Меню курса

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний РимАнтичное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Итак, приступаем!

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

Сам дворец обнаружен в ходе раскопок, организованных греческим археологом-любителем Миносом Калокериносом (1843-1907). Впоследствии раскопки были продолжены английским археологом Артуром Эвансом (1851-1941). Узнать больше вы сможете из статьи «Кносский дворец» [П. Фатеев, 2013].

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

В гомеровский период превалирует так называемая «сырцово-деревянная архитектура», 4-скатные кровли, узкие вытянутые здания прямоугольной формы. Описание строений и скульптурных традиций данного периода есть в эпосах «Илиада» и «Одиссея». Многие ученые по сей день используют эти произведения как источник информации (как, например, для статьи «Жилой дом гомеровского периода в «Илиаде» и «Одиссее») [Е. Поляков, 2016].

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

Отдельно стоит сказать о строительстве амфитеатров в Древней Греции, предназначавшихся для массовых мероприятий. Предположительно, самым первым в 5 веке до нашей эры был построен амфитеатр в Афинах, получивший название «Театр Диониса», т.к. был предназначен для проведения торжеств, посвященных этому божеству. Далее традиция распространилась по всей подконтрольной грекам территории, а остатки амфитеатров можно увидеть практически в любой стране Средиземноморья.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Задание «Архитектура Древней Греции»

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

В гомеровский период были популярны скульптуры животных, особенно лошадей и людей. По-прежнему сильно влияние египетской культуры. Так, на скульптурах волосы людей имеют стилизованный однотипный вид, который иногда называют «волосы-шлем». Этот тренд сохранился и в скульптуре архаического периода, что мы можем видеть на скульптуре, изображающей древнегреческого юношу-атлета (куроса):

Голова юноши

Куросами назвали статуи юношей-атлетов. Обычно их заказывали богатые люди для установки в гробницах или святилищах. Отметим, что у Гомера курос – это юноша-воин. В отличие от юношей, девушки в этот период всегда изображались в одежде, а женскую скульптуру того времени называли «кора». К слову, именно в период архаики и зародилась традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин – в задрапированных одеждах.

Классический период

В классический период скульптуры становятся более динамичными, мастера стремятся передать красоту движения, что им блестяще удается. Знаменитая статуя «Дискобол», сделанная скульптором Мироном из Елевфер, относится как раз к этому периоду:

Статуя «Дискобол»

Эллинизм

В период эллинизма скульптура становится все более сложной и утонченной. Так, появляются групповые скульптуры. Знаменитый «Лаокоон» является наиболее известным образцом данной эпохи:

Лаокоон

К слову, это коллективный труд скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. Рекомендуем прочитать книгу «Античная скульптура», которая даст расширенное представление о скульптурных традициях Древней Греции и Рима и новых исследованиях в этой области [И. Афанасьева, 2017]. Эта книга пригодится нам еще раз, когда мы будем изучать древнеримскую скульптуру.

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Разговор о живописи гомеровского или геометрического периода начнем с того, что сама эпоха получила название именно из традиций росписи. Древнегреческие амфоры (сосуды с ручками) расписывались преимущественно в геометрическом стиле с циклически повторяющимся узором. К слову, его элементы, так называемые «меандры», можно увидеть в современном дизайне предметов и одежды, произведенных в Греции:

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период

В классический период в живописи, как и в скульптуре, превалируют изображения людей в динамике. Есть работы, передающие важные для истории Древней Греции события. Особенно поражают масштабом работы художника Полигнота, некоторые из которых удалось воссоздать практически полностью. Например, его работа «Взятия Трои»:

«Взятия Трои»

Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Тимомах «Медея и Аякс»

Узнать больше вы можете из работы «Эллинистическое искусство», где рассказано о множестве памятников культуры и искусства данного периода, [Е. Ротенберг, 1956].

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

Впрочем, письменность в Древней Греции появилась достаточно давно. При раскопках Кносского Дворца были найдены образцы двух систем линейной письменности, использовавшиеся в разное время. «Илиада» и «Одиссея», написанные Гомером, по мнению разных исследователей, появились где-то между 12 и 8 веками до нашей эры. В целом, в древнегреческой литературе выделяют два основных периода:

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

В период эллинизма развитие продолжилось и даже зародилась жесткая конкуренция внутри жанра. Так, есть сведения, что комедиограф того времени Филимон Сиракузский нанимал специальных людей – клакеров, чтобы освистать постановки популярного на тот момент комедиографа Менандра. К периоду эллинизма относится и знаменитая «Аргонавтика» Аполлония Родосского.

Это лишь некоторые литературные творения, которые подарили миру Древняя Греция и ее неутомимые творцы. Больше имен и образцов творений вы найдете в книге «История античной литературы» [И. Тронский, 1988]. Любителям изящных стихотворных форм рекомендуем книгу «Эллинистическая поэзия» [Н. Чистякова, 1988].

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

 

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Развитие музыки, литературы и традиции проведения зрелищных мероприятий дало предпосылки к возникновению театра. Первые театры в Древней Греции появились в классическую эпоху в 5 веке до нашей эры. Самым первым был, скорее всего, «Театр Диониса», под который было построено невиданное доселе сооружение амфитеатр. Строительство амфитеатров, к слову, способствовало развитию театрального искусства и его проникновению в массы, т.к. некоторые сооружения вмещали до 10 тысяч зрителей, как, к примеру, амфитеатр в Ларисе:

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Для всех, кто вошел во вкус и хотел бы познакомиться с искусством Древней Греции ближе, рекомендуем книгу «Художественные проблемы искусства Древней Греции» [М. Алпатов, 1987]. Отдельная рекомендация для тех, кто интересуется художественной росписью: книга «История античной расписной керамики» [В. Блаватский, 1953]. И, конечно, книга «Искусство Древней Греции» [Г. Соколов, 1980].

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Еще одна особенность: римляне в меньшей степени привязывались к рельефу местности, чем представители других культур того времени. Так, если греки для строительства амфитеатра предпочитали задействовать естественные склоны холмов, римляне ставили бетонное кольцо, что называется, «в чистом поле». В качестве примера можно привести римский Колизей:

Колизей

Вид снаружи позволяет оценить, что Колизей стоит на ровном рельефе. Узнать больше можно из книги «Архитектура Древнего мира», где том 2 посвящен античному периоду [Е. Поляков, 2018].

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

В целом, реализм и натурализм – отличительные черты древнеримского искусства, которое фокусировалось на самых разных бытовых сюжетах. Известная скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» как раз относится к древнеримскому периоду:

Мальчик, вынимающий занозу

Скульптурная композиция демонстрирует вполне заурядную для стран с теплым климатом ситуацию: юноша случайно занозил босую ногу, и теперь борется с этой напастью. Больше можно узнать из ранее упомянутой нами книги «Античная скульптура» [И. Афанасьева, 2017].

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

  1. «Структуральный» – с преобладанием четких форм, свойственных искусству Древнего Востока.
  2. «Перспективный» – с использованием архитектурной перспективы.
  3. «Плоскостный» или «орнаментальный» – со сложными архитектурными построениями и преобладанием нежных светлых тонов.
  4. «Мифологический» или «перспективно-орнаментальный» – содержит элементы 2 и 3 стилей с более четким колорированием.

Стенопись: основные стили

Название четвертого стиля может содержать отсылку как к технической стороне («перспективно-орнаментальный»), так и к тематической («мифологический»). Более того, у разных исследователей можно встретить как разные названия каждого из стилей, так и просто нумерацию от 1 до 4.

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Мифология как первая форма литературного произведения появилась до распространения письменности, и мифы передавались из поколения в поколение в устной форме. Из произведений, дошедших до наших дней в письменной форме, известны «Сентенции» Аппия Клавдия. Так, поговорка «Всяк своего счастья кузнец» пришла как раз из этих «Сентенций».

 

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Тем не менее знаменитое «Хлеба и зрелищ» пришло к нам как раз из Древнего Рима. Столь меткая формулировка принадлежит римскому сатирику Дециму Ювеналу, причем она относилась в большей степени к любви римлян смотреть гонки на колесницах, запряженных лошадьми. Такие состязания проводились обычно в цирке, под которым подразумевалось специальное сооружение овальной формы с дорожкой для колесниц. У прочих народов такие сооружения назывались «ипподром».

Древний Рим, вся история которого принизана войнами, нуждался в хорошо подготовленных физически воинах. Поэтому римские легионеры постоянно упражнялись в беге, марш-бросках с полной выкладкой, борьбе, метании диска и копья, верховой езде и управлении колесницами. Умение плавать считалось обязательным для всех воинов. Больше подробностей содержится в учебном пособии «Всеобщая история физической культуры и спорта» [В. Григоревич, 2008].

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Конечно, бои «на публику» практиковались у разных народов, однако только в Древнем Риме явление обрело такие масштабы и государственную поддержку. Как и многие другие представления, бои могли сопровождаться соответствующей случаю музыкой.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Вот так вкратце выглядит история развития искусства в Древнем Риме. Желающим узнать о древнеримском периоде в истории искусства советуем прочитать книгу «Искусство Древнего Рима» [Г. Соколов, 1996]. Еще рекомендуем соответствующий раздел в книге «История итальянского искусства» [Д. Арган, 1990].

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее вас ждет эпоха Средневековья.