Иллюзия справедливости мира
В этой статье мы изучим один из факторов, влияющих на наше восприятие реальности, – феномен иллюзии справедливого мира. Явление проявляется в склонности людей считать, что наше бытие правильное и каждый получает то, что заслуживает. Однако такая установка может привести к ошибкам в суждениях и поведении, т.к. она не соответствует действительности.
Мы изучим причины возникновения иллюзии справедливого мира, ее влияние на нашу жизнь и возможные последствия. Также мы приведем примеры, демонстрирующие, как этот феномен может мешать нам адекватно оценивать окружающую действительность и принимать правильные решения.
Одна из ключевых проблем веры в иллюзию справедливости мира – невозможность здраво оценивать происходящее и видеть причинно-следственные связи событий. Прокачайте этот навык на нашей онлайн-программе «Критическое мышление». Также полезно уметь оценивать ситуации под разными углами. Это помогает не просто лучше понимать происходящее, но и находить нестандартные подходы к трудным задачам. Расширить рамки своего сознания вы сможете на нашей онлайн-программе «Когнитивистика».
Что такое вера в справедливый мир?
Вера в справедливый мир в психологии (belief in a just world) – это социально-психологический феномен, который заключается в вере людей в то, что в окружающем пространстве все закономерно, равнозначно для всех, и каждый получает то, что заслуживает в зависимости от своих личных качеств и поступков.
Гипотеза справедливого мира, или just-world hypothesis, – это когнитивное искажение, которое было сформулировано Мелвином Лернером. Он описал эту веру и указал на то, что люди склонны воспринимать мир как справедливое и равномерное пространство, чтобы осмыслить и преодолеть различные проявления несправедливости [Frontiersin. 2017].
Феномен справедливого мира дает возможность понять, почему люди порой обвиняют пострадавших в своих проблемах, даже если ситуация не зависит от них. Явление демонстрирует, почему мы склонны винить других в своих трудностях. Вместо учета внешних обстоятельств и проявления эмпатии мы часто делаем поспешные выводы и хотим, чтобы другие «заслужили» свои проблемы [BPSychub, 2010]. Если вы замечаете за собой такую особенность, осознание этого станет первым шагом к изменениям.
Верование в справедливый мир может побудить нас вести себя в соответствии с моралью, что иногда называют «сохранением хорошей кармы». Однако мир не всегда справедлив вопреки нашим ожиданиям. Желание людей поступать правильно выражается в поиске объяснений и оправданий несправедливым ситуациям, при этом часто человек, который на самом деле является жертвой, становится обвиняемым в том, что с ним произошло [Dictionary, 2024].
Следуя предположению о справедливом устройстве мира перед лицом несправедливости, мы склонны делать некорректные умозаключения и оценки относительно окружающей действительности. Психологи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Зик Рубин и Летиция Энн Пеплау указывают на то, что зачастую люди предпринимают значительные усилия для устранения социальной несправедливости и восстановления справедливости в обществе. Однако иногда стремление людей к жизни в справедливом мире приводит не к справедливости, а к оправданию [Online Library, 1975].
Рассмотрим ситуацию. Представьте, что сейчас вечер пятницы и вы с друзьями выходите из любимого ресторана. Настроение приподнятое, когда вы возвращаетесь в переулок, где оставили свои машины. Поведение вашего друга быстро меняется, когда в поле зрения появляется его машина с широко открытой пассажирской дверью. Он бежит оценить ущерб и обнаруживает, что радиоприемник и ноутбук украдены. Вы утешаете друга и спрашиваете, как такое могло случиться, а он отвечает, что понятия не имеет. Вы продолжаете его поддерживать, но не можете не чувствовать, что он, должно быть, оставил двери незапертыми, а ноутбук был на виду. Вы можете подумать, что другу всегда не везет и, возможно, ему нужен небольшой «звонок» для пробуждения.
Здесь мы можем увидеть, как гипотеза справедливого мира может формировать наше восприятие. Вы предполагаете, что если с человеком происходит что-то плохое, значит, он сам виноват. Так вы рационализируете несчастье друга как следствие ранее совершенных им действий или проявленных качеств. Вы даже искажаете свое представление о приятеле, чтобы найти причину того, например, что его обокрали вместо вас.
Твердая личная вера в справедливый мир порождает когнитивные искажения и может привести к оправданию страданий человека, изображая его в негативном свете или сводя к минимуму его страдания.
Рассмотрим еще пример из повседневной жизни. Мы можем смотреть на человека с низкой зарплатой и считать его менее трудолюбивым, чем тот, кто считается более успешным. Наши суждения могут игнорировать социально-экономические барьеры и тяжелые условия труда этого человека. Мы создаем ложные представления, чтобы защитить нашу теорию о мире, хотим верить, что мир справедлив, и усердный труд приведет к успеху. Возможно, проще назвать кого-то ленивым или немотивированным, чем признать, что не все в мире «честно».
Такое мировоззрение также обусловлено фундаментальной ошибкой атрибуции, которая заключается в нашей склонности сосредотачиваться на личностных качествах людей, а не на ситуационных факторах. Это заставляет нас предполагать, что те, кто заслуживает успеха, достигнут его, но мы забываем – правила игры не всегда одинаковы для всех.
Почему так происходит?
Мы привыкли считать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а злые – наказываются. Еще с детства мы читаем сказки о героях, которые спасают всех и получают заслуженную награду, а злодеи погибают или уходят. В таких историях герои всегда получают то, что посеяли в начале. Психологи Зик Рубин и Энн Пеплау утверждают, что эта вера в справедливость формируется у детей довольно рано [Online Library, 1975].
Человек ежедневно сталкивается с большим объемом информации. Для ее обработки мозг создает когнитивные структуры, которые помогают принимать решения и прогнозировать результаты. Одной из таких структур является гипотеза справедливого мира. Она помогает нам понимать причины хороших и плохих событий, объясняя их «кармическим циклом».
Верить в справедливый мир значит видеть перед собой понятную и предсказуемую картину мира. Социальный психолог Мелвин Дж. Лернер утверждает, что такая вера очень важна для человека, т.к. она позволяет ставить цели и достигать их. Также она помогает людям справляться со стрессом и беспомощностью, которые могут навредить здоровью [Springer, 1980].
Информация, которая противоречит нашим убеждениям, может вызывать дискомфорт. Поэтому иногда мы неосознанно избегаем ее или стараемся исказить. Такое явление называется когнитивным диссонансом. Человек пытается сделать противоречивую информацию более согласованной. Например, если кто-то верит в справедливый мир, он будет искать объяснение тому, почему хороший человек страдает.
Таким образом, гипотеза справедливого мира – это когнитивная структура, которая помогает человеку ориентироваться в мире и ставить себе цели. Однако она может вызывать искажение реальности, когда человек пытается подогнать действительность под свои убеждения.
Почему это важно?
То, насколько сильно в нас проявляется гипотеза справедливого мира, может действительно сформировать все наше понимание мира. Это меняет наше восприятие других, создает определенные ожидания для нас самих. Стремление к справедливости не равно вере в то, что мир справедлив.
Для достижения социальных изменений необходимо обладать способностью увидеть, где ситуация может быть несправедливой, или уделить время тому, чтобы по-настоящему понять обстоятельства других людей, прежде чем выносить суждения. Гипотеза справедливого мира может привести к возникновению вредных и абсурдных образов мышления, что может иметь серьезные последствия в социальном, политическом и юридическом аспектах.
Как все началось: исследование Дж. Лернера
Доктор Мелвин Дж. Лернер стал первым, кто четко определил и изучил гипотезу справедливого мира. Он писал докторскую диссертацию по клинической психологии в большой психиатрической больнице, когда у него возник интерес к этому феномену.
Лернер вместе с психологами и терапевтами заботились о пациентах и оценивали, готовы ли те вернуться в общество. Однако он заметил тревожную тенденцию среди сотрудников: медицинские работники безжалостно допрашивали пациентов во время терапевтических сеансов, что вызывало эмоциональный стресс. Лернер слышал, как они говорили о подопечных в невероятно уничижительной манере [Springer, 1980].
Заметив такое странное поведение сострадательных и умных людей, Лернер сделал интересное заключение: унизительное отношение психологов и терапевтов к пациентам служило защитным механизмом против чувства беспомощности и страданий последних.
Основываясь на этих наблюдениях и дополнительных экспериментальных исследованиях, Лернер сформулировал гипотезу справедливого мира как способ «понять, как люди воспринимают мир».
Реакция на удачу: эксперимент Рубина и Пеплау
Психологи Рубин и Пеплау провели исследование, в котором анализировались реакции участников на результаты Национальной лотереи призыва на войну во Вьетнаме. Группы призывников слушали прямую трансляцию, во время которой их лотерейные номера получали либо высокий, либо низкий приоритет.
Те, у кого были номера с высоким приоритетом, чаще принимались на службу, и их жизнь была более наполнена опасными ситуациями, чем те, у кого были номера с низким приоритетом. Номера распределялись случайным образом, поэтому не было никаких факторов, которые могли бы повлиять на какой-либо определенный исход для мужчин [Researchgate, 2008].
Было обнаружено, что большинство участников эксперимента проявляли симпатию к тем, у кого были номера с высоким приоритетом. Однако реакция отличалась у тех, кто набрал высокие баллы по шкале гипотезы справедливого мира.
Эти участники испытывали больше обиды на проигравших (тех, у кого были номера с высоким приоритетом и кто с большей вероятностью отправлялся на войну), даже несмотря на то, что проигравшие были полностью жертвами обстоятельств. Исследователи предположили, что это негодование было вызвано необходимостью «оправдать основной моральный порядок».
Восприятие лидеров: эксперимент Летиции Пеплау
В исследовании 1973 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Энн Пеплау изучала влияние гипотезы справедливого мира на политические взгляды. Было обнаружено, что высокие показатели веры в справедливый мир коррелируют с более высокими оценками одобрения крупных политических институтов, включая конгресс США, Верховный суд, вооруженные силы, крупный бизнес и профсоюзы [The Decision Lab, 2024].
Это исследование проводилось во время Уотергейтского скандала, когда администрацию Никсона обвиняли в организации взлома офиса Национального комитета Демократической партии. Исследователи заметили, что участники, получившие высокие баллы по шкале силы гипотезы справедливого мира, с меньшей вероятностью верили в виновность президента Никсона. Они ассоциировали успех такого уровня с сильным характером и моральными принципами лидера, поэтому они не могли поверить, что Никсон способен на такие обманные действия.
В чем ошибка?
Согласно теории справедливого мира, когда люди сталкиваются с несчастьем, окружающие склонны искать объяснения, возлагая ответственность на самого пострадавшего вместо того, чтобы считать неудачу результатом невезения или внешних факторов, неподконтрольных человеку.
Это убеждение также влияет на восприятие успеха: люди считают, что удача и везение достаются только тем, кто их заслуживает. Те, кому сопутствует успех, часто воспринимаются как более достойные счастья, чем те, кому повезло меньше [Dictionary, 2023].
В этой идее есть, по крайней мере, три ошибки. Во-первых, наша естественная склонность к телеологическому мышлению, когда мы путаем следствие с причиной и результат с целью. Например, считать, что человек поскользнулся на улице, потому что стремился к этому.
Во-вторых, ошибка атрибуции, когда мы объясняем поведение других людей их личными качествами, такими как неорганизованность или нежелание заботиться о здоровье. И, наконец, мораль, которая вносит оценочное измерение в эту модель реальности. Мир не просто машина причин и следствий, он награждает за добро и наказывает за зло [Researchgate, 2015].
Объяснения феномена справедливого мира
Феномен справедливого мира люди часто используют, чтобы оправдать «нечестность» происходящего, обвиняя жертву в произошедшем. Таким образом они закрывают сразу несколько проблем:
- Страх уязвимости. Люди осознанно или бессознательно боятся стать жертвами преступлений, поэтому они склонны обвинять потерпевших в своем несчастье. Феномен справедливого мира позволяет им верить, что таким образом они смогут избежать пугающей участи [BPSpsychub, 2010].
- Желание минимизировать тревогу. Люди хотят уменьшить беспокойство, связанное с несправедливостью мира, и считают, что человек сам несет ответственность за свои несчастья.
- Страх утраты контроля. В ситуациях, когда люди сталкиваются с несправедливостью или трагедиями, у них возникает чувство потери управления своей жизнью. Вера в справедливый мир дает людям иллюзию контроля и предсказуемости, позволяя им чувствовать себя более безопасно и защищенно.
В целом, феномен справедливого мира представляет собой сложное социально-психологическое явление, которое может иметь различные причины и последствия в разных культурных и индивидуальных контекстах.
Плюсы и минусы феномена справедливого мира
Феномен справедливого мира может привести к проблемам и искажениям, но он также способен приносить некоторую пользу. Явление универсальной честности, как и другие виды когнитивных искажений, имеет несколько плюсов:
- Защита самооценки, когда люди могут использовать феномен справедливого мира для поддержания позитивного представления о себе, обвиняя других в своих проблемах.
- Ориентир в достижении долгосрочных целей, особенно в процессе обучения.
- Опора для преодоления текущих трудностей и движения вперед, дающая ожидание некоего вознаграждения в далеком будущем, которое представляется лишь в общих чертах.
- Контроль страха – феномен справедливого мира помогает людям справляться с опасением перед возможными опасностями и несправедливостью в мире.
- Оптимизм – вера в справедливость мира может поддерживать оптимизм и надежду на лучшее будущее.
- Ощущение контроля над ситуацией благодаря уверенности в том, что наше влияние на мир дает предсказуемый эффект.
В конце концов, жить в мире, лишенном иллюзий и света, гораздо комфортнее. Альбер Камю утверждал, что «во вселенной без иллюзий и света человек чувствует себя чужим».
У веры в честность всего происходящего есть и серьезные недостатки. Так, обвиняя жертв, люди не замечают, как сложившаяся ситуация и другие факторы повлияли на несчастье другого человека. Исследования также выявили связь между верой в теорию справедливого мира и нечестным поведением [Frontiersin, 2017]. Вместо проявления сочувствия эта тенденция может вызывать безразличие или даже презрение к проблемным людям.
Диагностика
Диагностика справедливого мира изучает когнитивное искажение, при котором люди верят в то, что мир честен и справедлив, и хорошие вещи случаются с хорошими людьми, а плохие – с плохими. Это влияет на восприятие и реакцию человека на события в его жизни.
Методики диагностики включают когнитивно-поведенческую терапию, управление стрессом, социальную поддержку и образование пациента. Это помогает людям осознать свои искажения мышления, выработать новые стратегии и развить навыки приспособления к несправедливости и негативным событиям. А дома проверить себя можно с помощью бесплатных тестов.
Как избежать феномена справедливого мира?
Несмотря на то, что позитивный взгляд на мир полезен, иногда явление справедливого мира может помешать вам видеть реальность. Вот несколько рекомендаций, которые помогут избежать этого явления:
- Практикуйте эмпатию. Чтобы избежать негативных эмоций и стресса в реагировании на ситуации, постарайтесь понять чувства других людей. Проявив сострадание, вы сможете снизить уровень своей тревожности [Heliyon, 2020].
- Избегайте обвинений жертвы. Обвинение жертв – распространенная практика, которую многие люди не осознают. Однако важно помнить, что ответственность за свои поступки несет и виновник. Например, существуют различные внешние обстоятельства, которые могут привести к бездомности и нищете, к примеру, война или серьезное наводнение. Не стоит считать, что вы понимаете причины негативных событий в жизни других людей.
- Помните о социальной несправедливости. Изучение социального неравенства позволит вам осознать, что люди ежедневно сталкиваются с несправедливостью. Наши стереотипы и предрассудки могут мешать нам видеть реальное положение вещей [Sage Pub, 2010]. Когда вы критикуете кого-то за его положение, подумайте, не основаны ли ваши суждения на расовых, гендерных, возрастных или других предрассудках, или на искаженной исходной информации из непроверенных источников.
- Оценивайте источники информации. При прослушивании новостных сюжетов рассмотрите следующие вопросы, которые помогут вам пересмотреть свою точку зрения: чья эта история? представлена здесь только одна точка зрения или несколько? позможно ли, что вы не знаете всех деталей или полной картины?
- Исследуйте свои эмоции. Ваши суждения о чужом положении могут быть вызваны страхом и тревогой, связанными с возможностью того, что подобные события могут произойти и с вами. Работайте над своими эмоциями и проявляйте сострадание к себе.
Признать, что мир может быть несправедливым местом, непросто. Но, делая это, вы сможете проявлять больше сочувствия к другим и даже к себе, когда возникают негативные ситуации.
Что это значит для вас?
Феномен справедливого мира объясняет, почему иногда люди не могут проявить сострадание к тем, кто испытывает трудности. Обвиняя других в своих проблемах, люди защищают представление о мире как о безопасном и справедливом месте, но это негативно сказывается на тех, кто нуждается в помощи.
Осознание этой когнитивной предвзятости может помочь ее преодолеть. Анализируя ситуацию, учитывайте поведение человека, влияние окружающей среды, социального давления и культурных ожиданий.
Одна из ключевых проблем веры в иллюзию справедливого мира заключается в трудности объективной оценки происходящего и определения причинно-следственных связей между событиями. Чтобы развить этот навык, рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Критическое мышление».
Также полезно научиться рассматривать ситуации с разных точек зрения, что позволит лучше понимать происходящее и находить оригинальные решения сложных задач. Расширить границы своего мышления можно на нашей онлайн-программе «Когнитивистика».
Желаем вам всегда сохранять веру в справедливость и стремиться к саморазвитию. Пусть ваша жизнь будет наполнена яркими моментами и успехами!
В завершение, для закрепления материала, предлагаем вам пройти небольшой тест по теме статьи: