Блог о саморазвитии

Основные идеи Константина Станиславского

Основные идеи Константина Станиславского

Кокося – такое милое прозвище носил в детстве известный театральный режиссер, преподаватель и актер Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938). Он был болезненным и неуклюжим ребенком, страдал рахитом, имел много дефектов речи, но страстно грезил сценой. Некоторые богатые родственники не разделяли его увлечения и говорили: «У Кости не то в голове, что нужно».

Дабы сохранить честь купеческой семьи, Константин Сергеевич сменил фамилию (при рождении он был Алексеевым) и тайком начал играть в театре. В итоге он стал мэтром, разработавшим инновационную систему, которая до сих пор повышает уровень мастерства актеров по всему миру.

В статье мы расскажем об идеях и приемах Станиславского, которые могут быть полезны не только жаждущим посвятить свою жизнь сцене, но и тем, кто имеет дело с аудиторией, публичными выступлениями и просто стремится развивать свою эрудицию.

Проживать, а не играть в жизнь

Главная идея, которую проповедовал Станиславский, заключалась в том, что актер должен находиться на сцене в натуральном, естественном состоянии, т.е. чувствовать настоящие эмоции, аналогичные тем, которые испытывает персонаж.

Концепция подлинных переживаний была революционной. До нее профессиональных актеров учили лишь показывать эмоции. При этом исполнитель оставался удаленным от своего героя, в то время как Станиславский учил актера чувствовать себя в единстве с персонажем.

Физические действия рождают эмоции

Как вжиться в роль и выглядеть на сцене правдоподобно? Большинство актеров считает, что для этого нужно максимально прочувствовать своего персонажа и совершать действия на сцене, исходя из этих чувств. Станиславский утверждал, что подобное перевоплощение делает актёрскую игру неискренней, натужной, и предлагал обратный подход: правильно выполнять физические действия на сцене (ходить, жестикулировать и т.д.), которые и спровоцируют рождение нужных эмоциональных переживаний.

Станиславский предлагал придумывать истории для действий, чтобы выполнять их правильно. Например, актерская задача – показать, как человек разжигает камин. Нужно не просто совершать действия, чтобы развести огонь, а создать в голове историю, допустим, о том, что утром герою предстоит важная встреча, а значит нужно комфортно выспаться, но обогреватель не работает и ночь холодна, поэтому камин – единственное спасение.

Так у действий появляется простой мотив, который делает их реалистичными.

Идея ультранатуральности

Великий режиссер утверждал: главное препятствие на пути к подлинному исполнению – это отсутствие веры актера в истинность происходящего на сцене. Если он не верит, что картонный меч в его руках самый настоящий, то зрители не поверят, даже если актер будет сжимать в руках стальной клинок. Чтобы достичь абсолютной правдивости, Станиславский разработал следующие техники:

1

«Учитывая обстоятельства»

Все начинается со сценария. Именно там находится основная информация о персонаже. Станиславский требовал, чтобы актер искал подсказки в сценарии, отвечая на вопросы: кто я? где я? когда происходит действие? какова моя цель? почему я хочу ее достичь? как ее достичь? каковы препятствия?

Учтя обстоятельства, актер сможет понять, как они повлияли на характер персонажа.

2

«Эмоциональная память»

Идея техники состоит в том, чтобы актер вспоминал личный прошлый опыт, во время которого он испытывал эмоции, аналогичные тем, которые переживает персонаж, и «заимствовал» их для воплощения роли.

3

«Подтекст»

Подтекст – это неочевидное сообщение, скрытый смысл. Допустим, героиня пьесы говорит своему избраннику: «Я люблю тебя», и зритель может подумать, что это счастливый, сказочный момент в жизни персонажей. Но актерская подача будет совсем другой, если героиня переживает, что возлюбленный может ее бросить. Станиславский утверждал, что подтекст влияет на тон голоса и язык тела, помогает актеру сделать выбор, как двигаться и говорить, чтобы убедить зрителя в правдивости сцены.

4

«Что, если»

Суть техники в том, чтобы актер нашел ответ на вопрос: «Что бы я сделал, оказавшись в ситуации персонажа?» Это хороший способ задуматься над естественными реакциями героя на события и показать их максимально убедительно.

Например, известны следующие обстоятельства роли: персонаж потерял работу, а завтра ему нужно платить за квартиру. Задача актера – вдохнуть жизнь в героя, продемонстрировав его реакции. Здесь и поможет техника «Что, если», при которой актер должен ответить на вопрос: «Что бы я сделал в подобной ситуации, будучи рассерженным: яростно разбил кружку с водой о стену или плеснул себе в лицо, чтобы охладить пыл?»

5

«Наблюдение»

Станиславский утверждал, что актер должен быть увлеченным наблюдателем. Так он сможет понять переживания персонажа, которые сам никогда не испытывал. Великий режиссер призывал своих учеников внимательно наблюдать за окружающими, сосредотачиваясь на их физических качествах так же, как и на характере. Он считал, что любой персонаж должен проявлять уникальные черты, которые актер может почерпнуть из наблюдений.

Вот почему некоторые актеры, чтобы выглядеть максимально правдоподобными в роли, могут какое-то время жить жизнью своего героя и тщательно исследовать ее детали.

Например, Джонни Депп, сыгравший американского журналиста Хантера Томпсона в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», переехал к нему жить на 4 месяца, носил одежду журналиста, жил по его графику, чтобы перенять манеру поведения. Актер Джим Керри при подготовке к роли американского комика Энди Кауфмана в фильме «Человек на Луне» долгое время изучал пленки с записями выступлений юмориста.

Станиславский был уверен: если актер овладеет всеми перечисленными техниками, он автоматически встанет на путь истинного исполнения и сможет вызывать у зрителя желание смеяться и плакать, отождествляя актера с персонажем.

Принципы общения

Станиславский понимал, что общение – один из ключевых аспектов жизни. Актеры находятся в постоянном взаимодействии с коллегами по сцене и зрителями. Чтобы сделать общение эффективным, великий режиссер настаивал на соблюдении следующих принципов:

  1. Присутствие «здесь и сейчас», т.е. умение видеть и чувствовать все, что происходит в конкретный момент времени.
  2. Согласие с самим собой. Прежде чем строить коммуникацию с другими, необходимо установить контакт с собственной жизненной энергией. По мнению Станиславского, внутри каждого человека есть два энергетических центра: рациональный и эмоциональный. Если наладить между ними связь, можно научиться лучше понимать самого себя и других людей.
  3. Соблюдение зрительного контакта, при котором глаза отражают «глубокое внутреннее содержание души». Для этого Станиславский призывал соблюдать «туалет души» или, говоря современным языком, самосовершенствоваться и расти духовно.
  4. Взаимный эмоциональный обмен, при котором участники общения должны не просто вести формальный диалог, а делиться друг с другом своими чувствами.
  5. Уважение. Это значит, что нужно практиковать активное слушание, быть сосредоточенным на словах собеседника и показывать, в том числе невербально, что его слышат и понимают.

Эти принципы общения также подчиняются главному правилу Станиславского – быть правдивым во всем. Искренность проявляется в голосе, выражении лица и языке тела. Когда она охватывает все человеческое существо, то создает бессознательную связь между говорящим и слушателем, делая общение успешным.

Сверхзадача, цели и сквозная линия

Сверхзадача, по Станиславскому, это ключевая жизненная цель, которую можно сравнить с главной артерией, питающей человеческий организм. Более мелкие, текущие цели являются этапами на пути к сверхзадаче, а сам путь к ней называется сквозной линией.

Люди и обстоятельства постоянно ставят барьеры на пути к сверхзадаче. Театральный мэтр учил относиться к этому, как к благу, поскольку противодействие стимулирует активность, которая является основой движения вперед. Станиславский призывал актеров оставаться верными сверхзадаче и стремиться к ее достижению, игнорируя посторонние, чуждые цели.

Расслабление по Станиславскому

Выступая перед аудиторией или камерой, каждый человек испытывает волнение и, как следствие, мышечное напряжение. Это могут быть спазмы в ногах или ощущение будто перехватило горло.

Станиславский считал, что невозможно полностью снять мышечное напряжение. Если попытаться расслабить ноги, оно переместится на плечи, если стряхнуть с плеч, оно может сковать спину. Задача актера –  держать напряжение под контролем и не показывать его публике.

Чтобы этому научиться, Станиславский разработал специальную технику. Необходимо занимать разные позы, например, сидеть на стуле, висеть на дереве или просто лежать на полу, при этом отмечая, какие мышцы напрягаются, и пытаться их расслабить. Благодаря регулярной практике процесс расслабления мышц станет подсознательным, автоматическим.

Это упражнение могут использовать не только актеры, но и все те, кто взаимодействует с аудиторией. Выполняя его каждый день в течение 15-30 минут, можно научиться быстро идентифицировать место возникновения напряжения и отпускать его.

Константин Сергеевич Станиславский не терпел фальши и призывал к искреннему выражению себя как на сцене, так и в жизни. Он был уверен, что правдивость, которая обычно проста и понятна, завораживает и способна проникнуть глубоко в подсознание слушателя.

Дорогие читатели, учитесь жить без притворства и не спешите действовать так, чтобы угодить другим. Будьте честны с собой и окружающими, это поднимет вашу жизнь на более высокий уровень. Успехов!