Если вы знаете Илона Маска только по мемам, то вы ничего не знаете об Илоне Маске.
К своим 48 годам он стал одним из 50 богатейших людей планеты, разработал космический корабль для полетов на Марс, создал самый безопасный электрокар в мире, обеспечил энергией целый остров и бурит высокоскоростной тоннель под Лас-Вегасом. А еще он планирует сделать из людей киборгов.
В этой статье мы расскажем об амбициозном миллиардере Илоне Маске. Уверены, вам будет интересно.
Коротко о биографии
Илон Маск родился в Южной Африке в 1971 году. Он был типичным ребенком-ботаником. Обладал безупречной памятью и перечитал все книги в доме. Когда у старших членов семьи возникали вопросы, они обращались к школьнику Илону за ответом. Казалось, что его голова – это энциклопедия.
Удивительно, но Маск был не просто любознательным и смышленым мальчиком, а еще и юным предпринимателем. В 12 лет он спрограммировал первую компьютерную игру. И понял, как её продать. Вместе с братом Илон задумал открыть игровой зал. Они договорились с поставщиком оборудования, нашли помещение для аренды. Последним этапом было одобрение местных властей, которого братья так и не получили, поскольку заниматься предпринимательской деятельностью могли только совершеннолетние граждане.
В 17 лет Маск покинул родной дом и отправился в страну возможностей – Америку. В Пенсильванском университете он получил две степени бакалавра: по инженерии и бизнесу. Далее был Стэнфорд. Но учеба Маска не особо волновала. Он мечтал изменить мир и заявил ректорату о желании бросить учебу и создать интернет-компанию с условием: если затея не увенчается успехом, его вновь примут в Стэнфорд.
Первый бизнес-успех
Не доедать, работать ночи напролет и мыться в спортзале, поскольку собственная квартира настолько бедна, что там нет ванной. О чем это говорит? О будущем успехе! Это подтвердил Илон Маск.
В 24 года, совместно с братом, Маск создал компанию Zip2. У них не было ничего, кроме 2 тысяч долларов и мощного желания действовать. Концепция фирмы заключалась в том, чтобы оцифровать газеты. Учитывая, что киберэра только начиналась, идея Маска была новаторской. Он написал несложную компьютерную программу и создал первый городской онлайн-справочник. Большинство людей не приняло всерьез затею братьев. Более того, некоторые владельцы газет были в ярости, пытаясь доказать, что перевод газет из печатного формата в цифровой – сумасшествие.
Но братья Маск не останавливались. В итоге они смогли сделать своими клиентами таких медиа-гигантов, как The New York Times и Hearst Corporation. А в 1999 году компьютерная корпорация Compaq купила стартап Маска за 307 миллионов долларов наличными и 34 миллиона долларов акциями.
В 28 лет Илон Маск стал миллионером.
Инновация, которой пользуется весь мир
Однако денежный успех не сделал Маска счастливее. Он мечтал создать компанию, деятельность которой вызовет эффект «Вау!» И у него это получилось. Илон Маск организовал PayPal. Компания трансформировала всю финансовую отрасль и стала лидирующей платежной системой в мире.
В 2002 году eBay Inc., являясь главным на тот момент конкурентом новой компании Маска, выкупил PayPal за 1,5 миллиарда долларов. С этой сделки Маск получил 180 млн. долларов.
Когда и целой планеты мало
Маск не спешил тратить свои миллионы на «земные» удовольствия. Новаторское мышление уводило его далеко. Далеко за пределы планеты. В 2002 году Илон Маск создал компанию SpaceX и поставил перед собой цель: колонизировать Марс.
Затея не вызывала доверия у инвесторов, поэтому Маск вложил в компанию почти все свои заработанные деньги – 100 миллионов долларов. Ему предстояло построить ракетный комплекс. И он отравился в Россию, чтобы выкупить списанную ракету для экспериментов.
Маск понимал, что полететь в космос – это не проблема. Проблема – неподъёмные расходы на полет. Поэтому его главной задачей было снижение затрат. Маск справился и с ней. Он смог усовершенствовать технологию выхода на орбиту, снизив затраты на несколько пунктов по сравнению с другими космическими корпорациями.
Главное детище SpaceX – звездолет Starship. Его уникальность заключается в том, что это космический корабль многоразового использования. Причем летать он будет не только на Марс и Луну, но и в пределах Земли, доставляя грузы и людей в отдаленные точки планеты за полчаса. Транспортная система Starship – самая мощная из всех существующих и планируемых к созданию космических ракет. Ее диаметр составляет 9 метров, высота – 118 метров. Starship способна транспортировать до 150 тонн груза.
Маск планирует отправить первую рабочую экспедицию на Марс в 2022 году, чтобы обследовать красную планету на наличие воды и опасности, а также создать базовую инфраструктуру для работ по колонизации. Второй этап космической миссии запланирован на 2024 год.
Проект Маска очень амбициозен. Даже NASA (федеральное космическое ведомство США) собирается сначала освоить Луну, отправив туда астронавтов в 2024 году, и лишь потом приступить к колонизации Марса.
В 2018 году Маск публично объявил, что первым частным космическим туристом его компании станет миллиардер и куратор фонда современного искусства Юсаку Маэдзава. Полет Маэдзава вокруг Луны состоится в 2023 году.
Илон Маск продолжает работу по снижению затрат на межпланетарные путешествия. Он мечтает сделать полет на другую планету равным по цене перелету на самолете в соседний город.
Электрокар – машина не только для гольфа
Маск всегда мечтал избавить мир от топливной зависимости. И решил начать с автомобилестроения. В 2004 году он возглавил компанию по производству электромобилей Tesla, инвестировав в нее 6,3 млн. долларов собственных средств. План Маска заключался в том, чтобы создать высокоскоростной и ультрасовременный электромобиль для привлечения внимания к Tesla. А затем наладить выпуск доступных электрокаров для широких масс.
Компания поставила перед собой цель: выпустить полноценный, желанный и убедительный электрокар, разрушив стереотип о том, что крошечные электрические машины годятся только для гольфа.
При помощи электрической силовой установки первый автомобиль Roadster от Tesla мог преодолеть расстояние в 300 км без подзарядки. Развивал скорость 200 км/ч и разгонялся до 100 км/ч за 4 секунды. «Звездными» покупателями Roadster стали актеры Арнольд Шварценеггер, Джордж Клуни и Леонардо ДиКаприо.
Скептики заявляли, что Tesla не сможет наладить массовый выпуск недорогих машин для обычных людей. И действительно, затраты на производство были колоссальными. Инвесторы отказывались помогать молодому и ненадежному стартапу. Когда расходы на один автомобиль составили 140 тыс. долларов, Маск оказался перед выбором: либо закрыть компанию, либо вложить в нее весь свой доход от продажи PayPal.
Предприниматель выбрал второе. Он взял Tesla под свой контроль. Уволил четверть работников, в том числе одного из основателей компании. Чтобы спасти фирму, Маск убедил автомобильного гиганта Daimler купить у Tesla электробатареи для производства смарткаров. Чтобы это сделать, команде Tesla пришлось всего за 4 недели полностью реконструировать бензиновый смарткар в электрический.
Далее было налажено производство семейного седана Model S. Он стал первым электрокаром, получившим звание автомобиля года по мнению популярного в США журнала Motor Trend в 2013 году. Но радость Маска была недолгой. Вскоре медиа-магнат The New York Times опубликовал статью, в которой сообщалось, что батарея Model S не соответствует заявленной мощности, и единственная возможность передвижения электрокара – это эвакуатор.
Маск был взбешен, поскольку заявление The New York Times не соответствовало действительности. Он опубликовал ответное гневное заявление, хотя многие считали, что спорить с медиамагнатом – заведомо провальная идея. Но Маск победил в этой битве. Издание The New York Times признало, что статья содержала неточности.
После Model S линейка Tesla пополнилась электрокарами Model 3 и Model X. Вместе литеры трех моделей образуют аббревиатуру S3X, где, по задумке Маска, 3 – перевернутая буква Е. Таким образом, Маск хотел показать, что электрокар – это не только экологично и современно, но и сексуально.
В 2012 году появились первые электро-АЗС Supercharger от Tesla. На данный момент зарядные станции Илона Маска открыты в более чем 50 странах мира.
В 2015 году Tesla наладила производство крупногабаритных аккумуляторов широкого назначения. Еще через 2 года Маск построил резервное электрохранилище в США, способное обеспечить энергией 30 000 домов в течение часа.
Солнечная энергия в каждый дом
В 2006 году Илона Маска посетила идея о создании компании в сфере солнечной энергетики. Он предложил своим кузенам воплотить задумку в жизнь. Так появилась компания SolarCity, главным инвестором которой стал Маск.
SolarCity предлагала людям установку солнечных панелей на крышах их домов. По сути, сдавала панели в аренду. Выгода покупателей заключалась в том, что арендная плата за солнечные батареи была ниже, чем оплата за электроэнергию государству. Через год компания SolarCity заняла лидирующую позицию среди провайдеров солнечной энергии в США.
Позже SolarCity начала сотрудничать с коммерческими фирмами. В 2008 году компания покрыла солнечными панелями более 18 тысяч квадратных метров крыши офисного здания eBay. Клиентами SolarCity также стали: автомобильный холдинг British Motor Car, крупнейший в мире трейдер Walmart, компьютерный гигант Intel и даже армия США.
В 2016 году солнечными панелями SolarCity и аккумуляторами Tesla покрыли один из островов архипелага Самоа. Местные жители (около 600 человек) были полностью обеспечены возобновляемой энергией.
Илон Маск об искусственном интеллекте
Миллиардер не раз высказывал мысль об опасности искусственного интеллекта (ИИ). Если ничего не предпринимать, то человечество перестанет быть доминирующим видом, и максимум, что ожидает homo sapiens, – это участь обезьяны в клетке. Маск считает глупым отрицать превосходство ИИ. Мозг человека, хоть и способен вместить в себя петабайты (1015 байт) данных, что сопоставимо с объемом всего Интернета, однако человеческая скорость воспроизведения информации ничтожно мала.
Единственным спасением homo sapiens, по мнению Маска, является слияние с ИИ. Разработками в сфере киборгизации занимается еще одна компания миллиардера – Neuralink. Ее деятельность направлена на исследования в области медицины. Маск утверждает, что разработки Neuralink способны восстанавливать сенсорную и двигательную функции при параличе, а также излечивать неврологические болезни, в т.ч. шизофрению и аутизм.
Ученые из Neuralink создали специальную технологию. Микронити с электродами, которые значительно тоньше человеческого волоса, планируется вживлять в мозг. Операцию будет проводить специально сконструированный робот-хирург. Его высокоточная оптика помогает не задеть сосуды и избежать воспаления. Технология требует нарушения целостности черепной коробки (сверления), но в будущем Neuralink хочет использовать лазеры и сделать операцию менее травматичной.
Имплантированные нейронити подключат к специальным чипам. Чипы будут предавать сигналы беспроводным способом от мозга к приемнику – небольшой коробочке, расположенной за ухом. А приемник в свою очередь – компьютеру или смартфону. Таким образом, человек при помощи силы мысли сможет набирать текст и пользоваться Интернетом.
Технология получила название «нейронное кружево». Предполагается, что вживленные нити смогут находить проблемные участки в мозге, улучшать когнитивные функции и лечить повреждения. Со временем «кружево» приживется, став неотъемлемой частью мозга. И позволит человеку конкурировать с высокоразвитым ИИ.
Буровая компания
В конце 2016 года, измученный бесконечными пробками, Илон Маск организовал компанию по бурению подземных тоннелей The Boring Company. Миллиардер купил подержанную буровую машину и сообщил, что конструкторы The Boring Company возьмут ее за прототип, и создадут аппарат, способный рыть тоннели в 10 раз быстрее. Через некоторое время так и случилось: была разработана бурильная машина под названием Godot.
Проблему наземного трафика, по мнению Маска, можно решить двумя способами: задействовать воздух, построив летающие машины, либо спуститься под землю, вырыв тоннели. Первый вариант – небезопасный, шумный и зависим от погодных условий. Второй вариант лишен этих недостатков.
Идея Маска не нова. Однако именно он собирается воплотить ее в жизнь, решив главную проблему: большие затраты. Маск планирует использовать специальные электрические скейты (салазки), при помощи которых автомобиль будет передвигаться по тоннелю. Таким образом, диаметр тоннеля уменьшится, а значит, и снизятся расходы.
У Маска уже появился заказчик. К концу 2021 года The Boring Company построит первый коммерческий высокоскоростной тоннель для городского конференц-центра в Лас-Вегасе. Пассажиры будут передвигаться по тоннелю на беспилотных электрокарах Tesla со скоростью 200-250 км/ч.
Илон Маск не просто смотрит в будущее. Он делает будущее. Экологичные, возобновляемые источники энергии на службе у человечества. Само человечество – как межпланетарный вид. Для Илона Маска это не просто фантазии и мечты. Это цели, к которым он уверенно идет и намерен достигнуть при жизни.
Друзья, учитесь уверенности у таких людей, как Илон Маск. Верьте в себя безоговорочно. И сил вам на пути к достижению целей!