Блог о саморазвитии

Пассионарная теория: роль личности в истории

Пассионарная теория: роль личности в истории

Почему кто-то всегда готов прийти на помощь, а кто-то печется только о себе и своем комфорте? Почему кто-то, не раздумывая, бросится спасать тонущего человека, а кто-то будет стоять и смотреть, чем это закончится, даже если тоже умеет плавать? Откуда берутся люди, одержимые великими идеями, в то время как у других таких идей просто нет?

Вы будете лучше понимать нюансы мышления человека, если пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Мозг и нейронауки». И, возможно, найдете свои ответы на поставленные вопросы. Сегодня мы готовы вам немного помочь с поиском этих ответов и «подкинуть» пищу для вашего мозга. Наша сегодняшняя тема – пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева.

Лев Гумилев: биография

Прежде, чем перейти к пассионарной теории Льва Гумилева (1912-1992), следует сказать несколько слов о нем самом. Его биография достаточно типична для представителей российской интеллигенции, воздержавшихся от иммиграции и решивших остаться в смутные времена в России в тот или иной исторический период.

На его долю выпало четыре ареста и два тюремных срока, за которые в сумме «набежало» 12 лет лагерей. Плюс к этому многочисленные неприятности помельче вроде отчисления из университета, увольнений с работы, доносов со стороны коллег за его антисоветские взгляды с последующими допросами в НКВД и прочих «компетентных органах».

Большую часть своей жизни Лев Гумилев провел в бедности и нужде, более рассчитывая на помощь своей матери поэтессы Анны Ахматовой (1889-1966) и отчима историка Николая Пунина (1888-1953), нежели на себя. Со своим первым мужем и отцом Льва Гумилева поэтом Николаем Гумилевым (1886-1921) Анна Ахматова развелась еще в 1918 году. А в 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по сфабрикованному обвинению в участии в заговоре против советской власти.

Дворянское происхождение заметно осложняло Льву Гумилеву не только карьеру, но и обычное трудоустройство. Помимо неквалифицированного физического труда, на выбор было участие в различных научных экспедициях: геологических, археологических, этнографических, где также были важны физические данные, адаптированность к сложным бытовым условиям, поэтому на происхождение особого внимания не обращали.

В общей сложности Гумилев провел более двух десятков экспедиционных сезонов в Прибайкалье и Средней Азии, изучая жизнь и быт древних народностей. Свои наблюдения и выводы он оформлял в виде статей и рукописей. Одну из них, а именно 481-страничную рукопись «История Срединной Азии в Средние века» изъяли и сожгли в ходе следственных действий.

Огромный массив фактического материала и глубокий анализ, проделанный на протяжении десятилетий, лег в основу пассионарной теории Гумилева.

Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева: суть и основные идеи

Пассионарная теория, автор которой, Лев Гумилев, развивал ее, начиная с конца 60-х годов 20 столетия вплоть до своей кончины в 1992 году, изложена в его книге «PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза» [Л. Гумилев, 2016].

Если совсем кратко, Гумилев считает, что окружающая среда – ландшафт, природа, климат и интенсивность взаимодействия с представителями различных культур и этносов – напрямую влияет на формирование наций, этносов, их культуры, политических традиций и государственности.

Суть теории в том, что «исходный человеческий материал» примерно одинаков в любой точке земного шара. В норме у каждого человека есть две руки, две ноги, два глаза и прочий совпадающий комплект органов. Да, люди различаются ростом, весом, цветом кожи, цветом глаз, но они одинаковым образом дышат, переваривают пищу, размножаются и т.д.

Таким образом, общего у людей изначально больше, чем различий, а вот живут люди в разных частях света совсем по-разному. Речь в данном случае не о разнице в материальном положении и социальном статусе. Такие различия существуют внутри любого сообщества, начиная с древних времен, когда появилась объективная необходимость, чтобы у племени был вождь, чтобы людей кто-то исцелял от болезней и травм, чтобы кто-то мог объяснить явления природы на доступном для понимания соплеменников уровне с учетом той степени развития знания, которая была на тот момент.

Речь о том, что с течением времени по мере развития производительных сил и возникновения социальных институтов стали очевидными существенные различия между образом жизни людей в разных частях света. Так, племена кочевников-завоевателей в Средние века вели образ жизни, отличный от того, как жили люди в европейских городах Средневековья. В то же время их образ жизни отличался и от жизни оседлых племен где-нибудь в Африке.

