Приемы воспитания от известных педагогов: ничего невозможного нет!

Приемы воспитания от известных педагогов: ничего невозможного нет!

«Пока из ребенка воспитаешь человека, сам рискуешь пройти тернистый путь эволюции в обратном направлении от человека к обезьяне». Эта шутка, в которой, как иногда кажется в тяжелые моменты общения с наследниками, содержится лишь доля шутки, известна практически всем родителям. Однако мало кто в этот момент задумывается, что не просто так будущие педагоги учатся в университете 4-5 лет.

Обучение и воспитание детей – это такая же профессия, как и любая другая. Эти 4-5 лет – как раз тот минимальный срок, за который можно научиться воспитывать чужих детей, давать им знания по какому-либо предмету, сохраняя при этом устойчивость собственной психики.

Судя по нервным издерганным учителям и вынужденным затратам родителей на репетиторов, описанные скиллы удается прокачать далеко не всем студентам педагогических вузов. У вас это может получиться намного лучше, если вы пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений».

А мы сегодня поговорим о наследии великих педагогов прошлых столетий, которое актуально по сей день.

Образование и воспитание: из прошлого в современность

Мир вокруг нас меняется, а психология человека по своей сути остается прежней. Как и в глубокой древности, людям свойственны страхи и сомнения, стремление к удовольствиям и наслаждениям, желание обеспечить безопасность и комфорт для себя и своих детей.

Во все времена были те, кто думает исключительно о себе, и пассионарии, готовые пожертвовать собой ради общего блага. Именно поэтому методы воспитания, наработанные в прошлом и даже позапрошлом веке, сохранили актуальность и сегодня. И тогда, и сейчас учителя, воспитатели и родители имеют дело с таким же «человеческим материалом», что и десятки лет тому назад.

В знак признательности за выдающийся вклад в развитие педагогической науки имена великих педагогов присваивают учебным заведениям, готовящим будущих преподавателей и воспитателей. Вспомним Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского, Гомельский государственный педагогический колледж имени Л. С. Выготского, Новосибирский педагогический колледж № 1 имени А. С. Макаренко.

Есть и совсем новые форматы подготовки. Например, созданный в 2023 году педагогический технопарк «Кванториум» имени Л. С. Выготского при МГППУ (Московском государственном психолого-педагогическом университете).

Для тех, кто не знает, расскажем, что «Кванториум» – это федеральная сеть технопарков для учащейся молодежи, созданных с целью обучения по актуальным инженерно-техническим и естественно-научным направлениям. Здесь студенты и школьники изучают лазерные технологии, технологии искусственного интеллекта, управление беспилотными аппаратами, программирование, компьютерную графику, 3D-моделирование, 3D-печать и многое другое. По сути, это новая модель дополнительного образования.

Педагогический кванториум позволяет студентам отработать навыки преподавания физики, химии, биологии, информатики и прочих предметов, где нужна наглядность, где важно научиться ставить лабораторные опыты и работать с оборудованием, и научить этому школьников.

И это еще не все новшества. С 1 сентября 2025 года лучшие студенты педагогических вузов России начнут получать стипендии имени Ушинского, Выготского, Макаренко, Карамзина и Сухомлинского. Размер именных стипендий обещан на уровне 15 тысяч рублей, и каждую из стипендий будут получать 10 лучших студентов страны.

Распределение именных стипендий для студентов по категориям:

  • Стипендии Сухомлинского – для будущих учителей физики, математики, экономики и информатики.
  • Стипендии Макаренко – для будущих учителей русского языка и литературы, начальных классов, иностранных языков.
  • Стипендии Ушинского – для будущих учителей химии, биологии и географии.
  • Стипендии Карамзина – для будущих преподавателей истории, права и обществознания.
  • Стипендии Выготского – для будущих преподавателей изобразительного искусства, музыки, физической культуры, труда и ОБЖ.

Больше разъясняющих подробностей можно найти в статье «Деньги для всех. Сколько могут заработать российские студенты на получении знаний?» [Информер, 2024].

Как видим, технологии развиваются, инновации внедряются, а педагогическое наследие прошлого по-прежнему современно. И вопросы воспитания и образования актуальны не меньше, чем столетие назад.

Уточним, что воспитание – это сознательные действия, направленные на формирование личности, нравственное развитие и передачу культурных ценностей. В свою очередь, обучение – это процесс передачи знаний и навыков от обучающего к обучаемому. Воспитание и обучение являются важными составляющими образования.

Образование – это более широкое понятие, которое можно трактовать и как систему воспитания и обучения личности, и как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. В процессе обучения, воспитания и образования происходит развитие ребенка – постепенный переход на новые уровни знаний, умений, навыков, мировосприятия.

Давайте посмотрим, что же писали и говорили известные российские педагоги про образование, обучение, развитие и воспитание подрастающего поколения.

Развитие и воспитание детей в педагогическом наследии Льва Выготского

Лев Семенович Выготский (1896-1934) – выдающийся российский психолог и педагог, автор культурно-исторической теории развития. Его идеи стали основой для многих современных методов обучения и воспитания детей. Давайте рассмотрим основные идеи Выготского в педагогике.

Культурно-историческая теория развития:

  • Развитие ребенка происходит в контексте культуры, общества и взаимодействия с взрослыми.
  • Интеллектуальные способности зависят как от врожденных физиологических особенностей, так и от социальных факторов: язык, общение, знаковые системы.

Так, ребенок учится считать, сначала используя пальцы, затем символы (цифры) и только потом устный счет. Таким способом происходит постепенный переход от внешних средств к так называемому «внутреннему мышлению», и взрослые могут помочь ребенку через зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – это теоретический конструкт о пространстве задач, которые ребенок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых. Это одно из ключевых понятий в педагогической концепции Выготского. Чтобы понять, что такое ЗБР, нужно усвоить, что развитие детей происходит в два этапа:

  • Ребенок может что-то сделать с помощью взрослого.
  • Со временем он делает это самостоятельно.

По Выготскому, обучение должно идти чуть впереди развития, помогая ребенку осваивать новые навыки, поддерживая его, однако, не делая что-то новое полностью вместо него. Таким образом, обучение не тождественно развитию и должно опережать развитие.

Отдельное внимание Выготский уделял влиянию речи на мышление. Речь детей проходит три стадии развития:

  • Внешняя (ребенок говорит вслух).
  • Эгоцентрическая (размышляет и разговаривает сам с собой).
  • Внутренняя (размышляет про себя).

Таким образом, нужно стимулировать разговор, рассказы, обсуждения, чтобы ребенок развивал мышление. Это кратко, а подробнее идеи Выготского изложены в его книге «Мышление и речь», вышедшей уже после его смерти [Л. Выготский, 1934].

Автор не дожил до выхода тиража меньше суток, скончавшись в ночь на 11 июня 1934 года. Первое издание вышло как раз 11 июня 1934 года. И коль скоро мы говорим о роли речи, нужно обязательно сказать и о роли общения в развитии детей.

Роль общения и совместной деятельности:

  • Развитие интеллекта происходит через диалог, подражание, игру.
  • Дети обучаются эффективнее, когда работают в группе.
  • В игре ребенок примеряет социальные роли, осваивает поведение взрослых.

Например, любимая многими детьми игра в «магазин» учит счету, общению и социальным правилам, а игра в «доктора» помогает понять, что такое забота и ответственность. Конечно, стихотворение «Дети в подвале играли в больницу – умер от родов сантехник Синицин» наводит на другие мысли, но, в целом, развитие ребенка идет быстрее, если в обучении используются игровые методы.

Таким образом, Выготский доказал, что развитие идет через взаимодействие, что обучение должно опережать развитие и строиться через поддержку взрослых, а еще в развитии детей важна игра, речь и совместная деятельность.

Интересно, что эти закономерности оказались общими и в развитии нормотипичных детей, и в развитии детей с различными отклонениями в состоянии здоровья – глухонемых, незрячих и умственно отсталых. В этом плане весьма интересна статья «К психологии и педагогике детской дефективности», которая может оказаться полезной для семей, где воспитываются дети с дефектами зрения, слуха и умственного развития [Л. Выготский, 1924].

Идеи Выготского легли в основу многих развивающих методик, разработанных его последователями. В частности, Василием Давыдовым, Петром Гальпериным, Даниилом Элькониным.

Методы воспитания педагога Антона Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – выдающийся российский педагог и писатель, разработавший систему коллективного воспитания. Его методы воспитания направлены на формирование дисциплины, ответственности и уважения в детском коллективе. Давайте рассмотрим основные идеи Макаренко в педагогике.

Воспитание через коллектив:

  • Коллектив – главный воспитатель личности.
  • Дети должны чувствовать ответственность друг за друга.
  • В коллективе воспитываются дисциплина, уважение, трудолюбие.

По мнению Макаренко, ответственность перед коллективом намного перспективнее жесткой дисциплины, и дает лучшие результаты. Кроме того, воспитание идет и через окружающую среду. Если вокруг порядок, ребенок учится порядку, если среда хаотична, то и ребенок будет расти безответственным.

Именно поэтому в подведомственных Макаренко коллективах дети сами занимались уборкой помещений и учились уважать труд, свой и окружающих людей.

Воспитание через труд:

  • Работа не наказание, а естественная часть жизни.
  • Дети должны понимать, что их труд ценен и полезен.
  • Коллективный труд сплачивает и учит ответственности.

Такой подход как раз и есть путь к дисциплине без насилия. Данный аспект особо интересен тем, что Макаренко приходилось работать в учреждениях для трудновоспитуемых детей и малолетних преступников. И оказалось, что даже в такой не располагающей к послушанию среде дисциплина может быть построена не на страхе, а на уважении, общей ответственности и прочих социальных навыках детей.

Например, если ученик постоянно опаздывает, его не наказывают, а обсуждают с коллективом проблему, если кто-то плохо выполняет задание, ему помогают, а не высмеивают. Ребенок должен сам понимать, почему важно соблюдать правила, при этом воспитатель должен быть уважаемым лидером, а не диктатором.

Дисциплина без насилия:

  • Воспитание должно быть строгим, но справедливым.
  • Нельзя унижать ребенка, однако и попустительство недопустимо.
  • Дисциплина строится не на страхе, а на уважении и общей ответственности.

Все эти идеи успешно внедрялись в колонии имени Горького, где работал Макаренко. Свой опыт Макаренко описал в знаменитой «Педагогической поэме», в которой, кстати, можно найти мотивирующие идеи и для педагогики, и даже для бизнеса.

Еще одна книга Макаренко «Флаги на башнях» посвящена его работе в коммуне имени Дзержинского, созданной специально для сирот, оставшихся без родителей в годы войны и революции, и ставших на скользкий путь совершения правонарушений.

И, наконец, написанная Макаренко «Книга для родителей». Здесь можно найти многочисленные и не потерявшие актуальности советы, как вырастить детей трудолюбивыми и ответственными, привить детям уважение к старшему поколению.

Особое внимание Макаренко уделял такой теме, как половое воспитание. Тут, возможно, некоторые его идеи с учетом сегодняшней доступности информации реализовать будет сложно. Однако с чем нужно однозначно согласиться, так это с тем, что половое воспитание нельзя рассматривать в отрыве от воспитания личности [А. Макаренко, 1987].

Таким образом, основные идеи Макаренко – это воспитание в коллективе и через коллектив, интеграция воспитания и образования с трудовой деятельностью и дисциплина без насилия.

Образование и воспитание в научном наследии Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) – основоположник научной педагогики в России. Он разработал идеи народного воспитания, обучения на родном языке и гармоничного развития личности. Рассмотрим основные идеи Ушинского в педагогике.

Воспитание должно быть народным:

  • Обучение должно строиться на языке, понятном ребенку.
  • Народные традиции, родной язык, национальные ценности – основа воспитания.
  • В школах должны изучаться история, народные сказки, пословицы.
  • Обучение на родном языке и патриотическое воспитание тесно взаимосвязаны, потому что родной язык способствует воспитанию чувства патриотизма.

Принцип природосообразности:

  • Воспитание должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям ребенка.
  • Дети лучше запоминают то, что связано с их жизненным опытом.
  • Дошкольникам лучше объяснять новое через образы и примеры из природы.
  • Школьникам полезно сопоставлять новое знание с тем, что они уже знают.
  • Нельзя перегружать детей – развитие идет постепенно.

Воспитание должно быть целостным (гармония ума, чувств, воли):

  • Настоящее воспитание включает интеллектуальное, нравственное и трудовое развитие.
  • Важно развивать не только знания, но и характер.
  • Программа воспитания должна включать такие предметы, как этика и эстетика.
  • Важно учить детей самостоятельности, ответственности, трудолюбию.
  • Главное – гармоничное развитие личности во всех сферах.

Идеи Ушинского широко внедрялись как при его жизни в учебных заведениях по подготовке учителей, так и в советское время. Его основные труды – это книги «Детский мир», «Родное слово» и двухтомник «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Мы начали с того, что Ушинский считается основоположником педагогической науки в России. Однако сам Ушинский писал, что «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств» [К. Ушинский, 1867].

Такой поход, возможно, отчасти объясняет, почему далеко не все педагоги способны в совершенстве овладеть своей профессией. Одно дело – это рассматривать профессию педагога как набор определенных знаний и навыков, и совсем другое дело – воспринимать педагогику как искусство.

Если искусство музыки и живописи требует таланта, тогда и педагогику в этом контексте нужно рассматривать как деятельность, требующую таланта. Учитывая, что в России насчитывается более 1,2 миллиона учителей и 620 тысяч педагогов дошкольного образования, вряд ли изначально было возможно заполнить такое количество вакансий исключительно талантливыми людьми. Однако можно работать над дальнейшим совершенствованием их профессиональных навыков, и идеи Константина Ушинского могут в этом помочь.

Обучение и воспитание детей в «Школе радости» Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – выдающийся советский педагог, который создал гуманистическую педагогическую систему, основанную на уважении к личности ребенка, воспитании через природу, труд и творчество. Изучим основные идеи Сухомлинского в педагогике.

Воспитание через «Школу радости»:

  • Обучение должно приносить ребенку удовольствие и радость познания.
  • Если обучение вызывает интерес и положительные эмоции, дети учатся эффективнее.
  • Важно развивать любознательность, самостоятельность, интерес к учебе.
  • Ребенок должен учиться чувствовать красоту мира, любить природу, людей, труд.

Так, «Школа радости», созданная Сухомлинским в тяжелые годы после Второй Мировой войны, имела второе название: «Школа под открытым небом». Дети изучали окружающий мир не только за партами, но и на природе. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой», когда работает не только разум, но и душа.

В широком смысле «Школа радости» – это экспериментальная педагогическая система Василия Сухомлинского, ориентированная на гармоничное развитие личности ребенка через эмоционально-положительное восприятие обучения, уважение к личности ребенка и связь обучения с природой.

Воспитание сердцем (гуманизм в педагогике):

  • Каждого ребенка нужно любить и уважать – без этого невозможно воспитать личность.
  • Важно не только развивать интеллект, но и воспитывать доброту, сочувствие, моральные качества.
  • Учитель должен понимать каждого ученика, помогая ребенку раскрыть свои способности.
  • Главная задача школы – воспитать ребенка Человеком с большой буквы.

Показательно, что самая известная книга Сухомлинского так и называется: «Сердце отдаю детям». Именно в этой книге он и рассказывает о своей «Школе радости», где заметное место в вопросах воспитания занимал индивидуальный подход.

Индивидуальный подход:

  • Каждый ребенок уникален и требует особого подхода.
  • Важно развивать сильные стороны каждого ученика, а не делать всех одинаковыми.
  • Обучение должно идти в соответствии с возможностями и интересами ребенка.
  • Нет «плохих» детей – есть дети, которым нужна поддержка и внимание.

Так, в школе Сухомлинского были группы разного уровня подготовки, чтобы дети учились в комфортном темпе. Василий Сухомлинский предметно занимался изучением индивидуальных особенностей медленно мыслящих и умственно отсталых детей. И пришел к выводу, что они вполне могут (и должны) учиться в обычной школе, только в «своем» темпе.

Так больше шансов, что окружающая среда компенсирует издержки воспитания в неблагополучных семьях, где эмоциональному и интеллектуальному развитию детей не уделялось внимания, и может помочь адаптации детей, у которых умственное отставание вызвано врожденными физическими причинами или ранее перенесенными заболеваниями.

Такой подход полностью согласуется с современными трендами инклюзивного образования. И этот подход, кстати, положен в основу Вальдорфской педагогики, где каждый ребенок развивается в своем темпе и соревнуется исключительно с самим собой вчерашним, становясь постепенно «лучшей версией себя».

Воспитание через труд и творчество:

  • Дети учатся через творчество, ремесла, рукоделие, заботу о природе.
  • Дети приходят к пониманию, что труд – это источник радости и самореализации.
  • Физический труд формирует ответственность, дисциплину, уважение к труду других людей.

В школе Сухомлинского дети выращивали цветы, ухаживали за садом, мастерили поделки, что помогало развивать любовь к труду и природе. Если есть возможность, следует переносить занятия на открытый воздух, особенно для младших школьников. Это будет лучшей профилактикой проблем с осанкой и зрением.

Кроме того, Сухомлинский был категорически против того, чтобы обучение строилось исключительно на запоминании учебного материала. Гораздо важнее стимулировать самостоятельное мышление ребенка, желание задать вопросы и найти на них ответы. Что, опять же, является приоритетом во многих современных методиках образования.

Обучение и воспитание детей в педагогическом наследии Карамзина

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) известен прежде всего как историк, писатель и реформатор русского языка. Достаточно сказать, что это именно он ввел в повседневный оборот такие слова, как «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «утонченность» и многие другие.

Однако его взгляды на образование и воспитание также занимают важное место в его наследии, особенно в контексте патриотического воспитания, воспитания нравственности и любви к родной культуре. Каковы же основные идеи Карамзина в педагогике?

Воспитание через культуру и литературу:

  • Образование должно основываться на изучении родного языка, истории, литературы.
  • Литература играет важную роль в формировании моральных и нравственных ценностей.
  • Чтение классических произведений помогает воспитывать чувство прекрасного, патриотизм и высокие идеалы.
  • Человек – это не только рациональное существо, но и эмоциональное, поэтому важно достичь гармонии.

Карамзин был убежден, что историческое образование и знакомство с русской культурой помогают воспитать достойных высоконравственных граждан.

Нравственное воспитание как основа личности:

  • Важнейшая цель воспитания – формирование добродетели, честности, уважения к людям.
  • Главная задача учителя – не просто давать знания, а формировать характер ребенка.
  • Семья и воспитание родителей играют ключевую роль в становлении моральных ценностей личности.
  • Обучение должно не только развивать интеллект, но и воспитывать чувства, развивать эстетическое восприятие.

Карамзин в своих работах уделял особое внимание воспитанию любви к Отечеству, популяризировал русскую историю и национальные традиции, демонстрирующие примеры доблести и чести.

Патриотизм и любовь к родине:

  • Дети должны воспитываться в духе любви к родной культуре, уважения к истории своей страны.
  • Образование должно формировать гражданскую ответственность и уважение к традициям.
  • История – важнейший предмет для воспитания патриотизма.

Идеи Карамзина внедрялись в гимназиях и частных пансионах для детей дворян. С учетом реалий того времени образование было доступно преимущественно богатому сословию.

Что касается литературной деятельности Карамзина, мы можем наблюдать, что его слова не расходятся с делом. Так, наиболее известные произведения Карамзина – это «История государства Российского» и «Бедная Лиза».

«История государства Российского» – это фундаментальный труд, описывающий российскую историю, начиная с древнейших времен до периода правления Ивана Грозного и Смутного времени.

«Бедная Лиза» – это образец русской сентиментальной литературы. Таким образом, Николай Карамзин внес вклад в развитие как фундаментальной науки и «интеллекта нации», так и в развитие нравственности и эстетического восприятия современников и последующих поколений.

Итак, мы с вами совершили небольшой экскурс в историю российской педагогической науки. Как видим, очень многие идеи прошли проверку временем и продолжают находить подтверждение в наши дни. Поэтому читайте классиков и помните, что очень многое из кажущегося новым и непонятным уже когда-то было. А, значит, можно найти если не рецепты, то хотя бы ориентиры для решения актуальных на сегодняшний день задач как в вопросах воспитания детей, так и во многих других сферах.

Вам будет намного проще идти по жизни, если вы найдете время для наших программ «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений». А сейчас давайте проверим, как вы разобрались в материале, с помощью небольшого теста: