Все мы очень дорожим своей индивидуальностью, считаем себя исключительными, неповторимыми, в определенной степени несем в себе признаки эгоцентризма, и, в принципе, это неплохо. «Каждый человек должен любить себя», «все люди очень разные», «нельзя терять свою индивидуальность» – это общие фразы, которые известны всем, и которые, безусловно, несут в себе здравый смысл. Но в то же время мы все – часть целого; целого, которое называется «толпа», «масса», «человечество», «общность».
Осознавая, что вы являетесь самостоятельной единицей и одновременно частью целого, вы можете в большей степени предвидеть модель своего поведения, которое порой может быть противоречивым. К примеру, когда вы стоите в супермаркете, выбираете себе напиток и видите, что большая часть покупателей сконцентрирована у стенда с новым соком из натуральных фруктов, вы, вероятно, обратите внимание на этот сок. Когда вы слушаете музыку, вы волей-неволей натыкаетесь на треки, которые сегодня современны и пользуются популярностью, хотя, может, они вам совсем и не нравятся. Все это – результаты влияния феномена массового сознания. Давайте разбираться что это и с чем.
Немного о самом понятии
Впервые о феномене массового сознания заговорил французский социолог, психолог Гюстав Лебон (1896). Именно «толпа» как социологическая категория привлекла его внимание. Ученый утверждал, что, смешиваясь в толпе, люди, независимо от их статуса, богатства, репутации, национальности, профессии и других параметров, становятся частью «души толпы», которой свойственно быть носителем определённых эмоций и обладать заметно сильной энергетикой.
Массовое сознание представляет собой набор представлений, знаний, отражающих жизнь общества и отраженных в сознании отдельных людей. Важнейшим фактором, влияющим на массовое сознание, являются средства массовой информации. Еще одним понятием со схожей спецификой является «общественное сознание», однако последнее в большей степени подвержено социально-политическим оценкам.
Причины появления массового сознания
Почему нам вообще следует говорить о феномене массового сознания?
Во-первых, это объективная научная категория, которая возникает на базе биологических и химических процессов в человеческом организме. В нашем головном мозге существует сеть функционирующих зеркальных нейронов, которые связаны с копированием того, что мы воспринимаем через органы чувств. Зеркальные нейроны бывают трёх типов:
- двигательные нейроны;
- нейроны эмпатии (или сопереживания);
- нейроны моделей поведения.
Если первый вид нейронов связан с повторением механических движений, которые мы видим вокруг, второй – со способностью подстраиваться под эмоциональный тон другого человека и сопереживать с ним его чувства, то третий тип копирует более сложные системы, которые формируются в определенном информационном пространстве. Мы словно переносим на себя «часть» поведения отдельных личностей, которые наиболее четко и ярко откладываются в нашем сознании.
Безусловно, зеркальные нейроны в значительной степени формируют модель нашего мышления и поведения, выбирая в качестве источника информации принятые общественные нормы и правила.
Во-вторых, еще с древних времён наши предки старались быть частью коллектива, не отрываться от внешнего вида, образа мышления своих сородичей, что стало основой для такого понятия как конформизм.
Конформизм – это пассивное приспособленческое принятие готовых общественных стандартов, касающихся различных сфер жизни, игнорирование уникальных взглядов. Конформизм в какой-то степени убивает индивидуальность и способствует подчинению личности каким-либо образцам. Например, когда все члены коллектива соответствуют черному дресс-коду, человек не станет отрываться от коллег, даже если не любит черный цвет, и предпочитает носить яркие цвета, иначе он рискует потерять свое место работы либо заработать неприязнь со стороны коллег ввиду акцентирования своей индивидуальности.
В-третьих, в условиях капиталистического общества, рыночной экономики, процесс производства и потребления, носящий признак массовости, широкой распространённости, бесспорно, накладывает свой отпечаток на мысли и вкусы потребителей. Мы начинаем обращаться к каким-то стандартам, а ввиду масштабов производства признаки продукта оказываются гораздо более упрощенными и незамысловатыми. Отсюда появляется одно из основных свойств массового сознания – его простота.
Последняя причина несёт в себе наиболее опасные последствия, связанные с возможностью управления массами, потому что появляются компании, которые стремятся зарабатывать на однотипности мышления, пользуются подобными человеческими моделями поведения. У производящих компаний появляется серьезный козырь – ожидаемость, предсказуемость поведения потребителя. И хотя сегодня мы говорим, что человек иррационален, эта иррациональность становится объектом изучения, что позволяет придумывать все более изощрённые способы управления вашим мышлением.
Некоторые эксперты в области маркетинга и нейромаркетинга уверены в том, что, принимая решение, человек создает себе иллюзии относительно его самостоятельности, и на самом деле наше решение – это результат факторов, воздействующих на наши эмоции через органы чувств или даже подсознательно.
Давайте рассмотрим, какие конкретно уловки, фишки могут становиться инструментарием по управлению нашим сознанием.
Эксперимент
В одном из супермаркетов Москвы был проведен эксперимент. В месте, которое является наиболее часто посещаемым (прилавок с овощами и фруктами), поставили отдельный стенд для кофе. Упаковка выглядела довольно симпатично, соответствуя сегодняшним тенденциям в области дизайна продуктов (крафтовый пакетик, стильный шрифт, печать с обозначением торгового дома, тесьма, перевязывающая пачку). На пачке при этом была надпись «100% кофе», а внутри экспериментаторы положили обычный кофе арабика (чтобы вы понимали, кофе не может носить какое-либо процентное содержание, потому что кофе – это продукт, содержащий исключительно зёрна кофейного дерева, то есть не допускающий какие-нибудь примеси).
Так, в течение одного часа к стенду подошло 15 человек, а к концу дня оставалось примерно 25% от былого объема.
Какие факторы способствовали тому, что продукт был успешно разобран? Вот они:
- Во-первых, мода. Пить кофе сегодня модно. Возможно, какая-то часть покупателей руководствовалась причиной соответствия стандартам модного образа жизни.
- Во-вторых, место в супермаркете было подобрано специально (наиболее людная и проходимая часть торгового зала) в целях привлечения взглядов и интересов как можно большего количества покупателей.
- В-третьих, запах. Кофе имеет очень привлекательный и довольно стойкий аромат, что, безусловно, повлияло на рецепторы обоняния потребителей.
- В-четвертых, надпись «100% кофе». Это ментально приближает данный продукт к категории «натуральный». Однако люди не вдумывались в то, что если кофейный продукт содержит какие-либо примеси, то это уже не кофе, что, безусловно, отразилось бы в названии.
- В-пятых, цена. На ценнике к кофе цена была выделена красным цветом, а под ней фиксировалось слово «Акция», что, конечно, не могло не обратить на себя внимание покупателя.
Все эти фишки воздействовали на людей, как раз-таки потому, что они в какой-то степени – жертвы массового сознания. Без сомнений, есть кофеманы, люди, которые просто любят выпить чашечку кофе, однако покупатели выбирали именно этот продукт, что связано со многими причинами, к примеру, с модой, с упрощением поисков (стенд в самой видной и броской части зала), с акционными ценами (которые не всегда обозначают снижение цены).
Важным моментом в данном аспекте остается сохранение человеком своей индивидуальности. Помните, что каждый человек уникален и совершенно по-своему воспринимает все, что вокруг. В связи с этим хотелось бы поделиться также понятием «индивидуальное сознание», которое в философии понимается как сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие через участие его в той или иной степени в подсистемах общественного бытия.
Как видно, два понятия – «общественное бытие» (на котором зиждется массовое сознание) и «индивидуальное сознание» напрямую связаны. Очевидно, что мы формируем свой взгляд на мир, который является общим для всех и который даёт нам обратную связь в качестве идей и представлений о жизни, набора её понятий и принципов. Однако трактует все это каждый по-своему, потому что отдельная личность – носитель уникального набора характеристик, и ей подвластно развивать в себе креативный ход мыслей, нестандартный образ мышления, что формирует более активное сознание и позволяет опознавать сигналы стандартизации и шаблонных моделей мышления либо поведения.
Кстати, чтобы стать более креативным и начать мыслить более нестандартно, мы предлагаем вам пройти наш курс «ТРИЗ на практике», где за 4 недели вы научитесь решать нестандартные задачи и прокачаете свои творческие навыки, которые пригодятся вам не только в повседневной жизни, но и во многих сферах деятельности.
А небольшой документальный фильм ниже расскажет вам о дополнительных уловках, которые используются более могущественными лицами мира сего, а также о других занятных экспериментах. Приятного просмотра!
Вы никогда не встречали людей, которые держатся немного поодаль от массовой культуры, стараются формировать свой круг «интересностей», черпают вдохновение в малоизвестных источниках? Возможно, для вас они становились либо странными, либо недосягаемыми, либо овеянными ореолом загадочности. На самом деле, это такие же люди, как и все, только в меньшей степени подверженные воспитанию на массовой культуре и в большей степени заботящиеся о своем индивидуальном сознании.
Не забывайте, что ваше психологическое здоровье напрямую зависит от того, чем вы его питаете, поэтому старайтесь подбирать «качественные продукты» и стремиться к тому, что вас совершенствует. Не позволяйте управлять собой за счет упрощения образа ваших мыслей, и помните, что важно не поддаваться манипуляциям, которые могут на нас воздействовать.
Желаем вам успехов!