Блог о саморазвитии

Хьютагогика и андрагогика: что это такое и зачем это нужно?

Хьютагогика и андрагогика: что это такое и зачем это нужно?

«Учиться, учиться и еще раз учиться…» Где-то мы это уже слышали, так ведь? Автора этой великой фразы, вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина сегодня уже почти и не вспоминают, равно как и то, что он имел в виду «учиться строительству коммунизма настоящим образом», а не просто учиться [Читальный зал, 2018].

Сегодня уже всем не до коммунизма, да и слово «пролетариат» давно вышло из повседневного обихода. А вот ленинский завет насчет «Учиться, учиться и еще раз учиться» взяли на вооружение коучи всех мастей по обе стороны океана. Только на Западе это называется lifelong learning, причем learning удивительным образом созвучно с фамилией «Ленин».

А мы по-прежнему советуем учиться, учиться и еще раз учиться своим детям, ученикам, студентам, подчиненным и прочим подопечным, кому желаем добра и процветания. Мы сегодня не будем долго останавливаться на том, зачем современному человеку постоянно учиться, а расскажем, как можно организовать этот процесс взрослому занятому человеку.

В принципе, те, кто уже прошел наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования», в состоянии организовать учебный процесс самостоятельно. Однако и они могут узнать сегодня немало интересного, потому что наша сегодняшняя тема – хьютагогика.

Хьютагогика и андрагогика: что это такое?

Прежде, чем начать разбираться, что такое хьютагогика, нам нужно понять, что такое андрагогика. Дело в том, что хьютагогика – это раздел андрагогики, поэтому начнем с определения термина «андрагогика».

Андрагогика – это научная дисциплина, которая изучает проблемы образования применительно к обучению взрослых людей. Аналогично тому, как педагогика занимается темой образования и воспитания детей, андрагогика фокусируется на создании эффективных стратегий обучения для лиц, вышедших из прекрасного детского возраста.

В отличие от педагогики, которая занимается образованием детей и подростков, имеющих ограниченный в силу возраста жизненный опыт, андрагогика акцентирует внимание на специфических особенностях взрослых студентов. Она учитывает их накопленный за жизнь опыт, мотивацию, предыдущие знания и потребности, а также уделяет внимание самоуправлению и самоорганизации в образовательном процессе.

Андрагогика предлагает педагогам и преподавателям, работающим со взрослыми, различные методы и стратегии обучения, которые основаны на активном и взаимодействующем подходе к обучению. Взрослые люди ценят практическую применимость получаемых знаний и стремятся к применению новых навыков в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Есть и другие отличия между обучением взрослых и детей.

Основные отличия в обучении взрослых и детей:

  • Взрослые относятся к учебе более серьезно и осмысленно.
  • Взрослые в большей степени готовы к самоконтролю и самостоятельной работе.
  • Взрослые исходят из своих профессиональных и практических потребностей в знаниях.
  • Взрослые опираются на гораздо больший массив жизненного опыта.
  • Взрослые вынуждены считаться с большим количеством дополнительных факторов (семья, работа, командировки, состояние здоровья).

Задача андрагогики состоит в том, чтобы учесть все эти факторы и отличия и сформировать оптимальную образовательную стратегию для конкретного человека. Андрагогика также изучает исследования в области образования взрослых, анализирует преподавательские подходы и оценивает эффективность образовательных процессов для взрослых. Более подробно об основах андрагогики можно прочитать в книге The Adult Learner («Взрослый ученик») [M. Knowles et al., 2020].

Чем же тогда занимается хьютагогика? Как мы уже выяснили, это раздел андрагогики. Можно еще встретить термин «эвтагогика». Это синонимы, а точнее, слово «хьютагогика» является прямым переводом на английский слова «эвтагогика», имеющего греческие корни и сложенного из близких по смыслу понятий. В частности, слова ευρετικός (читается как «эвритикос»), в котором несложно узнать слово «Эврика», что значит «нашел». И слова аγω (читается как «эго»), что означает «Я». Собственно, в этом выражении «Я нашел» заключается суть эвтагогики и самообразования как такового.

Впервые термин «эвтагогика» появилось в научной работе From Andragogy to Heutagogy («От андрагогики к эвтагогике») на стыке тысячелетий, что весьма символично [S. Hase, C. Kenyon, 2000]. Если сказать простыми словами, хьютагогика, она же эвтагогика – это направление в обучении взрослых людей, которое делает ставку на самообразование.

Авторы статьи психологи Стюарт Хэйс и Крис Кеньон пришли к выводу, что переход от андрагогики к эвтагогике и действительно самостоятельному обучению принесет заметно больше пользы, чем традиционное образование. Они позиционируют данное направление как новый подход к организации обучения взрослых, как учение о самообразовании, науку о том, как самостоятельно учиться в 21 веке.

Основной принцип хьютагогики заключается в том, что в центре учебно-образовательного процесса находится сам обучаемый. Соответственно, такое обучение отличается как от традиционного «педагого-ориентированного», так и от «предмето-ориентированного».

По сути, хьютагогика – это клиент-центрированный подход, давно ставший самым главным для любого бизнеса, желающего добиться успеха и получить прибыль. Учитывая, что во взрослом возрасте за образование платит сам клиент, вполне логично, что платное образование доросло до клиент-центрированного подхода.

Однако дело не только в деньгах. Как считают авторы, хьютагогика в наибольшей степени отвечает вызовам третьего тысячелетия, особенно в деле развития индивидуальных навыков и способностей. На сегодняшний день термин «эвтагогика» используется намного реже, чем термин «хьютагогика», поэтому в дальнейшем будем оперировать преимущественно понятием «хьютагогика».

Хьютагогика: основные принципы

Итак, каким должно быть образование и самообразование для взрослых? Мы уже разобрались, что хьютагогика – это человеко-ориентированный или клиент-центрированный подход. Однако эти понятия сами по себе слишком широкие для того, чтобы быть исчерпывающими. Поэтому следует пояснить, что же подразумевается под человеко-ориентированным или человекоцентричным подходом к обучению.

В основе заявленного человеко-ориентированного подхода в хьютагогике лежат идеи, которые высказал американский психолог, один из основоположников гуманистического направления в психологии Карл Рэнсом Роджерс.

Применительно к теме образования его гуманистические идеи наиболее полно изложены в книге «Свобода учиться», которую он подготовил в соавторстве со своим коллегой Джеромом Фрейбергом [К. Роджерс, Д. Фрейберг, 2002]. Книга впервые вышла в 1969 году, и с тех пор неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки, в том числе на русский.

Авторы считали, что каждый человек в той или иной степени склонен к тому, чтобы стремиться узнавать что-то новое на протяжении своей жизни. Поэтому важно помочь ему и направить его усилия в нужное русло. Каким образом? Об этом подробно написано в книге, а мы кратко изложим основные тезисы.

Топ-3 гуманистических принципа хьютагогики:

  • Никого ничему нельзя научить – каждый может научиться только сам. Педагог или наставник может лишь способствовать процессу усвоения знаний. Обучение должно представлять собой творческий процесс осмысления получаемой информации самим учеником.
  • Человек хорошо усваивает то, что интересно лично ему – именно поэтому программа обучения должна быть релевантна запросам обучаемого и представлять для него практический интерес.
  • Человек легче усваивает новую информацию, если она коррелирует с ранее полученными знаниями, опытом, установками, и не входит в противоречие с его взглядами и представлениями о себе.

Исходя из этих принципов, наиболее эффективным можно считать такую образовательную систему, в которой обучаемые будут ощущать себя комфортно и безопасно. Так называемая «поддерживающая среда» будет способствовать наилучшему восприятию и усвоению информации.

Принципы хьютагогики актуальны и применимы для всех сфер, где нужно научиться чему-либо. Это может быть повышение квалификации и получение новой профессии, изучение иностранных языков и языков программирования, освоение нового хобби и развитие софт скиллз.

Итак, мы рассмотрели основные принципы хьютагогики. Каким образом они реализуются? Давайте посмотрим!

Хьютагогика: основные методы

Психолог Стюарт Хэйс, которому мы обязаны появлением термина «эвтагогика», описал основные методы, применяемые для обучения взрослых в книге Unleashing the Power of Learner Agency («Раскрывая потенциал свободы воли учащегося») [S. Hase, L. Blaschke, 2022].

К работе над многими главами книги Хэйс привлекал экспертов в различных сферах, которые делились своим опытом обучения и самообразования в разные годы, начиная от школьных лет и заканчивая взрослой успешной жизнью.

Все это позволило сформулировать наиболее эффективные в работе со взрослыми людьми методы обучения, позволяющие спроектировать индивидуальный «образовательный трек» для каждого конкретного случая. При этом авторы книги настаивают, что все представленные методы должны применяться гибко с учетом индивидуальной ситуации каждого обучаемого.

Топ-8 методов обучения в хьютагогике:

  • Обучение по договоренности.
  • Выяснение контекста.
  • Взаимное обучение.
  • Метод вопросов.
  • Оценивание по договоренности.
  • Проектное обучение.
  • Обучение действием.
  • Составление портфолио.

Теперь рассмотрим каждый из методов более подробно.

Обучение по договоренности

Обучение по договоренности – тут подразумевается, что программа обучения должна быть согласована с учащимся до начала обучения. Преподавателю нужно выяснить индивидуальные потребности будущего ученика и помочь ему сформулировать, каких результатов он должен достичь к моменту окончания обучения.

Со стороны преподавателя важно как выслушать пожелания будущего слушателя, так и подсказать, исходя из своего преподавательского опыта, на что стоит обратить внимание и что нужно обязательно включить в учебный план.

Подсказывать нужно обязательно, потому что при всей самостоятельности и самодостаточности взрослых людей не всегда можно «с ходу» оценить все возможности, которые дают те или иные знания в той или другой сфере.

Выяснение контекста

Выяснение контекста – здесь имеется в виду то, что нужно обязательно выяснить, как именно сегодняшний ученик планирует применять знания, которые он получит завтра, и насколько возможно их интегрировать в уже имеющийся у каждого взрослого человека жизненный опыт. Стандартные пояснения «для работы» или «для себя» не являются достаточными.

Так, в рамках производственных обязанностей одни и те же знания начальник и исполнитель используют по-разному притом, что эти знания нужны и начальнику, и подчиненному. Аналогичным образом могут разниться масштабы хобби, если человек, допустим, утверждает, что будет учиться играть на гитаре или изучать французский язык «для себя».

Игра на гитаре может перерасти в концертные выступления и дополнительный источник заработка, а сфера применения знаний иностранного языка простирается от туристических поездок до участия в любительских спектаклях-постановках пьес зарубежных авторов на языке оригинала.

Взаимное обучение

Взаимное обучение – это практическая реализация принципа, суть которого заключается в том, что лучшим способом что-то запомнить является объяснение этого «чего-то» другим людям. Для успешной реализации принципа взаимного обучения преподавателю нужно наладить коммуникацию между учениками.

Это может быть сделано в формате совместного проекта, дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса и даже сеанса совместной рефлексии. От преподавателя требуется создать атмосферу взаимного уважения и взять на себя роль модератора с тем, чтобы учащиеся не отвлекались от заданной темы и «держали в голове» цель взаимного обучения. Проще говоря, не забывали, что они должны изучить или чему научиться к концу занятия.

Метод вопросов

Метод вопросов – очень часто для понимания чего-либо правильно сформулированные вопросы важнее, чем собственно ответы. Не зря говорят, что «каков вопрос – таков ответ». Вопрос должен быть задан так, чтобы полностью «охватить» тот аспект темы, который нужно выяснить. Если данный аспект невозможно выяснить в рамках одного вопроса, значит, нужно задать несколько вопросов так, чтобы они «закрыли» тему и не оставили каких-то сведений «за кадром».

К слову, умение внятно формулировать вопросы пригодится любому человеку независимо от того, чему конкретно он учится в текущий момент времени. Как минимум, потому что мы все имеем дело с поисковыми системами и знаем, как сложно найти релевантный ответ в массиве «информационного мусора», который «вываливается» на нас в случае слишком широкой формулировки запроса.

Кроме того, техника вопросов стимулирует креативность, творческий подход, умение размышлять и критически оценивать информацию, что важно и полезно для успеха в жизни и карьере.

Оценивание по договоренности

Оценивание по договоренности – нет, это не про покупку хороших оценок.

Оценивание по договоренности – это метод, который акцентирует внимание на процессе обучения и развитии учащихся, а не только на итоговых оценках. Данный метод основывается на идее, согласно которой оценка должна служить средством поддержки и содействия учебному прогрессу, а не быть «оценкой ради оценки».

В методе оценивания по договоренности преподаватель и учащиеся взаимодействуют и сотрудничают в процессе установления целей обучения, критериев оценки прогресса и планирования дальнейшего обучения. Учащиеся активно участвуют в своей оценке, оценивают свои достижения и учебные цели, а также принимают участие в обсуждении своих сильных и слабых сторон. Преподаватель в свою очередь дает обратную связь и помощь в формировании навыков и знаний.

Оценивание по договоренности помогает учащимся развивать метакогнитивные навыки, такие как самооценка, планирование, мониторинг и корректировка своего обучения. Оно способствует осознанности учащихся, развитию их ответственности за свое обучение и укреплению мотивации. Такой подход помогает избежать стресса из-за учебы и оценок и способствует более глубокому пониманию учебного материала.

Оценивание по договоренности помогает создать поддерживающую и стимулирующую учебную среду, где ошибка рассматривается как возможность для роста и улучшения. Этот метод оценивания основывается на принципах позитивной педагогики, где акцент делается на развитии потенциала учащихся, поддержке их самооценки и развитии ключевых навыков, необходимых для успешного обучения и саморазвития.

В принципе, данный метод может применяться не только в хьютагогике, но и в обычной школе. Разумеется, при работе с детьми данный метод сопряжен с целым рядом трудностей, связанных с особенностями детского восприятия. Однако многие педагоги и методисты считают, что, «если сделать систему оценивания предметом договоренности с учениками, это даст им уроки, которых нет в программе, а именно уроки самостоятельности и ответственности» [М. Черных, 2014].

Проектное обучение

Проектное обучение – это метод в педагогике и обучении, в рамках которого учащиеся активно участвуют в процессе изучения темы или проблемы через практическое выполнение проекта. Проектное обучение основано на том, что учащиеся лучше усваивают и понимают материал, когда им предоставляется возможность применить полученные знания и навыки на практике в реальных ситуациях.

В проектном обучении учащиеся работают над проектом, который может быть индивидуальным или групповым, требует активного самостоятельного исследования, планирования, организации и представления результатов. Проекты могут быть разнообразными, от небольшого исследования и подготовки презентации по его итогам до разработки продукта или решения реальной проблемы.

Проектное обучение позволяет учащимся развивать широкий набор навыков и компетенций, включая критическое мышление, исследовательские навыки, навыки коммуникации и сотрудничества, управления временем и ресурсами.

Проектное обучение способствует развитию самостоятельности, ответственности, самоорганизации и проблемного мышления.

Важными аспектами проектного обучения являются определение целей и критериев успеха проекта, сопровождение и поддержка со стороны преподавателя, а также оценка проекта на основе достижения поставленных целей. Проекты могут быть связаны с межпредметными темами, что способствует интеграции и связыванию различных областей знания.

Элементы проектного обучения применяются в ТРИЗ-педагогике, STEM-образовании и прочих прогрессивных направлениях обучения. Однако если в работе с детьми нужно предварительно оценить степень их готовности к проектной работе и, быть может, дополнительно подготовить их к самостоятельной работе, то для взрослого человека проектное мышление – это основа его самостоятельной профессиональной деятельности. Именно поэтому в хьютагогике проектное обучение является одним из базовых методов.

Обучение действием

Обучение действием – этот метод имеет много общего с проектным обучением. Обучение действием акцентирует внимание на активном практическом обучении через реальные действия, опыт и анализ. Он основывается на принципе «учиться, делая» и подразумевает применение знаний и навыков на практике в реальных ситуациях.

В обучении действием учащиеся решают конкретные задачи, выполняют реальные задания, которые требуют активного взаимодействия с окружающим миром и практического применения учебных знаний. Они изучают новые концепции и принципы, пробуют различные подходы и методы, экспериментируют и делают выводы на основе собственного опыта.

Отличие обучения действием от проектного обучения заключается в том, что обучение действием фокусируется на непосредственно получаемом опыте, в то время как проектное обучение часто имеет более масштабную и структурированную форму, связанную с выполнением определенных проектов или задач.

Таким образом, обучение действием подразумевает более непосредственное взаимодействие с реальными ситуациями, проблемами и вызовами, а проектное обучение может быть более организованным и иметь определенные рамки и структуру.

В обучении действием важным аспектом является обдумывание и анализ полученного опыта, выводы, которые могут быть применены в будущем. Это позволяет учащимся осознать свои действия, оценить их эффективность и развить свои навыки и компетенции.

Составление портфолио

Составление портфолио – само по себе умение составить портфолио имеет огромную пользу для человека и является необходимым навыком в большинстве творческих профессий. Работа по составлению портфолио предполагает систематический сбор и структурирование материала, достижений, сделанных работ, связанных с учебным процессом или профессиональной деятельностью.

Портфолио в процессе обучения представляет собой совокупность работ, которые отражают прогресс, достижения и развитие учащегося. Составление портфолио служит целям оценки, самоанализа и демонстрации учебных или профессиональных достижений.

Составление портфолио позволяет учащемуся собирать, оценивать и организовывать свои работы, проекты, эссе, исследования, презентации или другие материалы, связанные с процессом обучения. Портфолио может включать как письменные работы, так и визуальные или мультимедийные материалы.

Составление портфолио в процессе обучения имеет ряд преимуществ:

  • Позволяет отслеживать прогресс в течение определенного периода времени.
  • Стимулирует мыслительные процессы и самоанализ.
  • Может служить инструментом для оценки и обратной связи.

Если речь идет о повышении квалификации или освоении новой профессии, умения, навыка, тогда портфолио, составленное в процессе и по итогам обучения станет наглядной презентацией того, чему далось научиться за время учебы.

Более того, оно может выручить, если взрослый человек освоил новую профессию «с нуля» и не может похвастаться опытом работы, в то время как большинство работодателей хотели бы выбирать кандидатов из числа соискателей, имеющих практический опыт. Наличие портфолио дает шанс на трудоустройство в таких обстоятельствах, потому что позволяет оценить уровень компетентности и полученных во время обучения навыков.

Что еще важно в хьютагогике для того чтобы фокус на интересах обучаемого и ставка на самостоятельность привели к успеху? Важно понимать не только то, что вы делаете, но и зачем вы это делаете. Ранее мы уже начали говорить о том, что программа обучения должна быть релевантна запросам учащихся, а преподавателю нужно с самого начала выяснить индивидуальные потребности будущего ученика и помочь ему сформулировать, каких результатов он должен достичь к моменту окончания обучения.

Однако не менее важно поддерживать актуальность учебных задач и при необходимости делать их корректировку в процессе обучения.

«Двойная петля обучения» в хьютагогике

Окружающий мир меняется так быстро, что порой кажется, будто за всеми этими переменами попросту невозможно угнаться. И дело не только в том, что полученных на этапе освоения профессии знаний будет недостаточно уже спустя пару лет «в профессии», но и в том, что могут измениться сами обстоятельства, которые привели вас в эту профессию, ваши цели и задачи в профессии и в жизни, в целом.

То, что было самоочевидно на старте обучения, может частично утратить актуальность уже к концу учебы, а то и просто стать неактуальным из-за каких-то внешних факторов: экономических кризисов, военных действий, санкций и т.д. Но даже без такого экстрима нужно регулярно пересматривать свои цели, задачи и условия, необходимые для их достижения.

Теория «двойной петли обучения» как раз и затрагивает все эти моменты. Эта теория была разработана в рамках организационного обучения и понимается как процесс, включающий не только корректировку стратегий и тактик, но и пересмотр самих предпосылок и моделей мышления, лежащих в основе принятия решений и действий.

Теория «двойной петли обучения» была предложена в 1970-х годах учеными Крисом Аргирисом и Дональдом Шоном и описана в их совместной работе Theory in practice : increasing professional effectiveness («Теория на практике: повышение профессиональной эффективности») [C. Argyris, D. Schön, 1974]. Предложенная ими теория является расширением концепции «одинарной петли обучения».

Так, в «одинарной петле обучения», которая является типичным процессом обратной связи, человек реагирует на внешние сигналы и результаты своих действий, корректируя свои стратегии и процессы для достижения поставленных целей. Однако в случае неудачи или нежелательных результатов глубинные причины проблемы остаются невыясненными и, соответственно, не устраненными, и человек не пересматривает свои основные предположения и модели мышления.

Теория «двойной петли обучения» предлагает более глубокий уровень анализа. Вместо того чтобы просто корректировать действия, она предлагает пересмотреть и переоценить саму основу для принятия решений и применяемые модели мышления. Это подразумевает осознание, что не только действия, но и принятые предпосылки, ценности, убеждения и системы управления могут быть причиной проблемы.

На самом деле, неумение «зрить в корень» – это свойство не только отдельных людей и не только в обучении или самообразовании. В книге описано немало примеров руководителей компаний, которые, решая возникающие проблемы, действовали исходя из привычных установок и правил. Это далеко не всегда приводило к желаемому результату, однако вместо того чтобы пересмотреть предпосылки и цели, в соответствии с которыми принимались решения, люди повторяли те же промахи.

Итак, мы с вами разобрались, что такое хьютагогика, какие принципы и методы лежат в ее основе, и какие задачи решает хьютагогика. Есть ли у этого подхода какие-то недостатки? Пожалуй, всего один, напрямую следующий из его главного достоинства – это ставка на самостоятельность.

Далеко не все люди способны добросовестно учиться без давления извне, даже если учебная программа сделана точно под их запросы и они осознают важность получаемых знаний. Далеко не все способны сохранять мотивацию на протяжении всего периода обучения, а короткий отдых «для восстановления сил» часто заканчивается тем, что человек попросту забрасывает обучение.

Если это касается его хобби, это его личное дело, а вот если речь идет о повышении квалификации врача, инженера, юриста, когда велик соблазн (и возможность) получить вожделенный сертификат просто за деньги, тут все печальнее.

Как-то не очень комфортно осознавать, что в один не прекрасный день в дежурную смену на атомной электростанции заступит специалист, который сам решал, что он будет изучать в рамках повышения квалификации, а что нет. И за небольшое вознаграждение все согласились с его аргументами и не стали настаивать на традиционных методах контроля и оценивания знаний.

Да и в принципе, где гарантия, что преподаватель при слишком индивидуализированном подходе сможет адекватно оценить, что именно потребуется его подопечному в перспективе? В этом смысле стандартизированные программы обучения с жестким контролем за исполнением, безусловно, выигрывают.

Однако будем оптимистами, потому что для уже состоявшихся и по-настоящему мотивированных профессионалов хьютагогика открывает поистине безграничные возможности для получения новых знаний и достижения самых высоких вершин.

Мы желаем вам профессионального и творческого роста. Мы ждем вас на наших программах «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования». И предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,