неполным без представления ее идей, которые выходят за рамки чистой психологии. У Мак-Вильямс хватило храбрости задавать неудобные вопросы и подвергать сомнению догмы современного общества.

Выслушивая пациентов-американцев, она предположила, что:

  • Основной социальной причиной психологических проблем в конкурентном обществе является безразличие между людьми. Они пренебрегают потребностями других и теряют доверие друг к другу. Возникает трудная ситуация, когда люди хотят остаться близки и в то же время сохранить отчужденность. «Вместе тесно, а врозь скучно».
  • «Американская мечта» – пример психотического убеждения.
  • В современном бизнесе нарциссическая озабоченность властью и статусом вытесняет в душе руководителей добросовестность.
  • «Я думаю, что сейчас в Соединенных Штатах мы являемся довольно упадочной культурой, что империи поднимаются и падают, и мы находимся в упадке». [Australasian Psychiatry, 2008]

Концепция кумулятивной травмы из книги Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика» нашла отголосок в сердцах восточных людей, которых волнует состояние традиционной китайской семьи.

«Если родители слишком рано требуют от ребенка самостоятельности или, наоборот, чрезмерно вмешиваются в его жизнь или контролируют ее, у ребенка может возникнуть раздвоение личности. Основной чертой такой личности является боязнь любить и строить близкие отношения с другими людьми. Все, кому трудно установить прочные, доверительные и близкие отношения с другими людьми, попадают в этот тип. Эта «кумулятивная травма» очень часто встречается в традиционной китайской семье», – утверждают авторы статьи, которая была опубликована в 2019 году на одном из порталов гонконгской группы Sinomedia [SPA China, 2019].

Гуманно ли «чинить» людей?

Работы Нэнси Мак-Вильямс отличает гуманизм. Приоритетом был и остается человек. Как психолог, она ставит перед собой задачу «изучить душу» человека. Не внушить ему иллюзию, что все хорошо и все будет хорошо, а понять причины его чувств и мыслей.

В этой концепции психоанализ – «это партизан, ведущий подрывную деятельность и озвучивающий существующие в обществе проблемы, часть из которых отрицаются господствующей культурой».

С точки зрения Мак-Вильямс, в обществе потребления психотерапевт рассматривается как технический работник, который должен «починить» больного потребителя, вернуть его в общество и на рынок. Жалобы пациента расцениваются как проявления поломки и сдаются в лабораторию, где на их основе создаются лекарства для уменьшения страданий.

А если этот подход в корне неверен? Правильно ли создавать универсальную таблетку, подгоняя личность под лабораторные стандарты? Не противоречат ли коммерческие интересы страховых и фармацевтических компаний гуманистическим ценностям? Если интенсивная психотерапия рентабельна для экономики, почему она не признается полезной на политическом уровне?

Уже в 2011 году Мак-Вильямс обратила внимание на то, насколько активно термин «поведенческое здоровье» вытесняет термин «психическое здоровье».

Автор «Психоаналитической диагностики» продвигает другой подход – рассматривать пациентов психотерапевтов не как жалующихся больных, а как здоровых и уникальных индивидуумов, которые несут ключ к излечению внутри себя.

Мак-Вильямс призывает:

  • слышать и слушать пациента;
  • рассматривать его как уникальную личность;
  • уважать его чувства;
  • собирать анамнез;
  • развивать осознанность;
  • не пытаться переделать человека;
  • не винить его;
  • избегать стереотипов и упрощения.

Идеи уроженки Пенсильвании Нэнси Мак-Вильямс получают все более широкий отголосок на планете. Пока рано говорить о формировании школы ее имени, однако в клинической психологии модель из 16 критериев душевного здоровья уже рассматривают как альтернативу дуополии МКБ и DSM. Пока же это просто удобная модель для сборки.

Мы желаем вам успехов в изучении собственной души и предлагаем поучаствовать в нашем опросе: