Блог о саморазвитии

Игры ТРИЗ: как и во что играть?

Игры ТРИЗ: как и во что играть?

Что делать, если вы устали и в состоянии только лежать на диване, а ваши дети хотят, чтобы вы с ними поиграли, хотя бы чуть-чуть? Светлые головы от педагогики советуют предложить детям сыграть с вами в медведя и белочек. Вы будете медведем, лежащим в берлоге, то бишь на диване, а дети будут белочками, которые носят вам в берлогу (на диван) всякие вкусняшки: орешки, конфеты, печенье, ягоды, яблоки. Если не хотите соблазнять детей конфетами и рисковать, что они объедятся на ночь, можно договориться, что все эти вкусности будут обозначать любые другие детские игрушки: кубики, детали конструктора «Лего» и т.д.

Если вы не в состоянии проявить даже минимальный интерес ко всем этим вкусностям и изобразить, как они вам нравятся, просто ложитесь спать и попросите детей разбудить вас через полчаса, чтобы вы все вместе поиграли в Золушку, а заодно сделали дома генеральную уборку. Вероятнее всего, это будет ваш самый спокойный сон, какой только может присниться, а дети будут «тише воды, ниже травы», чтобы вы, не приведи Господи, не проснулись с такими своими идеями в ближайшие 9-10 часов.

Однако если вы полны сил и энергии, хотели бы совмещать приятное с полезным и играть с детьми во что-то такое, что развивает их потенциал, вам на помощь придет ТРИЗ. Расшифровывается сия аббревиатура как «теория решения изобретательских задач», но пусть вас не пугает такое длинное и сложное название. Это всего лишь о том, как впустить в вашу жизнь и работу творчество и сделать ее более интересной и насыщенной. Научиться нестандартному творческому подходу можно на наших программах «Когнитивистика» и «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». А сегодня мы затронем такой аспект темы, как игры ТРИЗ для дошкольников.

Что такое игры по технологии ТРИЗ?

Для начала давайте разберемся, чем игра с использованием ТРИЗ отличается от любой другой игры, где методики ТРИЗ не используются. Ключевое отличие заключается в том, чтобы не просто чем-то занять и развлечь детей, а развить у них навыки творческого подхода, системного мышления, умения самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Авторы ТРИЗ – изобретатели и, «по совместительству», писатели-фантасты Генрих Альтшуллер (1926-1998) и Рафаэль Шапиро (1926-1993) – в свое время пришли к выводу, что разные проблемы очень часто можно решить с помощью одинаковых подходов.

Основу ТРИЗ составили несколько десятков готовых приемов решений, которые сначала апробировали в инженерно-технической сфере, а затем во многих других областях. Ныне накопилось достаточно доказательств пригодности подхода ТРИЗ для жизни и решения самого широкого круга задач, в том числе в педагогике и образовании.

Желающим углубиться в теорию можем предложить ознакомиться с книгой «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы», которую написал «первооткрыватель» идей ТРИЗ Генрих Альтшуллер [Г. Альтшуллер, 2011]. Мы же, как и обещали, сегодня сосредоточимся на прикладной части и рассмотрим игры с элементами ТРИЗ для дошколят. Наилучшим образом на сегодняшний день разработан такой аспект, как ТРИЗ-игры в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях).

Разумеется, ТРИЗ-методы игры можно практиковать не только в садике, но и дома, и в детской творческой студии для того, чтобы «оживить» и сделать более интересными занятия. Однако за основу лучше взять проверенные временем и многими поколениями детей и воспитателей игры, которые нравятся малышам и однозначно полезны для их развития.

Игры – детям: ТРИЗ для дошкольного возраста

Для начала уточним, что дошкольный возраст – это весьма широкое понятие. За 6-7 лет до момента, когда ребенок отправится в школу, он проходит огромный путь развития от несмышленыша до вполне осознанной личности. Конечно, уровень развития 2-летнего малыша несравним с тем, что знает и умеет нормотипичный ребенок в 6-7 лет.

При том, что все дети развиваются в разном темпе, существуют некие усредненные показатели для каждого возраста. Можно найти бесчисленное множество статей и рекомендаций наподобие «Что должен знать и уметь ребенок в 3-4 года» [Allright, 2021]. А также «Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет» и далее по каждому возрасту [Allright, 2021].

Именно на основе этих градаций происходит деление детей на группы в детском саду, составляются обучающие программы для каждого возраста в садике, каждого класса в школе и т.д. Мы тоже будем указывать там, где это актуально, уровень сложности и возраст, на который рассчитана та или иная игра ТРИЗ. И для ориентировки расскажем, какие бывают группы в детских садах для каждого возраста:

  • Младшая группа от 3 до 4 лет.
  • Средняя группа от 4 до 5 лет.
  • Старшая группа от 5 до 6 лет.
  • Подготовительная группа от 6 до 7 лет.

Можно также встретить такие варианты, как ясельная группа для самых маленьких от 1,5 до 3 лет [ostrov-sad, 2022]. Или группа кратковременного пребывания, куда можно привести ребенка 1-3 лет на 3 часа в день с целью его постепенной адаптации к новым условиям [obrmos, 2022]. Как правило, игры ТРИЗ практикуются, начиная с 3-летнего возраста. Начнем с наиболее универсальных игр.

ТРИЗ-игра «Хорошо – плохо»

Дидактическая игра ТРИЗ «Хорошо – плохо» предназначена для формирования у детей представлений о живой и неживой природе, материальном мире, положительных и отрицательных сторонах природных явлений, преимуществах и недостатках различных предметов, которые нас окружают.

Для справки: Дидактика – это раздел педагогики и теории образования, который изучает и раскрывает закономерности усвоения знаний и навыков, формирования взглядов и воззрений, определяет объем и структуру содержания обучающих материалов сообразно возрасту и поставленным задачам.

В чем же заключается ТРИЗ-игра «Хорошо – плохо»? Детям предлагается подумать и рассказать, почему, к примеру, вода – это хорошо, и в каких случаях вода – это плохо. Так, дети наверняка быстро сориентируются, что вода нужна для питья, приготовления еды, умывания, душа, мытья посуды, уборки.

В то же самое время водой можно затопить соседей снизу, в воде можно утонуть, если будет глубоко и человек не умеет плавать. Наводнение может затопить улицы, дома, дороги, стоящие у обочин автомобили и т.д. Зимой вода на дорогах может замерзнуть, поэтому люди в гололед будут падать, а машинам будет трудно ехать.

Как вариант, можно предложить ребенку готовые картинки с изображением различных способов использования воды и предложить рассортировать их на «хорошо» и «плохо» [infourok, 2020]. Рекомендуются такие игры с 4-летнего возраста.

Игры ТРИЗ в старшей группе, начиная с 5-летнего возраста можно усложнить. Например, предложить рассмотреть с разных сторон такой предмет, как шапка [Л. Титченко, 2015]. Точнее, предметы, которые потенциально можно использовать в качестве головного убора.

Цель игры ТРИЗ в таком варианте – научить детей выделять главные и второстепенные функции предмета, расширить познания детей о материалах, из которых изготавливают предметы, развить творческое воображение и обогатить словарный запас. В частности, словами, обозначающими виды головных уборов: кепка, пилотка, треуголка, шлем, каска, шляпа и т.д.

Так, детям предлагается подумать, что хорошего и что плохого может быть в том, чтобы использовать в качестве головного убора хрустальную вазу. Из хорошего можно отметить то, что такой хрустальный шлем красиво и оригинально смотрится, а из плохого то, что он тяжелый и может легко разбиться. Заодно можно предложить пофантазировать, какой сказочный персонаж мог бы носить такой головной убор. Например, можно предложить такое убранство Снежной Королеве.

По такой же схеме можно разобрать самодельные пилотки и треуголки из бумаги, которые легкие, удобные и хорошо защищают от солнца, однако быстро намокают и потому совершенно непригодны в дождливую погоду. Или использование в качестве шапки либо каски железной миски. Железному Дровосеку такое хорошо подойдет, а вот обычному человеку зимой в ней будет холодно, летом из-за нагрева металла жарко и всякий раз весьма неудобно. Отметим, что в рамках этой игры можно ненавязчиво поведать детям о свойствах металла.

Как вы понимаете, таким способом в игровой форме можно разобрать практически любой предмет или явление. На сегодняшний день сформирована обширная картотека игр ТРИЗ, постепенно расширяющих знания детей об основах устройства мира на доступном для их понимания уровне. Скачать игры ТРИЗ можно в Образовательной социальной сети Nsportal. Так, весьма интересна картотека дидактических игр ТРИЗ на тему природы и окружающей среды [С. Горецкая, 2020]. Рассмотрим некоторые игры по ТРИЗ для подготовительной группы, когда детки уже без пяти минут школьники.

ТРИЗ-игра «Давай поменяемся»

Данной игре должно предшествовать занятие по методу моделирования маленькими человечками, которое обязательно предусмотрено методикой ТРИЗ в детском саду. На этом занятии детям представляют понятную для их восприятия схему устройства всего, что есть вокруг нас, с помощью «маленьких человечков».

Ввиду того, что большая часть всего, что окружает нас, бывает либо твердым, либо жидким, либо газообразным, «человечков» зовут «твердики», «гидратики», «пневматики». Эти знания детям нужно будет применить на практике, когда они будут играть в игру «Давай поменяемся». Уточним, что слово «поменяемся» употребляется не в смысле «поменяться местами» или чем-либо, а в контексте изменений свойств вещества или предмета.

Для того чтобы сыграть в «Давай поменяемся», детям нужно разделиться на 3 группы: «твердиков», которые изображают лед, «гидратиков», которые изображают воду, и «пневматиков», изображающих пар. Что будет, если станет очень тепло и даже жарко? Лед должен растаять, следовательно, «твердики» станут «гидратиками». Вода должна испариться, поэтому «гидратики» пополнят группу «пневматиков». Разумеется, детям нужно дать возможность самим сообразить, кто и куда должен переместиться, поменяв свое месторасположение.

ТРИЗ-игра «Где живет?»

В продолжение темы «гидратиков» и «пневматиков» можно предложить игру «Где живет?» Цель этой игры – научить детей выделять так называемые «надсистемные связи». Детям, конечно, не нужно говорить такие сложные слова, а нужно предложить подумать и рассказать, где живут «гидратики».

С учетом того, что дети уже получили элементарные знания об устройстве предметов окружающего мира, им нужно вспомнить все известные им жидкие субстанции и места их нахождения. Так, дети могут рассказать, что «гидратики» живут в морях и океанах, реках и озерах, пакетах с молоком и бутылках с кефиром, чашке с чаем и кастрюле с супом.

Далее задание можно усложнить и дать детям подумать, где обитают и «гидратики», и «твердики». Подумав, ребята могут ответить, что на дне речки есть твердые камни, а значит, там живут «твердики». В супе есть кость с мясом, следовательно, «твердики» живут и там. В общем, простор для фантазии поистине безграничен.

ТРИЗ-игра «Догони мяч»

Тему «гидратиков» и «пневматиков» можно развить в подвижных играх. Например, таким образом: дети становятся в круг, ведущий посередине круга. Ведущий выкрикивает слово «гидратик» и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен назвать любое жидкое вещество или продукт и кинуть мяч обратно ведущему.

Повторяться нельзя, каждый новый бросок – это новый предмет, продукт, вещество. Для большей динамики ведущий может чередовать «гидратиков» с «твердиками» и «пневматиками» в рандомном порядке так, чтобы никто из детей не успевал «подготовиться» с ответом. Игра идет до тех пор, пока дети не исчерпают словарный запас и свои знания об окружающем мире.

Игра рекомендована для подготовительной группы, но, в принципе, в нее можно сыграть и с 3-летними детьми, если обойтись без всех этих сложностей с «гидратиками» и «пневматиками», а просто при броске мяча говорить «твердый предмет» или «жидкое вещество». Газообразные вещества можно не затрагивать, потому что дети в этом нежном возрасте вряд ли придумают что-то еще, кроме воздуха и пара из чайника.

В принципе, можно обойтись даже без ведущего, а дети могут разделиться на две команды и по очереди кидать мяч кому-либо из команды соперника. Побеждает та команда, которая продержится дольше, придумывая и не повторяя уже звучавшие ответы на запрос соперника.

ТРИЗ-игра «Цветные льдинки»

А еще с помощью «гидратиков», «твердиков» и «пневматиков» можно сыграть в подвижную игру «Цветные льдинки» и разобраться с пониманием явления диффузии на доступном для детского восприятия уровне. В этой игре одна группа «гидратиков» будет изображать жидкую краску и пытаться окрасить другую группу «гидратиков», изображающих воду. А также группу «твердиков», изображающих лед.

На занятии по методу моделирования маленькими человечками детям объясняют, что твердые вещества потому такие твердые, что составляющие их «твердики» крепко держатся за руки, а жидкие вещества легко разливаются, если их ничто не удерживает, потому что «гидратики» просто стоят рядом и не держатся друг за друга. А «пневматики» и вовсе свободно перемещаются в пространстве, и потому газообразные вещества моментально заполняют все вокруг.

В игре «Цветные льдинки» задача «гидратиков», изображающих жидкую краску, проникнуть внутрь льда и окрасить его. Крепко держащиеся за руки «твердики» не позволяют «гидратикам» прорвать оцепление. А если кому-то это и удается, то только с разбега и с определенным физическим усилием, как если бы мы попытались «пробить» лед струей краски из пульверизатора. Таким образом, краска не сможет глубоко проникнуть в слой льда, а то и вовсе стечет с его поверхности.

Совсем иная ситуация с водой. «Гидратики», изображающие краску, вполне могут втиснуться между «гидратиками», изображающими воду, и перемешаться. Так и получается окрасить воду. Чем больше «красочных гидратиков» встанет между «водными гидратиками», тем более насыщенный цвет получится у воды.

Главное, объяснить детям перед началом игры, что применять грубую физическую силу запрещено. Так, запрещено бить по рукам «твердиков», пытаясь вынудить их разомкнуть цепь, или грубо толкать «гидратиков», чтобы поскорее смешаться (или не дать смешаться) двум жидким субстанциям. Эта игра, напомним, из списка рекомендованных для подготовительной группы детского сада.

ТРИЗ-игра «Аукцион»

Тут название весьма обманчиво. Хотя в основе лежит принцип «кто больше», дети будут играть не на деньги, а на то, кто назовет больше дополнительных свойств или дополнительных функций предмета. Цель этой игры – научить детей находить дополнительные возможности использования различных вещей и предметов в придачу к основным функциям.

Так, воспитатель может задать, к примеру, вопрос «Как использовать песок?» Дети, как на настоящем аукционе, поднимают руку и после того, как ведущий (воспитательница) даст им слово, начинают называть варианты использования песка. Например, в песочнице, в строительстве, на пляже, для посыпки обледеневших дорожек зимой, для тушения пожара и т.д.

Чем дальше, тем сложнее будет вспомнить или придумать варианты использования песка. Однако тот, кто сможет придумать еще что-нибудь после того, как назвали все, что только можно было назвать, и будет победителем.

ТРИЗ-игра «Что умеет делать?»

Игра под названием «Что умеет делать?» в какой-то мере похожа на игру «Аукцион». Цель игры – научить детей распознавать функции объектов, основные и дополнительные. Ведущий, обычно эту роль выполняет воспитатель или родитель, называет предмет или явление, а дети должны рассказать, что «умеет делать» названный предмет или явление.

Например, лед умеет делать каток для того чтобы кататься на коньках. Лед умеет охлаждать продукты, воду и воздух. Лед можно прикладывать к ушибленному месту для того, чтобы место ушиба перестало болеть и не распухло. А еще лед – это отличное место для зимней подледной рыбалки, если, конечно, слой льда достаточно прочный и нет риска, что он треснет и рыбаки провалятся в воду. Кстати, такие игры являются отличной возможностью рассказать детям о правилах безопасного поведения в различных местах, в том числе на водоемах в зимний период.

Игра рекомендуется для подготовительной группы, однако лайт-версию можно предложить и 3-летним малышам. Тут лучше задавать самые простые вопросы, на которые можно дать самые простые ответы. Например, что умеет телевизор? Тут вполне очевидный ответ, что телевизор умеет показывать мультики, фильмы, музыкальные клипы и разные передачи. А еще телевизор умеет включаться и выключаться, если ему помочь и нажать на специальную кнопку.

Огромная польза такой игры ТРИЗ – развитие речи. Отвечая на вопросы ведущего, дети формируют навыки устной речи и учатся формулировать свои мысли так, чтобы их можно было донести до окружающих. Над развитием речи можно и нужно начинать работать как можно раньше. В этом помогут игры ТРИЗ и картотека с целями игр для старшей группы детского садика [Н. Ермилова, 2013].

ТРИЗ-игра «Маша-Растеряша»

Малышей 5 лет рекомендуется активно приучать к самостоятельности. На этом пути многие из детей уже столкнулись с некоторыми трудностями. Например, потеряли что-то из вещей, так что сюжет игры им точно будет понятен. Цель игры – тренировка на внимательность к деталям, развитие творческого мышления, поиск вспомогательных функций предметов и, конечно, развитие речи, потому что свои «открытия» дети должны озвучить и рассказать, что к чему и как.

Суть игры в следующем: ведущий, он же Маша-Растеряша объявляет, что потерял что-то такое (например, нож), что ему сейчас очень нужно (допустим, чтобы нарезать хлеб). Остальные участники игры должны предложить свои варианты, ведущему выполнить поставленную задачу (нарезать хлеб) и при этом обойтись без предназначенного для этой цели предмета (ножа). Если у детей нет своих вариантов, можно им начать потихоньку подсказывать, что хлеб можно нарезать линейкой, лобзиком, леской или же просто отломать кусочек рукой.

Разумеется, сначала нужно дать высказаться детям – это не только развивает их речь и мышление, но и дает возможность взрослым услышать крайне экстравагантные решения. Например, дать погрызть хлеб собаке и отобрать в момент, когда от первоначального объема хлеба останется кусок нужного размера.

ТРИЗ-игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Когда дети начинают легко справляться с простыми заданиями, игры можно усложнить. Например, в игре «Что можно сказать о предмете, если там есть…» нужно угадать предмет по какому-то признаку. Цель игры – научить детей определять подсистемные связи объекта, развивать логическое мышление и речевые навыки.

Начать все же следует с чего попроще, например, спросить детей: «Что можно сказать о предмете, если там есть мотор?» Это достаточно просто, потому что мотор есть у машины, автобуса, самолета, пылесоса, фена и многих других предметов, которые дети уже видели.

Далее можно спросить: «Что можно сказать о предмете, если там есть книги?» Дети, скорее всего, быстро сообразят, что это может быть книжная полка, книжный шкаф, школьный портфель с учебниками, библиотека.

Дальше пойдут вопросы сложнее. Например, «Что можно сказать о предмете или объекте, где темно?» Дети, подумав, догадаются, что это может быть закрытый шкаф, ящик, холодильник, комната, где выключили освещение и задернули шторы.

«На закуску» можно оставить наиболее сложные задачи, требующие элемента абстрактного мышления. Допустим, «Что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?» В пятилетнем возрасте детей учат тому, что слова вежливости, такие как «спасибо», «пожалуйста» и прочие способны творить чудеса, располагая людей и улучшая отношения между ними. Такие слова может сказать вежливый воспитанный человек, а еще такие слова можно найти в книге. Не факт, что дети в 5 лет быстро сообразят, что именно от них требуется, но тренировать их восприятие все равно нужно. Разумеется с подсказками взрослых в случае затруднений с ответом.

ТРИЗ-игра «Чем был и чем стал»

В самом начале стать мы начали говорить о том, что все дети развиваются в индивидуальном темпе, и игры, рекомендуемые для того или другого возраста, это тоже большая условность. Во-первых, почти любую игру можно упростить для малышей или усложнить так, чтобы было интересно играть ребятам постарше. Во-вторых, игру, которая оказалась сложной для малышей 3-летнего возраста, можно предложить 4-летним детям в средней группе детского садика.

Считается, что уровень развития восприятия окружающего мира в 4 года является достаточным для того, чтобы дети могли сыграть в игру «Чем был и чем стал». Цель игры – научить детей определять логику развития объекта. Так, можно показать глиняный горшочек и спросить, чем он был раньше. Дети должны сообразить, что раньше это была глина, из которой сделали горшочек. Можно, наоборот, спросить у детей, чем может стать глина. Тут дети могут проявить фантазию и назвать самые разные предметы кухонной утвари, а также статуэтки, глиняные игрушки, дудочки и т.д.

По такой же схеме можно сыграть в любые другие предметы и материалы. Например, спросить у детей, чем раньше был стул, а дети должны сориентироваться, что деревянный стул раньше был деревом. И, соответственно, наоборот, предложить детям подумать, чем может стать дерево, а заодно рассказать, что бумагу тоже делают из древесины.

ТРИЗ-игра «Чей хвост?»

В эту игру рекомендуется играть с малышами 3-4 лет. Цель игры – развить у детей память и наблюдательность, а также мелкую моторику. Суть игры в следующем: детям выдается набор картинок с изображением животных, набор картинок с изображением хвостов животных и набор прищепок. От малышей требуется прицепить каждому зверю «свой» хвост и ничего не перепутать.

В 3 годика желательно давать задания попроще и картинки с животными, которых ребенок видел живьем или достаточно часто на иллюстрациях в детских книжках со сказками. В 4 годика можно усложнить задачу и приобщить картинки с изображением экзотических животных, которых можно увидеть только в зоопарке или, опять же, в книгах, но не так часто, как, допустим, кота, собаку, лошадь, лисицу.

Впрочем, учитывая большое количество пород собак и кошек, в хвостах иногда путаются и взрослые, поэтому в наборе картинок для детей обычно предусматривают не более одного кота и не более одной собаки.

ТРИЗ-игра «Раньше – позже»

Это тоже игра для самых маленьких. Цель игры – научить детей различать последовательность событий. Можно играть в устной форме. Например, спросить у малышей, что было раньше, если сейчас день, и что будет позже, когда день закончится: утро, вечер или ночь.

Можно играть с карточками, на которых будут, к примеру, названия дней недели. У ребенка спрашивают, какой сегодня день, и, получив ответ, что четверг, просят сложить в нужной последовательности карточки с днями недели, которые были до четверга, и днями, которые будут после четверга.

Как вариант, можно использовать примеры из живой природы. Например, дать иллюстрации с изображением семян, ростков, выросшего цветка и попросить расположить их в той последовательности, в которой развиваются события. Рекомендуется воздержаться от философских задач наподобие «Что было раньше – курица или яйцо?», которые слишком неоднозначны даже для восприятия взрослых, не говоря уже о детях.

Итак, мы с вами узнали, в какие ТРИЗ-игры играют в детском саду. Для большинства из них совсем не обязательно собирать целую группу, а вполне можно сыграть вдвоем со своим ребенком. Обязательно играйте вместе со своими детьми, потому что это не только польза для их развития, но и замечательные минуты совместного времяпрепровождения, из которых складывается самая счастливая часть нашей жизни.

Мы желаем добра и понимания в ваших семьях. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «ТРИЗ на практике». И нам интересно ваше мнение по вопросу, касающемуся темы нашей статьи:

Ключевые слова:,