Как поддерживать ребенка в периоды неудач

Как поддерживать ребенка в периоды неудач

С полетом Юрия Гагарина мир вступил в новую, космическую эпоху. Ее отличительная черта – устойчивое развитие. И это именно то, что нужно каждому ребенку, где бы он ни рос. Задача родителя – помочь малышу в этом, не навязывая собственные установки, зачастую устаревшие и опасные. Пора рассмотреть все подробно, подключая практические техники эмоционального интеллекта.

Неудачи в здоровых семьях

Все мы родом из детства. Какая бы семья ни была лично у вас, начнем с самого простого примера – здоровой или, как ее называют психологи, функциональной семьи.

В таких коллективах малышей не просто воспитывают, их:

  1. Ценят.
  2. Уважают.
  3. Думают об их будущем, исходя из их интересов, а не своих собственных.

В функциональных семьях неудачи воспринимаются как естественная часть жизни, как неминуемый, нормальный этап. Такие родители уверены, что, если они смогут поддержать ребенка в такие непростые моменты, то подарят ему тем самым бесценный инструмент для развития: устойчивость.

Родители знают, каково это – оградить своих детей от любой боли, любого падения, которое может причинить им неприятность. Иногда взрослые боятся, что их чадо столкнется с трудными ситуациями, разочарованиями или неудачами. Но что, если вместо того, чтобы пытаться защитить детей от всех препятствий, родители научат малышей, как им противостоять?

Механизм восприятия неудачи

Неудачи у всех разные. Однако все мы люди, и устроены более-менее одинаково. Очень часто бывает так, что в основе проблем человека лежит не факт, а восприятие этой самой «проблемы».

В 20 веке автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ), американский психотерапевт Альберт Эллис создал знаменитую «модель ABC», где:

  1. А – происшествие (в нашем случае неудача. Например, у малыша сломался велосипед).
  2. В – восприятие, оценка (в нашем случае осознание, что на пруд с друзьями поехать не удастся).
  3. С – эмоция (грусть, гнев, ярость… А если вдруг радость? Например, если вышеупомянутые «друзья» на самом деле – большие драчуны, а обладатель велосипеда вместо поездки на пруд в душе мечтает остаться дома с любимой книжкой).

Теория лично Эллиса и всей школы РЭПТ основана на том, что ключ к человеческим страданиям «зарыт» на срединной стадии, на уровне «В».

Под таким углом зрения задача родителей, которых интересует развитие уверенности в ребенке – работать с его убеждениями, наблюдать за ними, а не отмахиваться от забот малыша в пользу любимого телевизора.

Еще один очень популярный стратегический способ как поддержать ребенка – научить его переживать фрустрацию.

Работа с фрустрацией

Фрустрация – это неприятная эмоция, которая возникает, когда мы сталкиваемся с невозможностью достичь чего-то, что мы считаем важным.

Научить детей с раннего возраста переносить разочарования крайне важно для того, чтобы они могли с позитивом встречать жизненные трудности и вызовы.

Обучение управлению этой эмоцией подразумевает развитие способности принимать и преодолевать проблемы, ограничения и дискомфорт, которые могут возникнуть на пути, а также формирование стойкого отношения к неудачам и невзгодам.

Устойчивость к фрустрации не является врожденным навыком. Это отношение, над которым можно работать и которое можно развивать с течением времени. Однако существует ряд факторов, влияющих на способность каждого ребенка справляться с этим, некоторые из которых имеют решающее значение для его эмоционального развития.

Темперамент и характер каждого ребенка уникальны и определяют его порог чувствительности и толерантности. Некоторые дети более остро реагируют на трудности, в то время как другие демонстрируют большую способность принимать неудачи и адаптироваться к ним.

Более того, правильное эмоциональное воспитание имеет ключевое значение для того, чтобы помочь детям распознавать, определять и управлять своими эмоциями. Когда они учатся определять, что они чувствуют, и находить здоровые стратегии, чтобы направлять эти эмоции, они вырабатывают инструменты, которые позволят им более конструктивно справляться с трудностями. Конкретные способы мы подробно рассматриваем в нашей онлайн-программе «Эмоциональный интеллект: практические техники».

В то же время семейный климат и стиль воспитания играют решающую роль в способности детей справляться с разочарованиями и неудачами.

Главное – избегать крайностей: авторитарный стиль может вызывать постоянное и изнурительное разочарование, в то время как чрезмерная опека, характерная для более либерального стиля воспитания, ограничивает развитие ребенка, не давая ему сталкиваться с трудностями и вызовами.

