Блог о саморазвитии

Методика скорочтения и упражнения

Методика скорочтения и упражнения

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провел опрос среди жителей России, который показал, что россияне стали в 5 раз больше читать по сравнению с показателями пятилетней давности, при этом чтением увлекается каждый второй житель России (53%). Примечательно, что речь идет о молодежи, респондентах с высшим образованием и женщинах.

Каждый читающий прочел в среднем пять книг за последние три месяца, те, кому за 60 лет, читают примерно 7 книг за этот же срок, а те, кто мало пользуется Интернетом, – 9 книг.

А что, если читать то же самое количество книг, но только в 3-5, а то и в 10 раз быстрее? «У меня нет столько времени читать!» – наверняка так подумали многие, кто частенько жалеет, что в сутках всего 24 часа. Не переживайте, время останется при вас, а вот скорость чтения можно увеличить в разы при помощи упражнений по скорочтению. Сегодня мы расскажем об интересных методиках быстрого чтения, но для начала давайте определимся, зачем вам это нужно.

О пользе скорочтения для всех

Скорочтение – это умение быстро воспринимать текст при помощи специальных техник. Обычно человек за минуту прочитывает примерно 120-180 слов, а при быстром чтении – в 3-4 раза больше (около 600 слов в минуту). Есть способы, которые позволяют достичь высочайшего мастерства в этом деле – читать от 1 000 слов за такое же время, и это мы говорим не о суперспособности, которая присуща только уникальным людям, это доступный абсолютно для всех навык.

Уоррен Баффет, известный миллиардер и инвестор, рассказал, что один из секретов его успеха кроется в чтении книг. По его мнению, высокий интеллект и широкий кругозор – особенная ценность, которая дает преимущество человеку в любых ситуациях. «Каждый день ложитесь спать, будучи немного умнее, чем вчера» – говорил он, считая, что лучший способ внедрить это правило в жизнь – много читать.

Сам миллиардер тратит 80% своего времени на чтение и читает по 500 страниц в день. «Я читаю и думаю, и принимаю меньше импульсивных решений, чем большинство людей в бизнесе» – такую пользу от чтения выделяет Уоррен Баффет [M. Schwantes, 2020]. К слову, ему уже 90 лет, а он до сих пор входит в 10 богатейших людей мира, занимая в списке Forbes 6 место.

Скорочтение полезно не только тем, кто стремится стать миллиардером, как Уоррен Баффет, но и всем без исключения: кто заинтересован в своем интеллектуальном и профессиональном развитии; детям, ступающим на школьную тропу; подросткам, у которых на носу поступление вуз; и людям в возрасте. Наталья Мануйлова, коуч, тренер по скорочтению, психолог, в одном из интервью рассказала, что польза быстрого чтения заключается не только в скорости усвоения информации, но и в тренировке памяти, логики, концентрации, в способности быстро считать и просчитывать ситуации, многозадачности без потери качества.

Упражнения для развития скорочтения способствуют развитию новых нейросетей в мозге, а значит, человек начинает мыслить и действовать по-другому, а не идти по сценарию старых привычек. Как говорит эксперт, чтобы понять причину, почему не складываются отношения, нужно работать не над поведением и самоконтролем, а в первую очередь обратить внимание на развитие нейронных сетей – они являются почвой для дальнейших изменений. И только потом уже следует что-то менять в отношениях.

Еще одна ощутимая польза от скорочтения – это повышение самооценки. Еще вчера человек читал примерно 200 слов в минуту, а сегодня легко справляется с 1 000 слов, и все это без изнурительных тренировок. Быстрое чтение формирует навык достижения результата. Это вдохновляет на новые свершения [Н. Мануйлова, 2021].

Итак, какие еще навыки помогает развить скорочтение:

  • распознавание слов по их визуальному образу (субвокализации), а не с помощью проговаривания текста про себя;
  • развитие памяти за счет подавления регрессии – возвратного движения глаз при чтении;
  • увеличение поля зрительного восприятия;
  • снижение утомляемости, которое достигается за счет уменьшения перевода взгляда;
  • концентрация внимания;
  • умение быстро находить ключевую информацию в тексте [Б. Душков, А. Королев, Б. Смирнов, 2005].

Навыки скорочтения особенно полезны для школьников, ведь между скоростью чтения и успеваемостью есть прямая взаимосвязь. Школьная программа подразумевает освоение большого количества материала, не говоря уже о том, что ребенок, помимо школьных занятий, может посещать дополнительные кружки. Быстрое чтение не только помогает освоить внушительный объем информации за короткое время, но и повысить мотивацию к обучению. Мозг ребенка лучше всего «настроен» на развитие интеллекта и приобретение полезных навыков, поэтому важно начинать осваивать скорочтение в юном возрасте [Академия развития интеллекта Amakids, 2020].

Особенно способность быстро читать пригодится в старших классах, когда нужно готовиться к выпускным экзаменам. Конечно, можно пойти по популярному пути и подготовиться к испытаниям за одну ночь, но лучше воспользоваться более эффективным методом: и риски не сдать экзамен сведутся к нулю, и шанс обойти конкурентов при поступлении будет гораздо выше.

Скорочтение – это как спортивные соревнования на скорость: тот, кто читает быстрее и при этом усваивает прочитанное, обгоняет по своему интеллектуальному развитию тех, кто бежит «в хвосте» привычным размеренным темпом. И в лидерстве нет особенной магии: регулярные тренировки и целеустремленность делают свое дело. Поэтому предлагаем перейти от слов к действиям и на своем опыте удостовериться, что эта способность, которой владеют многие известные успешные люди, вам по зубам.

Переходим к практике

Любое дело требует четкой цели и предварительной подготовки. Перед тем, как приступить к изучению техники скорочтения и выполнению упражнений, ответьте себе на вопрос, для чего вы это делаете? Вы хотите освоить больше информации для личных или профессиональных целей или поработать над своей концентрацией и качеством восприятия текста? Чем значимее будет для вас цель, тем эффективнее пройдет обучение, каким бы сложным оно ни было.

Выделите время для практики в своем расписании. Лучше, если это будут ежедневные занятия длительностью 1-2 часа. Фиксируйте свои результаты: разница между ними может быть незначительная, и это нормально. Главное – следовать системе и не останавливаться на достигнутом, тогда вы придете к желаемому результату.

Идеально сделать скорочтение своим хобби или полезной привычкой и найти себе компанию по интересам, ведь вместе веселее. Пусть вас не смущает, если какое-то упражнение вам не подойдет. Методик достаточно много, вы обязательно найдете среди них те, что помогут вам научиться быстро читать.

А теперь давайте рассмотрим наиболее интересные методы и упражнения по освоению скорочтения.

Методика Павла Палагина

Павел Палагин, российский эксперт по скорочтению и развитию памяти, владелец нескольких бизнесов, с 2006 года занимается исследованием методики скорочтения. Сначала он изучал техники быстрого чтения по книгам, и спустя 3 года стал работать тренером по скорочтению и мнемотехнике со школьниками. К слову, сам Павел является уроженцем Волгоградской области, он окончил школу на отлично и поступил на бюджет на факультет автоматики в МИФИ.

На данный момент Павел Палагин владеет собственным тренинговым центром, где обучает своей методике быстрого чтения. Его курсы посетили более 31 тысячи человек, а богатый опыт практики скорочтения сподвигнул его на написание книги «Скорочтение на практике». Как раз об упражнениях из этой книги мы и поговорим.

«Путеводная звезда скорочтения» – так назвал свою методику Павел. Автор считает, что это совершенно новый подход к быстрому чтению и обработке информации, несмотря на то, что какие-то из приемов уже давно нашли свое применение на практике. Основой его подхода является осознанность всего процесса чтения в сочетании с анализом полученных результатов. Это помогает делать каждый шаг более эффективным.

Итак, эксперт предлагает изучать скорочтение, используя следующие 5 шагов:

  1. Просмотр (п): сориентироваться перед любым действием нам помогает интуитивная оценка происходящего. Замечали когда-нибудь за собой, как вы предварительно оглядываете ситуацию, в которой оказались? То же самое нужно делать перед чтением: бегло просмотреть весь текст и понять основную мысль.
  2. Цель (ц): после оценки ситуации приходит понимание, чего же на самом деле мы хотим. Это этап определения цели. Забегая в переполненную аудиторию, студент понимает, что ему нужно найти своего преподавателя – это и есть его цель. Просматривая документ, мы ищем ключевые моменты, которые для нас важны.
  3. Внимание (в): когда цель поставлена, необходимо максимально сосредоточиться на ней, иначе шансы выполнить ее качественно и в срок снижаются. Студент, который ищет своего преподавателя в аудитории, может отвлечься на разговор со своим однокурсником и в итоге не добиться своей цели. При работе с текстом важно понимать, что именно вам нужно извлечь из него, и направить на это все свое внимание.
  4. Чтение (ч): чтобы студент нашел преподавателя, ему нужно совершать действие (идти). Но сделать это можно, затратив несколько минут или в 10 раз больше времени. Также и тексты можно читать с разной скоростью и с разной степенью понимания прочитанного.
  5. Запоминание (з): в идеале любое действие должно приводить к результату. Первый результат чтения – понимание текста, затем – долговременное запоминание.

В книге «Скорочтение на практике» Павел Палагин приводит упражнения к каждому лучу пятиконечной звезды, одно из которых называется «Сбор урожая». Его цель – научить понимать и запоминать текст.

Техника состоит из следующих шагов:

  1. Стоп: по итогу прочтения законченного смыслового блока (параграфа, главы), нужно сделать короткую паузу, отведя глаза в сторону. У автора такая пауза занимает меньше секунды.
  2. Суть: представьте прочитанный текст в виде ситуации, образа, схемы. Ваша задача – создать в своей голове основные аспекты полученной информации и «изобразить» смысл. Человек лучше запоминает образы, а не текст. На это уходит, как правило, примерно 10 секунд.
  3. Проговаривание основы: коротко опишите своими словами суть текста. Можно это делать шепотом или вслух. На этот этап необходимо выделить 10-30 секунд.

Выполнение этого упражнения занимает примерно 40 секунд, а после 50 «собранных урожаев» вы и не заметите, как «садоводство» войдет у вас в привычку. Для достижения наибольшего эффекта автор советует добавить еще три шага: осмысление применения, визуализацию желаемого результата и внедрение в жизнь. Подумайте, где и как вы могли бы применить полученные знания на практике? Представьте себе ситуацию, когда вы реализуете свои выводы, и действуйте.

Если вы понимаете, что полученные знания можно применить за 1-3 минуты, то отложите книгу и внедряйте прочитанное сразу, если 3-5 минут, оцените возможность этого действия, а если больше 5 минут, то автор рекомендует воспользоваться приемом «Лист на внедрение». Методика очень простая: возьмите лист бумаги формата А4, сложите пополам и напишите название «Лист на внедрение из книги…» Читая каждый параграф и «собирая урожай», выписывайте в этот лист идеи из книги, которые вы могли бы реализовать [П. Палагин, 2015].

Еще одно упражнение называется «Техника 2-3-5» – это разминка для глаз, которая поможет повысить скорость чтения уже с первой практики. Вооружитесь книгой и сделайте это упражнение прямо сейчас вместе с экспертом:

Загляните на официальный сайт тренингового центра Павла Палагина, там вы найдете упражнения по скорочтению, которые сможете посмотреть бесплатно онлайн, и на его страницу в Instagram, где он размещает много полезной информации.

Методика Олега Андреева

Олег Андреевич Андреев является основоположником методов быстрого чтения в России. С 1970 года он, совместно с научной группой, изучает интеллектуальные способности человека. Результатом исследований и экспериментов является программа интеллектуального и духовного развития личности, которая отражает новейшие достижения современной науки в области психологии, педагогики, кибернетики и нейрофизиологии.

Многие упражнения, которые включены в данную программу, запатентованы, а их эффективность доказывает рекорд, занесенный в российскую Книгу рекордов Гиннесса: Светлана Архипова, ученица Школы, прочитала 60 000 знаков за минуту.

В своей книге «Техника быстрого чтения. Самоучитель» он дает подробную теоретическую базу и домашние задания для закрепления материала. Одно из таких упражнений направлено на подавление регрессии – возвратного движения глаз. Чтение без регрессии позволяет читать текст в 2 раза быстрее и понимать его в 3 раза лучше.

Алгоритм упражнения следующий:

  1. Запишите на двух отдельных листах бумаги (лучше небольшого формата) правило «читать без регрессии». Прочитайте написанное несколько раз и запомните его. Один лист разместите над рабочим столом, а другой положите в карман и периодически перечитывайте. Главное, чтобы это правило как можно чаще попадалось вам на глаза.
  2. Представьте, как вы читаете без регрессии. Прочитайте любой текст без возвратов, остановитесь, проанализируйте его, мысленно отметьте интересные моменты в тексте. Если у вас не получается разобрать по полочкам полученную информацию за несколько минут, перечитайте текст снова и определите причины, почему вам пришлось снова к нему вернуться (низкий уровень концентрации, сложный текст и т.д.)
  3. Фиксируйте свои наблюдения в рабочей тетради и выполняйте это упражнение ежедневно на протяжении недели.

Всего три шага помогут вам избавиться от привычки перечитывать текст, которая создает неразбериху в голове и частенько отбивает желание дочитывать книгу до конца, ведь при регрессии страдает понимание прочитанного.

Еще одно упражнение называется «Созерцание зеленой точки», оно помогает расширить оперативное поле зрения и усилить концентрацию. Выполняйте его в спокойной обстановке с ровным освещением один раз в день на протяжении трех месяцев, не прерываясь.

Упражнение «Созерцание зеленой точки» состоит из следующих этапов:

  1. Наклейте на картон текст и кружок, расположенный в центре текста, закрасьте зеленым цветом.
  2. Ежедневно перед тем, как лечь спать, садитесь за рабочий стол так, чтобы текст с зеленой точкой располагался перед глазами. Расстояние от глаз до зеленого кружка должно быть постоянно одинаковым (30-33 см), можно для удобства использовать подставку для книг.
  3. Прочитайте весь текст медленным и спокойным темпом. Это можно сделать в одиночку или совместно с автором методики, включив запись, где он читает этот текст.
  4. Сделайте гимнастику для глаз по окончанию чтения текста зафиксируйте положение головы, посмотрите вниз, вверх, влево, вправо на дальний и ближний предметы.
  5. Смотрите на зеленую точку в течение 10 минут. Не отвлекайтесь на посторонние мысли, дышите ровно, расслабьтесь. Важный момент: во время созерцания зеленой точки текст читать нельзя.
  6. По окончанию предыдущего этапа закройте глаза, прикройте их ладонью и ложитесь спать. Зеленая точка должна быть последним зрительным впечатлением за текущий день.

А вот и сам текст упражнения:

Если у вас появилась усталость или резь в глазах во время выполнения упражнения, тогда вам следует хорошо отдохнуть и расслабить мышцы глаз и лба перед началом тренировки. Первое, чего вам необходимо добиться, выполняя упражнение, – это ясность сознания. В начале выполнения задания вас может клонить в сон, точка будет «убегать» – это нормально, главное – не поддаться соблазну закрыть глаза.

На следующем этапе выполнения упражнения ваша задача – расширить поле зрения: помимо зеленой точки, постарайтесь увидеть части текста с разных сторон. Речь не идет о прочтении текста, важно чувствовать его наличие боковым зрением. Следуйте главному правилу: не двигайте глазами, не меняйте точку фиксации. Вы должны смотреть только на зеленую точку и при этом стараться охватить взглядом весь текст.

Упражнение выполняется правильно, если:

  • вы, не отвлекаясь, 10 минут смотрите на точку;
  • фокусируясь на точке, в отдельные моменты вы вдруг начинаете видеть всю страницу целиком.

Даже, если последнее длится несколько секунд, этого достаточного для подтверждения успеха выполнения задания. Кстати, текст упражнения содержит программу всего курса Олега Андреева, а сама техника благоприятно сказывается на физическом и душевном здоровье. В книге «Школа быстрого чтения. Самоучитель» вы можете найти одни из лучших упражнений по скорочтению, на которых основываются многие современные методики изучения данного навыка [О. Андреев, 2011].

Методика Шамиля Ахмадуллина для детей

Шамиль Ахмадуллин является автором методик в области развития памяти и скорочтения для детей и взрослых. Сам Шамиль увлекается техникой быстрого чтения со студенческой скамьи, прошел множество тренингов на территории СНГ и за рубежом, и на данный момент ведет тренинги по быстрому чтению.

Его книга «Скорочтение для детей» – это сборник упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. По сути, эта книга – настоящий пятинедельный тренинг, пройдя который, дети научатся читать в 2-3 раза быстрее. Сам автор советует сначала родителям изучить методики, и только потом приступать к обучению своего чада, выбрав программу, соответствующую возрастной группе ребенка.

Итак, изучение скорочтения для детей следует начинать с упражнения на тренировку внимания. Струп-тест – это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова красный, зеленый, синий написаны разными цветами, при этом цвет слова и значение слова не совпадают (слово «красный» написано зеленым, а «желтый» – синим). Задача ребенка – прочитать слово, но произнести не само слово, а название цвета, которым оно написано:

Попробуйте пройти его сами. Удалось выполнить задание без ошибок?

Еще одно упражнение на внимание – «Большие и малые числа»: необходимо найти все числа от 1 до 99 по порядку:

С этим упражнением можно работать бесконечное количество раз, т.к. оно не надоедает, а выполнять его можно в прямом и обратном порядке. Особенность задания в том, что все числа изображены разным шрифтом, разного размера и размещены они в разных формах. Мозг ребенка должен быстро адаптироваться, чтобы выполнить задание, сначала скорость выполнения будет невысокая, а через пару тренировок ребенок научится обращать внимание только на форму написания, а не на остальные характеристики. Для удобства выполнения этого упражнения на развитие скорочтения рекомендуем распечатать лист с цифрами.

Наверняка вам известно, что каждое полушарие мозга отвечает в большей степени, чем другое, за конкретные мыслительные процессы: левое полушарие – за логику, последовательность, правое – за воображение, интуицию и т.д. Если вы или ваш ребенок левша, значит, у вас больше развито правое полушарие, и наоборот.

Синхронная работа обоих полушарий мозга способствует сверхобучаемости: процесс обучения проходит легко и эффективно. Такой подход особенно важен при скорочтении. Чтобы активировать оба полушария, ребенок может нарисовать рисунок одновременно обеими руками. А для простоты выполнения упражнения, воспользуйтесь готовым макетом:

Главное не давите на ребенка в процессе выполнения задания. Если ему удается его сделать на 30-50% – это хороший результат. И еще несколько важных советов от автора методики Шамиля Ахмадуллина, которые помогут добиться желаемых результатов в обучении быстрому чтению детей: держите своих учеников на грани возможного, накапливайте победы. Здесь работает закон спорта: молодому бойцу специально ставят в спарринг противника чуть слабее, чтобы начинающий боксер победил его и добавил себе уверенности. А после нескольких таких побед он борется с противником уже сильнее его. Дайте ребенку возможность почувствовать себя победителем, выполнив пару несложных упражнений, и постепенно повышайте планку [Ш. Ахмадуллин, 2015].

На первый взгляд, может показаться, что детям будет сложно справиться с заданиями, ведь наверняка даже вы, взрослые, выполняя эти упражнения по скорочтению, хоть раз, но где-то сделали ошибку, и в этом нет ничего страшного. Практика требует подготовки, а у ребенка – тем более. Посмотрите это видео Шамиля Ахмадуллина, в нем он делится эффективными упражнениями, которые помогут настроить мозг ребенка на обучение:

Подведем итог

Еще немного, и скорочтение перерастет из моды и увлечения в необходимость, ведь сегодняшний поток информации обязывает схватывать все на лету, понимая и осмысливая суть полученных данных. Быстрое чтение – это отличный способ не только сэкономить время, но и расширить свой кругозор за рекордно быстрые сроки (а значит, быть вне конкуренции), повысить уровень внимательности и усидчивости, улучшить память, а также расширить границы своих возможностей при решении многих вопросов.

Надеемся, методики, которые мы описали в данной статье, помогли вам приоткрыть дверцу в мир изучения навыка скорочтения, и вам тоже захотелось присоединиться к тем, кто может похвастаться впечатляющей скоростью чтения, тем более сделать это просто. Вы можете скачать бесплатные упражнения по скорочтению из Интернета, и заниматься самостоятельно, но любое обучение – это система, состоящая из комплекса теоретического и практического материала, уникальных советов от практиков, поэтому рекомендуем рассмотреть возможность пройти соответствующий курс. Загляните к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение и эффективное усвоение информации» и убедитесь, что читать много, быстро и увлекательно – это реально.

Желаем удачи и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,