«А зачем нам искать учителя? Мы и так его каждый день видим!» Если вы учитесь в школе, значит, учителей вам нашли другие добрые люди, которые заботятся, чтобы вы научились читать и писать, изучили физику и математику, знали русский и английский языки и поступили в университет.
А вот во взрослой жизни после окончания вуза обучение и образование – это уже ваша забота. Вам будет гораздо проще с этим справиться, если вы пройдете нашу программу «Лучшие техники самообразования». А еще, если найдете себе наставника или ментора, способного помочь вам двигаться дальше. Сегодня мы как раз и поговорим о том, как найти ментора.
Кто такой ментор?
Ментор – это человек, который обладает знаниями в определенной области, и делится ими с подопечным, у которого этих знаний нет. Подопечный ментора называется менти. В этом тандеме ментор выполняет роли наставника, советчика и вдохновителя, помогая своему подопечному раскрыть потенциал, преодолеть трудности и достичь целей.
Ключевые роли ментора:
- Наставник – делится знаниями и обучает эффективным подходам и навыкам.
- Советчик – помогает принимать осознанные решения, предлагает альтернативные точки зрения.
- Вдохновитель – мотивирует менти идти к своим целям, помогает справляться с неуверенностью и сомнениями.
- Партнер – общается на равных, уважая уникальность и потребности своего подопечного.
Менторство может проходить в формате личного живого общения либо онлайн 2-3 раза в неделю по полчаса или 2-3 раза в месяц по 1-2 часа. Все зависит от специфики и сложности задач, в решении которых ментор согласился помочь менти.
Основные функции ментора:
- Передача знаний и опыта – ментор показывает, как он сам решал похожие задачи, объясняет ключевые аспекты профессии и различных ситуаций.
- Помощь в постановке целей – ментор помогает сформулировать цели, ориентируясь на интересы и возможности подопечного.
- Обратная связь – наставник объективно оценивает достижения и подсказывает, как улучшить результаты.
- Сеть контактов – ментор делится полезными контактами и ресурсами, которые могут помочь менти.
- Эмоциональная поддержка – ментор вдохновляет на преодоление страхов, трудностей и неудач.
Тут стоит сделать одну ремарку и объяснить отличия менторства от коучинга и ментора от коуча, потому что в информационном пространстве много путаницы на этот счет. Ментор передает конкретные знания, навыки, контакты, а коуч в большей степени занят раскрытием потенциала подопечного, задавая ему вопросы, стимулируя размышления и помогая найти решение.
При этом в реальной жизни может наблюдаться пересечение ролей, когда менторство и наставничество в формате коучинга сливаются в единое целое. Ментор в этом случае может поработать над раскрытием потенциала менти и помочь ему «прокачать» личные качества, способствующие движению к успеху.
В свою очередь, коучинг может вобрать в себя определенные элементы менторства, если коуч работает в той же сфере, что и его подопечный, и способен поделиться конкретными наработками, к примеру, в HR-менеджменте или психологическом консультировании.
Уточним, что любое наставничество – это отношения, в которых более опытный человек помогает подопечному усвоить определенные компетенции – профессиональные или личные (hard или soft skills). Вы можете глубже вникнуть в эту тему и понять отличия разных видов наставничества, если пройдете наш мини-курс «Менторство и коучинг».
Данный курс полезен, в первую очередь, для тех, кто хочет попробовать себя на этом поприще в качестве ментора или коуча. А наша статья сегодня предназначена больше для тех, кому нужен ментор.
Кому нужен ментор?
Итак, кому нужен ментор и кого должен более всего волновать вопрос «Как найти ментора?» На самом деле, ментор может быть полезен кому угодно, кто желает расти и развиваться. Однако есть категории людей, кому это необходимо больше, чем другим.
Потенциальные кандидаты в менти:
- Люди, которые находятся в начале профессионального пути – например, студенты, начинающие специалисты или молодые предприниматели.
- Специалисты, которые хотят развиваться в своей сфере – это люди, стремящиеся к карьерному росту или развитию конкретных навыков, которые в какой-то момент уперлись в «стеклянный потолок» – невидимую и формально не обозначенную сумму препятствий, ограничивающих дальнейший профессиональный рост.
- Люди, которые ищут вдохновение или поддержку – это случай, когда человек сомневается в своих силах, ищет новые возможности для развития или карьерного роста.
- Люди, которые переживают сложные изменения – например, смена профессии, начало нового проекта, личные трансформации, плохо совместимые с традиционным кругом рабочих обязанностей.
Повторимся, что это основные категории людей, кому стоит найти наставника и ментора в первую очередь. Однако, помимо случаев, когда человек не знает, с чего начать, как взяться за дело и к кому обратиться, существует еще масса ситуаций, когда ментор может быть весьма полезен.
Зачем нужен ментор:
- Обратная связь и анализ – ментор дает отзыв о действиях менти, помогая исправить ошибки и двигаться вперед. Это помогает выявить слабые места и работать над ними, и при этом понимать, что уже сделано хорошо. Допустим, молодой специалист готовит важный проект, но сомневается в его качестве. Ментор анализирует проект и подсказывает, что можно улучшить.
- Предотвращение ошибок – ментор делится своим опытом, чтобы подопечный мог избежать типичных ошибок. Это экономит время и ресурсы. Когда предприниматель-новичок хочет запустить бизнес, ему стоит сначала пообщаться с кем-то, кто поделится своими неудачами и успешными решениями, помогая избежать непродуктивных потерь времени и денег.
- Эмоциональная поддержка – наставник помогает избежать профессионального выгорания в сложные периоды, когда менти перегружен задачами или ему предстоит важное мероприятие, на котором никак нельзя «ударить в грязь лицом».
- Ориентир в сложных ситуациях – история, как ментор начинал с нуля и достиг значительных успехов, мотивирует на дальнейшую работу. А рассказы ментора о том, как ему удалось «выкрутиться» из разных неоднозначных ситуаций, полезны как готовым алгоритмом действий для схожих ситуаций, так и вселяемой в менти уверенностью, что из любой ситуации можно найти выход.
Итак, мы разобрались, кому и зачем нужен ментор. Теперь осталось понять, как найти ментора – наставника, который будет полезен именно вам и сумеет помочь решить именно ваши проблемы.
Как найти ментора?
Мы не первые, кто сталкивается с таким вопросом, поэтому обратимся к экспертному мнению. Нам в помощь статья «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень» [А. Кравцов, 2020]. Нам точно будет полезен материал «Ментор: кто это, зачем нужен наставник и как его найти» [А. Абрамов, 2022]. И кое-что дельное мы почерпнем из статьи «Как найти ментора и зачем он вам нужен» [С. Смольникова, 2024]. Для удобства представим все рекомендации в виде пошагового руководства.
Шаг 1. Определите свои цели и потребности
Перед тем как искать ментора или учителя, важно понять, чего вы хотите достичь. Вас интересует карьерное развитие или личностный рост? Преодоление конкретных трудностей или решение мелкой одноразовой проблемы, на осознание которой нет резона тратить слишком много своего времени?
В зависимости от того, какие знания и советы вам нужны и как часто вы намерены обращаться за помощью, сформулируйте запрос, чтобы при случае внятно изложить его потенциальному ментору.
Шаг 2. Поищите в своем окружении
Очень часто идеальный ментор уже находится рядом, что логично. Если вас интересует профессиональное развитие, именно люди, успешно работающие в вашей отрасли заметно дольше вас, могут вам помочь. Это может быть опытный коллега или руководитель в вашей компании. Это может быть человек, работающий в смежной отрасли, но тесно взаимодействующий со специалистами вашего профиля по работе.
Это может быть некто, у кого учились ваши коллеги, уже добившиеся успеха, и кто готов взять новых учеников. Живое знакомство и последующее живое общение было и остается наиболее частым форматом наставничества, когда с первой встречи понятно, подходят ли люди друг другу и найдут ли общий язык.
Шаг 3. Отправьтесь на отраслевое мероприятие
Советы из ближайшего окружения могут помочь сделать первые шаги, но не всегда оказываются достаточными для желающих сделать качественный рывок. Бесполезно спрашивать совета, как «пробиться» в Москве, у тех, кто всю жизнь просидел в своем родном областном центре.
Это не хорошо и не плохо – это так. Поэтому для качественных изменений нужно искать ментора уровнем выше, для чего отлично подходят отраслевые конференции, курсы повышения квалификации, где преподают лидеры отрасли, специализированные семинары, мастер-классы и воркшопы. Это отличная возможность для поиска ментора и нетворкинга в самом широком смысле слова.
Шаг 4. Используйте социальные сети
В силу разных причин у вас может не быть возможности посетить отраслевое мероприятие и вырваться из рутины родного райцентра. Могут объявить локдаун, может не располагать экономическая ситуация в стране, а может, специфика вашей сферы деятельности не предполагает излишней публичности и крупномасштабных мероприятий.
Если это не разведка и не работа в спецслужбах, скорее всего, в соцсетях можно найти вебинары и онлайн-лекции по интересующим вас аспектам работы. Присмотритесь к лекторам, попробуйте их советы на практике, попытайтесь установить контакт в ходе мероприятия, задавая вопросы и выполняя задания лектора.
Во-первых, многие из них предлагают индивидуальное и/или групповое обучение по актуальным для отрасли направлениям. Во-вторых, можно запросить консультацию в индивидуальном порядке. Более того, часто такую консультацию можно получить бесплатно, подписавшись по просьбе лектора на все его группы и аккаунты в соцсетях и поддержав личным онлайн-присутствием его очередное мероприятие. По сути, этот тот же нетворкинг, только в Сети.
Разумеется, бесплатной помощью не стоит злоупотреблять. А если вы хотите нагрузить человека своими проблемами «по полной программе», стоит озвучить готовность оплачивать его услуги.
Шаг 5. Развивайте отношения с потенциальным наставником
Возможно, что-то ускользнуло от вашего внимания при первом знакомстве, и человек может быть вам полезен гораздо больше и дольше, чем вы предполагали изначально. Хорошо отлаженное взаимодействие может вам позволить расти вместе с вашим ментором, сделав под его руководством не только первые шаги, но и многие последующие по мере того, как он сам будет продвигаться по карьерной лестнице, преодолевать новые вершины, переедет в Москву и расширит свой бизнес.
Это не значит, что вы будете «привязаны» к вашему ментору и обязаны советоваться только с ним. Никто не запрещает обратиться за консультацией по какому-то вопросу к другому специалисту, если этот «другой» в конкретном вопросе более компетентен.
Шаг 6. Развивайте себя как ученик
Менторы хотят работать с целеустремленными и ответственными учениками, и видеть результат. Задавайте продуманные вопросы, а не лишь бы что-то спросить, показывайте готовность учиться, выполняйте рекомендации, демонстрируйте прогресс и конкретные результаты, которые вам удалось достичь благодаря работе с ментором.
Так у вас больше шансов, что ментор сделает для вас все, что может, чем, если вы будете равнодушно «отбывать номер», потому что «так надо» и спустя год так и не сможете объяснить, чем вы «сегодняшние» отличаетесь от себя «прошлогодних». Если с этим пока проблемы, вам стоит прокачать навыки общения на нашей программе «Лучшие техники коммуникаций».
Это была инструкция, как искать. Теперь пара слов о том, кого вам нужно искать и что это должен быть за человек в придачу к тому, что он должен быть профессионалом в нужной вам сфере.
Выбор правильного ментора – ключевой шаг на пути к профессиональному и личному росту. Наставник должен быть не только компетентным, но и подходить именно вам по стилю общения, подходу к обучению и уровню поддержки.
На что обратить внимание при выборе ментора:
- Опыт и экспертиза – наставник должен обладать глубокими знаниями, опытом и конкретными достижениями в той области, которая вас интересует, и при этом быть в тренде и постоянно развиваться.
- Умение вдохновлять – это не столько об умении ментора говорить, сколько о том, чтобы идеи, решения, жизненный путь ментора вызывали у вас вдохновение. Если у вас вызывает вдохновение еще и внешность (фигура, возраст, семейное положение) ментора – это исключительно плюс.
- Умение слушать – хороший ментор внимательно выслушивает ваши мысли, чувства и потребности. Он понимает, что наставничество – это не монолог, а диалог, поэтому задает уточняющие вопросы и учитывает ваши цели, а не навязывает свои.
- Готовность делиться опытом – ментор должен быть открыт и готов делиться своим опытом, знаниями и уроками, которые он извлек из своих успехов и ошибок, а не бояться, что вы его «подсидите» или превзойдете. Ученик, который превзошел учителя, – это гордость любого учителя.
- Конструктивная обратная связь – критика должна быть конструктивной и направленной на ваше улучшение, а не на констатацию факта, как все плохо. Хороший ментор отмечает не только слабые места, но и ваши сильные стороны.
- Доступность – ментор должен быть доступен для общения и готов уделять время вашему развитию в объемах, о которых вы договорились «на берегу». Очень крутой специалист, который занят 25 часов в сутки все 365 дней в году, вряд ли будет полезен как наставник.
- Репутация и рекомендации – обратите внимание на отзывы о менторе от его бывших подопечных и на наличие реальных успехов у бывших и нынешних менти. Не «ведитесь» на то, что он «хороший человек» – запрашивайте конкретные исчисляемые результаты. Хороший человек – не профессия.
- Совместимость в общении – ментор должен быть человеком, с которым вам комфортно общаться. Обратите внимание, насколько комфортно вы себя чувствуете в его присутствии, насколько совпадают ваши ценности и подходы к жизни.
Выбор подходящего ментора поможет вам сделать шаг вперед, в то время как неверный выбор может надолго затормозить ваше развитие. Ситуацию изрядно осложняет то, что обучение менторству – это, по ситуации на данный момент, преимущественно инициатива частного бизнеса.
Вузы не выдают дипломы по специальности «ментор», менторам не присваивают класс или разряд, как представителям рабочих профессий, и работу ментора нельзя представить наглядно, как, допустим, работу художника, дизайнера, писателя или программиста.
Тут всегда будет элемент субъективизма, поэтому скажем пару слов о том, какого ментора точно не нужно выбирать.
Кого не нужно выбирать в менторы:
- Недостаточные знания и опыт – человек избегает конкретных вопросов, обсуждения конкретных случаев из своего профессионального опыта, дает слишком общие советы, которые не содержат практической ценности.
- Игнорирование ваших запросов – человек искренне считает, что лучше вас знает, что вам нужно, и что только его метод ментора является правильным решением на все случаи жизни.
- Избыточный контроль – человек требует действий строго по своим инструкциям и дает пояснения на уровне «потому что я так сказал», не поможет профессиональному росту менти. В лучшем случае рядом с таким наставником можно освоить алгоритм решения ряда простых задач, с которыми вы не сталкивались ранее.
- Деструктивная критика – человек фокусируется исключительно на ваших ошибках и недостатках, не замечая ваших достоинств. И забывает, что, если бы вы были идеальны, вам вряд ли нужен был ментор на постоянной основе.
- Высокомерие и «менторский» тон – это наставительный, поучающий и назидательный тон общения. На самом деле, к менторству «менторский» тон никакого отношения не имеет. Менторство и наставничество – это партнерство, а не попытка самоутвердиться за счет другого человека.
- Токсичное поведение – постоянная критика «всего и вся», недовольство жизнью, работой, зарплатой, страной, правительством, сарказм и уничижающие комментарии в адрес подопечных.
- Манипуляции – человек заставляет подопечных выполнять исключительно ту работу, которая не нравится лично ему, а не которая способствует профессиональному развитию подопечных. Это не значит, что наставник не вправе рассчитывать на помощь подопечных. Это значит, что наставник не должен забывать о своей основной обязанности – способствовать росту и развитию менти.
- Формализм и отсутствие интереса к подопечным – человек, который не готов пойти навстречу подопечному, имея такую возможность, не желает вникать в дополнительные вопросы, возникшие у менти, и которому безразлично, чего ждут от наставничества, вряд ли будет полезным для вас наставником.
- Необязательность – если подопечные постоянно вынуждены ждать ментора вместо того, чтобы начать встречу в назначенное время, либо сталкиваются с тем, что ментор забыл о встрече или в последний момент «не успевает» ее провести, это будет мешать конструктивному сотрудничеству. Одноразовые опоздания с последующими извинениями не в счет, причем с обеих сторон.
В свою очередь, менти должен иметь адекватные ожидания от менторства и наставничества. Так, ментор не обязан что-либо делать вместо вас, не должен угадывать, чего вы хотите, и уж тем более уговаривать вас прислушаться к его рекомендациям. Помните, что это вы обратились к ментору, а не он к вам.
Само собой, не стоит быть слишком навязчивыми, если приглянувшийся вам кандидат в менторы не спешит с вами работать. Человек имеет полное право отказаться быть вашим ментором просто потому, что не хочет, занят или устал. Точно так же, как вы имеете право отказаться от продолжения общения после личного знакомства или первой рабочей встречи с ментором, если поняли, что вас что-то сильно напрягает или это не совсем то, что вам нужно.
Вы научитесь понимать это максимально быстро, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Лучшие техники самообразования». И вам будет легче наладить продуктивное взаимодействие с людьми, если вы изучите наш мини-курс «Конструктивная критика».
Это самое основное, что стоит знать о том, как найти ментора и учителя. А сейчас давайте проверим, как вы разобрались в материале, с помощью небольшого теста: