Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мира

Урок 1. Искусство первобытного общества и Древнего мираЖелание творить появилось у человека практически сразу, как только он стал человеком. Зачатки искусства впервые появились у неандертальцев, и подтверждение тому найдены археологами.

По мере совершенствования человека совершенствовались и его попытки создать, пусть примитивные, но все-таки произведения искусства: наскальные рисунки, статуэтки и прочее. Обо всем этом мы поговорим на первом уроке курса.

Цель урока: изучить развитие искусства первобытного общества и Древнего мира.

Исследовав материал урока, вы узнаете, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получите представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории.

Содержание:

На нашем курсе мы будем изучать историю искусства в хронологическом порядке, т.е. от более ранних образцов искусства к более поздним. Начнем с искусства первобытного общества.

Искусство первобытного общества

Исследователи, изучающие искусство первобытной эпохи, обычно по-разному трактуют само понимание искусства применительно к древнейшему периоду истории человечества. В литературе можно встретить самые разные мнения относительно того, что можно считать зачатками искусства. И, соответственно, разные мнения относительно того, с какого момента вести отсчет истории искусства.

Чтобы точно ничего не упустить, видится логичным начать отсчет с самого начала, т.е. с тех образцов материальной культуры, которые хранят следы осмысленных попыток выйти за пределы их узкофункционального назначения. Чтобы было понятнее, о чем речь, уточним пару нюансов. Момент, когда древние люди научились делать орудия труда и предметы быта – это одно. А вот момент, когда они начали украшать орудия труда и предметы быта, – это уже момент начала истории искусства.

С точки зрения функций, не имеет никакого значения, будет кувшин украшен орнаментом или нет. Это, в том и другом случае, кувшин, в который можно налить жидкость. Аналогично дело обстоит с орудиями труда и охоты. Топор или копье смогут выполнять свои функции, не будучи украшенными орнаментом или росписью. Однако факт появления орнамента и росписи – это свидетельство того, что первобытный человек ощутил потребность украсить свою жизнь и нашел возможность это сделать. Именно поэтому мы начинаем изучение истории искусства со времен Среднего палеолита (он же Средний древний каменный век).

Искусство Среднего палеолита

Средний палеолит начался ориентировочно 300 тысяч лет назад и завершился примерно за 20-30 тысяч лет до начала нашей эры. Мнения ученых в определении конкретной даты окончания Среднего палеолита расходятся ввиду того, что расходятся их мнения, когда именно исчезли неандертальцы (палеоантропы), к периоду существования которых и привязана хронология данного периода.

Неандертальцы создали свою Мустьерскую культуру, названную так по имени пещеры Ле-Мустье во Франции, что на территории департамента Дордонь, где впервые были обнаружены образцы этой культуры. Мустьерская культура характеризуется бОльшим разнообразием и совершенством каменных орудий труда, чем в эпоху Раннего палеолита.

И, самое главное, именно в этой культуре впервые наблюдается выход за пределы исключительно функционального назначения орудий труда. На многих каменных ножах и скребках есть следы охры (красящего вещества), крестики, точки и линии, прорисованные в определенном порядке и напоминающие некий орнамент:

Орнамент периода мустьерской культуры

Основные раскопки в районе пещеры Ле-Мустье велись в 60-е годы 19 века под руководством французского археолога Луи Лорана Габриеля де Мортилье (1821-1898), однако их результаты будоражили общественность еще долгое время. В 1920 году американский художник Чарльз Найт (1874-1954) попытался по найденным останкам и выводам ученых воссоздать образ людей того времени. Так появилась картина «Неандертальцы у пещеры у пещеры Ле-Мустье»:

Неандертальцы у пещеры Ле-Мустье

Немало образцов Мустьерской культуры обнаружено во время раскопок в Ла-Ферраси, тоже на территории департамента Дордонь, которые велись в 1902-1922 годах. К слову, это поселение древних людей просуществовало настолько долго, что раскопки позволили наблюдать развитие культуры от периода Среднего к периоду Позднего палеолита. Так, орнамент на орудиях Мустьерского периода, обнаруженных в Ла-Ферраси, чем-то похож на орнамент, который был на орудиях, найденных в Ле-Мустье:

Орнамент на орудиях, обнаруженных в Ла-Ферраси

Интересно, что неандертальцы из Ла-Ферраси украшали не только орудия труда, но и надгробия. Это достаточно интересная тема, и более подробно можно прочитать в книге «Мустьерские погребения Евразии: Возникновение погребальной практики и основы тафологии» [Ю. Смирнов, 2013].

Орнамент на надгробной плите, обнаруженной в Ла-Ферраси

В эпоху Позднего или Верхнего палеолита рисунки становятся все более совершенными, равно как и технология их исполнения. Об искусстве Верхнего палеолита мы поговорим позже, а сейчас расскажем еще об одном арт-объекте эпохи Среднего палеолита.

Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой льва, найденная при раскопках в Германии в Швабском Альпе буквально в канун Второй мировой войны. Точнее, найдены были порядка 200 мелких фрагментов, из которых уже в послевоенные годы ученые собрали подобие статуэтки, идентифицировав верхнюю часть как голову льва:

Человеколев

Результаты радиоуглеродного анализа показали, что фрагменты изделия пролежали в земле от 32 до 40 тысяч лет. Уточним, что 30-40 тысяч лет назад ареал обитания львов был заметно шире, чем сейчас, и захватывал, в том числе, Западную Европу и юг современной России. Так что древний скульптор вполне мог видеть льва живьем или в виде добычи вернувшихся с охоты соплеменников.

В контексте истории искусства это, скорее всего, первый случай, когда человек изготовил нечто, не имеющее прикладного функционала, не предназначенное для охоты, собирательства или приготовления пищи, и несущее исключительно эстетическую или духовную функцию.

Теоретически первенство может оспорить еще одна находка, сделанная на территории Германии. Это древняя флейта длиной 21,8 см и толщиной 8 мм, имеющая 5 отверстий. Считается, что ей примерно 35-40 тысяч лет. Правда, точно так же можно дискутировать относительно прикладного или сугубо эстетического характера музыки в первобытном обществе. Считается, что музыка в древности имела ритуальное значение и настраивала охотников на удачную охоту.

И, если для Среднего палеолита изготовление самодостаточных произведений искусства – это единичные случаи, в эпоху Позднего палеолита тренд получает намного большее распространение.

Искусство Позднего палеолита

Поздний или Верхний палеолит начался с окончанием эпохи Среднего палеолита и продлился примерно до 12-8 тысячелетия до нашей эры. Именно в этот период происходит формирование человека современного вида, дальнейшее усложнение орудий труда и произведений искусства. В том же Ла-Ферраси найдены камни эпохи Позднего палеолита, на которых черной краской нанесены контуры животных.

Еще более интересны находки, сделанные археологами в Испании. Так, в пещере Альтамира были найдены достаточно большие по размеру цветные изображения животных, причем художники явно стремились к детализации изображения, тщательно прорисовывая, например, глаза зверей:

Наскальные изображения животных в пещере Альтамира

Древние художники, помимо традиционных приемов нанесения изображения, использовали естественные неровности стен и потолков, чтобы создать объемные изображения животных. В качестве красящих веществ использовали охру, уголь, гематит (красный железняк).

Интересны и схематические изображения людей на стенах пещеры. Судя по положению в пространстве, это фигурки танцующих людей. Таким образом, мы имеем косвенное доказательство, что искусство танца зародилось в эпоху палеолита. Отметим, что общая длина пещеры Альтамира со всеми залами и коридорами составляет 270 метров.

Находкам, сделанным в пещере Альтамира, посвящено научное исследование: The identification of prehistoric hunter-gatherer aggregation sites: the case of Altimira («Выявление доисторических мест скопления охотников-собирателей: пример Алтамиры») [М. Conkey, 1980].

Кроме того, в этой и других пещерах на юге Европы обнаружены прорисовки кистей рук древних людей. Они сохранились достаточно хорошо и представляют ценность для исследования анатомии и эволюции древних людей:

Прорисовки кистей рук древних людей на скалах

В эпоху Позднего палеолита стало отдельным трендом создание самодостаточных предметов искусства, которые не несли более никакой функции, кроме эстетической. Это хорошо прослеживается на примере Мадленской культуры.

Культура получила свое наименование по названию грота Ля-Мадлен, обнаруженного во Франции, тоже на территории департамента Дордонь, как и пещера Ле-Мустье и древнее поселение Ла-Ферраси. Там найдены различные предметы искусства, созданные первобытным человеком. Например, осколки известняка с гравировкой изображений диких зверей. В частности, интересна голова лошади, выгравированная на известняке:

Голова лошади, Мадленская культура

Повсеместно, где велись раскопки памятников культуры, относящихся к Позднему палеолиту, найдены статуэтки женщин, сделанные из костей, мягких пород камня, глины. Их еще называют «Венерами палеолита»:

Венеры палеолита

Глиняные статуэтки хорошо сохранились благодаря обжигу, т.е. человеку эпохи позднего палеолита данная технология была уже известна. Больше о том, как древние люди работали с подручным материалом, вы сможете узнать из книги «Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства» [М. Дэвлет и др., 2019].

Искусство мезолита и неолита

Мезолит является эпохой, переходной от палеолита к неолиту, и датировка начала и окончания для разных регионов планеты отличается. Более того, некоторые племена Австралии и бушмены в Южной Африке до сих пор живут в соответствии с культурными традициями мезолита. В Европе, в среднем, этот период охватывает в зависимости от региона 10-8 или 10-6 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, неолит или Новый каменный век отсчитывается от 8 или 6 тысячелетия до нашей эры.

Считается, что именно в период мезолита у людей сложилась членораздельная речь с элементами грамматики, что облегчило обмен информацией и обогатило их духовную жизнь. Это хорошо заметно по культурным объектам того периода. Прорыв заметен практически по всем направлениям творческой мысли.

Живопись эпохи мезолита и неолита отличается сюжетным содержанием. Если во времена палеолита художники просто рисовали животных, теперь превалируют сцены охоты и попытки передать динамику события. Например, очень интересен образец наскальной живописи, изображающий охоту на оленей, который датирован примерно 9-8 веком до нашей эры:

Охота на оленей, образец наскальной живописи

Скульптура становится более четкой, появляются элементы абстракции, т.е. попытки не просто передать увиденное, но переосмыслить ситуацию и стилизовать субъект. Примером может служить статуэтка «Человек-рыба», найденная на стояке охотников эпохи мезолита «Лепенски Вир» в Сербии в 1965 году:

Человек-рыба

Мегалитическая культура – эксклюзивное достижение эпохи мезолита. Под мегалитами подразумеваются сооружения из каменных минимально обработанных глыб, выстроенных в определенном порядке. В Европе насчитывается порядка 35 тысяч мегалитов. Особо стоит отметить мегалитические храмы Мальты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ювелирное искусство – в эпоху неолита появляются первые нательные украшения из подручных материалов, доступных в том или ином регионе. Обычно их делали из зубов, костей и камня. Например, в Мурманской области обнаружены янтарные украшения эпохи неолита [Д. Щекина, 2017]. Однако настоящий прорыв в ювелирном искусстве произошел с открытием металлов. И не только в ювелирном, но и во всех сферах материальной культуры и искусства.

рассказали про основные памятники первобытного искусства. Разумеется, их намного больше и, если вы желаете познакомиться с искусством первобытной эпохи более подробно, можем рекомендовать книгу «Художественная культура первобытного общества» [М. Каган, 1994]. Тем, кто более доверяет зрительным ощущениям, рекомендуем «Большой иллюстрированный атлас первобытного человека» [Я. Елинек, 1982].

Еще больше памятников искусства характеризуют медно-каменный век, эпоху бронзы и железа ввиду того, что, чем ближе эпоха к нашему времени, тем больше следов деятельности человека удается обнаружить археологам. Мы, конечно, не сможем рассказать обо всех шедеврах искусства, но сможем познакомить вас с основными трендами в искусстве Древнего мира.

Искусство Древнего мира

Для начала скажем пару слов о хронологии. Как вы уже спели заметить, материальная культура развивалась неравномерно и не синхронно в разных регионах планеты. Медный (медно-каменный) век охватывает примерно 4-3 тысячелетия до нашей эры, в некоторых регионах длится дольше, а в некоторых отсутствует вовсе.

Бронзовый век в Европе стартовал с середины 3 тысячелетия до нашей эры и захватил второе тысячелетие полностью. Для Ближнего Востока свойственна несколько иная хронология, т.к. там Бронзовый век начался раньше, примерно в середине 4 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, завершение данного периода относят ориентировочно к 1200 году до нашей эры.

Железный век начался с окончанием Бронзового века и продлился примерно до рубежа тысячелетий. Уточним, что в специальной литературе можно часто встретить термин «Ранний железный век». Это связано с тем, что железо активно используется в производстве предметов быта и промышленного оборудования до настоящего времени. Поэтому, если пользоваться классической привязкой датировки исторических периодов по используемому материалу (Каменный век, Бронзовый век, Железный век), то мы все до сих пор живем в Железном веке. Или, быть может, в «железно-полимерном».

Скажем и еще об одной особенности рассматриваемого периода. В Древнем мире перемещение людей происходило более активно, и культурный обмен был более интенсивным, чем в первобытном обществе.

Так, памятники культуры Бронзового периода проникали из Европы в Северную Африку и на Ближний Восток. Это было связано с началом развития судоходства. Сначала оно было исключительно речным и прибрежным морским, но уже в 1100 году до нашей эры финикийцы начали выходить в Атлантику, а в 600 году до нашей эры обошли Африку со стороны западного побережья.

Для удобства мы рассмотрим культуру основных древних цивилизаций, виды и формы искусства, его основные черты и направления в каждой из них.

Древний Египет

К искусству Древнего Египта принято относить памятники культуры, появившиеся в период с 3200 года до нашей эры. Все, что было раньше, считается доисторической эпохой. Отличительной чертой древнеегипетского искусства можно считать особое место, которое занимал культ погребения. Это относится ко всем видам искусства, от архитектуры и строительства погребальных конструкций до живописи и росписи арт-объектов.

Архитектура

Египетские пирамиды видели все, хотя бы на картинках. Приезжающим в Египет на отдых туристам традиционно предлагают экскурсию «к пирамидам», а пирамида Гизы является одним из семи чудес света. В целом, пирамида, наряду с колонной и пилоном (усеченной пирамидой), является наиболее типичным образцом древнеегипетской архитектуры.

Отдельная тема – египетские гробницы, внутри которых покоятся останки усопших. Это отличает египетскую культуру захоронения от прочих, где останки принято либо закапывать в землю, либо сооружать над ними курганы. Кроме того, в гробницу всегда помещали специальные статуэтки – ушебти, фигурки людей, которые должны были обслуживать усопшего в загробной жизни и выполнять различные работы по хозяйству. Помимо культурного значения, эти статуэтки помогают понять хозяйственный уклад того периода, к которому относится захоронение.

Скульптура

Скульптурные композиции Древнего Египта отличаются массивностью, монументализмом и грубыми рублеными формами. Сохранились скульптуры как фараонов и членов правящих династий, так и мифологических существ. Вообще, религия занимала центральное место в искусстве того периода практически во всех культурах. Египетские божества имели признаки и людей, и животных, и птиц. Так, Бог Солнца и Неба по имени Гор и на скульптурах, и на картинах изображен с головой сокола:

Бог Солнца и Неба Гор

Распространенными скульптурными техниками были контррельеф (углубленный рельеф) и койланаглиф (вырезанный на плоскости контур изображения, не выступающий и не заглубленный в него). Еще из особенностей стоит отметить то, что мужчины традиционно изображались с более темным цветом кожи, чем женщины. Больше об особенностях египетского искусства можно прочитать в книге A Companion to Ancient Egyptian Art [К. Melinda, 2014].

Живопись

Живописи Древнего Египта свойственны плоский силуэт, четкий контур, лицо в профиль, оборот тела на три четверти. Перспективы нет, все изображения двухмерные. Для раскраски активно использовались минеральные пигменты, водяные краски, вязкие вещества, например, смола. Что касается сюжетов картин, здесь господствуют религия и мифология. В частности, сцены из загробной жизни.

Литература

Тут тоже превалируют религиозная тематика и мифология. В Древнем Египте были распространены заупокойные тексты, самыми известными из которых являются «Тексты пирамид», переведенные, в том числе, на русский язык [Б. Тураев, 2000]. Кроме того, в наследство от той эпохи остались сказки, гимны, любовные песни, философские произведения. Небольшие цитаты могли высечь на камне, длинные тексты записывали на папирусе.

Музыка и шоу

Основными музыкальными инструментами были арфа и флейта. Из ударных использовались тамбурин и систр, который относится к инструментам без определенной высоты звучания. Музыка изначально развивалась как аккомпанемент для певческого голоса, а позднее и как самостоятельное направление. Примерно с 2600 года получают распространение фестивали, когда статуи богов выносили из храма и под музыку с танцами несли по улицам, затем возвращая обратно в храм.

Вообще, Древний Египет с его культурой – это одна из интереснейших страниц мировой истории. Хотя и другие регионы тоже весьма интересны.

Древняя Индия

Индия отличается культурным и религиозным многообразием, что могли заметить все, кто там побывал хоть раз. Так было всегда. Индия является родиной таких религий, как индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм. Религиозные мотивы нашли непосредственное отражение в искусстве Индии.

Живопись

В древнеиндийской живописи была развита традиция ранголи, она же альпона. Это своего рода рисунки-молитвы у порога жилищ, алтарей, мест жертвоприношений, которые должны были оберегать от злых духов. Рисунок делают сухой сыпучей краской, выводя различные узоры в виде орнамента. Кроме того, активно развивалась традиция росписи керамических изделий. Были распространены как орнаменты, так и мифологические и анималистические сюжеты.

Архитектура

Древней Индии свойственна достаточно хорошо продуманная планировка городов. Жилые и административные здания располагались по фен-шую. Точнее, в соответствии с канонами Васту-шастры, являющейся индийской адаптацией фен-шуя. В то же время, в разных регионах ощущалось некоторое влияние господствующей религии на строительные традиции:

Храм в Древней Индии

Так, последователи буддизма предпочитали строить полукруглые помещения, символизирующие последнее пристанище Будды.

Скульптура

Древнеиндийская скульптура отличается разнообразием используемых материалов: мрамор, сланцевые породы, розовый песчаник, разные виды глины. Скульптуры традиционно украшались сложным орнаментом. Со временем искусство обработки камня достигло такого совершенства, что в Индии появились скальные храмы, т.е. храмы, вырубленные прямо в скалах.

Литература

Древнеиндийский язык санскрит является одним из древнейших в мире, отличается насыщенным синтаксисом и сложной по тем временам грамматикой. Санскрит оказал непосредственное влияние на зарождение и развитие прочих языков, распространенных на территории Индии, и на литературу государства. Веды (священные писания индуизма) и Упанишады (древнеиндийские философско-религиозные трактаты) известны во всем мире. Кроме того, получили распространение трактаты, посвященные отдельным направлениям в науке и искусстве. Например, трактат Натья-шастра, посвященный основам теории музыки, танца и драмы.

Музыка и шоу

Искусство музыки и танца в Индии развивалось с незапамятных времен. Первые попытки систематизировать знания о музыке, танцах и сценическом движении относятся к 5 веку до нашей эры, а на стыке тысячелетий трактат Натья-шастра приобрел форму и содержание, которые дошли до наших дней.

В соответствии с канонами Натья-шастры строился древнеиндийский театр «Кудияттам», а мелодии Сама-веды, появившиеся за тысячу лет до нашей эры, исполняются до сих пор. К слову, на территории Индии найден базальтовый литофон, сделанный 3 тысячи лет назад.

Узнать больше о древнеиндийском искусстве можно из книги «Культура древней Индии» [А. Герасимов, 1975]. Столь же интересна книга «Культура Индии», содержащая информацию по всем периодам истории [С. Ольденбург, 1991].

Древний Китай

Китайская культура и китайское искусство весьма специфичны и отличаются от многих других, как европейских, так и восточных. Но, как и везде, значительное место в искусстве занимают религия и мифология.

Архитектура

Особенность древнекитайской архитектуры – строительство зданий с фасадами без окон. Разумеется, не все здания были без окон на фасаде, однако в архитектурных традициях других стран такого тренда не было вовсе. Приусадебная территория была в извилистых дорожках, которые обозначали различными экстерьерными украшениями – инкрустация камнями, узоры цветным песком. Считалось, что злые силы не смогут найти путь в дом по извилистым путям, так что это был своеобразный метод защиты.

Скульптура

Древнекитайская скульптура представлена преимущественно сосудами причудливой формы, украшенными узорами снизу доверху. Узоры практиковались самые разные: геометрические, мифологические, анималистические. Интересно, что по мере развития искусства форма сосудов не усложняется, а упрощается, и вместо узора начинают применять инкрустацию. Отдельно стоит сказать о погребальных скульптурных традициях:

Терракотовая армия

В Древнем Китае было принято изготавливать с ритуальной целью полноразмерные фигуры воинов и лошадей. Наибольшее захоронение в количестве 8100 статуй было обнаружено в Сиане и получило название «Терракотовая армия». Оно датируется 210-209 годами до нашей эры. 

Живопись и каллиграфия

В Древнем Китае живопись и каллиграфия тесно взаимосвязаны. Написание иероглифов – это, без преувеличения, настоящее искусство. Для рисования и написания иероглифов традиционно использовали одни и те же приспособления и красители. Уже в начале нашей эры зародились традиции китайской живописи, основоположником которой считается китайский художник Гу Кайчжи. Сохранилась до наших дней его картина со сценами придворной жизни:

Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам»

Литература

Китайская литература – одна из древнейших в мире. Так, знаменитая «Книга перемен», по некоторым данным, написана в 21 веке до нашей эры. Первые образцы древнекитайской поэзии восходят корнями к 12 веку до нашей эры. Знаменитый сборник поэзии «Книга песен» («Шицзин») содержит песни-заклинания, песни-обращения к священным животным, похоронные песни. Полный перевод на русский язык впервые опубликован в 1957 году [А. Штукин, 1957].

Музыка и шоу

Археологами найдено немало древних китайских музыкальных инструментов. Среди них дудки, литафоны, костяные свистульки, бронзовые колокола. Самые древние находки датированы 7-4 веками до нашей эры. Искусство танца развивалось с незапамятных времен, а самые первые танцевальные школы в Китае возникли в 21 веке до нашей эры.

Все это вкупе с развитой литературой и письменностью создало хорошие предпосылки для развития театра. Изначально практиковались танцевально-песенные представления, а уже в 8 веке до нашей эры появилась первая опера. Самая первая постановка называлась «Грушевый сад». Уточним, что древнекитайская опера, конечно же, отличалась от того, что мы можем видеть сегодня. Опера в понимании, приближенном к современному, зародилась в Италии.

Больше о культурных традициях Китая вы узнаете из книги «Искусство Китая» [Н. Виноградова, 1988].

Древняя Месопотамия

Искусство древней Месопотамии следует рассматривать в контексте нескольких цивилизаций, в разное время существовавших на ее территории в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат. Это Шумерская цивилизация и Аккадская империя в Нижней Месопотамии, затем Вавилония, объединившая земли Шумера и Аккада во 2 тысячелетии до нашей эры, и Ассирия, существовавшая параллельно с ними в Верхней Месопотамии. Каждому из этих образований были свойственны свои культурные традиции. Поэтому расскажем вкратце об основных памятниках искусства каждой из этих цивилизаций.

Скульптура

Победная стела Нарам-Суэна является величайшим памятником искусства древнего Аккада. Вообще, военно-героическая тематика проходит «красной нитью» через все виды искусства Аккада древнего периода, что связано с весьма неспокойными с военной точки зрения временами:

Победная стела Нарам-Суэна

В целом, скульптура Аккада достигла высокого художественного уровня, а мастера Аккада внесли свою лепту в развитие искусства глиптики – гравировки по цветным драгоценным и полудрагоценным камням. Их гравировки были более смотрибельны и меньше перегружены мелкими деталями, чем у их коллег-современников.

Письменность и литература

«Эпос о Гильгамеше» или «О все видавшем» является знаменитым памятником искусства древнешумерской цивилизации. Эпос относится к 18-17 векам до нашей эры и выполнен клинописью. Эта технология письма по влажной глине с последующим обжигом табличек с записями изобретена в Шумере.

Архитектура

«Висячие сады Семирамиды» считаются одним из величайших памятников искусства Вавилонии. Они интересны как с эстетической, так и с инженерной точки зрения. Система орошения была разработана так, чтобы можно было подавать воду из реки Евфрат, а каскадная система расположения садов позволяла воде часть пути проходить самотеком. Сады, естественно, не сохранились, однако их образ удалось воссоздать по многочисленным свидетельствам современников. Одна из красивейших реконструкций представлена на гравюре 19 века:

«Висячие сады Семирамиды» на гравюре 19 века

В целом, архитектура Аккада впитала в себя черты всей месопотамской архитектуры. В частности, горизонтальное зонирование стен чередованием ниши и выступа.

Живопись

Из всех цивилизаций Месопотамии наиболее интересна живопись Ассирии. Раскопки и современные методы анализа позволили проследить развитие технологий росписи по стенам. Так, уже в 9-7 веках до нашей эры роспись производилась по белой обмазке, сделанной поверх глины. Сначала ассирийские художники наносили черным цветом контур, а уже потом прорисовывали цветными красками детали изображения. Превалируют плоские изображения, без перспективы и теней. Примером может служить Дворец в Ниневии и другие сооружения того периода:

Дворец в Ниневии

Больше об искусстве Древней Месопотамии вы узнаете из книги «Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации» [А. Оппенхейм, 1990]. А всем, кого предметно заинтересовало происхождение клинописи и другие достижения шумерской цивилизации, советуем книгу «Древний Шумер. Очерки культуры» [В. Емельянов, 2001].

Итак, вы вкратце изучили, как зарождалось искусство в первобытном мире, как развивались различные виды искусства в древности, и получили представление об основных культурных объектах и произведениях искусства этого периода истории. Далее предлагаем вам пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь переходим к периоду Античности.