Мы играем, пока нам нужно учиться чему-то новому, и мы учимся до тех пор, пока играем. И стремление к игре, пожалуй, наиболее ярким образом иллюстрирует, как много общего у людей с животным миром. Котята, тигрята, медвежата – все они готовы играть практически постоянно с того момента, как только научатся держаться на лапках. И до того момента, пока не освоят основные навыки и движения, необходимые для охоты.
Годовалые особи млекопитающих играют заметно меньше, чем 3-4-месячные, а с возрастом и вовсе теряют интерес к игре. Ну, разве что избалованный вниманием домашний ленивец… в смысле, любимец сделает одолжение и пробежится несколько раз туда-сюда за бумажным бантиком на ниточке, который смастерил хозяин.
Ваша изобретательность не ограничится изготовлением игрушек из подручных материалов, если вы пройдете нашу программу «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни». И вы всегда сможете научиться чему-то еще, если пройдете программу «Лучшие техники самообразования». А мы сегодня поговорим про детские игры для взрослых и то, как весело поддерживать творческое мышление.
Зачем детям играть в игры?
Для начала давайте чуть подробнее остановимся на том, зачем детям играть. Игры играют важную роль в развитии детей, оказывая положительное воздействие на различные аспекты их жизни, в том числе способность к обучению. Разумеется, в раннем детском возрасте речь идет, скорее, об имплицитном научении, нежели о сознательном усвоении каких-то знаний.
И это даже лучше, потому что в состоянии полного расслабления, на которое способны только маленькие дети, по-настоящему включается фантазия и проявляется творческий потенциал [Toybytoy, 2022]. Задача взрослых состоит в том, чтобы всячески стимулировать интерес детей к играм и творчеству.
Эта тема настолько важна, что ЮНИСЕФ напоминает родителям о необходимости приобщать детей к свободной самостоятельной игре, проявлять интерес к детским занятиям и поддерживать детей в их игровых начинаниях [ЮНИСЕФ, 2021].
Чем полезны игры для детей:
- Развитие физических навыков – многие игры способствуют развитию силы, ловкости, скорости реакции, умению бегать, прыгать, безопасно приземляться при прыжках с небольшой высоты.
- Развитие мелкой моторики – конструкторы, разборка и сборка технических моделей, работа с пластилином, глиной, бумагой, клеем, изготовление поделок, аппликаций и коллажей способствует развитию мелкой моторики, что оказывает положительное влияние на развитие мозга.
- Развитие социальных навыков – командные и коллективные игры предполагают общение и взаимодействие, что прокачивает коммуникационные навыки, учит идти на компромисс и решать конфликты.
- Развитие дисциплины и ответственности – игры наглядно демонстрируют, зачем нужны правила как таковые, дают понимание целесообразности соблюдения правил как основы порядка действий и формируют ответственное отношение к своим действиям.
- Развитие эмоционального интеллекта – развитие социальных навыков способствует развитию эмоционального интеллекта, способности понимать чувства других и выражать свои эмоции.
- Стимуляция когнитивного развития – многие игры требуют сообразительности и элементов стратегического мышления, логики и хотя бы минимальной аналитики. Это способствует развитию когнитивных навыков и интеллекта.
- Формирование творческого мышления – многие игры предполагают поиск различных вариантов решения, а не какого-то одного «правильного». Это стимулирует развитие фантазии и умения мыслить самостоятельно.
- Улучшение речевых навыков – игры, требующие устного общения, развивают умение строить предложения, правильно употреблять слова в соответствии с их значением и прочие речевые навыки.
- Создание позитивных эмоций и воспоминаний – положительные эмоции от игры надолго остаются в памяти, что способствует психологическому благополучию и устойчивости к неизбежному в этой жизни негативу.
- Элемент адаптации при некоторых расстройствах здоровья – игра отчасти позволяет наверстать время, упущенное часто болеющими детьми в больницах, когда здоровые дети осваивали навыки коммуникации, взаимодействия, творческого мышления и т.д.
В частности, американский психолог, специалист по диагностике и лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых Роберт Резник считает игру одним из основных элементов поддержки творческого познания и развития [R. Resnick, 2000].
Так или иначе, игры являются естественным способом изучать мир, развиваться и взаимодействовать с окружающей средой и другими людьми. Это то, чем полезны детские игры для детей… и взрослых! Да, взрослым иногда стоит «вспомнить детство» и поиграть в детские игры. Зачем это нужно?
Зачем взрослым играть в детские игры?
Конечно же, в большинстве случаев взрослые играют в детские игры потому, что их об этом просят дети. Однако взрослые могут не просто порадовать согласием своих детей, чтобы те могли в свои детские игры поиграть со взрослыми, но и получить огромную пользу от этого занятия.
В принципе, детские игры взрослых людей развивают у взрослых те же самые навыки, что и у детей. И пусть кто-то скажет, что взрослым не нужны сила и ловкость, эмоциональный интеллект и быстрая реакция, творческое мышление и хорошее настроение.
Разумеется, все это будет развиваться на несколько ином уровне, чем у детей, которые только-только начали познавать этот мир. Однако и случаев, когда дети придумывают ассоциации и находят выход из запутанных ситуаций быстрее, чем играющие вместе с ними взрослые, немало.
Чем полезны детские игры для взрослых:
- Отдых и развлечение – игры предоставляют возможность взрослым расслабиться, отвлечься от повседневных забот и насладиться весельем в кругу близких людей.
- Снижение тревожности и стресса – участие в веселых играх и приятное времяпрепровождение позволяет «перезарядиться», что часто снижает актуальность стрессогенных факторов.
- Общение – участие в детских играх укрепляет отношения с детьми, повышает эмоциональную связь и улучшает коммуникацию. Кроме того, совместные развлечения помогают создавать позитивные воспоминания и улучшать общение внутри семьи.
- Поддержка развития детей – игры с детьми способствуют их физическому, эмоциональному и социальному развитию. Взрослые, участвуя в этих играх, могут поддерживать и стимулировать различные аспекты развития детей.
- Стимуляция творчества – многие детские игры способствуют творческому мышлению, поэтому взрослые могут не только наслаждаться этими процессами, но и стимулировать свое творческое мышление, что полезно для профессиональной и личной жизни.
- Развитие интеллекта – детские игры, требующие сообразительности, полезны взрослым ничуть не меньше, чем детям, потому что помогают освободиться от приевшихся шаблонов и начать заново открывать для себя этот мир.
- Повышение позитивного восприятия жизни – детские игры могут пробудить у взрослых воспоминания о своем детстве и помочь им воспринимать жизнь с большим оптимизмом и позитивным настроем.
Участие в детских играх – это не только веселье, но и способ поддерживать активный и позитивный образ жизни, обогащая повседневную реальность новыми впечатлениями. Где и когда найти такую возможность в наше быстротечное и загруженное множеством дел время?
Даже если вы возвращаетесь с работы так поздно, что ребенок уже спит, а уходите на работу так рано, что ребенок еще спит, у вас есть для общения выходные дни. И уж точно стоит воспользоваться семейными праздниками как возможностью поиграть с детьми.
Игры для дня рождения: взрослые и детские
День рождения – весомый повод для именинника побыть в центре внимания, а для окружающих – сделать все, чтобы имениннику было хорошо, весело и комфортно. Итак, в какие детские и взрослые игры можно сыграть на детском дне рождения?
На самом деле, сегодня уже ведется дискуссия, существуют ли детские и взрослые игры и уместно ли такое разделение [DTF, 2023]. Причем дискуссия зародилась в недрах обсуждений видеоигр. У сторонников и противников такого разделения свои аргументы, в том числе касающиеся таких моментов, как сложность игры, наличие крови и элементов насилия.
В обычных подвижных и настольных играх таких ужасов не наблюдается, так что, думается, взрослые игры для детского возраста и детские игры для взрослого возраста вполне подойдут всем. Особенно те, где можно регулировать уровень сложности. Нам в помощь подборка «Игры с детьми дома: 42 занимательные идеи» [Н. Новикова, 2022].
И еще нам в помощь подборка «50 отличных игр для детей и взрослых, которые пригодятся в долгой дороге» [festrussia, 2021]. В любом празднике наступает момент, когда все утомились от активных игр и танцев и хотят спокойно посидеть. Это отличный момент для какой-нибудь спокойной игры, развивающей творческое мышление.
Про все игры рассказывать не будем, а сосредоточим внимание на тех, которые наилучшим образом развивают изобретательность и креатив. Итак, во что можно сыграть?
«Чертова дюжина» совместных игр для детей и взрослых:
- «Удержи шарик».
- «Блестящий баскетбол».
- «У кого меньше?»
- «Восточный базар».
- «Черепашьи гонки».
- «Веселый квест».
- «Живые фломастеры».
- «Дорисуй».
- «Буриме».
- «Я знаю пять…»
- «Считаем до 100».
- «Ловись, рыбка».
- «Губка Боб».
А теперь обо всех этих играх чуть подробнее.
«Удержи шарик»
Для игры понадобятся воздушные шарики по количеству участников плюс еще запасные, если вдруг несколько шариков лопнут раньше, чем начнется игра. Цель игры – «перенести» шарик из одного конца комнаты или двора на даче в другой так, чтобы он не лопнул, при этом не касаясь его руками и не давая ему упасть.
На шарик можно дуть, подталкивать его головой, туловищем и ногами. Главное, не трогать руками и не бить ногой слишком сильно, чтобы шарик не лопнул. Побеждает тот, кто «донесет» целый и невредимый шарик до финиша первым, не коснувшись его руками (ладонями, плечами, локтями). Это самый простой вариант.
Если с этим вариантом все легко справились, в следующем туре можно усложнить задание. Например, задать извилистую траекторию движения к финишу или установить препятствия, которые нужно обязательно обойти или перешагнуть.
Если участники примерно одного роста, можно натянуть вверху веревку, через которую нужно обязательно перебросить шарик на пути к финишу. Побеждает тот, кто не только придет первым, но и преодолеет все препятствия.
«Блестящий баскетбол»
Для игры понадобятся баскетбольные «мячи», скатанные из фольги, импровизированные баскетбольные «корзины» из подручных материалов, и обозначенная линия броска, с которой все будут кидать мяч в корзину. «Корзину» можно смастерить из пятилитровых пластиковых бутылей с обрезанным верхом и днищем или из куска картона, скрученного в виде цилиндра. Тут творческое мышление задействуется еще до начала игры.
Если игроки примерно одного роста, достаточно одной «баскетбольной» корзины, если играют малыши и взрослые, для малышей следует повесить корзину пониже, для взрослых повыше. Цель игры – как можно больше попаданий в корзину. Для удобства подсчета лучше делать по 10 бросков каждому и заранее сделать 10 мячей, чтобы не тратить время на поиск мяча после каждого броска.
Если игроков мало и первые 10 бросков закончились быстро, можно провести состязания в несколько туров. Например, в первом туре все бросают мячик правой рукой, во втором туре все бросают левой рукой, в третьем туре опять правой рукой, но уже стоя на одной ноге. И, наконец, high level – попасть в «кольцо», стоя на левой ноге и бросая мяч левой рукой. Побеждает тот, кто в сумме набрал наибольшее количество очков.
«У кого меньше?»
Еще одна веселая игра, в которую можно сыграть мячиками из фольги, заключается в том, чтобы как можно больше мячиков перебросить на сторону команды соперника. Во дворе или в комнате, где не слишком много мебели и бьющихся предметов, делают разграничительную линию посередине, обозначают края площадки для игры, выдают каждой команде по 10 мячиков и по сигналу команды начинают бросать мячики на сторону соперника – как свои, так и те, что прилетели от соперников.
Цель игры – «забросать» соперника мячиками так, чтобы на вашей стороне мячиков было как можно меньше, а на стороне противника – как можно больше. Оптимальный вариант – минута интенсивного бега за мячиками и бросков, после чего по сигналу команду перестают кидать мячики. Броски, выполненные после финального сигнала, не засчитываются. Роль сигнала может выполнять хлопок, колокольчик или обратный отсчет. Например, после счета «3, 2, 1, начали» игра начинается, а обратный отсчет «10, 9, 8» и далее сигнализирует, что игра скоро закончится.
Побеждает команда, на чьей половине окажется меньше мячиков. Креативный подход потребуется для того, чтобы разбросать мячики по площадке противника максимально далеко друг от друга, дабы противнику пришлось как можно дольше бегать и собирать мячики. При этом мячики нельзя выбрасывать за обозначенные пределы площадки.
«Восточный базар»
Скатанные из фольги шарики могут изображать не только мяч, но и, к примеру, фрукты. Мы знаем по фильмам и книгам, а некоторые, возможно, видели лично в путешествиях, как восточные люди часто переносят корзину с фруктами и многие другие предметы на голове.
Нагружать шею тяжестями без тренировки не следует, а вот заполнить шариками-«фруктами» пластмассовую или плетеную емкость и дойти от стенки до стенки, не уронив конструкцию и не поддерживая ее руками, стоит попробовать.
Победит тот, кто пройдет дистанцию первым, а вот для того, чтобы найти самое устойчивое положение емкости с шариками у себя на голове и придумать способ балансировать в процессе быстрого движения, придется проявить ловкость и определенный креатив.
«Черепашьи гонки»
Есть еще один вариант веселых состязаний на скорость и равновесие в случае, если на полу имеется ковровое покрытие, дресс-код мероприятия не предполагает праздничных одеяний и все пришли на вечеринку в джинсах либо спортивных костюмах.
Черепаху нужно изобразить, встав на четвереньки, а роль панциря сыграют декоративные подушки, снятые с мягкого уголка. Подушку кладем на спину и по сигналу начинаем движение к финишу на четвереньках, стараясь не уронить подушку. Потерявшие «панцирь» выбывают из соревнования, а победителем считается тот, кто добрался до финиша с подушкой на спине первым.
«Веселый квест»
Такое действо лучше развернуть на большом приусадебном участке или задействовать участок и, к примеру, веранду. Творческое мышление понадобится на этапе подготовки квеста даже больше, чем в ходе самого квеста. Как и для всех подобных мероприятий, нужно где-то запрятать главный приз, и расписать пошаговую инструкцию и ориентиры, как из стартовой точки добраться до приза.
Для того чтобы не провоцировать столпотворение, промежуточные точки для команд должны быть разными. А чтобы создать равные условия для команд, количество этих точек должно быть одинаковым, а степень сложности описания последующих действий – примерно совпадать. Победителем считается команда, которая первая найдет приз.
К слову, такой квест станет отличной тренировкой на будущее, если среди детей есть желающие поступать в военное училище. Будущие офицеры обязательно учатся ориентироваться на местности, для чего группы по 3-5 человек высаживают где-нибудь в лесу, где не ловит связь, и выдают подробное описание, куда им нужно добраться. Задача курсантов – понять, где они находятся, и сориентироваться, куда им следует двигаться. Главный приз – не заблудиться в лесу и вписаться в отведенное время. Побеждает группа, которая справится с заданием первой.
«Живые фломастеры»
Оптимальное количество играющих составляет 4-8 человек по стандартному количеству фломастеров базовых цветов в упаковке. Если играющих меньше, можно позволить каждому выбрать себе цвет, если совпадает – распределить путем жеребьевки, спрятав фломастеры в коробку так, чтобы их не было видно.
Задача играющих состоит в том, чтобы изобразить животное или объект живой природы, соответствующий цвету доставшегося фломастера. Например, желтое солнышко, одуванчик, пшеница, песочек на пляже. Или оранжевый апельсин, мандарин, тигр, песочек на пляже в Марокко. Или вот розовая роза, розовый фламинго, розовый песок на пляже на греческом острове Элафониси у южного побережья Крита:
Цель играющих – нарисовать за пару минут по секундомеру как можно больше «живых» объектов доставшегося цвета, задействовав всю свою фантазию и жизненный опыт. Именно поэтому играть нужно в «живые» объекты, потому что, условно говоря, стол, стул или скамейка могут быть любого цвета, в который их покрасят. Для скорости стоит ограничиться максимально схематичным изображением.
Коричневый фломастер по возможности лучше забрать себе, потому что дети в пылу борьбы за победу могут со свойственной им непосредственностью нарисовать какашку, чем испортят аппетит особо впечатлительным гостям, имевшим намерение продолжить трапезу после игры.
«Дорисуй»
Более простой вариант игры с рисованием – это нарисовать первый элемент будущей конструкции и передать листик дальше, предлагая следующему участнику дополнить изображение. Например, первый участник может нарисовать вертикальную линию, а второй пусть уже сам думает, что это будет: дом, дерево, фонарный столб или кошачий хвост «трубой». Часто бывает очень интересно оценить, насколько окончательный вариант отличается от первоначального замысла.
«Буриме»
Это еще один пример командной работы, только тут нужно будет не рисовать, а писать стихотворение или рассказ. Путем жеребьевки или из числа желающих нужно выбрать, кто напишет первую строчку, отступив от верхнего края листа. Второй должен подобрать к этой строчке рифму или продолжение рассказа по смыслу в зависимости от того, что вы решили писать.
Далее нужно завернуть оставшийся свободным край листа так, чтобы закрыть первую написанную строчку, и следующий участник не видел всего текста, а видел только последнюю строчку. Он дописывает свою строчку в рифму или в развитие сюжета, заворачивает листик так, чтобы закрыть предыдущую строчку, и передает следующему. Практика показывает, что 6-8 участников вполне могут написать веселый рассказ или стишок. Если вас всего 3-4, листок можно пустить по кругу дважды.
«Я знаю пять…»
Игра отлично известна с давних времен, знакома еще нашим бабушкам и дедушкам, и отлично поддается модернизации в зависимости от возраста и интересов участников. Ведущий на свое усмотрение дополняет фразу-заклинание и произносит что-то в духе «Я знаю пять стран», «Я знаю пять городов», «Я знаю пять названий рек», «Я знаю пять диких животных», «Я знаю пять компьютерных игр», «Я знаю пять веселых песен и т.п.
Перечислить страны, города, животных и песни должен следующий участник, к которому перешел ход. Передача хода может осуществляться в произвольном порядке или просто по кругу, как сидят участники.
«Считаем до 100»
Игра подходит для группы людей, изучающих иностранный язык. Нужно просто считать от 1 до 100 на английском, немецком, французском или любом другом языке, который изучают или знают все присутствующие. Тот, кто начинает, произносит «uno» (один по-испански), второй произносит «dos» (два), третий – «tres» (три), четвертый – «cuatro» (четыре) и т.д. Все, кто слышали песню группы Little Big под названием Uno, представленную Россией на не состоявшееся из-за карантина Евровидение-2020, поймут, о чем речь.
«Ловись, рыбка»
Это игра для тех, у кого на дачном участке есть бассейн, и лучше играть в теплое время года. В бассейн запускаются «рыбки» – пластмассовые и резиновые игрушки (не обязательно в форме рыбок), участникам выдаются сачки, и по сигналу ведущего начинается «рыбалка».
На вылов «рыбы» можно дать одну или две минуты, после чего ведущий дает отбой и начинается подсчет улова. Побеждает тот, кто наловил больше «рыбы» и, соответственно, проявил более творческий подход, вылавливая ускользающую пластмассу и резину из воды. Можно реализовать бюджетный вариант и ловить «рыбу» в ванной половником, но это чревато последующей долгой уборкой.
«Губка Боб»
Еще одна игра для тех, кто не боится расплескавшейся воды, – это Губка Боб. Нужна собственно губка, впитывающая воду, и две емкости – одна с водой, другая пустая. Цель игры – перенести воду из наполненной емкости в пустую, окуная в воду губку и отжимая ее над пустой посудой.
Правила можно варьировать и победителем считать либо того, кто быстрее опустошит миску с водой, либо того, кто «потеряет» меньше драгоценной влаги, т.е. того, кто оставит меньше лужиц и капель вокруг себя. В зависимости от правил соревнуемся либо на скорость, либо на точность и максимально полный объем заполнения миски. В том и другом случае от участников требуются определенная сообразительность и изобретательность, как справиться с заданием, не делая лишних движений и не теряя время и воду.
Это «чертова дюжина» детских игр для взрослых, стимулирующих творчество, сообразительность и изобретательность, про которые мы хотели вам рассказать. Разумеется, таких игр намного больше, и вы всегда можете найти что-то еще и включить детские игры и взрослые игры в программу дня рождения или любого другого семейного или дружеского праздника.
Вы увидите, насколько веселее пройдет мероприятие, сколько оно вам подарит творческих идей и сколько приятных воспоминаний оставит на долгие годы вперед. Играть, напомним, можно как вместе с детьми, так и своей взрослой веселой компанией, вспомнив детство и поддержав свой творческий потенциал.
Мы желаем вам хорошего настроения и творческого полета мысли. Мы будем рады видеть вас на наших программах «ТРИЗ на практике» и «Лучшие техники самообразования», и мы предлагаем небольшой опрос по теме статьи: