Урок 7. Инструменты для повышения уверенности у взрослых и детей
Мы подошли к финальному уроку нашего курса. Можно сказать, что вы уже освоили самые основные знания, необходимые для повышения и поддержания уверенности в себе. Вы владеете методами самооценки и можете адекватно оценить свои сильные и слабые стороны.
Вам известно, как работать с негативными установками и как постепенно менять негативное мышление на позитивное. Вы способны взять под контроль эмоции и побороть стресс, тревогу и страх.
Вы научились планировать, брать под контроль свое время и мотивировать себя, когда времени в обрез, а делать дело нужно. И, наконец, вас перестали страшить ошибки и неудачи, потому что вы сможете извлечь из них пользу там, где они неизбежны, и избежать их там, где это можно и нужно сделать.
Чего нам еще не хватает для полного счастья? Вы будете чувствовать себя еще увереннее, если освоите еще несколько полезных для жизни инструментов общения и взаимодействия в обществе.
Кроме того, мы узнаем, как изучение нового, приобретение новых знаний и навыков, творческая деятельность и социальная поддержка помогают развить уверенность нашим детям, и как мы их можем в этом поддержать.
Собственно, про влияние опыта и навыков на уверенность в себе мы достаточно подробно говорили в уроке 3, а сегодня посмотрим, как вы можете поделиться этими знаниями с другими. В конце урока вас будут ждать упражнения для развития уверенности.
Содержание:
- Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
- Уверенное общение
- Ассертивность: умение отстаивать свои права и мнения без агрессии
- Изучение нового: приобретение новых знаний и навыков, чтение, курсы
- Творческая деятельность и самовыражение
- Социальная поддержка: наличие поддержки со стороны семьи, друзей и коллег
- Упражнения для развития уверенности
- Проверочный тест
Сегодня нам очень пригодятся книга «Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным» [Д. Хэссон, 2010] и книга «Похвалите меня. Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе» [Р. Джеймс, 2006].
Упражнения для развития уверенности мы возьмем из статьи «Откуда начинается уверенность в себе» [К. Вебер, 2018]. И еще несколько идей из книги-тренинга «Как стать уверенным в себе. Всего 6 минут в день» [П. Франк, 2016].
И специально для родителей книга «Как помочь ребенку стать смелым и уверенным» [Ю. Давыдова, 2008]. С этого, пожалуй, и начнем.
Как помочь ребенку стать уверенным в себе?
«Когда ребенок требует, чтобы ему купили игрушку, наглость так и прет, а как просят рассказать стишок, так он, видите ли, стесняется...» Думается, многие родители сталкивались с дилеммой, когда, с одной стороны, нужно бы ребенка воспитывать построже и не разбаловать, а с другой, очень хочется, чтобы он чувствовал себя счастливым и уверенным в том, что он заслуживает самого лучшего.
На самом деле, никаких противоречий нет, и правильно воспитанные дети достаточно быстро начинают понимать, что «без труда не вытащить и рыбку из пруда», «что посеешь, то и пожнешь» и т.д. Да, сказки, пословицы и поговорки могут стать для вас хорошими помощниками в деле воспитания детей. Особенно, если вы будете не просто их читать вслух, а еще и обсуждать главных героев, обращая внимание ребенка на значимые детали.
Например, что с пирожками можно пойти к бабушке, а не только от бабушки, и о пожилых людях нужно заботиться, в том числе о вашей бабушке. Пример из «Красной шапочки» совсем простой, а есть в сказках задачки и посложнее. Такие примеры, как Малыш и Карлсон, Винни-Пух и Кролик, наглядно показывают, что дружба будет гораздо крепче, если хотя бы у одного есть что поесть, причем это работает не только в дружбе... Впрочем, нет, это для более старшего возраста.
Так или иначе, развивая у ребенка навыки общения и эмоциональный интеллект, обучая понимать мотивы поведения других людей, вы делаете его более защищенным от неприятностей и более уверенным в себе. Помощь ребенку в развитии уверенности в себе – это многослойный процесс, требующий внимания, терпения и последовательных усилий.
Топ-10 советов как помочь ребенку стать уверенным в себе:
1 | Позитивное подкрепление и оценка достижений – хвалите ребенка за конкретные достижения и усилия, а не «в общем и целом». Например, «Как ты здорово собрал домик из конструктора» и только потом «Ты умница!» вместо потока комплиментов «Ты очень умный» и «Ты мой хороший» без конкретики. |
2 | Исключительно конструктивная критика – даже маленькому ребенку нужно предъявлять претензии по делу, воздерживаясь от оскорблений и оценочных суждений. Когда истерика утихнет, нужно четко объяснить, что кричат и катаются по полу в торговом центре только умственно отсталые и/или плохо воспитанные дети, а нормальные должны понимать, что у мамы может не быть денег на игрушку. Крики «Ты тупой», «Ты дебил», «Ты больше вообще ничего не получишь» обидят и не помогут, потому что теряется причинно-следственная связь между «преступлением и наказанием».< |
3 | Поддерживайте ребенка в его попытках быть самостоятельным – не торопите его, когда он разворачивает фантик конфеты, не мешайте ему запутаться в пуговицах и шнурках, объясните правила обращения с ножом, если он захочет помочь вам нарезать овощи для салата. |
4 | Проявляйте интерес к его занятиям и досугу – восхищайтесь, какой красивый рисунок ему удалось нарисовать в садике, спрашивайте, кто из зверей ему больше всего понравился в зоопарке, тактично и без негодования поправьте, если ребенок что-то перепутал. |
5 | Помогайте расширять кругозор и учиться новому – писать, читать, считать, рисовать, петь, танцевать, вышивать крестиком и что угодно еще. Вплоть до того, что каждые выходные ведите его в какое-то новое для него место, будь то театр юного зрителя или шахматный клуб в вашем городе. |
6 | Приобщайте к спорту – сводите в разные спортивные секции, заранее договорившись, что ребенку дадут попробовать сыграть в теннис, пробежаться по беговой дорожке с профессиональным покрытием, прыгнуть в длину и приземлиться в яму со специальными амортизирующими материалами. И, конечно, показывайте личный пример – занимайтесь спортом, делайте зарядку, катайтесь на велосипеде и т.д. |
7 | Обучайте этикету и навыкам общения – учите говорить «Спасибо» и «Пожалуйста», «Здравствуйте» и «До свидания», стучаться, прежде чем войти к вам в комнату или кабинет заведующей детским садиком, правильно вести себя за столом, разрешать конфликты и отстаивать свое мнение мирным путем. |
8 | Создайте безопасную и поддерживающую среду – для совсем крох нужно просто убрать из зоны досягаемости все колющее, режущее и прочее представляющее опасность, чтобы ребенку не нужно было ничего запрещать, пока он не ходит, а только ползает. Малышам постарше нужно донести мысль, что открытое окно, проезжая часть дороги, бродячие собаки могут быть опасны, и почему именно к ним нельзя приближаться. |
9 | Установите правила, что можно, а что нельзя – четко следуйте им, потому что в противном случае вы подадите ребенку плохой пример, как манипулировать обязательствами и не выполнять обещанное. И посеете неуверенность, потому что ребенок не будет понимать, почему одни и те же действия то поощряются, то наказываются. |
10 | Безусловная любовь – ребенок должен знать, что вы его любите независимо от оценок в школе, а хорошие знания нужны ему, а не вам. Не нужно воплощать в жизнь юмор из StandUp на ТНТ, когда родители такие: «Что-о-о? Двойка по математике?! – Алло, это роддом? У нас возврат...» |
Посмотреть полностью выступление талантливого стендапера Ивана Абрамова «Школьные лайфхаки» можно здесь, а мы продолжим тему и скажем, что нужно показывать детям хороший пример, поощрять самостоятельность и помогать справляться с трудностями. И, конечно, учить общаться.
Уверенное общение
Человек – существо социальное и общение является важной частью социального взаимодействия как такового. Общение – это взаимодействие между двумя и более людьми, которое заключается в обмене информацией, имеющей познавательный или аффективно-оценочный характер.
Навыки общения – это способности и умения, которые позволяют человеку эффективно коммуницировать с другими людьми. Эти навыки включают в себя вербальные, невербальные и социальные аспекты общения и являются ключевыми для установления и поддержания межличностных отношений в различных социальных и профессиональных контекстах.
Давайте рассмотрим основные навыки общения.
Вербальные навыки:
- Ясность и точность – способность четко и ясно выражать свои мысли и идеи.
- Адаптация стиля общения – умение подстраивать свою речь под аудиторию и ситуацию.
- Активное слушание – внимательное восприятие и понимание того, что говорит собеседник.
- Эмпатия – способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей.
- Обратная связь – умение давать и получать конструктивные комментарии по теме общения.
Невербальные навыки:
- Жесты и мимика – использование жестов, выражения лица и движений тела для подкрепления вербальной коммуникации.
- Зрительный контакт – поддержание адекватного зрительного контакта для демонстрации внимания и заинтересованности.
- Интонация, громкость, темп и тембр голоса – вариации в интонации, темпе, тембре и громкости речи полезны для передачи эмоций и акцентов.
- Язык тела – открытая и дружелюбная поза демонстрирует готовность к общению, вовремя занятая закрытая поза просигналит собеседнику, что он нарушает ваши границы.
Социальные навыки:
- Этикет и правила поведения – знание и соблюдение социальных норм и правил общения в разных ситуациях.
- Управление конфликтами – способность разрешать конфликты конструктивным образом.
- Навыки переговоров – навыки ведения переговоров, способность воспринимать точку зрения собеседников и убеждать их в своей точке зрения.
- Сотрудничество – способность работать в команде и эффективно взаимодействовать с коллегами.
Важность навыков общения для детей и взрослых невозможно переоценить. Это вопрос социальной адаптации, потому что умение общаться позволяет человеку лучше адаптироваться в социальных ситуациях, строить и поддерживать отношения.
Это вопрос успешной учебы и работы, потому что эффективные навыки общения способствуют улучшению взаимоотношений в коллективе, позволяют точнее донести мысль до окружающих, что полезно для эффективной учебной и рабочей деятельности.
Развитие навыков общения помогает улучшить личные отношения, укрепить уверенность в себе и повысить эмоциональный интеллект.
Развитие навыков общения у детей и взрослых:
| Постоянная практика – разговаривайте с детьми, задавайте им вопросы, стимулируйте рассказывать о чем-либо и рассказывайте что-то интересное сами. Это полезно и вам, и детям для отработки связности речи и точности формулировок. Навыки эффективных переговоров невозможны, если не будет практиковаться обычное общение друг с другом. |
| Чтение книг – кто много читает, у того больше словарный запас, меньше ошибок в письменной речи и больше арсенал тем для разговоров. |
| Техника активного слушания – учитесь сами и учите детей внимательно слушать, не перебивая, и задавать уточняющие вопросы. Осваивайте приемы активного слушания, такие как выражение поддержки словами и жестами, зрительный контакт и прочие. Психология общения подразумевает как умение говорить, так и умение слушать. |
| Обратная связь – запрашивайте и предоставляйте конструктивную обратную связь, спрашивайте, все ли ребенок понял, просите повторить, как он вас понял и что именно он должен сделать. Не стесняйтесь сами уточнять, что имел в виду ребенок. |
| Выступление перед аудиторией – пусть это сначала будет небольшая группа друзей или домочадцев. Или даже пусть вы будете для начала единственным зрителем для своего малыша. Публичное выступление потребуется каждому человеку в этой жизни не раз и не два, начиная от ответов у доски в школе и заканчивая ведением презентаций и выступлениями на конференциях. Если вы все еще не сильны в публичных выступлениях, учитесь вместе с ребенком, а если вы уверенно чувствуете себя, выступая перед аудиторией, поделитесь этим навыком с наследником. |
Выступление перед аудиторией – это не только полезный для многих сфер деятельности навык, но еще и инструмент повышения уверенности в себе, потому, что обладая таким многофункциональным навыком, вы автоматически расширяете круг ситуаций, в которых можете ощущать себя уверенно.
Навыки общения можно прокачать на нашей программе «Лучшие техники коммуникаций», навыки публичных выступлений – на курсе «Ораторское мастерство». И, конечно, успешное общение невозможно без умения отстаивать свое мнение спокойно, аргументировано и без агрессии.
Ассертивность: умение отстаивать свои права и мнения без агрессии
Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, границы и потребности без агрессии и сохраняя уважение к окружающим. Можно сказать, что ассертивность – это «вежливая настойчивость».
Такое качество, как ассертивность, способствует улучшению взаимопонимания, взаимоотношений, коммуникаций и, как следствие укреплению самооценки и уверенности в себе.
Как развить ассертивность:
- Осознание своих прав – понимание того, что вы имеете право на свои мнения, чувства и потребности, является первым шагом к развитию ассертивности.
- Практика четкой и уверенной коммуникации – используйте так называемые «Я-утверждения», говорите о своих чувствах и потребностях, используя фразы, начинающиеся с «я». Например, «Я чувствую, что...» Четко формулируйте свои мысли и желания, избегая двусмысленности.
- Управление эмоциями – работайте над тем, чтобы сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции в сложных ситуациях. Понимание и уважение чувств других людей помогают строить конструктивные диалоги.
- Установление границ – определите свои личные границы и научитесь внятно объяснять, почему вашим друзьям не стоит беспокоить вас после 21 часа без острой нужды и почему ваши дети должны стучаться и дождаться разрешения зайти к вам в комнату.
Это для взрослых, а как развить ассертивность у детей? Прежде всего, научить детей всему вышеперечисленному, подавать личный пример «вежливой настойчивости» и при необходимости дать конкретные советы детям, как обходиться без грубости, если они считают, что их притесняют в школе или в компании сверстников. Рассмотрим некоторые наиболее частые ситуации и возможные подходы, как помочь своим детям.
На детской площадке:
- Ситуация: Другой ребенок берет игрушку вашего ребенка без разрешения.
- Подход: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть этой игрушкой, но это моя игрушка. Может быть, мы сможем поиграть вместе?»
В школе:
- Ситуация: Учитель несправедливо обвиняет ребенка в нарушении правил и плохом поведении.
- Подход: «Извините, но я не согласен с этим. Я не делал того, в чем меня обвиняют, и могу объяснить свою точку зрения».
Дома:
- Ситуация: Ссора с братом или сестрой из-за выбора телевизионной программы.
- Подход: «Мне бы хотелось посмотреть эту программу, потому что она мне нравится. Можем ли мы договориться о том, чтобы по очереди выбирать, что смотреть?»
Разумеется, для конструктивного решения конфликта нужна готовность и второй стороны, однако такая готовность не формируется «из ничего». Даже если в первый раз консенсуса не получится, вторая сторона будет знать на будущее, что, взяв игрушку вашего ребенка или обвинив его непонятно в чем, тут же получит внятный ответ и приглашение к диалогу.
Очень часто сам факт хоть какого-то отпора уменьшает желание абьюзера обижать вашего ребенка, потому что самая благодатная почва для абьюза – это безнаказанность.
Вероятность столкнуться с таким отношением будет меньше, если человек постоянно развивается и проводит большую часть времени в обществе людей, интересующихся саморазвитием и укрепляющих уверенность в себе за счет новых знаний и навыков, а не за счет унижения других.
Изучение нового: приобретение новых знаний и навыков, чтение, курсы
В уроке 3 мы достаточно подробно рассмотрели влияние новых знаний, опыта и навыков на уверенность в себе, поэтому не будем повторяться, а сразу перейдем к тому, как с этим работать.
Как использовать изучение нового для повышения уверенности в себе:
- Регулярное чтение и самообразование – чтение профессиональной литературы позволяет быть в курсе новых тенденций и повышает вашу компетентность. Чтение художественной литературы расширяет кругозор, улучшает эмоциональный интеллект, дает новые темы для общения.
- Повышение квалификации и освоение новых профессий – курсы повышения квалификации и новых профессий позволяют приобрести новые навыки и повышают вашу ценность как специалиста.
- Курсы по развитию софт скиллз – развитие мягких навыков или умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами, так или иначе важных в разных сферах жизни, развивают вас как личность.
- Хобби и творчество – пробуя различные занятия, вы получаете новые знания и навыки, которые обогащают вас как личность. Чем больше вы умеете, тем в большем количестве ситуаций можете чувствовать себя уверенно.
Как приобщать детей к изучению нового: книгам, спорту, музыке, пению, рукоделию? Прежде всего, детям это должно быть доступно. У них должны быть книги, игры, игрушки, конструктор, пластилин, бумага, краски, карандаши, комната или пространство в комнате для самостоятельных игр.
Творческая деятельность и самовыражение
О влиянии творческого самовыражения на самооценку и уверенность в себе мы рассказывали в том же уроке, где рассматривали влияние новых знаний, опыта и навыков на уверенность в себе, поэтому сразу перейдем собственно к творчеству.
Как взрослым людям найти время для творчества:
- Планируйте заранее походы в театры, музеи и на выставки – это занимает не так уж много времени, зато позволяет вам чувствовать себя культурным человеком и быть в курсе трендов.
- Читайте стихи и прозу перед сном – художественная литература уносит нас в иные миры и эпохи, где мы можем вольно или невольно сравнить себя с книжными героями и получить заряд вдохновения и уверенности в себе. Кроме того, чтение помогает легче уснуть.
- Ходите иногда в кино или хотя бы смотрите фильмы онлайн – вы сможете узнать больше об отношениях между людьми и использовать эти знания в своей жизни.
- Слушайте музыку, когда занимаетесь домашней рутиной – музыка поднимает настроение и дает заряд энергии, что уже достаточно для уверенности в себе.
- Смотрите по сторонам – выступления личных музыкантов и танцоров, настенное граффити и необычная реклама могут стать источниками новых идей и вдохновения.
- Пробуйте себя в творчестве – набросать рисунок, спеть песню или сыграть на гитаре любимую композицию займет от силы три минуты, зато позволит вам регулярно поддерживать ранее полученные навыки и чувствовать себя «в форме», что полезно для уверенности в себе.
Как приобщить детей к творчеству и стимулировать творческое самовыражение:
- Создайте домашнюю библиотеку с интересными ребенку книгами.
- Устраивайте совместные походы в библиотеку и книжный магазин.
- Обсуждайте прочитанные книги, задавайте вопросы о содержании.
- Помогите ребенку выбрать вид спорта, который ему понравится.
- Организуйте семейные мероприятия с активными играми и квестами.
- Дайте ребенку возможность попробовать разные музыкальные инструменты.
- Сводите ребенка на пробный урок вокала.
- Посещайте концерты и музыкальные фестивали.
- Пойте вместе любимые песни дома или в машине (подросшего ребенка можно взять с собой в караоке).
- Поощряйте участие ребенка в художественной самодеятельности, концертах, театральных кружках, утренниках и прочих творческих активностях.
- Водите ребенка на мастер-классы по рисованию и различным видам рукоделия, таким как вышивка, вязание, создание украшений и прочие.
- Посещайте ярмарки и выставки народного творчества.
- Создавайте вместе с ребенком поделки и подарки для друзей и семьи.
Помимо обретения новых навыков, рисование, рукоделие и работа с конструктором развивают мелкую моторику, что напрямую стимулирует развитие мозга, поэтому польза от всего этого многоаспектная.
Социальная поддержка: наличие поддержки со стороны семьи, друзей и коллег
Все, о чем мы говорили в этом уроке ранее, будет работать с большей силой, если мы будем видеть наличие поддержки со стороны семьи, друзей и коллег, а ваши дети будут ощущать вашу поддержку, поддержку ровесников, учителей в школе, воспитателей в детском саду.
Как социальная поддержка влияет на уверенность в себе:
- Поддержка со стороны семьи помогает человеку чувствовать себя безопасно и уверенно. Любовь, забота и понимание со стороны близких укрепляют внутреннюю устойчивость.
- Поддержка со стороны друзей обеспечивает чувство принадлежности к группе, что важно для самооценки. Знание, что тебя принимают таким, какой ты есть, повышает уверенность.
- Поддержка и признание со стороны коллег и руководства способствуют развитию профессиональной уверенности. Чувство, что твои усилия и вклад ценятся, укрепляет уверенность в своих профессиональных навыках.
- Получение положительных отзывов и признание достижений от близких людей помогает закрепить уверенность в своих силах и способностях.
- Поддержка в трудные моменты помогает справиться с эмоциями и избежать снижения самооценки.
- Социальная поддержка способствует формированию положительных убеждений о себе, что является основой уверенности в себе.
Именно поэтому важно быть открытыми и искренними в общении, помогать близким людям в трудные моменты и мотивировать их на новые достижения. Если вы не можете разобраться в какой-то ситуации сами, стоит обратиться за поддержкой к психологу или психотерапевту.
К слову, к услугам психологов регулярно прибегают такие звезды, как Дэвид Бекхэм, Адель, Роберт Паттинсон, Орландо Блум, Деми Ловато, Ким Кардашьян, в том числе с целью справиться с негативом в жизни и поднять уверенность в себе. Так, Адель как-то призналась, что боится выходить на сцену, а Деми Ловато долго переживала из-за своего веса [Европа Плюс, 2017].
А еще вы можете делать специальные упражнения для развития уверенности в себе и предлагать их своим близким и своим детям.
Упражнения для развития уверенности
Начнем с того, что некоторые популярные упражнения для развития уверенности в себе мы уже освоили. Так, вы уже умеете применять аффирмации, позитивные утверждения-самовнушения, создающие положительный психологический настрой.
Если вам так не кажется или вам нужна наглядность, пересмотрите еще раз фильм «Самая обаятельная и привлекательная» режиссера Геральда Бежанова с потрясающей актрисой Ириной Муравьевой в главной роли. Героиня по совету подруги постоянно повторяет фразу «Я самая обаятельная и привлекательная» и предпринимает конкретные действия, позволяющие ей стать весьма обаятельной и привлекательной.
Вы уже знаете, что такое «Дневник благодарности» и «Дневник успеха». Напомним, что в первом случае вы записываете, за что вы благодарны судьбе, а во втором – фиксируете свои достижения, которыми можно гордиться.
Еще вы освоили рефрейминг, или изменение рамок восприятия негативных ситуаций. Это упражнение помогает изменить восприятие того плохого, что происходит с вами в жизни, и найти в этом положительные стороны. Если вы провалили презентацию, после чего пошли на курс ораторского мастерства, это уже позитив, а не провал.
А если вы провалились на факультет политологии, куда был дикий конкурс, после чего попросились на физический факультет, где был недобор, вас взяли, и вы получили подготовку, позволившую вам легко освоить несколько языков программирования и стартовать в IT-сфере сразу с высокой зарплаты, то такой «провал» можно считать большой жизненной удачей.
К слову, если вы или ваши дети собираются поступать в вуз, вы можете найти подсказку, где получить хорошее образование бесплатно, из статьи «В погоне за студентом. Вузы снова ждет недобор на инженерные специальности?» [АиФ, 2024]. Спойлер: речь не только об инженерных специальностях.
Какие еще упражнения можно делать? Например, упражнение «Зеркало». Встаньте перед зеркалом, посмотрите себе в глаза, улыбнитесь и скажите себе вслух три позитивных утверждения: «Я умный», «Я красивый», «Я успешный». Это те же аффирмации, но с зеркалом. Подкрепляйте эти утверждения действиями, помогающими вам стать умными, красивыми и успешными, и у вас со временем все получится.
И для особо терпеливых и настойчивых можно рекомендовать упражнение «Как я себя сейчас чувствую?» Суть в том, чтобы в течение дня регулярно задавать себе этот вопрос и каждый раз записывать ответ, называя чувство, которое вы переживаете. Это формирует привычку быть «в контакте с собой» и понимать самих себя, что важно для уверенности в себе.
Особое внимание следует уделить негативным эмоциям. Рекомендуется взять ручку в нерабочую руку (для правшей – в левую руку, для левшей – в правую руку) и письменно «проговорить» негативную эмоцию более подробно: откуда она взялась, почему появилась и что с ней делать.
Весьма интересны упражнения «Я делаю это каждый день» и «Эти дела я все время откладывал в долгий ящик». В первом случае нужно записать всю рутину, начиная от чистки зубов и поездок на работу. Ваша задача – начать делать привычные дела другим способом и разнообразить список привычных однообразных дел. Разнообразить, как вы уже догадались, можно делами, которые вы откладывали в долгий ящик. Это может быть что угодно, начиная от замены капающего крана и заканчивая обучением игре на скрипке.
А еще есть хорошее упражнение «3 вопроса», которое вы можете предложить своему собеседнику, постоянно жалующемуся на жизнь. Предложите ему ответить на 3 вопроса:
- Что произошло хорошего за последнее время?
- Чему ты порадовался недавно?
- Какие у тебя планы на будущее?
Далее вас ждет последний в этом курсе проверочный тест и новый уровень самосознания и уверенности в себе, к которому вы теперь точно готовы.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
А теперь предлагаем пройти экзамен по материалу всего курса.