Решая все за детей или ограждая их от проблемных ситуаций, родители лишают их возможности научиться справляться с препятствиями и развивать необходимые навыки для эмоционального роста. Правильный баланс позволит им быть более независимыми и поможет им расти здоровыми.

Конкретные же методы обучения тому, как переносить фрустрацию, таковы:

  1. Помогите ребенку распознать свои эмоции. Научите его называть то, что он чувствует. Обозначение эмоций, таких как грусть, гнев или разочарование, поможет понять их и свой внутренний мир.
  2. Будьте образцом для подражания. Покажите на личном примере, как именно вы справляетесь со своими повседневными проблемами и трудностями. Дети учатся, наблюдая, и ваше отношение к трудностям станет для них лучшим уроком.
  3. Не решайте все за ребенка. Не говорите «да» всему и не решайте проблемы, которые чадо может научиться решать самостоятельно. Научите их ценить упорный труд, чтобы получить желаемое, а также важность умения говорить «нет» и жить в рамках ограничений. Главное – не воспринимать их как «советский дефицит», а скорее, как естественную черту современного мира в космическую эпоху. Людей 8 млрд, а Земля одна: нам всем нужно научиться друг с другом уживаться.
  4. Сохраняйте четкие границы. Если вы установили правило или ограничение, не поддавайтесь. Детям необходимо уяснить, что они не всегда могут получить то, что хотят. Помогите им конструктивно справиться с гневом, который это может вызвать.
  5. Поощряйте настойчивость. Объясните ребенку, что усилия могут помочь ему преодолеть многие трудности. Осознание того, что он может противостоять проблемам и решать их, повысит его уверенность в себе и устойчивость к разочарованиям.
  6. Предложите альтернативы. Если задача кажется слишком сложной, покажите ребенку другой способ достижения цели. Адаптация вашего подхода может стать ключом к преодолению возникшей проблемы.
  7. Превращайте трудности в возможности для обучения. Как только момент разочарования пройдет, вы сможете вместе поразмышлять о том, что помогло справиться, а что не сработало. Таким образом, малыш будет лучше подготовлен к решению подобных ситуаций в будущем.

Крайне важно научить детей тому, что неудачи не определяют их личность, а скорее являются частью процесса обучения. Помогая им понять, что совершать ошибки – это нормально, мы можем преподать им замечательные уроки настойчивости и устойчивости для их развития.

Научившись преодолевать препятствия, не сдаваясь при первой же попытке, вы подготовите детей к преодолению жизненных трудностей.

Мышление роста

Многие несовершеннолетние ощущают неудачу, как конец света. Проваленный экзамен, отказ в принятии в спортивную команду – это стресс не только для ребенка, но и для его заботливых родителей.

Когда они ломают голову, как поддержать ребенка, очень эффективный способ, о котором не все знают – прибегнуть к инструментарию мышления роста, который был разработан все в том же 20 веке профессором Стэнфордского университета Кэрол Дуэк.

Вот некоторые способы.

Поговорить о собственных неудачах

Например, вы можете рассказать ребенку анекдот из вашей юности, когда вы попробовали что-то сделать, но результат оказался не таким, как вы ожидали, зато вы многому научились. Может быть, это был школьный проект или сложный экзамен.

Делясь этими историями, мы дарите ребенку душевное спокойствие. Магия сторителлинга в действии.

Укрепить в ребенке веру в самого себя

Когда все валится из рук, многим, особенно детям, свойственно винить себя. А это опасно.

В такие моменты у родителей есть возможность научить детей тому, что их способности – это не что-то неизменное, а то, что они могут улучшить, приложив усилия и преданность делу. По словам Дуэк, когда у детей формируется установка на рост, они начинают воспринимать трудности как возможности, а не как непреодолимые препятствия, проклятие свыше или расплату за что-то хорошее.

Представьте, что ваш ребенок репетировал выступление в школе, но оно прошло не так, как ожидалось. Вместо того чтобы сосредотачиваться только на результате, можно произнести следующие слова: «Я горжусь усилиями, которые ты приложил, и всей работой, которую ты проделал, чтобы достичь этого. Это нелегко, и то, что ты продолжаешь стараться, показывает твою настойчивость».

Этот разговор поможет малышу понять, что ценность заключается в усилиях и обучении, а не только в достижении цели. Старый-добрый олимпийский девиз «Главное – не победа, а участие» никто не отменял.

Это послание необходимо для того, чтобы дети поняли, что настоящий успех заключается не в том, чтобы никогда не терпеть неудач, а в том, чтобы извлекать уроки из каждой попытки.

Отказаться от обесценивания чувств

Когда дети сталкиваются с разочарованием, вполне нормально, что у них возникают такие эмоции, как грусть или гнев.

Однако, как родители, мы часто пытаемся сразу же помочь им почувствовать себя лучше, говоря им что-то вроде: «Все не так уж плохо» или «Не волнуйтесь, это пройдет». Хотя эти фразы и имеют благие намерения, они могут обесценить чувства ребенка и заставить того почувствовать, что его боль не важна.

Вместо этого попробуйте прислушаться к их эмоциям и принять их.

Попробуйте сказать зареванному страдальцу: «Я знаю, что ты чувствуешь разочарование, и это нормально. Естественно чувствовать себя так, когда дела идут не так, как ты ожидал».

Это создает для детей безопасное пространство, где они могут выражать свои чувства без осуждения.

«Упади 7 раз и 8 раз поднимись»

Эта японская мудрость учит тому, как важно в этой жизни научиться вставать после того, как невзгоды валят с ног.

К примеру, малыши копытных знакомятся с этой правдой сразу после рождения, иначе они не смогут поспевать за стадом.

Людям как приматам тяжелее, потому что у нас в принципе другой механизм взросления и образ жизни. Однако ключевые жизненные паттерны неизменны: чтобы выжить, необходимо найти в себе силы справиться с тяготами и двигаться дальше.

Именно в периоды неудач дети больше всего нуждаются в заботливых взрослых. Им нужны родители, которые не просто говорят им: «Все будет хорошо», но и идут рядом с ними, показывая своим примером, что неудача – это возможность учиться, и что стойкость – это не отсутствие боли, а умение находить силы продолжать идти вперед.

7 советов для родителей, которые помогут детям справиться с неудачами:

  1. Подавать правильный пример. Если у взрослого толерантность к фрустрации низкая, то и дети научатся реагировать так же. Но, если что-то идет не так, как ожидалось, и мы не только не злимся, но и принимаем это как новый опыт, наши дети воспримут это как естественную реакцию и включат в свое собственное восприятие жизни.
  2. Не сдаваться с первой попытки. Типичная истерика в супермаркете из-за того, что ребенку отказали в лакомстве или игрушке – пример плохого управления неудачами. Если мы отреагируем, дав ему это, чему он научится? В следующий раз малышу придется пинаться и кричать, пока не получит свое.
  3. Извлекать уроки из неудачных попыток. Другой случай: спортивное соревнование, на которое вы возлагали большие надежды, а оно оказалось не таким, как вы ожидали. Вместо того, чтобы зацикливаться на поражении, поговорите с ребенком о его любимых моментах этого вида спорта, о красоте гола или паса, о единодушной поддержке одноклассников. Это сделает переживание более приятным.
  4. Помочь ребенку осознать его собственные ограничения. Очень важно дать человеку понять, что он не всемогущ, что иногда он не побеждает, однако это не делает его хуже.
  5. Перевести стрелки на его многочисленные достоинства. Лучший способ удержать ребенка от концентрации своей энергии на неудачах – это повысить его самооценку и напомнить ему обо всем, что он делает хорошо. Например: «Жаль, ты не выиграл конкурс рисунков в классе, но помнишь ту милую маленькую собачку, которую ты нарисовал? Так вот, она висит у меня в рабочем кабинете».
  6. Учиться ставить реалистичные цели. Возможно, у вас нет инструментов, чтобы стать лучшим в какой-то дисциплине сегодня, или у вас могут быть дополнительные трудности по сравнению с вашими сверстниками, но у вас есть инструменты, чтобы совершенствоваться, а это самое главное.
  7. Научить ребенка быть настойчивым. Если малыш хочет преуспеть в чем-то (и хочет этого для себя, а не потому, что кто-то заставляет его так думать), сядьте с ним рядом и установите руководящие принципы для практики соответствующей дисциплины. В 99% случаев успех достигается упорным трудом. «Терпение и труд все перетрут».

Но превыше всего будьте вместе с ребенком. Дать ему почувствовать вашу поддержку, знать, что его ценят и любят и в хорошие, и в плохие времена, – это величайшее ободрение, которое он когда-либо мог получить.

Способы успешно преодолевать период неудач

Однако советы советами, но нужно и дела делать. Теперь, когда мы определили возможные ситуации, давайте посмотрим, как мы можем помочь детям в практическом плане:

  1. Присоединяйтесь! Первый шаг к оказанию помощи вашим детям – это участие в их жизни. Поговорите с ними и выясните, в чем проблема, чтобы вы понимали, из-за чего сыр-бор.
  2. Поощряйте навыки детей. С демотивацией можно бороться с помощью мотивации. Это звучит как скороговорка, но давайте приведем пример, чтобы прояснить ситуацию. Допустим, ваш ребенок любит рисовать, а в школе рисование является второстепенным предметом. Это приводит к тому, что ребенок теряет интерес к другим предметам, становится злым и теряет мотивацию. Позвольте вашему ребенку развивать свои навыки с помощью внеклассных занятий, при условии, что он обязуется продолжать учебу.
  3. Убедитесь, что ваш ребенок хорошо отдыхает и питается. Это необходимо и для учебы, и для спорта, и для многого другого. Многие дети допоздна сидят, используя свои мобильные телефоны, компьютеры или планшеты. Поэтому не позволяйте им идти с ними в спальню. Вы можете ввести правило, что все должны оставлять электронные устройства в гостиной на ночь.
  4. Проконсультируйтесь с врачом. Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с обучением, не стесняйтесь обратиться к врачу. Могут быть выявлены нарушение слуха или зрения, дислексия или другие особенности.
  5. Помогите ребенку сосредоточиться. Есть несколько приемов, помогающих сконцентрироваться, в том числе устранение отвлекающих факторов. Ваш ребенок должен учиться выполнять домашние задания в месте, удаленном от телефона, планшета, компьютера и игрушек.
  6. Создайте распорядок дня. Помогите ребенку спланировать свой день. Например, прийти домой, поесть, отдохнуть полчаса, выполнить домашнее задание или заняться учебой, а затем насладиться свободным временем.
  7. Попробуйте тренировки мозга. Это можно сделать с помощью судоку, головоломок, кроссвордов... Наслаждайтесь этими занятиями вместе с ребенком!
  8. Дарите своим детям любовь. Обнимайте их, целуйте их, говорите им, как сильно вы их любите. Это кажется очевидным, но это не так. Ваши дети должны знать, что вы любите их, несмотря ни на что, и как родители, мы должны помнить, что наши дети – это гораздо больше, чем их оценки.
  9. Позаботьтесь о самооценке своих детей. Низкая самооценка может привести к проблемам в школе. Помните, что ярлыки и сравнения могут подорвать самооценку ребенка.
  10. Читайте вместе с детьми. Понимание прочитанного необходимо для успешной учебы ваших детей [Educo, 2019].

Чем больше взрослые углубляются в нюансы воспитания, тем больше они осознают, что зачастую оно базируется на элементарном общении, на способности людей говорить и доносить друг до друга смысл своих слов. А если вы точно знаете, что общение – это не ваше, вам в принципе трудно поддерживать близких и гасить конфликты на корню: добро пожаловать на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации».

Неудачи в нездоровых семьях

Под конец необходимо поговорить о неприятных, однако широко распространенных ситуациях, когда неудача ребенка воспринимается как конец света, а банальная двойка – как повод для семейного скандала.

Это часто происходит в нефункциональных семьях, где родители по самым разным причинам не воспринимают отпрыска как личность, как человека. Особенно, если это девочки.

В таких семьях взрослым трудно удержаться от того, чтобы не перенести неудачи ребенка на собственную жизнь и почувствовать себя неудачником. А хуже всего то, что такие жизненные сценарии и паттерны тиражируются средствами массовой информации, транслируются на широком экране и превращаются в пищу для анекдотов.

В результате родитель-обыватель начинает укрепляться в мнении, что его личная неспособность контролировать гнев, это не отклонение, а норма. «Все так живут, чем мы хуже?»

Внимание, перфекционизм!

Причин образования нефункциональных семей великое множество. Всех не перечислить. Одна из самых распространенных – обычный бытовой перфекционизм. Как и язык, малыши обычно усваивают эту «заразу» в детстве, а затем живут с ней до гробовой доски, даже не осознавая наносимый себе и окружающим вред.

Поэтому ключевой совет родителям, которым не чужда самокритика: спросить самих себя, здоровые ли установки вы прививаете собственному ребенку. Допустима ли в вашей семье фраза: «Да, очень хорошо, но...»? Не взращиваете ли вы маленького перфекциониста? Не пора ли научиться самим разрывать этот порочный круг, прежде чем впускать в него несовершеннолетних?

Стирание и перерисовывание одной и той же буквы десятки раз или многократное повторение селфи – вот примеры того, как перфекционизм мешает успеваемости детей. Эта черта характера вовсе не является стимулом к совершенствованию, а, напротив, связана со страданиями и разочарованием, поскольку маленький перфекционист никогда не бывает доволен своими достижениями.

Еще один типичный случай, когда что-то идет не так, – получить от учителя «четыре» и воспринять эту новость с раздражением.

Хотя эти профили легче распознать в академической среде, перфекционизм проявляется во всех сферах реальности. Родители, сталкивающиеся с подобными ситуациями, могут обнаружить, что их дети проводят бессонные ночи, завершая проекты, или сталкиваются с повторяющимися истериками, пытаясь добиться невозможного.

В данном случае, когда родители волнуются, как поддержать ребенка, их главная задача – перенаправить перфекционизм в сторону более здорового и реалистичного варианта усилий.

Перфекционисты часто видят в неудачах не ценный опыт, а самоутверждение того, что они недостаточно хороши в чем-то. Вот тут-то жизнь и начинает усложняться. Возникает парадокс: малыш расстраивается из-за хороших результатов. Между «В» и «С» из модели Эллиса начинается кровавая война, сотканная из множества противоречий.

Самое опасное происходит, когда ребенок начинает терять ощущение связи между собственными чувствами и результатами деятельности, предупреждает психолог Сильвия Алава [La Vanguardia, 2020].

В результате:

  1. Меняется восприятие безопасности. Малыш начинает ощущать угрозу там, где ее на самом деле нет.
  2. Падает самооценка.
  3. Возникают психосоматические ощущения. «Надуманные», но от того не менее неприятные. У кого-то это спонтанная резь в желудке, у кого-то – «медвежья болезнь».

Самое сложное для специалистов по педагогической психологии – распознать симптомы вовремя, не перепутать их с реакциями, возникающими из-за низкой толерантности к усилиям.

Люди со структурированным мышлением склонны считать, что либо умны, либо неумны, и что неудачи являются свидетельством отсутствия интеллекта. То, как хвалят ребенка, может сформировать такой тип мышления.

В некотором смысле перфекционизм парализует, поскольку для выполнения действия требуется больше ресурсов, чем необходимо. У детей младшего возраста это можно определить по определенным чертам, например, отсутствию гибкости и спонтанности. Маленький человечек из кожи вон лезет, требуя, чтобы все было сделано так, как он хочет, и очень расстраивается, если происходит по-другому.

Перфекционизм не знает рас, полов и социальных классов, что блестяще показано в сказочной повести Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика».

Специалисты сходятся во мнении, что перфекционизм является серьезной проблемой при возникновении у детей эмоционального и социального истощения. Такие дети предъявляют к себе очень высокие требования и не позволяют себе терпеть неудачи в процессе обучения.

Это мешает им наслаждаться впечатлениями. Аспект, который может повлиять на их способность к творческой игре или применению творческих способностей. На социальном уровне это также может мешать. Во многих случаях они пытаются навязать другим свой образ мышления, поскольку у них часто есть идеал того, как все должно быть сделано.

Доведенный до крайности перфекционизм может привести к серьезным проблемам: расстройствам пищевого поведения, обсессивно-компульсивному расстройству и многому другому, включая трудности с сексом во взрослом возрасте.

Родителям очень важно уяснить для себя, что избегание поощрения перфекционизма не связано с воспитанием посредственности.

Вот несколько приемов, которые помогут перенаправить перфекционизм:

  1. Сосредоточьтесь на усилиях. Речь не идет о копировании модели или стремлении к целям, выходящим за рамки реальных личных возможностей. Речь идет о вознаграждении за усилия, признательности за уже проделанную работу.
  2. Сосредоточьтесь на эмоциях, а не на результате. Важен сам процесс и ощущения, которые возникают во время него. Цените не красоту торта, а те чувства, которые испытал ребенок в процессе создания этого кулинарного шедевра. Или уродца, уж как пойдет.
  3. Относитесь к неудачам с юмором. Раз уж вышел уродец из вашего торта, то почему бы вместе над этим не посмеяться?
  4. Поощряйте проактивность. Один из способов мотивировать детей – напрямую спрашивать их, как они сами хотят поступать.
  5. Предлагайте определенные творческие задания. Это способ повысить гибкость ума. Пусть дети сами найдут одно из возможных решений, предвидя, что их всегда будет много. Учите детей различать оттенки и полутона, а не погружаться с головой в черно-белую гамму.
  6. Избегайте абсолютных терминов. Изгоняйте такие концепции, как «все или ничего», «всегда или никогда» [La Vanguardia, 2020].

Развитие уверенности в ребенке – это долгий и нелинейный процесс. Однако вместе со здоровьем это та самая истинная ценность, которую любящий родитель может передать своему чаду в наследство.

Берегите себя и берегите своих детей.

Успехов!  А чтобы убедиться, что вы все правильно поняли, рекомендуем пройти небольшой тест: