Блог о саморазвитии

Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором

Сетап и панчлайн: как отжигать с юмором

Помните известную детскую сказку про Золушку? Так вот, есть новости! Карета таки превратилась в полночь в тыкву! Золушке, правда, было уже все равно, потому что она к этому моменту вовсю веселилась с Принцем, а вот водитель эвакуатора удивился конкретно…

Если такое продолжение сказки для вас тоже удивительно, значит, вам стоит прочитать эту статью до конца. А еще пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять и рассказывать с выражением стендапы, шуточные миниатюры и просто анекдоты.

Считаете, что этому нельзя научиться? На самом деле можно, как и многим другим вещам в этой жизни. Кое-какие усилия для этого, естественно, потребуются, а начать стоит с понимания основы и структуры любой шутки. Вот для этого нам и нужно разобраться, что такое сетап и панчлайн.

Сетап: что это такое

Слово «сетап» заимствовано из английского, где set up означает «устанавливать» либо «настраивать». Таким образом, сетап – это как бы настройки системы. Слово имеет множество оттенков значений применительно к разным сферам – компьютерная техника, электроника, IT-технологии. Но, коль скоро мы заговорили про юмор, ограничимся пониманием термина применительно к данной сфере.

В двух словах, сетап – это начало шутки или предпосылка к ней. В приведенном выше примере с шуткой про Золушку сетап – это сжатое напоминание читателям сюжета сказки. Без него собственно шутка про эвакуатор будет непонятна.

Панчлайн: что это такое

Слово «панчлайн» тоже английского происхождения. В английском есть слово pun, что означает каламбур, слово punch, употребляемое в значениях «ударять», «пробивать», «удар кулаком», и слово line, чаще всего переводимое как «линия» или «строка».

Таким образом, punchline следует понимать как ударную строчку или собственно шутку, ради которой задумывался сетап. Еще можно встретить такой перевод слова punchline как «изюминка», что тоже правильно. Именно в панчлайне и кроется изюминка шутки.

Итак, панчлайн – это вторая часть конструкции, из которой складывается юмор как таковой. Панчлайн дополняет сетап и придает ему неожиданный смысл, заставляющий смеяться еще секунду назад не подозревавших о возможности такого поворота событий зрителей и слушателей. В шутке про Золушку роль панчлайна выполнил эвакуатор.

Где используется сетап и панчлайн?

Сетап и панчлайн – основа шутки, даже если мы пошутили, не задумываясь. Если мы смешно ответили на комментарий коллеги, значит, в качестве сетапа вступил комментарий коллеги, а в качестве панчлайна – наш ответ. Если вы смешно прокомментировали очередной безумный приказ директора, тут сетапом выступил приказ директора, а панчлайном – ваш комментарий.

Применительно к юмористическим шоу и программам соответствующей направленности – КВН, «Вечерний Ургант», Comedy Club – авторство сетапа и панчлайна обычно едино, а над градусом веселья, ожидаемого от шутки, работает целая команда авторов и сценаристов.

Бывает, что автор пишет для себя сам и сам же выступает в формате стендапа. Например, как Павел Воля из Comedy Club или Валерий Жидков, он же «Тамбовский Волк» из 95-го квартала.

Точно так привлекают авторов к написанию сценариев юмористических фильмов и театральных спектаклей. И если в телевизионном юмористическом шоу вполне возможна импровизация, а в КВН даже есть специальный конкурс «Разминка», построенный исключительно на импровизации, то в кино и театре все шутки прописываются заранее. И строятся они по одной и той же формуле:

Сетап + Панчлайн = Шутка

Получается, если освоить эту формулу, можно стать профессиональным юмористом? И да, и нет. Важно, насколько хорошо вы освоили эту формулу. В конце концов, математику и формулы из физики в школе тоже изучают все, а великими математиками или хотя бы кандидатами физико-математических наук становятся единицы.

Однако попробовать себя в роли писателя и изобретателя шуток может каждый. А мы попробуем объяснить, как сформировать сетап и панчлайн шутки. Начнем с сетапа.

Наука как источник для сетапа

Сетап, произнесенный вне специализированного юмористического шоу, зачастую вовсе не предвещает ничего смешного. Более того, это распространенный прием: взять серьезную научную рекомендацию и придумать для нее смешную концовку. Приведем, чтобы понять, как формируется «научный» сетап, примеры. Самая благодатная почва – это примеры из психологии.

Пример 1:

Если вы злитесь или раздражены, психологи советуют занять себя физическим трудом. Допустим, начать мыть окна. И неважно, что об этом подумают остальные пассажиры автобуса.

Думается, сейчас вы уже и сами поняли, что в качестве сетапа тут выступила рекомендация психологов, а в качестве панчлайна – обман традиционного восприятия и банального продолжения мысли, что окна нужно мыть исключительно дома.

Пример 2:

На приеме у психолога:

– Представьте, что счастье – это когда 3D-принтер…

– В смысле я должен создать его сам?

– В смысле у большинства людей его нет, и никогда не будет.

Тут тоже обыгрывается традиционное ожидание банальности и вариаций на тему «человек сам кузнец своего счастья» и т.д. Тем более что большинство психологов именно на этом и строят свои рекомендации, щедро разбавляя их примерами из науки и практики. Обман ожидания как раз и делает изначально ничего не обещающий диалог смешным.

Пример 3:

Собака может выучить около 250 жестов и слов и научиться считать до 5, что соответствует уровню развития 2-летнего ребенка. Кот реагирует исключительно на звуки открываемого холодильника и сухого корма, насыпаемого в миску, что соответствует интеллекту 45-летнего госслужащего.

Сопоставимость уровня развития собаки и 2-летнего ребенка – научно доказанный факт [Наука 21 век, 2009]. Коты, возможно, тоже могли бы освоить все вышеперечисленное, но не хотят, поэтому со стороны их поведение выглядит так, как описано в панчлайне. Будем надеяться, котов не обидит сравнение с 45-летними госслужащими.

Сказки и притчи как источник для сетапа

Мы начали эту статью с того, что вспомнили сказку про Золушку. Однако это не единственный пример, когда сказка, притча или устное народное творчество становится основой для сетапа.

Пример 1:

Все помнят притчу про двух лягушек, упавших в кувшин с молоком, когда одна утонула, а вторая взбила молоко в масло и выбралась наружу. И мало кто ожидает концовку в виде «спасибо, я лучше в другой магазин молочных продуктов пойду».

Действительно, степень уместности той или иной притчи сильно варьируется в зависимости от контекста и места события. И выводы, которые можно сделать из ситуации, тоже. Здесь сетап – притча про лягушек, панчлайн – ответ покупателя.

Пример 2:

Все помнят сказку про Ивана Царевича и его авторский метод знакомства с девушками – выпущенная в пространство стрела. И нужно обладать хорошей смекалкой, чтобы провести аналогии с обращением в техподдержку большинства телекоммуникационных компаний: «Здравствуйте, Иван Царевич! Мы получили вашу стрелу. К сожалению, в данный момент все лягушки заняты, но ваша стрела очень важна для нас, оставайтесь на линии».

Тут пример чуть сложнее. Сетап не озвучивается полностью, как в предыдущих примерах, а как бы подразумевается. После слов «Здравствуйте, Иван Царевич» всем и так ясно, кто главный герой сюжета. Панчлайн в данном случае – это развитие аналогии со службой техподдержки.

Пример 3:

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю…

А, хотя, давай, ложись…

Что я лезу в твою жизнь?

Эта русская народная колыбельная известна всем от мала до велика. Однако и ее можно осовременить, обыграв извечное стремление детей вырваться из-под опеки и гиперприверженность некоторых людей к различным новомодным методам в психологии.

Новости как источник для сетапа

Выпуски новостей – поистине неисчерпаемый источник вдохновения для юмора и шуток. Наша реальность такова, что обыграть можно практически любую новость.

Пример 1:

– Первыми отечественную вакцину от коронавируса получат учителя.

– Вот будут знать, как натягивать хорошие оценки за деньги ученикам. А те потом пойдут работать в лаборатории и разработают вакцину.

Пример 2:

– Чубайса хотят назначить руководителем проектов по Арктике.

– И правильно! Зачем нам эта Арктика?..

Пример 3:

– Новые автомобили отечественного производства полностью экологичны.

– Да! Они полностью сгнивают за 3 года.

Пример 4:

На встрече с главой ВТБ Костиным Президент сказал, что «у нас сейчас тяжелые времена». Костин вообще не понял, почему у него сейчас тяжелые времена, однако из вежливости решил согласиться.

Пример 5:

– В магазинах скупили всю гречку. Почему люди скупают именно гречку?

– Ну, потому что рис из Китая (родина ковида), а макароны из Италии (самая мощная вспышка ковида).

Пример 6:

– В период карантина будут запрещены все спортивные соревнования.

– А вот фехтование могли бы и не запрещать! Маски есть, перчатки есть, а если кто нарушит социальную дистанцию, можно проткнуть шпагой.

Пример 7:

– Участвовавший в шоу «Холостяк» султан Брунея не смог определиться с выбором.

– Взял оптом?..

Насчет последней мы не уверены, что это была новость, однако что вам мешает самим придумывать новости, похожие на правду, и делать из них шутку?

Исторические факты как источник для сетапа

Точно так за основу шутки можно взять какой-либо исторический факт, придумав к нему неожиданное продолжение.

Пример 1:

5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище. Сразу по окончании Александр Невский отправил своих подопечных наловить рыбу на обед, тем более что лед Чудского озера был уже в лунках.

– Не клюет! С утра покормили слишком сильно, – пожаловались полководцу вернувшиеся без улова воины.

Возможно, кому-то такой юмор покажется черным, однако тут даже не требуется слишком большой фантазии, чтобы сообразить, как можно воспользоваться лунками зимой.

Пример 2:

27 августа 1760 года Императрица Елизавета издала Указ, согласно которому госслужащим было запрещено брать взятки. В 2020 году был юбилей Указа, и очень хочется узнать, когда же он вступит в силу.

Думается, так можно обыграть многие Указы из прошлых столетий, так что поле для сетапов вообще непаханое. В любом случае сетапом будет выступать исторический факт, а вам остается придумать смешное продолжение, т.е. панчлайн.

Как придумать панчлайн?

Мы подошли к самому сложному – панчлайну, т.е. тому, что делает шутку шуткой. При всем многообразии юмора базовых методов, как шутить смешно, не так уж и много.

Основные методы создания шуток:

  • Деформация явления – преувеличение значимости мелочей, преуменьшение значимости важного (обычно черный юмор), выведение на первый план второстепенных деталей.
  • Доведение явления до крайней степени абсурда.
  • Обмен характеристиками или присвоение негативу позитивных качеств, а позитиву – негативных характеристик.
  • Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания.
  • Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности.
  • Игра на отсутствии логики, взаимосвязи фактов и событий.
  • Обыгрывание различных ассоциаций, сходных характеристик, слов, имеющих несколько значений.

Конечно же, можно встретить массу других способов, как создать шутку, однако большинство развернутых вариантов, так или иначе, пересекается с вышеназванными способами генерировать юмор. Рассмотрим некоторые варианты подробнее.

Ситуация абсурда как основа панчлайна

Абсурд – это уже само по себе смешно, поэтому потребуется минимум усилий, чтобы оформить абсурдную ситуацию в законченную шутку.

Пример 1:

Ястреб схватил и унес таксу, охотник выстрелом убил ястреба, ястреб упал, такса продолжает лететь. Наверное, выстрела не слышала…

На этом примере мы видим, что не суть важно, реальна ситуация абсурда или выдумана. Смешным может быть и то, и другое.

Пример 2:

– В самолете есть фитотерапевт?

– А что случилось?

– Тут гомеопату плохо.

Степень доверия людей к фитотерапевтам и гомеопатам примерно одинаково невысокая. Поэтому ситуацию легко довести до абсурда, представив, что фитотерапевты готовы доверять только гомеопатам. Можно и наоборот, в данном случае это не принципиально.

Пример 3:

– Посоветуйте, пожалуйста, какой телефон брать: Samsung S20 или iPhone 12? Только скорее, а то сигнализация сработала.

Ясно, что грабитель не будет на месте преступления советоваться, что именно ему брать. А для сетапа можно взять обычную бытовую ситуацию, когда люди советуются относительно предстоящей покупки.

Обмен характеристиками как основа панчлайна

Обмен характеристиками в панчлайне – это что-то вроде обмана ожиданий в сетапе. Мы все имеем предустановленные представления, что такое хорошо и что такое плохо. Перевернув эти понятия, можно насмешить многих.

Пример 1:

Экзорцист:

– Я пришел изгнать демона, который вселился в вас.

Человек (удивленно):

– Но я вас не вызывал!

Демон:

– Я вызывал!

Таким образом, носителем зла оказывается не демон, как мы привыкли считать, а человек, с которым оказалось некомфортно даже демону.

Пример 2:

Многие хозяйки терпеть не могут гостей. Нет, ну действительно, мусор, грязища, куча немытой посуды. И это они еще не пришли!

Тут происходит виртуальный обмен характеристиками. Если все привыкли считать, что куча грязной посуды бывает только после гостей, то мы легко развеем эти заблуждения, показав, что развести грязищу могут и сами хозяева без помощи извне.

Подмена понятий или использование неоднозначности высказывания как основа панчлайна

Подмену понятий можно сделать искусственно, а можно воспользоваться, например, чьим-либо неумением внятно формулировать мысли. Результат будет смешным в обоих случаях.

Пример 1:

– Ребенок не хочет есть мясо. Чем его можно заменить?

– Собакой! Собака всегда хочет есть мясо!

Тут обыгрывается неопределенность отнесения слова «его» к ребенку или к мясу. Разумеется, обычно такие диалоги полны заботы о детях. Однако если дети надоели своими «хочу – не хочу», можно рассмотреть и другие варианты.

Пример 2:

Самое правильное название для топленого молока – «Муму».

Тут используется многозначность и вариативность слова «топленое». Если его понимать не как технологию тепловой обработки, а как производное от слова «утопленный», все становится на свои места, потому что про утопленную Герасимом собачку «Муму» читали все.

Пример 3:

На могилу Альцгеймера нужно возлагать исключительно незабудки.

Это не только подмена понятий, но и игра слов. Болезнь Альцгеймера предполагает проблемы с памятью, а цветы незабудки несут в своем названии месседж «не забудь».

Пример 4:

Она была настолько горячей, что нагрела его на 10 тысяч долларов.

У слова «горячий» множество значений: от температурных характеристик до темперамента. У слова «нагрела» тоже несколько значений: от подогрева пищи до обмана и мошенничества. Если соединить два многозначных слова, тоже может получиться смешно.

Пример 5:

Пожилой сотрудник отпрашивается у молодого начальника пораньше с работы, т.к. собирается пойти на электрофорез. Начальник отвечает, что, «конечно, идите, но, вообще-то, их последний альбом так себе».

Это что-то наподобие конфликта поколений. Для пожилых электрофорез – это медицинская процедура, для молодых – синти-поп-группа (послушать можно здесь).

Как вариант, можно поискать созвучные слова и получить новую шутку. Например, карантинную народную сказку «Сестрица Удаленушка и братец Диванушка».

Использование банального и очевидного как основа панчлайна

Использование банального и очевидного с подтверждением банальности и очевидности может быть ничуть не менее смешно, нежели подмена понятий. Подтвердить банальность и самоочевидность, когда все настроились услышать что-то необычное – это тоже искусство.

Пример 1:

– Почему вы стали врачом?

– Ну, у меня особого выбора не было, я закончил медицинский университет.

Пример 2:

– Папа, а наш ежик от старости помер?

– Конечно, был бы молодой, тогда точно бы от КАМАЗа убежал.

Таких банальностей при желании можно набрать целый вагон, поэтому долго останавливаться не будем. Поехали дальше!

Обыгрывание ассоциаций как основа панчлайна

Обыгрывание любого сходства, реального или мнимого, ассоциаций, реальных или вызванных нездоровой фантазией, тоже является неисчерпаемым источником шуток.

Пример 1:

– Простите, а фильм «Омерзительная восьмерка» – это про АвтоВАЗ или про пиво «Балтика»?

– Это про Windows…

Тут обыгрываются массовые ассоциации слова «восьмерка» с разными предметами и явлениями. Поэтому, даже предложив выбор из двух вариантов, можно найти третий, еще более смешной. К слову, фильм «Омерзительная восьмерка», реально существует, и вышел на экраны в 2015 году. Посмотреть можно здесь.

Пример 2:

– У него вся жизнь такая: химия-лагерь, химия-лагерь.

– Он рецидивист?!

– Нет, он учитель химии! А летом ездит вожатым в детский лагерь.

Тут, возможно, многим понадобится уточнение. «Химией» долгие годы называлась колония-поселение для преступников, совершивших неумышленные правонарушения (например, автомобильная авария) или получивших положительные характеристики в период отбытия основного наказания.

Пример 3:

В завещании таксист просил не хлопать крышкой.

Это пример панчлайна без сетапа. Точнее, сетап уже как бы «вмонтирован» в панчлайн. То, что таксисты не любят, когда хлопают крышкой багажника, знают все, кто хоть раз ездил на такси в аэропорт. Учитывая размеры страны, таких людей немало. Поскольку гроб тоже закрывается крышкой, то осталось лишь предположить, что таксист не захочет слышать хлопок даже сквозь вечный сон.

И теперь самый главный вопрос: как научиться шутить смешно? Как сделать так, чтобы качественный сетап и панчлайн стали неразлучны, как Бивис и Баттхед из одноименного юмористического мультсериала 90-х годов прошлого века? Юмор, конечно, на любителя, однако тоже имеет право на жизнь. 1-й эпизод 1-го сезона здесь. Еще один знаменитый образец американского юмора из 90-х – детективный сериал Sledge Hammer («Слэдж Хаммер»). 1-й сезон, 1-я серия тут.

Способы развития чувства юмора

Возможно, кто-то удивится, но методы развития чувства юмора сходны с методами развития интеллекта как такового. Другими словами, чтобы шутить смешно, нужен развитый мозг. Мы можем лишь посоветовать, как заточить интеллект именно под генерацию шуток.

Как развить чувство юмора:

  • Быть наблюдательным, учиться подмечать мелочи и второстепенные детали.
  • Читать новости и анекдоты, лучше сразу друг за другом.
  • Смотреть юмористические передачи (КВН, «Вечерний Ургант», «95 квартал» и другие).
  • Развивать логическое и абстрактное мышление.
  • Раз в день подбирать синонимы и антонимы к какому-нибудь слову.
  • Раз в день выбирать слово и думать, какие ассоциации оно вызывает.
  • Попробовать объяснить значение слова с помощью синонимов и ассоциаций.
  • Регулярно придумывать нетривиальные варианты использования обычных предметов (мясорубка, газета, компьютер, вилка и т.д.)
  • Читать авторов, которые прославились своим чувством юмора (Антон Чехов, Сергей Довлатов, Игорь Губерман).

Разумеется, авторов, у которых можно было бы поучиться остроумию, намного больше. Мы выбрали лишь тех, чье творчество практически полностью основано на юморе: Чехов, Довлатов, Губерман. Для лучшего понимания, как придумать что-нибудь смешное, стоит прочитать работу «Формы, средства и приемы создания комического в литературе», где как раз и разбираются нужные вам приемы и методы [Е. Сафонова, 2013].

Кроме того, есть специальные материалы, посвященные развитию чувства юмора и способам, как это сделать. Работа так и называется: «Как смешно шутить?» [Д. Шекебаев, 2016].

А для того чтобы придуманные вами шутки всегда были ко времени, к месту и звучали убедительно, вам стоит освоить стендап как жанр сценического выступления. Это стоит сделать, даже если вы не собираетесь на большую сцену. Зачем среднестатистическому человеку осваивать навыки стендап-выступления? Тому есть несколько причин.

Зачем нужны навыки стендап-выступления:

  1. Развитие взаимодействия правого и левого полушарий мозга – вы научитесь как анализировать информацию для генерации шуток, так и оформлять их в творческом формате.
  2. Развитие голоса, речи и навыков публичного выступления – даже если вы будете практиковаться в узком кругу друзей, это будет отличной тренировкой и сделает вас готовым принять более сложные вызовы, если потребуется.
  3. Отличная тренировка и подготовка к профессиям, требующим публичности – как известно, лучшим экспромтом является тот, что хорошо подготовлен, а подготовив пару сотен шуток для десятка стендапов, вы будете готовы практически к любой ситуации.
  4. Развитие наблюдательности и сообразительности – основные темы для шуток достаточно однообразны, а поиск новых нюансов их подачи станет отличной тренировкой для интеллекта.
  5. Возможность получить обратную связь и энергетический заряд от слушателей – давно известно, что получить энергию можно только тогда, когда начинаешь отдавать. Подарив даже узкому кругу зрителей несколько минут хорошего настроения, вы получите огромный заряд бодрости.
  6. Навыки импровизации – редко когда живое выступление полностью идет по заранее составленному плану. Поэтому придумывать на ходу – это то, чему вы будете вынуждены научиться достаточно быстро.
  7. Развитие чувства юмора – чем больше шуток вы придумаете, чем чаще будете попадать в ситуации, требующие импровизации, тем быстрее у вас разовьется чувство юмора и тем ближе вы станете к уровню профессионального автора и сценариста.

В общем, если вас интересует, как развить чувство юмора, научиться импровизировать, отработать навыки публичного выступления и чувствовать себя уверенно в любой ситуации, вам стоит научиться шутить и освоить стендап.

Стендап: как научиться

Начать осваивать стендап как жанр можно параллельно с работой над чувством юмора. Если своих шуток пока нет, можете отрабатывать чужие. Как учиться стендапу? Это вполне можно делать самостоятельно!

Как учиться стендапу:

  • Выучите текст шутки наизусть.
  • Выберите место, где вам никто не будет мешать хотя бы пару минут.
  • Включите видеокамеру телефона на запись.
  • Встаньте прямо, не сутультесь, не смотрите под ноги.
  • Произнесите текст шутки в темпе и с выражением.
  • Выделите интонацией ударное слово (место, где смеяться).
  • Слегка потяните ударную гласную в последнем слове шутке.
  • Пересмотрите записанное видео с долей самоиронии и самокритики.
  • Отметьте допущенные ошибки (осанка, взгляд, интонация, темп речи).
  • Исправьте их в следующем дубле.

Кстати, поработать над интонированием вы можете, изучив специальный урок «Интонация» в рамках курса «Развитие голоса и речи». Если же вы предпочитаете карьеру сценариста и хотели бы предложить свои услуги ведущим ТВ-шоу страны, вам стоит знать, по каким принципам строятся юмористические шоу.

Как писать юмористический сценарий

Ввиду того, что наше отечественное телевидение во многом заимствует традиции западных ТВ-шоу, есть резон сразу обратиться к первоисточнику и посмотреть, как же готовят юмористические сценарии на Западе. Источники для сетапа во всех странах мира сходны, поэтому мы сосредоточимся на панчлайне, ведь именно он и является «изюминкой» сценария.

Разновидности сценариев в западной терминологии:

  • Escalating Punchline – панчлайн развивается по нарастающей, усиливая комический эффект.
  • Brick Joke – панчлайн обрывается внезапно, создавая комический эффект.
  • Feghoot – запутанная история, где развязкой служит игра слов.
  • Late to the Punchline – затянутый панчлайн, который развивается в течение какого-то времени в шоу.
  • One-Two Punchline – сетап заканчивается более, чем одни панчлайном.
  • Orphaned Punchline – панчлайн не имеет четко выраженного сетапа.
  • Orphaned Setup – сетап смешон сам по себе, без панчлайна.
  • Subverted Punchline – обман ожидания зрителей.
  • Stealth Pun – зрители могут вложить свой смысл, но всем смешно в любом случае.
  • The Triple – панчлайн на основе двух сетапов.

Такую классификацию приемов шоу предлагает TV Tropes – проект по образу и подобию «Википедии», который знакомит с изнанкой телевидения [TV Tropes, 2015].

Надеемся, теперь вы получили общее представление о том, как шутить смешно, и поняли, что это вполне достижимо. Особенно, если пройти наши курсы по «Сторителлингу» и «Современной риторике», где вы научитесь сочинять веселые истории и воодушевлять аудиторию своим выступлением. Мы желаем вам всегда хорошего настроения  и умения классно шутить!

Ключевые слова:,