На протяжении нескольких десятилетий многие ученые занимались вопросом изучения теории рефлексивного обучения. Всех их объединяет идея о том, что рефлексивная практика – это навык, которому можно научиться и который следует оттачивать на протяжении всей жизни.
Думать о том, что произошло, и постоянно анализировать прошлое – особенность человеческого сознания. Однако разница между случайным воспоминанием и рефлексивной практикой заключается в том, что последняя требует сознательных усилий, чтобы размышлять о событиях и развивать их понимание. Как только рефлексивная практика входит в привычку, она приносит пользу не только в работе, но и в остальных сферах жизни человека.
Рефлексивно-деятельностный подход в обучении в последнее время завоевал большую популярность не только среди педагогов, но и среди самих учащихся. О том, какие же в нем плюсы, поговорим в этой статье.
Что такое рефлексивное обучение?
Рефлексивное обучение (практика) – это активный, динамичный, основанный на действии и этичный набор навыков, применяемый в реальном времени и позволяющий справляться с актуальными, сложными и трудными ситуациями, возникающими не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни.
Рефлексивная практика – это размышления человека о том, что он делает. Она тесно связана с концепцией обучения на собственном опыте, поскольку решения относительно будущего поведения человек принимает на основании прошлого опыта [SkillsYouNeed, 2021].
Размышление – это основная часть преподавания и обучения. Данный процесс является цикличным и направлен на то, чтобы обучающийся смог лучше осознать свои профессиональные знания и навыки, «оспаривая предположения повседневной практики и критически оценивая собственные реакции на возникающие ситуации» [Cambridge Assessment, 2021].
Ставя под сомнение свой собственный опыт и мысли, учащиеся могут обрести уверенность, чтобы правильно оценить полученные знания, установить причинно-следственные связи в разных контекстах и начать определять области для дальнейшего развития.
Доктор Кембриджского университета Тристиан Стоби заметил: «Нельзя избежать размышлений. Это часть процесса обучения людей, поэтому имеет смысл делать это хорошо. Учитель как образец для подражания оказывает наиболее значительное влияние на развитие эффективной рефлексивной практики ученика» [Cambridge Assessment, 2017].
Его коллега Доктор Марк Уинтерботтом отметил, что в рамках анализа своей работы многие учителя просто описывают то, что произошло в классе. Он считает важным отвечать на вопросы «Как?» и «Почему?» при оценке качества проведенных уроков. Это поможет преподавателям всех уровней разработать рефлексивные методы обучения, которые позволят им бросить вызов мыслительным процессам и классической педагогике [Cambridge Assessment, 2017].
Рефлексивное обучение – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс. Непрерывное размышление – это действительно способ помочь учителям и учащимся стать уверенными, ответственными, мыслящими, творческими и заинтересованными.
Рефлексия – это циклический процесс, означающий, что человек растет и адаптируется к меняющимся условиям. Рефлексивный метод обучения предполагает использование учащимся своих сильных сторон и передового опыта коллег, который он сможет применить к своему собственному обучению. В конечном итоге рефлексия гарантирует, что все ученики смогут более эффективно усваивать полученные знания, поскольку обучение может быть адаптировано под их потребности и возможности.
Рефлексивное обучение – это форма обучения, цель которой планомерно и критически оценить и проанализировать полученный опыт с целью использования его для саморазвития или обучения [NCFE, 2021].
Технология рефлексивного обучения помогает развивать самосознание и эмоциональный интеллект, а также улучшить процесс принятия решений – навык, необходимый как в классе, так и в повседневной жизни. Многим людям трудно найти время для размышлений и систематической тренировки. Это делает еще более важным для учителей необходимость практиковать рефлексивное обучение, чтобы они могли помочь своим ученикам развить навыки самоанализа, необходимые не только для их успешной учебы, но и будущей карьеры и жизни в целом [NCFE, 2021].
Плюсы рефлексивного обучения
Применение технологий рефлексивного обучения в образовании позволяет преподавателям вносить коррективы в свою учебную программу в соответствии с запросами аудитории. Постоянное использование новых методов или подходов к обучению может создать интересные возможности как для педагога, так и для самих учащихся. Эти изменения могут быть простыми (например, небольшие корректировки в ходе занятия) или серьезными и смелыми (изменение педагогического стиля или плана обучения).
Рефлексивное обучение позволяет адаптировать уроки к любым типам занятий. Преподаватель может создавать и экспериментировать с новыми идеями и подходами к собственному обучению, чтобы добиться максимального успеха. Опираясь на отзывы учеников, педагог вносит улучшения в качество своего материала. Размышляя со студентами об актуальных вопросах, затронутых в лекции, он вовлекает их в активное участие в процесс обучения, при этом понимая, что нужно улучшить, чтобы поддержать их развитие [Cambridge Assessment, 2021].
Благодаря таким экспериментам учащиеся получают не только теоретические знания, но и богатый опыт. Они начинают мыслить более творчески, изобретательно и находчиво и становятся готовы к новым способам и методам мышления.
Рефлексивный подход в обучении также помогает воспитывать уверенных студентов. В результате размышлений учащиеся сталкиваются с новыми проблемами и задачами, принимают более сложные вызовы, создавая при этом надежную и уверенную базу знаний. Рефлексия обеспечивает более широкий спектр навыков по мере того, как человечество находит новые способы обучения. Размышляя, обучающийся развивает важные в современном мире способности решать проблемы.
Рефлексивная деятельность учащихся в процессе обучения формирует жизненно необходимые навыки. Обдумывание процесса помогает участникам рефлексивной практики нести ответственность за собственные успехи или неудачи, изучить свои сильные и слабые стороны, оценить факторы, которые могут препятствовать их прогрессу.
Задавая себе вопросы и проводя самоанализ, учащиеся определяют области, которые нуждаются в развитии. Рефлексия побуждает развивать понимание и принятие различных мнений и точек зрения. Среда, созданная благодаря рефлексивному обучению, помогает учащимся и учителям стать более уверенными, заинтересованными, творческими и ответственными.
Подобная практика создает атмосферу партнерства, доверия, взаимоуважения и активного участия. Студенты чувствуют себя частью учебного цикла и более осведомлены о себе и друг о друге. Коллеги могут «объединяться», опираясь на опыт и поддержку. Это будет способствовать развитию передовой практики всего учебного учреждения, что, в свою очередь, создает продуктивную рабочую среду [Cambridge Assessment, 2021].
Когда педагог задает слушателям вопросы об их мыслях и чувствах, он вовлекает их в учебный цикл. Это позволяет им работать в группе и давать обратную связь. Как только учащиеся начинают активно взаимодействовать, они получают максимум информации о различных стилях обучения и возможных задачах. Они развивают ключевые навыки и стратегии, которые могут применять на протяжении всей жизни.
Рефлексивная практика имеет огромные преимущества в повышении самосознания, которое является ключевым компонентом эмоционального интеллекта, а также в развитии навыка лучшего понимания других. Она отлично развивает навыки творческого мышления и может побудить к активному участию в рабочих процессах.
Ученые также соглашаются с тем, что рефлексивная практика устраняет разрыв между «высотой» теории и «заболоченными низинами» практики. Другими словами, она помогает исследовать теории и применять их к реальному опыту более структурированным образом. Это могут быть как формальные теории, основанные на академических исследованиях, так и личные идеи. Рефлексивное обучение также побуждает человека исследовать его собственные убеждения и предположения и находить решения проблем [SkillsYouNeed, 2021].
Виды рефлексивного обучения
Существует множество разных форм рефлексивного обучения. Однако все они преследуют одну и ту же основную цель: добиться от обучения наилучших результатов как для учителя, так и для учеников. Каждая модель рефлексии направлена на то, чтобы распознать обучение, чтобы установить связи между «деланием» и «мышлением».
Предлагаем вам рассмотреть основные из них.
Цикл обучения Колба
Дэвид Колб, исследователь в области образования, разработал четырехступенчатую рефлексивную модель. В своей модели обучения он рассматривает рефлексивную практику, как инструмент для получения выводов и идей из опыта. Цель состоит в том, чтобы превратить обучение в новый опыт, полностью завершив цикл.
Цикл Колба состоит из четырех этапов:
- Изучение конкретного опыта. Опыт должен быть активным, использоваться для проверки новых идей и методов обучения.
- Наблюдение за конкретным опытом, а затем размышление над ним. Здесь учащемуся следует учитывать сильные стороны и направления развития. Ему также необходимо понять, что помогало процессу обучения, а что мешало.
- Формирование абстрактных понятий. Практикующий должен разобраться в том, что произошло. Ему следует изменить свои идеи или разработать новые подходы, основываясь на том, что он узнал из собственных наблюдений и более широких исследований.
- Применение на практике полученных знаний. Абстрактные концепции учащегося становятся конкретными, поскольку он использует их для проверки идей в будущих ситуациях, что приводит к получению нового опыта. Идеи наблюдений и концептуализаций превращаются в активные эксперименты по мере их реализации в будущем обучении.
Модель Колба нацелена на важность использования как собственного повседневного опыта, так и образовательных исследований, чтобы помочь учащимся стать лучше. Для этого недостаточно просто задуматься над проблемой. Это размышление должно привести к изменениям, которые уходят корнями в исследования в области образования [Cambridge Assessment, 2021].
Рефлексивный цикл Гиббса
Теоретический подход к отражению циклической модели получил дальнейшее развитие благодаря модели профессора Грэма Гиббса. Эта модель основана на шестиэтапном подходе от описания опыта до выводов и соображений относительно будущих событий.
Хотя большинство основных принципов аналогичны принципам Колба, модель Гиббса включает в себя несколько этапов, побуждающих обучающегося задуматься над своими мыслями и чувствами.
Модель Гиббса разбита на четко определенные разделы:
- Описание. На данном этапе практикующий должен четко описать свой опыт. Это должно быть фактическое описание того, что произошло, без анализа, мыслей и чувств.
- Чувства. Здесь учащийся объясняет свои чувства и приводит примеры, которые напрямую относятся к опыту обучения. Важно, чтобы он был честен в своих проявлениях, даже если они негативные. Только после того, как все эмоции будут идентифицированы, практикующий сможет реализовать стратегии по преодолению этих препятствий.
- Оценка. Этот этап дает возможность обучающемуся обсудить, что прошло хорошо, и проанализировать пройденную практику. Также важно учитывать области, необходимые для развития, и вещи, которые не сработали так, как планировалось изначально. Эта оценка должна учитывать как обучение практикующего специалиста, так и обучение студентов.
- Анализ. В этом разделе практикующий рассматривает, что могло помочь обучению или помешать ему. Именно на этом этапе он обращается к любой соответствующей литературе или исследованиям, чтобы помочь себе разобраться в полученном опыте.
- Заключение. На данном этапе учащийся объединяет все идеи воедино. Теперь он должен сформировать представление о том, что ему нужно улучшить или изменить в своей привычной стратегии.
- План действий. На заключительной стадии практикующий суммирует все предыдущие элементы этого цикла и создает пошаговый план для нового опыта обучения. Он определяет, какие привычные стратегии и модели поведения он должен сохранить, а какие – изменить. В плане действий также могут быть указаны следующие шаги, необходимые для преодоления любых препятствий, например, запись на курс или наблюдение за другим коллегой.
В модели Гиббса первые три раздела посвящены тому, что произошло. Последние три раздела касаются осмысления опыта и того, как обучающийся может улучшить ситуацию [Cambridge Assessment, 2021].
Рефлексия в действии и рефлексия о действии
Другой подход к рефлексии – это рефлексия в действии и рефлексия о действии.
Рефлексия в действии – это размышление на стадии действия, т.е. размышление над ситуацией, пока оно все еще может принести пользу обучению. Это делается во время урока, а не в размышлениях о том, как можно было поступить по-другому в будущем. Данный метод очень эффективен, поскольку он позволяет реагировать и изменять событие в тот момент, когда оно происходит [Cambridge Assessment, 2021].
Рефлексия в действии позволяет справляться с неожиданными инцидентами, которые могут произойти в учебной среде. Это позволяет быть ответственным и находчивым, опираясь на собственные знания и позволяя применять их к новому опыту. Она также позволяет персонализировать обучение, поскольку вместо того, чтобы использовать предвзятые идеи о том, что следует делать в конкретной ситуации, человек решает, что лучше всего подходит в данный момент для этого уникального опыта и ученика.
С другой стороны, размышление о действии предполагает размышление о том, как можно развивать практику после того, как урок был преподан. Рефлексия необходима, чтобы обнаружить, как наше знание в действии могло способствовать неожиданному результату» [Cambridge Assessment, 2021].
Размышление о действии означает, что анализ посвящен прошедшим событиям с целью понять, как приобретенные из предыдущего обучения знания могли направить человека к полученному опыту.
Размышления о действии должны стимулировать идеи о том, что ученику или учителю, практикующему их, нужно изменить в будущем. Он размышляет о действии вне класса, где снова обдумывает ситуацию. Это требует более глубокого размышления, например, о том, почему студенты не поняли тему. Это побуждает их рассмотреть причины и варианты, которые должны быть проинформированы более широкой сетью понимания на основе исследований.
Следуя любой из приведенных выше моделей рефлексии, вы сформируете подход к обучению, сможете рассмотреть свои сильные стороны и необходимые зоны роста.
Чтобы узнать больше о других эффективных практиках и методиках обучения рефлексивным умениям, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». В ней мы собрали действующие техники и приемы, которые позволят вам расширить свой кругозор. Теперь процесс обучения станет еще более легким и комфортным.
Что необходимо для рефлексивного обучения?
Рефлексия – это циклический процесс, который включает в себя: действия, анализ, адаптацию и повторение действий. Размышления человека напрямую влияют на следующий урок, поскольку он, после проведенного самоанализа, вносит в них определенные коррективы.
Вопросы, которые необходимо задавать себе:
- Что у меня получилось хорошо?
- Что не сработало?
- Что мне следует изменить?
- Как я могу адаптировать эту идею к следующему разу?
Ответы на эти вопросы могут означать изменение задачи, переход от групповой работы к парной или изменение порядка урока.
Педагогу, практикующему рефлексивное обучение следует также задавать себе ряд вопросов, а именно:
- Хорошо ли учащиеся понимают материал?
- Какие сложности у них возникают? С чем они связаны?
- Полностью ли учащиеся понимают мои инструкции и задачи? Если нет, то почему?
- Понимают ли в конечном итоге ученики, как выглядит успех в задании или деятельности? Могут ли они выразить это для себя?
- Что я могу сделать, чтобы помочь им справиться со сложностями?
- Что хорошо прошло на этом уроке? Почему?
- С какими проблемами я столкнулся? Почему?
- Насколько заинтересованными и активными были студенты?
- Что я мог бы сделать иначе?
- Что я узнал из этого опыта, что поможет мне в будущих уроках?
Отражение размышлений педагога и реакция на них будут напрямую влиять на учащихся, поскольку он меняет и адаптирует свое обучение. Создание оценочных моделей поможет вам узнать, оказали ли предпринятые вами действия желаемый эффект. Рефлексивное управление обучением позволяет перенести подобный паттерн поведения и на остальные сферы жизни учащегося.
Что можно сделать, чтобы помочь развить критическое, конструктивное и творческое мышление, необходимое для рефлексивной практики? Писатель Нил Томпсон в своей книге «Навыки людей» предлагает шесть шагов:
- Читать литературу разных жанров.
- Интересоваться опытом окружающих о том, как они делают что-то и почему.
- Наблюдать за тем, что происходит вокруг.
- Обращать внимание на свои эмоции, на то, что их вызывает, и как вы справляетесь с негативными переживаниями.
- Обсуждать идеи и обмениваться взглядами и опытом с другими людьми.
- Научиться ценить время, потраченное на размышления о своей работе.
Другими словами, важно не только мышление, но и понимание теории и практики других, а также анализ и обмен идеями [SkillsYouNeed, 2021].
Рефлексивная практика может быть совместной деятельностью: ее не нужно проводить в одиночку. Действительно, некоторые социальные психологи предположили, что обучение происходит только тогда, когда мысль выражается в языке, письменном или устном. Это может объяснить, почему человечество всегда стремится объявить о том или ином открытии вслух. Данный факт говорит о том, что мысли, не сформулированные четко, могут не сохраняться.
Иногда бывает трудно найти возможности для совместной рефлексивной практики на загруженном рабочем месте. Конечно, есть и очевидные, например, оценочные интервью или обзоры конкретных событий, но они происходят не каждый день.
На первых порах может быть полезно вести дневник опыта обучения. Речь идет не о документировании формальных курсов, а о том, чтобы брать повседневные дела и события и записывать то, что произошло, а затем размышлять над ними, чтобы рассмотреть, что именно вы узнали от них и что вы могли или должны были сделать по-другому.
Заключение
В целом, рефлексивное обучение – это фундаментальный навык. Чем раньше он будет внедрен в процесс обучения, тем лучше. Данная методика отлично подходит, чтобы вырастить поколение вовлеченных и критически настроенных учащихся, а внедрение рефлексивного обучения с более раннего возраста помогает учащимся обрести уверенность в том, что они будут постоянно совершенствоваться.
Рефлексивная практика – это инструмент для улучшения обучения не только в школьные или студенческие годы, но и в процессе всей работы и жизненного опыта. Хотя освоение техники рефлексивной практики займет время, в конечном итоге это сэкономит вам время и силы. Достаточно только начать.
Желаем удачи!
И поделитесь с нами своим мнением: