Искусство каллиграфии: развиваем внимательность и терпение

Искусство каллиграфии: развиваем внимательность и терпение

Мы все видели эти витиеватые письмена. Но какой в них прок сегодня, когда все вокруг печатают? А прок – он в смысле. В красоте. В тех ценностях, которые люди вкладывали тысячелетиями и учатся заново делать это сегодня.

Каллиграфия – это не забытое искусство. Это действие, которое приближает нас к нашему прошлому и нашему внутреннему миру. Особенно каллиграфия важна для мозга! Это одна из форм самообразования и самопознания, ключ к миру и к себе.

Магия букв

Буквы, их уникальные формы, молча сопровождают нас каждый день. Возможно, из-за своего настойчивого присутствия они порой остаются незамеченными для наших глаз. Но они повсюду: от неоновых вывесок на проспектах до надписей на клавишах.

Они есть в нашей пище и почти во всех предметах, которые нас окружают. Не верите? Загляните в суповую тарелку с макаронами вашего ребенка или ближайшую булочную, где можно встретить «персональные рогалики с монограммой, если вам нравится жевать на завтрак собственное имя» [П. Мейл, Ж. Озе, 2011].

Буквы – это минимальные инструменты, которые помогают нам расшифровывать мир и делиться посланием с другими. Поэтому в этом водовороте букв и слов редко удается остановиться и рассмотреть их полностью.

Искусство письма – это бесконечная вселенная форм и стилей. Каждый тип письма раскрывает характер (человека, который пишет), момент истории, и позволяет нам взглянуть на одно из величайших наследий, которые мы получили от древних цивилизаций: возможность выразить то, кем мы являемся, даже после того, как покидаем земной мир.

Хотя в наше время все меньше и меньше требуется писать от руки, это занятие не следует оставлять в стороне. И если вы хотите писать больше, развивать себя и не прочь открыть для себя целую вселенную красоты, добро пожаловать в мир каллиграфии!

Что такое каллиграфия?

Венесуэльский писатель Руфино Бланко определил каллиграфию как «искусство прекрасного изображения устных звуков посредством графических знаков или единственное красивое графическое искусство слова».

Каллиграфия – это искусство, в котором абстрактное выражение может стать более важным, чем разборчивость букв.

Каллиграфия выбирает:

  • самые выразительные;
  • самые изящные;
  • самые гармоничные знаки;

для передачи письменного сообщения и, таким образом, делает его более наглядным и интересным в глазах тех, кто его читает, а также делает абсолютно разборчивым само послание.

По своей сути, письмо – это форма общения. Но искусство каллиграфии (от греческих слов «каллос» и «графе», что означает «красивое письмо») вдыхает новую жизнь в послание из букв.

Синергия пишущего инструмента, чернил, бумаги и разума превращает знаки письменного общения в художественное выражение и непреходящий образ души писателя.

Происхождение каллиграфии

Искусство каллиграфии развивалось параллельно в разных местах планеты. Трудно установить, в каком регионе оно появилось, но ряд экспертов предполагают, что именно в Древнем Египте и Древнем Китае – двух далеких и столь разных цивилизациях – были обнаружены первые формы письменности через ряд символов, которые были предназначены для выражения различных культурных проявлений.

В разных уголках мира была своя каллиграфия. Например, на сравнительно небольшом, в планетарном масштабе, Кавказе, их было сразу несколько!

В 8 веке до н.э. древние греки создали алфавит из фонетических звуков, которые они использовали при разговоре. Кириллица, которой мы пользуемся в русском языке, восходит именно к греческому языку.

А большая часть планеты пользуется латинским алфавитом с 23 знаками, на который сильно повлияли исчезнувшие с лица Земли этруски. Знали ли вы, что одна из самых популярных социальных сетей современности с названием из одной буквы обязана ею именно этрускам?

Помимо этой буквы, которая напоминает две перекрещивающиеся палочки, этруски оставили нам саму идею алфавита – колонок, написанных с использованием определенного типа визуального критерия (черные штрихи на белой поверхности), который мы до сих пор используем на плакатах и ​​памятниках [La Vaca Independiente, 2021].

Истоки европейского алфавита восходят к Римской империи и латинским буквам, выгравированным на камне, с небольшим выступом, называемым «отделкой», завершающим каждую букву.

Эта эстетическая характеристика перешла в средневековые рукописи, а затем и в печатный станок, и до сих пор присутствует в цифровом мире.

Если античность подарила нам буквы, то Средневековье научило людей видеть в них красоту, а еще лучше – уметь выражать красоту не только буквами, но и «вокруг букв».

Один из самых знаменитых шедевров мировой каллиграфии был создан кельтскими монахами в 9 веке в далекой Ирландии – Келлская книга. Это не только важное религиозное произведение средневековой Европы, но и вневременной справочник для всех любителей каллиграфии и ученых. В нем, например, появился новый тип знаков, дуги которых разрезаны пополам.

Эта книга – сокровище европейской истории, в которой каждая буква словно освещена разными чернилами, а каждое украшение – это приглашение к чистейшей каллиграфии, способности понять послание и, более того, придать ему красоту: сокровище европейской истории

В Средние века чтению и письму обучали раздельно: сначала нужно было научиться читать, а как только ты этого достиг, можно было научиться писать. Более того, учение письму не только требовало больше времени, но и обходилось дороже.

В общих чертах ежедневное освоение этого навыка строилось на копировании или подражании каллиграфическим образцам, которые преподаватели предоставляли своим ученикам. Те постепенно переходили от имитации прямых штрихов и отдельных букв к целым абзацам.

Обучение длилось годами, но его продолжительность не была указана и регламентирована, поэтому оно могло занимать даже шесть лет.

Средневековое письмо было неразрывно связано с эстетическими аспектами и разборчивостью, поскольку различные придворные и церковные должности, а также коммерческая деятельность зависели от выполнения хорошей каллиграфии.

Письмо было прежде всего вопросом формы, графического изображения: начальное образование лишь второстепенно касалось орфографических и грамматических аспектов использования языка [Revista Americana de Historial Social, 2016].

После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в 15 веке на каллиграфию резко упал спрос. Как ремесло она возродилась на Западе лишь в 19 веке благодаря таким личностям, как Эдвард Джонстон или Рудольф Кох, которые произвели революцию в печатных станках, изобретая свои собственные семейства шрифтов. Сегодня их считают отцами современной западной каллиграфии.

А на Востоке все было совсем иначе. Там слова не выгравировывали на камне. На Востоке визуальное выражение определила мягкая кисть. Ее танец, наполненный темными чернилами и направляемый рукой каллиграфа, создает гармоничные и уравновешенные изображения, пропитанные природой, поэзией и историей.

Эстетика каллиграфии

Как выразился великий китайский каллиграф Ван Сичжи, «письмо требует смысла, а каллиграфия выражается прежде всего через форму и жест; она возвышает дух и освещает чувства».

Средневековая христианская каллиграфия имела совсем другие цели и задачи, нежели, к примеру, арабская каллиграфия, которая предлагала визуальное проявление божественного:

Такая же бездна между современной японской и западной каллиграфией. Целостная и гармоничная композиция персонажей японского автора Мицуру Нагата возникает из отдельных штрихов и пустых пространств между ними. Но конкретная глубина, толщина и положение каждого элемента оставлены на усмотрение каллиграфа. Для Мицуру цель не важна, «потому что совершенства не существует»: «Цели нет, но важно непрерывное движение» [Montblanc, 2024].

Ключ к терпению

Напротив, хотя западный каллиграф также контролирует линию с помощью угла пишущего инструмента и оказываемого давления, каждый символ имеет свой определенный геометрический «идеал».

Акцент на структуре можно легко расшифровать в европейских стилях, возникших со времен Римской империи:

  • средневековом готическом письме;
  • каролингском курсиве;
  • кельтских унциальных символах [Montblanc, 2024].

Например:

Акцент в каллиграфии

В Древней Руси использовали родственное последним уставное письмо, которое несло те же ценности.

Как объясняет английский дизайнер и художник-каллиграф Себ Лестер, его очень интересует симметрия и то, как она связана с гармонией и, следовательно, с красотой [Montblanc, 2024].

Именно в ней сокрыт ключ к терпению, который так часто разыскивают начинающие художники, тревожные лица, а также родители для своих детей, в особенности для подростков.

Ведь, если задуматься, терпение – это не самоцель и не воспитательный инструмент. Это выжидание чуда. Уверенность, что с помощью времени можно увидеть или пережить нечто волшебно прекрасное.

Внимательность и терпение помогают проникнуть и понять суть красоты. Она многолика, как и сама красота. Но за последние тысячелетия человечество научилось вычленять определенные правила и закономерности этой сути красоты. Их очень много. Вот лишь основные:

  1. Золотое сечение. Оно же «золотая пропорция». Обычно, именно она будоражит сознание людей, когда они любуются шедеврами архитектуры, ландшафтного дизайна или строением раковины наутилуса.
  2. Последовательность Фибоначчи. Если вы с детства неровно дышите к шишкам, ананасам, цветам подсолнуха или «майским розам» лиственницы, то каллиграфия для вас – один из способов воплотить эту страсть на бумаге.
  3. Цветовой круг Иттена. Это настоящая палочка-выручалочка для дизайнеров, каллиграфов и художников. На ее основе можно создавать классические, контрастные и аналоговые триады, квадратные, прямоугольные и шестиугольные схемы. Более подробно мы рассматриваем их в нашей статье, которая так и называется – «Цветовой круг Иттена: гармония в геометрии».

Проникая в самую суть красоты, открывая для себя новые миры, люди находят бесконечный источник обучения и мотивации. Это делает их более творческими, эрудированными и свободными. Но есть способ добиться этого в ускоренном темпе – посетить нашу онлайн-программу «Самообразование: лучшие техники».

Философия каллиграфии

Каллиграфия – это визуальное выражение концентрации и внимательности.

Вот что Мицуру Нагата рассказал редакторам компании Montblanc: «Когда мне было девять лет, как и всем детям, мне было очень трудно усидеть на месте. Но каллиграфия научила меня концентрироваться, ценить время и познавать себя».

В восточной традиции каллиграф должен посвятить много времени и усилий развитию своих внутренних качеств и последующей передаче их посредством своих штрихов, которые никогда не рассматриваются как форма, стремящаяся к совершенству, а скорее как выражение конкретного момента. «То, что вы создаете на письме, это зеркало вас самих в тот момент, когда вы его рисуете. Через свою каллиграфию я хочу выразить момент, в котором нахожусь», – говорит Мицуру.

Для англичанина Себа Лестера каллиграфия – это тон написанного слова, который подчеркивает смысл стихотворения или фразы. Европейский мастер мотивируется жизненной силой момента независимо от конечного результата. «Я твердо верю в счастливые случайности, которые случаются при совмещении развлечений и работы. Избыток дисциплины заканчивается слишком скучным дизайном, а избыток свободы просто порождает каракули, поэтому речь идет о поиске той идеальной точки баланса в творческом процессе», – объясняет Себ Лестер [Montblanc, 2024].

Каллиграфия и мышление

Для историка письмо не может быть чем-то абстрактным, системой знаков, а скорее навыком, который:

  1. Передается и усваивается социально.
  2. Выполняет определенные функции внутри общества.
  3. Неравномерно распространяется среди составляющих его индивидов.

По этой причине необходимо задаться вопросом об особенностях способов письма, которые являются продуктом техники и манер или жестов – в антропологическом смысле этого слова – которые управляют физическим актом графического изображения в определенный момент.

Помимо всех своих творческих и художественных возможностей, письмо от руки любым инструментом, будь то:

  • кисть;
  • перо;
  • мел;
  • ракушка;

приносит огромную пользу человеческому мозгу.

Согласно статье, опубликованной в научном журнале Journal of Learning Disabilities, традиционная каллиграфия помогает разуму освоить различные навыки, связанные с устной и письменной речью. Основы каллиграфии необходимы для развития маленьких детей [J. Mullins, 1972].

Еще одним замечательным качеством этого искусства является то, что, когда мы пишем от руки, улучшаются внимательность и понимание, поскольку, рисуя слово на бумаге, разум вынужден полностью отдаться языку, тому, что мы говорим. Знаменитое «быть здесь и сейчас».

Кроме того, каллиграфия улучшает успеваемость, поскольку хороший почерк – символ понимания.

Наконец, письмо – это акт выражения, который задействует наш мозг, все, что мы хотим вынести за пределы себя, а также наши эмоции. Каллиграфия также является выражением того, что происходит внутри нас, поэтому важно не забывать о ней надолго.

Многие литераторы предпочитают писать от руки, а не создавать свои шедевры с помощью клавиатуры. Одни признаются, что таким образом лучше гармонизируют мыслительный процесс с процессом составления предложений и абзацев. Другие ссылаются на аргументы выдающихся эссеистов, изучавших «духовные и физиологические» различия между двумя типами письма. Неврологические исследования показывают, что каллиграфия:

  • способствует обучению;
  • улучшает способность выражать идеи;
  • предотвращает отвлекающие факторы;
  • сохраняет ум более внимательным по мере естественного старения человека [El Mundo, 2015].

Исследования, проведенные психологом Пэм Мюллер из Принстонского университета и Дэнни Оппенгеймером из Стэнфордского университета, установили, что письмо от руки помогает долгосрочному пониманию вещей [P. A. Mueller, D. M. Oppenheimer, 2014].

Кубинский писатель Алехо Карпентьер, к примеру, обычно творил на пишущей машинке, но, если ему попадались «абзацы особой сложности», он мог справиться с ними, только написав их от руки [El Mundo, 2015].

Узнать больше о том, как выходить за рамки стандартного мышления, понимать нюансы восприятия и синектики можно на нашей онлайн-программе «Когнитивистика: развитие мышления».

Каллиграфия в 21 веке

В наши дни вкус к красивым буквам и искусству письма от руки шагнул вперед благодаря технологиям и пленяет любителей эстетики всех возрастов не только своей красотой, но и тем, насколько полезно для здоровья производить высокоточную работу.

Наряду с более точной и технически формальной каллиграфией в последнее время возникла концепция леттеринга, ориентированная больше на дизайн букв или искусство их рисования с точки зрения формы и цвета при соблюдении менее строгих правил. Однако заинтересованность в поддержании и обновлении такого важного ремесла остается такой же высокой.

По мнению профессора, специалиста по испанской каллиграфии Хосе Марии Рибагорды, в 21 веке «больше, чем когда-либо, цифровая культура нуждается в уникальном, чувственном, хендмейд-подходе». «Значение каллиграфии существенно изменилось, и сегодня мы можем рассмотреть ее как в коммерческих вывесках, как в 19 веке, но также в таких разных контекстах, как граффити или живопись», – рассказывает Рибагорда [El Mundo, 2015].

Каллиграфия сегодня демонстрирует «самую популярную и современную» сторону искусства письма. Для потребительского общества каллиграфия более актуальна, чем когда-либо, уверен один из авторов книги «Испанская каллиграфия. Искусство письма» Роберто Гамонал.

Сегодня каллиграфия необходима для создания:

  • имиджа бренда;
  • дизайна логотипов;
  • обложек книг, которые рисуются вручную, хотя впоследствии требуют промышленного производства.
«Ручная работа ассоциируется с природой; поэтому большинство брендов продуктов питания в большей или меньшей степени прибегают к каллиграфии, чтобы подчеркнуть натуральное происхождение своей продукции», – добавляет Гамонал [El Mundo, 2015].

Магия шрифтов

Познакомиться с каллиграфией можно и в популярном текстовом редакторе Microsoft Word.

В базовом наборе несколько сотен шрифтов. У пользователя есть возможность добавить новые и убрать ненужные в зависимости от его персональных задач.

Самые знаменитые шрифты – это:

  1. Создан во Франции в 16 веке кружком печатника времен Ренессанса Клода Гарамона. Именно он первый сотворил круглые и курсивные шрифты этого семейства.
  2. Times New Roman. Впервые использован в редакции английской газеты The Times в 1931 году.
  3. Helvetica. Изобретен в 1957 году и отличается отсутствием засечек [La Vaca Independiente, 2021].

Шрифты из текстового редактора Microsoft Word необходимы, если вас привлекает современная каллиграфия. Она фокусируется на художественном выражении и использовании различных пишущих инструментов. Одним из преимуществ современной каллиграфии является то, что у вас есть творческая свобода.

Но существуют и другие стили каллиграфии. Вот они:

  1. Copperplate. Старинное английское курсивное письмо. Родилось в 18 веке и во многом определило современную британскую ментальность. К примеру, в Испании использовали совсем другой курсив. И ментальность на полуострове другая. Каллиграфия в стиле Copperplate создается с помощью заостренного пера и следует ряду определенных правил, что не снижает креативности:
в стиле Copperplate
  1. Spencerian Script. Известен своей красотой и элегантностью. Создавший его американец Платт Роджерс Спенсер вырос на лоне природы в районе Великих озер в США и очень любил писать. Вот только было не на чем: бумаги в те края завозили мало и отдавать ее маленькому мальчику никто не собирался. Однако тот не сдавался и марал все, что только попадало ему под руку: березовую кору, песок, лед, снег, форзацы материнской Библии, с разрешения сапожника, кожу из его лавки. Суровое детство наложило отпечаток на будущий стиль: вместо прямых линий и кругов в Spencerian Script широко используются овалы и кривые. С помощью этого стиля можно писать быстро и плавно. Используется эргономика тела и естественные для человека движения:
эргономика тела
  1. Скоропись архитекторов. В области дизайна и архитектуры все чертежи, рисунки и проекты используют эту форму письма – печатные буквы, которые универсально легко читаются. Столетия назад архитекторы установили этот стиль письма, чтобы все надписи на чертежах были одинаково разборчивыми. В стиле много правил: нужно сохранять все вертикали перпендикулярными направляющим, никогда не рисовать штрих снизу вверх, не пересекать штрихи отдельных букв, не оставлять пробелы между штрихами букв и не использовать засечки.

Но главное во всех этих стилях – практика! Лишь взяв в руки карандаш, перо или кисть, можно почувствовать ту радость, которую испытывали их первооткрыватели.

Советы по изучению каллиграфии

Помимо понимания того, что каллиграфия – это искусство и, как таковое, требует времени, усилий и знания техники, можно сформулировать несколько универсальных советов, как начать заниматься этим ремеслом, чтобы получать простое удовольствие от творчества своими руками.

Вот они:

  1. Приобретите подходящий материал: перо, ручки, чернила, специальную бумагу для каллиграфии, растворители и впитывающую бумагу. Для начала будет достаточно использовать предметы средней стоимости.
  2. Используйте трафареты и пройдите алфавит от начала до конца. Вот так и найдется время раскрыть собственный творческий потенциал и обнаружить свои склонности.
  3. Найдите наставника. Учебные пособия, предлагаемые в Интернете, всегда являются отличным ресурсом для первых шагов. После этого настоятельно рекомендуется записаться на хороший курс для расширения знаний, практики и исправления ошибок. Не имеет значения, проходит курс онлайн или очно.
  4. Уделяйте занятию достаточное количество времени. Практика, практика и еще раз практика. В идеале нужно начинать с простых штрихов и постепенно тренировать запястье, усложняя рисунок, исходя из последовательности, количества и направления штрихов [Cervezas Alhambra, 2023].
  5. Сохраняйте спокойствие и не торопитесь. Каллиграфия гораздо сложнее, чем вы думаете. Это искусство, требующее времени, навыков и большого терпения.
  6. Изучите художественную каллиграфию шаг за шагом. Если вы рисуете восходящую линию, давление должно быть меньше, чем при создании нисходящих. В последнем случае вам придется нажимать немного сильнее, добиваясь более толстых линий.
  7. Учитывайте параллельные линии и сбалансированные пространства. При письме просчитывайте расстояние между линиями, потому что на визуальном уровне оно должно быть максимально сбалансированным. Это будет способствовать художественному аспекту каллиграфии, которую вы пытаетесь выполнить. Кроме того, параллельные линии должны быть одинакового размера.
  8. Выполняйте упражнения, используя зигзаги и кривые. Изобретайте свои собственные специальные способы, позволяющие писать мазками на бумаге, и таким образом экспериментируйте с линиями, углами и давлением на инструмент, которые лучше всего соответствуют желаемому результату.
  9. Не расстраивайтесь, если что-то не получается. Помните, что главное – получать удовольствие, развивая художественную практику. Рекомендуется повторять много раз, пока не получите тот художественный каллиграфический рисунок, который вам нравится больше всего [Art Dovale, 2024]

Каллиграфия – это искусство длиною в жизнь. Даже если в юности вы этим не занимались, никогда не поздно начать и привнести в свою жизнь немного красоты.

Желаем успехов и предлагаем небольшой тест для закрепления материала статьи: