Природа, любовь, Вселенная, дети – кого-то вдохновляет одно, кого-то – другое. Благо человеческому мозгу зачастую не так важно, что именно его стимулирует, главное – как. Поэтому попробуем рассмотреть универсальные связи между созиданием и окружающим миром. Побудем сами себе психологом и архитектором прекрасного.
Созидание, творчество, креативность
Практически во всех сферах нашей жизни от людей ожидают, что они что-то будут создавать. Однако человеческий мозг не конвейер, он не умеет изобретать и придумывать по приказу. Очень часто человек как-бы «застревает», не знает, что написать, как выразить то, что у него на уме, или как решить проблему.
В такие моменты умственного тупика люди часто обращают взгляд вдаль, на горизонт, на окружающую природу, на детали своей жизни. И креативность начинает течь в голове, иногда непрерывным потоком, а иногда приходится нести свои сомнения в постель, чтобы найти решения вместе с подушкой (человечество давно обратило внимание, что когда мы собираемся заснуть, то наиболее креативны).
Здесь следует помнить, что в современном мире творчество и креативность разводятся.
- «Способность генерировать новые идеи или концепции, или новые ассоциации между известными идеями и концепциями, которые обычно приводят к оригинальным решениям».
- «Типичная способность человеческого познания, также присутствующая в определенной степени у некоторых высших приматов и отсутствующая, например, в алгоритмических вычислениях».
Если переформулировать, то творчество – это результат нашей умственной деятельности, а креативность – природный талант, который вы можете использовать, а можете и нет.
Креативность – это нечто труднодостижимое, что не каждому по плечу, но по силам некоторым высшим приматам.
Творчество и природа
Каждый день мы слышим, что без творчества мы бы не достигли того, чего достигли, что мы живем в окружении творчества. Мы можем различать естественное и искусственное, причем последнее является результатом творчества.
Так исторически сложилось, что в 21 веке большую часть людей окружает больше творчества, чем природы, поскольку преобразовательные действия человечества привели к улучшению качества жизни (лишь в некоторых случаях), но они также привели к исчезновению видов, истощению природных ресурсов и загрязнению рек и атмосферы нашей планеты.
Не все может быть негативным, творчество заставило нас развиваться. Как сказал греческий философ Аристотель, человек есть действие и потенциал, реальность и возможность; отчасти мы таковыми являемся, а отчасти можем ими быть, поскольку открыты для нового и оригинального развития.
Таким образом, мы используем элементы природы и творчество для создания инструментов, улучшения нашей повседневной жизни, сохранения тепла или строительства более качественного жилья.
В настоящее время все большее значение приобретает переменная, связанная с креативностью, инновациями. Эволюция показала нам, что отстающие в этой сфере имеют тенденцию к вымиранию. Те же неандертальцы, например, мир их праху и вечная память их сохранившимся генам.
Поэтому, когда окружающая среда меняется, мы должны знать, как адаптироваться, меняться вместе с ней или быть пионерами во внедрении изменений.
Инновации и креативность
Творчество может быть синонимом самореализации и счастья:
- Художник, закончивший картину и увидевший свою законченную работу, получает удовольствие, любуясь ею.
- Рабочий, который разрабатывает для своей компании новую формулу производства деталей с меньшими затратами сырья, радуется, когда его достижение получает одобрение, а он сам – доход от промышленного патента.
- Ученый-компьютерщик, который внедряет инновации и создает новое приложение, позволяющее распознавать виды по фотографии, наслаждается своей работой и гордится тем, что ее скачали миллионы людей.
Производство новых вещей с добавленной стоимостью приносит радость и удовлетворение, потому что мы знаем: то, что мы делаем, принесет пользу другим людям.
Мы можем прислушиваться к природе, чтобы стимулировать креативность в организации, где мы работаем:
- Развитие мотивации. Мотивация связана с креативностью, большей автономией, поощрением участия, поиском обратной связи, позитивной рабочей средой и стимулами для выполнения работы.
- Создание позитивной среды. Поощряйте удаленную работу, командную работу и укрепление доверия между различными группами. Выделите день или несколько часов в неделю для мозгового штурма.
- Создание вызовов, требующих решений. Когда возникает есть что-то, требующее решения, в игру вступает креативность и проектная деятельность.
- Поощрение участия. Проводите регулярные собрания команд из разных отделов, выслушивайте идеи и предложения и т.д.
- Поддержка автономии. Определенная степень автономии в принятии решений, решении задач и выполнении функций стимулирует креативность и повышает производительность.
- Разнообразные задачи. Однообразие приводит нас к миру самоуспокоенности. Чередование ролей, знакомство с другими работами, выполняемыми в организации, а также предоставление возможности развивать новые идеи улучшают работу и креативность.
В то время как мы понимаем креативность как абстрактный процесс генерации идей, инновации – это процесс, в котором мы воплощаем эти идеи в жизнь и материализуем их в новые изменения, проекты или продукты.
Инновации и вдохновение
Чтобы стимулировать вдохновение и быть инновационными, мы можем, а зачастую и должны:
- Поощрять креативность в организации. Инновации требуют необходимых знаний, но именно креативность позволяет нам использовать эти знания в новых продуктах, услугах, технологиях или процессах.
- Избавиться от страха неудачи. Те, кто боится делиться своими идеями, вряд ли смогут их реализовать. Дайте им уверенность и позвольте им совершать ошибки, всегда извлекая из них уроки.
- Пробовать новые продукты и услуги. Если мы не предлагаем новые продукты или услуги, как мы узнаем, понравятся ли они? [Verdes Digitales, 2016].
Эти советы универсальны в условиях рыночной экономики, которая с природой никак не связана. Однако рынок существовал не всегда.
Биомимикрия
Задолго до того, как люди стали обмениваться продуктами своего труда и возник тот самый рынок, они уже умели использовать природу себе во благо, причем как в материальном плане, так и в духовном.
Наш вид постоянно использует природу как источник вдохновения. «Постоянно» – это значит не более 1 млн лет загадочного и нелинейного во времени процесса антропогенеза.
Однако природа гораздо старше. Имея почти 4 миллиарда лет опыта, жизнь и организмы на планете являются прекрасным образцом для подражания во всех аспектах нашей жизни. Природа эффективно и непрерывно управляет, обслуживает и перерабатывает свои ресурсы. В ней все рассчитано. Все происходит по какой-то причине и все используется в полной мере.
Наука – это лишь способ приблизиться к тайнам природы, попытка разгадать встроенные «шифры», число и объем которых по-прежнему превышают возможности как человеческого разума, так и самых современных компьютеров.
Яркий пример – известный всем школьникам процесс фотосинтеза в растениях. Да, мы знаем, что они используют солнечный свет. Главный вопрос – как именно они это делают?
Лишь недавно ученые обнаружили когерентные электронные колебания, которые задействуют бактерии в этих целях. Почитать больше об этой квантовой суперпозиции, связи фотосинтеза и квантовой физики можно в нашей статье «Квантовый ум: как принципы квантовой физики могут повысить наши умственные способности».
Обычный копипаст
Мы, люди, учились, наблюдая и используя природу. Поэтому, когда мы видим, что что-то эффективно работает в природе, мы склонны копировать это по разным причинам, но прежде всего из-за его эффективности, поскольку природа ничего не оставляет на волю случая.
В отличие от нашего повседневного образа жизни или наших технологий, мы демонстрируем абсурдные убеждения, отбрасывая и разрушая необходимые и ограниченные ресурсы, как будто все принадлежит нам.
Для тех из нас, кто более восприимчив, чувствителен и уважителен, природа всегда была ориентиром и главным источником вдохновения, способствовавшим прогрессу человечества, и так было на протяжении всей истории.
На протяжении миллионов лет животные, растения и микробы в ходе эволюции вырабатывали биологические механизмы, позволяющие им справляться с трудностями окружающей среды с единственной целью – выжить.
Многие вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, устроены и функционируют аналогично тому, как они работают в природе. И природа также является одним из главных двигателей науки.
Пример и опыт гениев
В мире, где инновации и оригинальность являются основными двигателями креативной экономики, природа кажется неисчерпаемым источником вдохновения.
С самого зарождения человечества природа была музой для художников и ученых, таких как Леонардо да Винчи и Антонио Гауди.
Более 500 лет назад итальянец Леонардо да Винчи изучал полет животных, а точнее, движения крыльев летучих мышей. На основе этих идей он создал многочисленные революционные изобретения, которые стали предшественниками многих гаджетов и технологий, используемых людьми сегодня.
За новаторскими идеями Леонардо да Винчи стояли подробные и любопытные наблюдения и заметки о различных существах и предметах, связанных с такими стихиями, как воздух, вода и земля.
Леонардо да Винчи был тем горнилом, где Природа, Наука, Культура и Искусство встретились в блестящем уме, который знал, как извлечь пользу из понятия «умение видеть» (saper vedere).
Термины «природа», «вдохновение» и «инновация» всегда были связаны в человеческом знании. По этой причине в области науки и техники существует дисциплина, называемая биомимикрией (от слов bio – жизнь и mimesis – подражать).
Биомимикрия – это термин, который, возможно, больше похож на научную лабораторию, чем на что-то, связанное с творческой индустрией, но правда в том, что эта технология кардинально меняет способ, с помощью которого творческие люди находят решения проблем посредством изучения и имитации моделей, систем и элементов природы.
Биомимикрия – это наука, изучающая природу как источник вдохновения для разработки инновационных технологий, решающих те человеческие проблемы, которые природа уже решила с помощью:
- моделей систем (механика);
- процессов (химия);
- элементов, которые имитируют их или вдохновлены ими.
Почти столетие назад испанский архитектор Антонио Гауди предупреждал: «Архитектор будущего будет основывать свою работу на подражании природе, потому что это самый рациональный, долговечный и экономичный из всех методов».
Именно в этом и заключается суть биомимикрии: методы и стратегии устойчивого проектирования, вдохновленные самой природой.
Хотя суть биомимикрии люди понимали и признавали всегда, сам по себе термин был представлен в 1997 году американским биологом Джанин Бениус в ее одноименной книге. Основная идея заключается в том, что природа уже решила многие проблемы, которые пытается решить человек. Животные, растения и микробы изучают вещи дольше, чем мы.
Принципы биомимикрии
Биомимикрия следует принципам жизни, которые предписывают:
- строить снизу вверх;
- оптимизировать, а не максимизировать;
- использовать бесплатную энергию;
- принимать разнообразие;
- адаптироваться и развиваться;
- использовать благоприятные для жизни процессы и материалы;
- вступать в симбиотические отношения;
- улучшать биосферу.
Существует множество современных открытий и изобретений, созданных человеком, которые вдохновлены биологическими моделями, ранее использовавшимися и усовершенствованными природой.
Например, в области материалов паучий шелк исследуется на предмет его уникального сочетания механических свойств: гладкости, растяжимости (30%) и, что самое важное, устойчивости к разрывам, что делает его в шесть раз прочнее стали и способным поглощать большое количество энергии, не разрушаясь.
Паучий шелк также является биоразлагаемым материалом, пригодным для вторичной переработки. Эти особые свойства делают паучий шелк интересным в различных областях, таких как медицина, где его используют в качестве высокопрочного, нетоксичного шовного материала или для восстановления связок, и т.д.
В области оптики были разработаны высокоскоростные детекторы движения и сверхтонкие, размером с булавочную головку, многонаправленные камеры. Эти камеры созданы по образцу глаза стрекозы, который имеет около 30 000 линз. Эти камеры воспроизводят каждое изображение и объединяют их, создавая широкую мозаику изображений, способную обнаружить любое движение [Ashes to Life, 2018].
Природа предлагает нам бесчисленное множество решений и идей во времена творческого застоя, а применение биомимикрии может варьироваться от робототехники до создания систем для организации бизнеса, проведения кампаний и многого другого.
Техника биомиметического мышления
Наблюдая, понимая и применяя тактику природы, мы можем стимулировать собственное вдохновение и создать прочную основу для идей, которые окажут большее влияние.
Эта техника биомиметического мышления состоит из четырех основных шагов: детального наблюдения, абстрагирования, творческих экспериментов и корректировки.
Детальное наблюдение
Первый шаг – погрузиться в изучение природы и обратить внимание на ее закономерности, структуры и механизмы. Например, наблюдение за тем, как растения адаптируются к различным условиям окружающей среды, может дать нам представление об их гибкости и устойчивости.
Речь идет о взгляде за пределы поверхностного, о понимании функций и стратегий, которые позволяют живым существам развиваться в своей среде обитания.
Совет: организуйте прогулки на свежем воздухе или сеансы просмотра документальных фильмов о природе. Делайте заметки или фотографии закономерностей или поведения, которые привлекли ваше внимание.
Абстрагирование и применение
После сбора информации следующим шагом является абстрагирование. Определите основные принципы, лежащие в основе наблюдений. Например, наблюдение за тем, как птицы летят клином, может помочь вам разработать стратегии командной работы.
Совет: проведите мозговой штурм, чтобы понять логику этих естественных примеров. Цель – превратить природные тактики выживания и адаптации в креативные стратегии.
Творческие эксперименты
На этом этапе тестируется применение биомиметического наблюдения в творческих проектах.
Экспериментирование должно представлять собой процесс проб и ошибок, позволяющий оценить согласованность концепций, которым вы научились у природы, и их эффективность в решении поставленной задачи.
Совет: запустите небольшие тестовые прототипы или представьте свои идеи в фокус-группах, чтобы посмотреть, как отреагируют люди. Используйте полученные отзывы для совершенствования своих идей. Помните, что природа постоянно развивается, и ваш подход также должен быть готов адаптироваться и совершенствоваться.
Оценка и корректировки
Последний шаг – оценка результатов реализованных идей.
Предлагаемые решения анализируются, чтобы определить, как они отвечают первоначальной проблеме, и на основе этой обратной связи идеи дорабатываются, корректируются и улучшаются для будущих проектов.
Совет: анализируйте результаты не только с точки зрения успеха или неудачи, но и ищите закономерности и тенденции, которые позволят вам получить гораздо больше решений, чем первоначальное.
В мире идей биомимикрия является огромным источником вдохновения. Эта техника является связующим звеном между мудростью природы и нашим творчеством.
Внедрение биомимикрии меняет не только способ нашего творчества, но и наши отношения с окружающей средой [Complot, 2023].
Другой способ добиться этого – наша онлайн-программа «Сам себе психолог в трудное время».
Вдохновение у взрослых и детей
Природа стимулирует творчество у людей любых возрастов.
Вдохновение взрослых природой можно сравнить с дуновением ветра во фруктовом саду. В нем много деревьев, на каждом из которых от ветра волнуются листья. Отдельные могут отрываться от веток. Если ветер ураганный, он даже может вырвать с корнем одно или два слабых дерева.
Фруктовый сад здесь – метафора нашего разума, деревья – наши фундаментальные убеждения, а листья – конкретные мысли, которые то появляются, то исчезают. Более подробно процесс вдохновения и научения через нарастание дендритных шипиков мы рассматриваем в нашей статье «Учебники. Зачем нужно иногда возвращаться к учебникам?».
У детей вдохновение природой происходит по-другому, потому что меньше жизненного опыта и ценностей, тех самых «деревьев». Зато какой простор для «садоводства»!
Если взрослые склонны видеть в природе знакомое и нужное, то для детей живая природа – это огромное и увлекательное полотно.
Исследуя окружающую среду, дети открывают для себя цвета, формы и текстуры, которые пробуждают их воображение и вдохновляют на творчество. От наблюдения за насекомым до созерцания пейзажа – каждый природный элемент предлагает уникальные возможности для обучения и художественного самовыражения.
Эта связь с природным миром не только обогащает их творческие способности, но и воспитывает глубокое уважение к окружающей среде, формируя более сознательные и творческие поколения.
Как природа может вдохновить детей на творчество?
Природа стимулирует любопытство, поощряет наблюдение и дарит сенсорный опыт, который развивает воображение и творческие способности у детей.
Наблюдение за флорой и фауной может стимулировать у малышей любопытство и желание исследовать, способствуя развитию их творческих способностей через непосредственный опыт общения с природой.
Такие занятия, как рисование, живопись, письмо, вдохновленные природными ландшафтами, позволяют детям выражать свои эмоции и мысли, помогая развивать воображение.
Обучение на открытом воздухе способствует эмоциональной связи с окружающей средой, что может вдохновить на создание историй и творческих проектов на основе природы. А развить эту наклонность можно на нашей онлайн-программе «Сторителлинг».
Интеграция природных элементов в игры и поделки может стимулировать решение проблем и критическое мышление – ключевые навыки творчества.
Что делать-то?
Отправляя учащихся на исследование близлежащих парков, садов или природных зон, мы даем им возможность наблюдать разнообразие форм, цветов и текстур. Эти сенсорные впечатления могут пробудить любопытство и способствовать возникновению чувства удивления, которое впоследствии преобразуется в оригинальные идеи для художественных проектов и творческих занятий.
Включение природных элементов в учебный процесс также может быть отличной стратегией. Использование листьев, камней, цветов или ракушек для создания поделок или коллажей не только развивает творческие способности, но и учит детей ценить и уважать окружающую среду.
Наконец, поощрение наблюдений и диалога о природе может открыть пространство для размышлений. Побуждая детей задавать вопросы об увиденном, описывать свои чувства и делиться идеями со сверстниками, можно создать атмосферу сотрудничества и стимулирования.
Такой подход не только развивает творческие способности, но и помогает детям наладить навыки общения и командной работы, которые необходимы для их академического и личностного роста.
Отличным вариантом станет занятие природным творчеством, когда дети могут собирать листья, камни и веточки, чтобы создавать произведения искусства. Эта практика не только позволяет им экспериментировать с различными текстурами и формами, но и учит их наблюдать за природой новыми и творческими способами.
Еще одним продуктивным занятием являются ролевые игры на свежем воздухе, в ходе которых дети могут придумывать истории и персонажей на открытом пространстве. Взаимодействуя с окружающей средой, например, парком или садом, они могут использовать природные элементы для обогащения своих повествований. Эта форма игры помогает им развивать воображение и социальные навыки, поощряя сотрудничество и общение между ними.
Наконец, исследования и походы – это виды деятельности, которые стимулируют любопытство и открытия. Прогуливаясь по тропам, дети сталкиваются с новыми пейзажами и ситуациями, что вдохновляет их задавать вопросы и искать ответы. Эта связь с природой не только стимулирует их творческие способности, но и воспитывает чувство приключения и признательности к окружающему миру.
Кроме того, взаимодействие с природой способствует формированию чувства принадлежности и ответственности по отношению к окружающей среде. Играя и исследуя, дети развивают эмоциональную связь с окружающей средой, что учит их важности заботы о ней и ее сохранения. Этот опыт не только обогащает их воображение, но и помогает им сформировать основные ценности и понять свою роль в экосистеме.
Эффективные инструменты для повышения креативности
Организационные приложения, такие как Trello или Notion, позволяют визуально структурировать идеи и проекты, облегчая мозговой штурм.
Кроме того, такие платформы, как Canva и Adobe Spark, предлагают интуитивно понятные графические ресурсы, которые вдохновляют и упрощают создание привлекательного визуального контента.
С другой стороны, такие методы, как нестандартное мышление и использование ментальных карт, поощряют инновационный подход, открывая новые пути решения проблем.
Интеграция этих инструментов в повседневную жизнь не только стимулирует креативность, но и трансформирует подход к личным и профессиональным проектам [CEIP Félix Serrano, 2024].
Исследование гор, моря или сельской местности дает нам возможность испытать разнообразные ощущения, которые подпитывают наше воображение. Морской бриз, запах влажной земли после дождя или пение птиц на рассвете – все это стимулы, которые могут вдохновить на что угодно: от письма до живописи. Каждый пейзаж становится холстом, на котором мы запечатлеваем наши эмоции, превращая повседневность в нечто необыкновенное.
Погружаясь в это творческое путешествие, мы учимся ценить красоту в простом и эфемерном. Природа учит нас внимательно наблюдать, замечать детали, которые обычно остаются незамеченными, и находить красоту в переменах.
Успехов вам в ваших начинаниях! А чтобы убедиться, что вы ничего не перепутали, рекомендуем пройти небольшой тест: