История искусства
Содержание:
- Цели и задачи курса
- Где и кому нужна история искусства?
- Как освоить историю искусства?
- Уроки и структура курса
- Как проходить курс?
- Дополнительные материалы
- Цитаты великих людей об искусстве
Дорогие друзья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое искусство? Определений бесчисленное множество. Однако в самом общем виде искусство можно трактовать как образное переосмысление действительности и передачу смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и прочими.
Тогда что такое история искусства? Это наука, изучающая стадии и закономерности развития разных видов искусства в различные периоды мировой истории. В ходе такого изучения выявляются общие закономерности и тренды, которым подчиняются произведения искусства, созданные в какой-либо исторический период.
А теперь – о целях и задачах курса и о том, где вам могут пригодиться полученные знания.
Цели и задачи курса
Историю мы все изучали в школе, однако в большинстве случаев фокус внимания учителя был направлен на социально-экономические и общественно-политические аспекты развития. Культура и искусство часто оставались как бы «за кадром».
Кроме того, вы научитесь разбираться в стилях и направлениях различных видов искусства, что поможет вам более уверенно чувствовать себя, например, на всевозможных выставках, премьерах, экскурсиях.
Где и кому нужна история искусства?
Можно уверенно сказать, что история искусства нужна любому культурному человеку. Даже если вы не горите желанием распознавать художников по взмаху кисти или авторство оперетт по первым аккордам, в современном мультикультурном мире очень желательно иметь представление об искусстве разных периодов и регионов.
А уж если вы работаете с людьми, базовые знания об искусстве вам просто необходимы. Просто потому, что в центре внимания большинства произведений искусств – человек, его мысли и переживания, эмоции и желания. Изучив историю искусства, вы научитесь лучше понимать людей каждый день, изо дня в день и в самых разных обстоятельствах.
Кому пригодится история искусства:
- Менеджеры, управленцы, собственники бизнеса.
- Работники сферы обслуживания.
- Преподаватели школ, вузов, колледжей.
- Психологи, социологи, философы.
- Журналисты, обозреватели, корреспонденты новостных редакций.
- Завсегдатаи культурных мероприятий.
- Любители театра, живописи, архитектуры.
- Все, кто работает в совместных предприятиях.
- Все, кто общается в мультикультурной среде.
- Все, кто часто путешествует за рубеж.
Предполагается, что профессиональные историки, археологи, искусствоведы и культурологи познакомились с историей искусства на этапе обучения в вузе, и знают ее в объеме гораздо большем, чем может вместить в себя экспресс-курс, построенный по схеме «1 эпоха = 1 урок». Если это почему-либо до сих пор не так, очень рекомендуем пройти наш курс и хотя бы в общем и целом компенсировать пробелы в знаниях.
Как освоить историю искусства?
Мы построили наш курс так, чтобы материал был понятен даже тем, кто никогда всерьез не задумывался, что история искусства – это целая наука, которая подчиняется своим закономерностям. Подача упрощена до базовых понятий и главных отличительных черт той или иной эпохи в истории искусства и подкреплена наглядным материалом, дающим визуальное представление об основных трендах в том или ином виде искусства.
При построении курса мы придерживались следующей периодизации:
- Искусство первобытного общества и Древнего мира.
- Античное искусство (Древняя Греция и Древний Рим).
- Искусство Средневековья.
- Эпоха Возрождения. Ренессанс.
- Искусство Нового времени.
- Модернизм.
- Постмодернизм.
- Современное искусство.
В специальной литературе можно встретить другие принципы периодизации. Например, деление истории искусства на Античность, Ренессанс и Постренессанс, а истории искусства Новейшего времени – на авангард, модернизм, постмодернизм.
Однако такое деление несколько отходит от периодизации всеобщей истории. Поэтому мы решили ориентироваться на периоды, на которые делится она и которые знакомы всем со школьной скамьи хотя бы в общих чертах.
Курс не является заменой полноценному высшему образованию и не вмещает в себя информацию абсолютно обо всех произведениях искусства, созданных с древнейших времен до наших дней. Это бы существенно увеличило объем курса и затруднило восприятие, которое при избытке деталей сложно сфокусировать на главном.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще понять историю искусства, мы сгруппировали уроки по основным периодам в развитии искусства по принципу «1 эпоха = 1 урок». Так будет проще разграничить восприятие по датам, странам и основным трендам в искусстве и не запутаться в дальнейшем, обращаясь к произведению искусства того или иного стиля и направления.
Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира
Цель урока – изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира. Из этого урока вы узнаете, что искусство зародилось в эпоху Среднего палеолита, узнаете, что и почему рисовали на скалах древние люди, познакомитесь с основными памятниками искусства Позднего палеолита, мезолита, неолита и Древнего мира: Древнего Египта, Индии, Китая, Месопотамии.
Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим
Цель урока – изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима. Изучив урок, вы узнаете, что именно позаимствовало искусство Древней Греции от Древнего Египта, что такое ионический, дорический и коринфский стили, какова специфика греческой росписи, откуда взялось выражение «Хлеба и зрелищ» и еще много интересного.
Урок 3. Искусство Средневековья
Цель урока – изучить развитие искусства в эпоху раннего Средневековья и Византии, классического или высокого Средневековья. Вы узнаете, почему в Византии была слабо развита скульптура, чем отличались романский и готический стили западноевропейского Средневековья, какие фрески и мозаики рисовали в храмах и как оформляли рукописные книги того периода. А еще вы узнаете, кто такие ваганты и какие их песни поют с древних времен и до сих пор.
Урок 4. Эпоха Возрождения и Ренессанс
Цель урока – изучить основные тренды искусства эпохи Возрождения. Изучив материал урока, вы узнаете, как развивались архитектура, скульптура, живопись и литература данного периода, познакомитесь с наиболее знаковыми произведениями. Вы узнаете, какие элементы античного искусства были позаимствованы в полной мере, что такое маньеризм, какие сонеты писал художник Рафаэль Санти, и ощутите энергию Ренессанса.
Урок 5. Искусство Нового времени
Цель урока – изучить основные стили и направления в искусстве Нового времени, познакомиться с работами известных архитекторов, скульпторов, художников и литераторов данной эпохи. Изучив материал урока, вы научитесь определять, к какому стилю относится то или иное произведение искусства и в чем его историческая ценность.
Урок 6. Модернизм
Цель урока – изучить проявления модернизма в разных жанрах искусства, познакомиться с наиболее яркими представителями модернизма в искусстве и наиболее известными произведениями в этом стиле. Изучив урок, вы научитесь отличать модернизм от прочих направлений в искусстве, разберетесь в его основных чертах и отличительных особенностях.
Урок 7. Постмодернизм
Цель урока – изучить постмодернизм во всех его проявлениях, познакомиться с наиболее выдающимися авторами и произведениями искусства постмодернизма. Изучив урок, вы сумеете отличить постмодернизм от модернизма и прочих родственных направлений в искусстве.
Урок 8. Современное искусство
Цель урока – понять, что такое современное искусство, по каким критериям можно отнести ту или иную работу к произведению искусства. Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести свой собственный вклад в современное искусство.
Как проходить курс?
Ввиду того, что курс выстроен в хронологическом порядке, удобнее всего будет изучать уроки последовательно от первого к последнему. Если вам что-либо непонятно с первого раза, ничего страшного, для полного понимая обычно достаточно просто прочитать фрагмент текста еще раз. К слову, этот метод «повторного чтения» решает примерно 70% проблем, возникающих при освоении гуманитарных наук.
Отметим, что сегодня гуманитариям намного легче, чем, скажем, во времена Античности. Тогда словом «искусство» называли любую интеллектуальную, т.е. не физическую деятельность. А в раннем Средневековье появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые необходимо было освоить всем, кто желал учиться в университете.
Сначала изучали тривиум: грамматику, логику, она же диалектика, и риторику. Затем изучали квадривиум: арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В традиционном понимании искусством в этом списке является только музыка (и отчасти риторика).
Сейчас термин «искусство» охватывает гораздо более приятные для восприятия гуманитариев вещи, поэтому мы очень рады видеть вас на нашем курсе, и уверены, что вам с нами понравится.
Дополнительные материалы
Для тех, кто заинтересуется историей искусства более предметно, мы подготовили список дополнительной литературы, из которой вы сможете узнать массу интересного и заметно расширить свой кругозор.
Книги по истории искусства:
- Э. Гомбрих, «История искусства»
- М. Кухта, «История искусств»
- Г. Вельфлин, «Основные понятия истории искусств»
- Б. Виппер, «Введение в историческое изучение искусства»
- В. Бобров и др., «Первобытная археология. Человек и искусство»
- М. Дэвлет и др., «Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства»
- М. Алпатов, «Художественные проблемы искусства Древней Греции»
- В. Блаватский, «История античной расписной керамики»
- Г. Соколов, «Искусство Древней Греции»
- Г. Соколов, «Искусство Древнего Рима»
- Д. Карган, «История итальянского искусства»
- Е. Поляков, «Архитектура Древнего мира, Т. 1»
- Е. Поляков, «Архитектура Древнего мира, Т. 2»
- В. Лихачев, «Искусство Византии IV-XV веков»
- П. Гнедич, «Искусство Средних веков»
- Р. Томан и др., «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок»
- Е. Яйленко, «Мастера и шедевры эпохи барокко»
- Р. Томан и др., «Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок»
- М. Серюлль, А. Серюлль, «Энциклопедия импрессионизма»
- М. Герман, «Модернизм, Искусство первой половины XX века»
- Э. Демпси, «Модернизм и современное искусство»
- Н. Маньковская, «Эстетика постмодернизма»
- Б. Альтшулер, «Авангард на выставках. Новое искусство в ХХ веке»
- В. Хан-Магомедова, «Искусство. Современное. Тетрадь первая»
Статьи и курсы по искусству:
- Как научиться понимать произведения искусства
- Способы научиться ценить искусство
- Ораторское искусство
- Писательское мастерство
- Теория музыки: курс музыкальной грамотности
- Творческое мышление: развитие креативности
- Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
И напоследок приятный «десерт».
Цитаты великих людей об искусстве
В конце вводного урока мы хотим подарить вам минутку вдохновения, поделившись цитатами известных людей об искусстве:
Всякое искусство есть подражание природе.
Сенека
Искусство является очищением страстей.
Аристотель
Жизнь коротка, а путь искусства долог.
Гиппократ
Творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых.
Платон
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Демокрит
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
Дени Дидро
Искусство смывает пыль повседневности с души.
Пабло Пикассо
Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.
Фридрих Ницше
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Оскар Уайльд
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Лев Толстой
Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме.
Георг Гегель
Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
Теодор Драйзер
Художник – лжец, но искусство – правда.
Андре Моруа
Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский
Искусство – это одежда нации.
Оноре де Бальзак
Мы желаем вам успехов в освоении курса и новых интересных лично вам открытий в истории искусства. И приглашаем прямо сейчас перейти к первому уроку. Наша краткая «История искусств» ждет вас!