Чем были обусловлены эти различия? Если хорошо подумать, на том уровне развития производительных сил, что был в доиндустриальную эпоху, практически вся жизнь людей предопределялась воздействием окружающей среды: климата, природы, ландшафта, интенсивности взаимодействия с представителями различных культур и этносов.

Так, природа и климат предопределяли доступность водных и пищевых ресурсов и объем необходимых для выживания усилий. Одно дело – жить в теплых краях, где в пищу пригодно практически все, что растет вокруг, и другое – когда для сбора урожая есть лишь несколько теплых месяцев в году. Причем для получения урожая пригодных в пищу культур их нужно сначала посеять, вырастить и защитить от возможной непогоды на всех стадиях роста.

Природный ландшафт во многом предопределял возможность прокладки торговых путей и налаживания культурно-экономических связей с представителями прочих этносов, проживавших на некотором удалении. Да и сама необходимость поиска таких возможностей взаимодействия тоже была детерминирована природными условиями.

В местности, где все необходимое для выживания было в наличии, обычно обустраивались основательно и надолго, целыми поколениями не «выдвигаясь» за пределы своего ареала проживания. Контакты с представителями других этносов обычно происходили, когда другие этносы начинали искать комфортные для проживания места, где было достаточно ресурсов, и пытались отвоевать их «у аборигенов».

Пассионарная теория этноса, разработанная Гумилевым, гласит, что когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей родине, его представителям начинает казаться, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения являются единственно правильными [Л. Гумилев, 2016].

Такой поход становился почвой для взаимного непонимания не только тогда, когда представители других этносов приходят с агрессивными намерениями завоевания, но и когда началась эпоха великих географических открытий, когда люди получили возможность бороздить океаны и добираться до других континентов. Любые отклонения от привычного образа жизни воспринимались как дремучесть и необразованность, а попытки «перевоспитать» кого-либо заканчивались конфликтами, в том числе вооруженными.

Насколько часто приходилось вступать людям на той или иной территории в вооруженные конфликты, охранять свое или искать необходимые ресурсы на чужбине, тоже во многом предопределяло социальный строй и государственное устройство. Социальные и управленческие структуры, так или иначе, были подчинены идее обеспечения выживания людей на данной территории, и складывались таким образом, чтобы обеспечить выживаемость в сложившихся условиях наилучшим образом.

Единство условий, образа жизни, социальных и государственных институтов обеспечивало определенную схожесть людей на некой территории, что в исторических масштабах становилось основой для развития этноса, т.е. этногенеза.

Л. Гумилев в пассионарной теории этногенеза отмечает, что четких однозначных определений и критериев, что такое этнос, не существует, в то время как нет ни одного человека вне этноса. Любой человек идентифицирует себя как русский, американец, француз, итальянец, татарин и т.д. Это может быть связано как с сугубо биологическими характеристиками, так и с преимущественно культурной самоидентификацией. И даже если кто-то заявляет, что он «человек мира» и в его жилах «течет кровь многих национальностей», такой человек все равно не остается «вне этноса», потому что аккумулирует в себе энергию и качества многих этносов.

Кстати, тема энергии занимает особое положение в пассионарной теории Л. Н. Гумилева. Как мы начали говорить ранее, в любых условиях человек остается биологическим существом, частью биосферы, и поэтому он восприимчив к воздействию биосферы. Гумилев пишет, что «человек совмещает присущие ему законы жизни со специфическими явлениями техники и культуры, которые, обогатив его, не лишили сопричастности стихии, его породившей» [Л. Гумилев, 2016]. Как утверждает Лев Гумилев и его пассионарная теория этногенеза, на человечество воздействует три вида энергии:

  • Энергия солнца.
  • Энергия распада внутри земли, вызывающая тектонические явления.
  • Энергия космоса.

Это, уточним, терминология самого Гумилева. Однако независимо от того, будем ли мы называть воздействие солнца энергией или еще как-то, мы понимаем, что солнечный свет и тепло солнца, безусловно, оказывают самое непосредственное влияние на условия жизни человека. То же самое можно сказать и о тектонических процессах, и о воздействии небесных тел, к примеру, на приливы и отливы океана.

Точно так же очевидно, что эти воздействия в масштабах планеты Земля распределяются неравномерно. На экваторе жара стоит круглый год, а за Полярным кругом несколько месяцев в году длится полярная ночь, когда солнце совсем не показывается из-за горизонта. Какие-то регионы постоянно сотрясают землетрясения, а где-то землетрясений не бывает вовсе. Солнечные и лунные затмения в наибольшей степени воздействуют на те части материков и континентов, над которыми они происходят и где их можно наблюдать невооруженным глазом или хотя бы с помощью телескопов.

Воздействия энергии, по Гумилеву, во многом предопределяют этногенез, т.е. зарождение и развитие этноса. И тут мы подходим к понятию пассионарности, которое ввел в научный оборот Лев Гумилев. Пассионарии в его определении – это люди так называемого «энергоизбыточного» типа.

Что это значит? Это значит, что они способны «забрать» из внешней среды больше энергии, чем нужно им самим для выживания и обычной нормальной жизни. В среднестатистическом варианте человек «берет» столько энергии, сколько нужно ему самому, чтобы выжить и обеспечить процветание своей семьи.

Закономерно возникает вопрос: «Зачем этим людям избыток энергии и куда они ее тратят?» Ответ содержится в самом термине, созданном на основе французского слова passionner, что следует понимать как «возбуждать», «увлекать», «разжигать страсть». За счет избытка энергии пассионарии генерируют прогрессивные идеи, часто значительно опережающие свое время, пытаются увлечь своими идеями общество, привлечь единомышленников, переубедить оппонентов.

И, самое главное, эти люди готовы к активным действиям для воплощения своих идей в жизнь. По сути, ими движет внутреннее стремление к деятельности для изменения окружающей среды и жизни общества. Эти идеи и устремления для пассионариев зачастую важнее не только собственного комфорта, но даже собственной жизни, не говоря уже о жизни, покое и комфорте окружающих их людей.

Идеи бывают разные, и пассионарии могут быть носителями как созидательных, так и разрушительных идей, совершать подвиги или преступления, великой целью оправдывать самые подлые средства, в том числе войны и прочие вооруженные конфликты. Пассионарии часто сорганизуются в группы и объединения, которые, в свою очередь, могут создать основу для развития нового этноса, новой этнической самоидентичности.

Для более тонкого понимания процессов Гумилев разработал общую классификацию пассионарности, согласно которой данный показатель у человека может быть выше нормы, ниже нормы или на уровне нормы.

Общая классификация пассионарности:

  • Выше нормы – пассионарность в классическом понимании как активность, жертвенность, готовность на все ради своих идей по изменению мира.
  • На уровне нормы – пассионарность как гармоничность и способность пребывать в равновесии с окружающей средой.
  • Ниже нормы – субпассионарность как недостаток энергии и склонность к лени, пассивности, паразитизму и в сложных ситуациях к предательству.

Это, как мы упомянули ранее, общая классификация. Развернутая классификация пассионарности предполагает 9 уровней, каждый со своими отличительными характеристиками.

Развернутая классификация и уровни пассионарности:

  • Нулевой уровень – обыватель, полностью адаптированный к окружающей действительности.
  • Первый уровень – стремление к изменениям без риска для себя.
  • Второй уровень – стремление к изменениям с готовностью рискнуть в определенных пределах.
  • Третий уровень, он же «фаза надлома» – стремление к идеалу и готовность к риску без фанатизма.
  • Четвертый «переходный» уровень перегрева – готовность рисковать ради идеала и собственных жизненных ценностей, однако с предпочтением по возможности более безопасных методов.
  • Пятый уровень – готовность за идею рисковать жизнью, но не безоглядно.
  • Шестой высший или жертвенный уровень – готовность отдать жизнь без раздумий.

Так выглядят семь уровней пассионарности, однако мы помним, что всего их девять. Для полноты картины нужно учесть, что у Гумилева есть еще и такое понятие, как субпассионарность. Оно противоположно по значению понятию пассионарности. Это то, о чем мы говорили ранее – субпассионарность как недостаток энергии.

Здесь тоже есть своя градация и свои уровни со знаком «минус». Так, «минус первый уровень» находится всего лишь на ступень ниже нулевого обывательского, полностью адаптированного к окружающей действительности. «Минус один» предполагает наличие способности к неким попыткам приспособиться к текущему положению дел. «Минус второй уровень» характеризуется категорической неспособностью ни к адаптации, ни к изменениям и переменам. Если таких субпассионариев в пределах этноса будет слишком много, это может привести к гибели этноса.

Кроме того, Лев Гумилев и его теория пассионарного этногенеза выводят такое понятие, как «пассионарные толчки». Это некие микромутации, происходящие, предположительно, под воздействием энергии космоса и вызывающие рост пассионарности в определенной популяции, что затем приводит к формированию нового этноса. Предположительно потому, что Гумилев не нашел никаких «земных» объяснений наблюдаемых им явлений, которые лично он отнес к пассионарности.

По мнению Гумилева, «пассионарные толчки» время от времени охватывают участки земной поверхности от 200 до 400 километров шириной и несколько тысяч километров длиной. Эти участки имеют линейный вид и пролегают под различными углами к меридиану и широте. По его подсчетам, длится такой «толчок» буквально несколько лет, в результате чего пассионарные популяции на планете появляются одновременно на отдаленных друг от друга территориях.

Каких-то четких однозначных подтверждений, которые можно было бы получить научными методами и проверить в исчисляемых единицах, пассионарная теория Гумилева не имеет, поэтому научность этой теории в некотором смысле условна. Тем не менее, это никоим образом не умаляет значения проделанной Львом Гумилевым работы и сделанных им выводов, потому что они имеют намного более далеко идущее значение, нежели степень обоснованности собственно его теории.

Основные выводы и значение пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева

Итак, в чем же основная заслуга Льва Гумилева? Как минимум, в том, что благодаря его изысканиям, анализу и презентации собственных выводов такое явление, как этногенез, стало предметом пристального научного интереса. Уточним, что собственно археологического материала, относящегося к периоду зарождения этносов, во второй половине 20 века было уже достаточно.

Однако в тот период времени не было четкого однозначного понимания, как это все систематизировать. Сейчас тоже можно встретить разные подходы, дискуссии и трактовки, как в плане систематизации фактического материала, так и в плане выводов. Это полностью нормально для процесса научного поиска и научного прогресса как такового. И для того, чтобы такой прогресс случился, нужно, чтобы наука «взялась» за ту или иную тему.

Пассионарная теория Гумилева имеет достаточно стройный вид. Здесь четко прописаны все допущения и предположения, сделанные автором и взятые за основу дальнейших рассуждений. При всей условности понятий наподобие «энергия распада внутри земли» или «энергия космоса», они тоже имеют право на жизнь. В конце концов, когда-то людям было дико слышать о том, что Земля круглая, а само допущение вероятности такого положения дел могло стоить ученым не только карьеры, но и жизни.

Так что вполне возможно, что через 200-300 лет к пассионарной теории этногенеза вернутся с несколько иных позиций и в контексте тех технических возможностей исследований космоса, которые будут спустя столетия. Однако и те выводы, которые сделал Лев Гумилев в процессе работы над своей пассионарной теорией этноса, уже значимы и весомы для дальнейшего развития науки.

Во-первых, Гумилев подробно расписал стадии этногенеза. Он выяснил, что для старта этногенеза необходимо формирование на определенной территории устойчивой и способной к расширению популяции с определенным стереотипом поведения, который отличается от поведения уже существующих этносов. Как говорится, сложно не согласиться, причем независимо от того, какую роль отвести всевозможным энергиям в процессе этногенеза.

Все свои наработки Гумилев свел в единую таблицу стадий этногенеза с указанием продолжительности каждого этапа и его основных характеристик:

Во-вторых, Лев Гумилев уточнил само определение этноса. При всем его понимании, что четких однозначных критериев, что такое этнос, не существует, он стремился уточнить это понятие. И выяснил, что любые этнические системы обладают целым рядом характеристик:

  • Биологически обусловленное сообщество людей по образу и подобию сообществ в животном мире.
  • Определенная форма приспособления к окружающему ландшафту.
  • Взаимно комплементарные группы людей, осознающих свое единство и отличность от прочих этносов.
  • Общее происхождение, синхронность исторических процессов, сходство стереотипов поведения групп людей.
  • Наличие иерархических структур.

Кроме того, ученый отмечал, что этническая система не может строиться исключительно на основании языкового, религиозного или культурного единства, хотя такое единство может быть в качестве составляющей этнической системы. В целом, понятие этноса намного сложнее и многограннее.

В-третьих, Гумилев открыл такое явление, как пассионарность. Опять же, независимо от того, что считать причиной возникновения такого явления, сложно отрицать, что время от времени в социуме появляются люди, одержимые великими идеями и готовые «продвигать» их всеми доступными методами.

Отметим, что тема пассионарности не тождественна теме роли личности в истории. Когда говорят о роли личности в истории, обычно подразумевают одного человека, который своей харизмой и своими действиями внес весомый личный вклад в ход исторических процессов и, оказавшись в нужный момент в нужном месте, смог «оседлать» тренды и направить их в определенное русло.

Когда речь заходит о пассионариях, подразумевается, что их должно быть некое весомое количество для того, чтобы повлиять на социальные и политические процессы в масштабах истории. Ранее мы уже писали о том, что пассионарии часто сорганизуются в группы и объединения, которые, в свою очередь, могут создать основу для развития нового этноса, новой этнической самоидентичности. Понятно, что для зарождения этноса одного человека явно недостаточно.

Другими словами, историческая личность, роль которой в истории значима и весома, может быть пассионарной и, как правило, является таковой в том понимании, как это описал Гумилев. Однако не каждый пассионарий является исторической личностью, роль которой оказалась решающей для хода исторических процессов.

Гумилев вывел определенную взаимозависимость между уровнем пассионарности в обществе и стадией развития этноса, и представил найденную закономерность в графическом виде:

Кроме того, книга «PASSIONARIUM. Теория пассионарности и этногенеза» – это огромный пласт фактического материала, который Гумилев привез из своих многочисленных научных экспедиций и который интересен сам по себе для развития кругозора и представления о том, как жили разные народы в древности [Л. Гумилев, 2016].

Даже если собственно теория кажется слишком сложной и неоднозначной, эту книгу все равно стоит прочитать, потому что изложенный в ней исторический материал – это тот самый эксклюзив и уникальный контент, который ценится всегда.

Та взаимосвязь природно-географических условий и социально-исторических процессов, которую представил Гумилев, дает пищу для размышлений на самые разные темы. Например, на тему политического лидерства, глобальных и локальных военных конфликтов, что особенно актуально в наши дни.

По мнению Гумилева, глубокий анализ и понимание процессов этногенеза дает возможность прогнозировать поведение и активность различных этнических групп, народов, государств, что могло бы предотвратить многие осложнения на международной арене, что тоже актуально для сегодняшнего дня.

Заметим, что изыскания Гумилева дали пищу для размышлений многим поколениям историков и этнографов. Так, ученые изучают, каким образом теорию этногенеза можно использовать для решения проблем межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые обрели актуальность с момента упадка и последующего распада СССР [Г. Королева-Конопляная, 1994].

Пассионарная теория этногенеза интересна в контексте развития языкознания в нашей многонациональной и многоязычной стране [Т. Зайкова, 2015]. Тему пассионарности и так называемой «пассионарной индукции», когда свойственный пассионарииям тип поведения перенимает все большее количество людей, активно изучают в контексте развития социальных процессов [О. Маслова, 2017].

В целом, современное осмысление теории пассионарности предполагает, как попытки рассмотреть новейшую историю через призму взглядов Гумилева, так и попытки проецировать его наработки на перспективу, стараясь предсказать дальнейший ход истории [Б. Жутдиев, С. Емельянов, 2014]. Такой длительный и стабильный интерес к научному наследию Льва Гумилева уже сам по себе свидетельствует о значимости проделанной работы и сделанных выводов

Итак, мы рассмотрели в самых общих чертах пассионарную теорию этногенеза Льва Гумилева. В общих, потому что вышеупомянутая книга Гумилева, посвященная его теории пассионарности и этногенеза, содержит 936 страниц ценнейшего материала. И, конечно, в рамках одной статьи охватить весь этот массив знаний попросту нереально.

Впрочем, вам будет намного проще осмыслить любой массив новых знаний, если вы пройдете наши программы «Когнитивистика» и «Мозг и нейронауки». Мы же вам желаем всегда быть в отличной интеллектуальной форме. Мы ждем вас на наших курсах и программах. И хотим узнать ваше мнение по одному вопросу, касающемуся темы нашей статьи:

Ключевые слова:,