Аристотель, ученик Платона и учитель Александра Македонского, внёс огромнейший вклад в развитие философии, логики и естественных наук. В своих трудах великий философ оставил множество уроков, которые не теряют своей актуальности и спустя более двух тысяч лет. Чему же стоит поучиться у Аристотеля?
«Счастье – это довольство собою»
Многие философы предлагали свои определения тому, что же такое счастье. Аристотель высказал такое интересное мнение: счастье – это довольство собой. Но почему?
Во-первых, если человек доволен собой, он не склонен к аутоагрессии. Тот же, кто постоянно занимается самоедством и самобичеванием, вряд ли может назвать себя счастливым. То есть первая грань этого определения счастья – отсутствие ненависти к самому себе и недовольства собой.
Во-вторых, если счастье – это довольство собой, то оно (счастье) лишь в малой степени зависит от внешних обстоятельств. Вы можете быть довольны или недовольны собой в любых условиях. Поэтому если вы лишитесь чего-то, но останетесь довольны собой, вы останетесь столь же счастливым человеком.
«Ясность – главное достоинство речи»
Аристотель занимался в том числе и риторикой. И трудно с ним не согласиться, что ясность – главное достоинство речи. Ведь если речь не является понятной, то её изящность, структура и т.д. – всё это теряет смысл.
Слушатель в первую очередь должен правильно понять оратора. Зачастую можно пожертвовать красотой речи в угоду её понятливости – это будет оправданной жертвой.
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели»
Целеполагание – это одна из основных тем самообразования. Движение без цели есть движение в никуда, движение хаотичное и безрезультатное. Советуем прочитать статьи о постановке целей:
- «Цели SMART»
- «Персональная постановка целей»
- «Создание стратегической цели»
- «Цели саморазвития и личностного роста»
Но мало поставить цель – нужно её достичь. В этом вам помогут следующие материалы:
- «Достижение целей»
- «Почему 92% целей не достигаются и как приобщиться к 8%?»
- «10 шагов для достижения целей»
«В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро»
Вопрос «В чём смысл жизни?» прочно ассоциируется с философией и считается одним из вечных вопросов. Существуют различные подходы к пониманию смысла жизни, Аристотель же выбрал этику долга, альтруизм.
Конечно, смысл жизни каждый для себя определяет самостоятельно, но делать добро как минимум приятно и полезно в любом случае.
И традиционно для цикла уроков мудрости обращаемся к вам: что считаете смыслом жизни лично вы?
«Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершён поступок»
Очень мудрое и тонкое замечание. Давайте обратимся к примеру:
Есть два мальчика и две бабушки, которым нужно помочь. Первый мальчик сам предлагает помощь, а второго приходится заставлять родителям. В итоге они оба делают хорошее дело, но один добровольно, а второй по принуждению. Заслуживают ли они похвалы в одинаковой мере? Однозначного ответа нет, вопрос дискуссионный, но кто-то скажет, что нет, первый мальчик заслужил похвалу больше (хотя второго тоже необходимо похвалить – чтобы мотивировать помогать бабушкам в дальнейшем).
Или негативный пример: два человека совершают преступление, допустим, ограбление. Но один это делает из-за того, что ему лень зарабатывать, а другой вынужден пойти на такой шаг для того, чтобы собрать деньги на операцию умирающему ребёнку. Они оба совершили преступление, разница только в наличии или отсутствии принуждения. Но заслуживают ли они одинакового осуждения? Вопрос опять-таки спорный, но кто-то ответит, что нет.
А как считаете лично вы? Что вы можете сказать о цитате, такой её интерпретации и приведённых в качестве примеров дилеммах? Поделитесь своими мыслями в комментариях!
«Золотая середина»
Не все знают, но понятие золотой середины ввёл именно Аристотель. Например, он говорит, что скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью.
Аристотель утверждал, что добродетель – это баланс между недостатком и избытком. Мало – плохо, много – тоже плохо, а вот умеренно – хорошо. И везде нужно избегать крайностей и стремиться найти эту золотую середину.
Подумайте, а везде ли вы нашли эту золотую середину? Возможно, где-то вы прибегаете к крайностям, и это негативно сказывается?
«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»
Все мы знаем, что физические упражнения в умеренном количестве (помните о золотой середине) полезны и просто необходимы человеку. Но, к сожалению, не все мы делаем зарядку или хотя бы отжимаемся пару раз в неделю.
Добавьте в свою жизнь активности и не дайте физическому бездействию разрушить вас! Кстати, здесь вы можете ознакомиться с десятью причинами заниматься спортом, если Аристотель слабо вас убедил.
«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед»
Развивать свой интеллект, конечно же, необходимо. Но ограничиваться этим нельзя: моральное развитие тоже имеет чрезвычайную важность.
Умный негодяй хуже глупого. Нам кажется, Аристотель говорит именно об этом. Мало развивать в себе интеллектуальные и творческие силы, нужно ещё и направить их в нужное русло. А что вы думаете об этом? Выскажите свою точку зрения в комментариях!
«Наша суть отражается в наших повторяющихся действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка»
Любопытное мнение. Нам кажется, что Аристотель прав, и путь к совершенству заключается не в разовых действиях, а в систематических поступках. Мало один раз сделать что-то хорошее – нужно делать это постоянно.
Отсюда выходит, что если воспитать в себе привычку совершать хорошие поступки, то вы достигните совершенства (если это вообще возможно, если же, по вашему мнению, нет – вы к нему максимально приблизитесь). К счастью, на 4brain есть ряд наиполезнейших материалов по привычкам и их формированию:
- «Как развить хорошие привычки и избавиться от плохих»
- «Ежедневные привычки, которые сделают вас умнее»
- «Привычки богатых людей»
- «Привычки, которые способствуют счастью»
- «Привычки, убивающие стресс»
- «Формирование полезных привычек»
«Корень учения горек, а плоды его сладки»
Думаем, многие сталкиваются с ленью, прокрастинацией и т.п. Не всегда удаётся поддерживать высокую работоспособность и высокую мотивацию. Порой мы сталкиваемся с различными сложностями в обучении – из-за этого оно может стать «горьким». Но результаты обучения всегда «сладки». Помните об этом и никогда не опускайте руки. Все силы, вложенные в обучение, окупятся сторицей.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Как известно, одной теории, одних только «чистых» знаний недостаточно. Нужно уметь применить эти знания на практике, использовать их в своей жизни. Если вы не прилагаете свои знания на деле, а просто копите их, то повышается только уровень вашей эрудированности, но уровень качества жизни – нет.
Поэтому всегда спрашивайте себя: «Возможно ли применить эти знания на деле? Какую практическую пользу я могу извлечь из этой информации? Как это сделать?». Можете, например, для начала проанализировать эту статью. Как вы сможете применить полученную информацию на деле? Сможете ли вообще? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Желаем успехов!