Меню курса

Друдлы

Представьте, что вы, как единственный взрослый, находитесь на даче в окружении малышей. Внезапно начинается гроза, пропадает электричество, все гаджеты разряжаются. Книг нет, соседей нет. Есть только бумага и карандаш. Чтобы развлечь приунывших малышей, вы зарисовываете для них первую пришедшую в голову идею и просите аудиторию отгадать смысл изображения. Поздравляем! Вы создали друдл!

Папа Роджер

Подсказка: друдлы – это не дудлы от Google. Это гораздо более ранние графические изображения, хотя, совпадение или нет, они тоже родились в США.

Задолго до появления стендапов, вдохновенной чепухи Монти Пайтона и Дэвида Леттермана именно друдлы будоражили сознание американской публики. В чем их соль? Возможно, в противоречии между графической простотой закорючки в квадрате и заумными текстовыми описаниями наподобие:

  1. «Корабль прибывает слишком поздно, чтобы спасти тонущую ведьму».
  2. «Осьминог подает сигнал поворота направо».
  3. «Морской моллюск с выступающими зубами».
  4. «Мама-пирамида, кормящая своего ребенка».
  5. «Книги на горбах верблюда для улучшения его осанки».
  6. «Мужчина из почтового ящика сигнализирует поворот налево».

Если современные дудлы создает целая команда художников, то у первых друдлов был один-единственный отец-создатель – Роджер Прайс.

Он родился на исходе Первой мировой войны, в 1918 году, в Западной Виргинии. Вырос в шахтерском городке, учился в закрытой военной школе для мальчиков. Как подрос, удрал на север в район Великих озер, чтобы изучать искусство. Затем долго колесил по стране, предпочитая задерживаться в мегаполисах типа Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В 1940-х годах помогал создавать смешные реплики для шоу «Пепсодент», которое крутили на местных радиостанциях. Затем писал скетчи, выступал в музыкальном ревю, участвовал в различных игровых шоу.

Слава нагрянула, когда никто не ждал, – в 1953 году. Именно тогда Роджер Прайс выпустил книгу собственных шуточных рисунков-загадок, которая так и называлась – «Друдлы». Примитивные изображения настолько запали в сердце послевоенному поколению американцев, что Прайс был нарасхват. Его хотели видеть везде: и на радио, и на телевидении, и в издательствах, и в школах. Друдлы покорили и взрослых, и детей.

Точно неизвестно, как именно Прайс придумал эти небольшие абстрактные рисунки со скрытым юмористическим смыслом, однако многим они напоминают блестящую графику, созданную за десятилетие до этого, в 1942 году, французским летчиком Антуаном де Сент-Экзюпери для его знаменитой книги «Маленький принц».

Наверняка все вы помните шляпу и змею, пожирающую слона. В 1943 году эта книга была опубликована в Нью-Йорке на английском языке, поэтому вероятность того, что Прайс ее читал, очень велика.

Гибель де Сент-Экзюпери в 1944 году могла подтолкнуть американского юношу набраться храбрости и развить понравившийся стиль, ведь его родоначальник уже никогда на него в суд не подаст. Однако правду мы уже никогда не узнаем, потому что сам Прайс никогда не говорил об этом и умер в 1990 году в Голливуде.

Что такое друдлы?

Прежде всего, это новое слово, которое Роджер Прайс самолично ввел в американский лексикон. До Прайса там уже было слово «дудл» (doodle) – «каракули» на английском языке. Прайс добавил им загадки (riddle) и элементов рисования (drawing).

В итоге друдлы периода расцвета их славы в 1950-е годы можно трактовать как небольшие рисунки в квадрате, смысл которых вы не поймете, пока не спросите. Вызов чистой воды!

Причем такой рисунок мало разгадать. Нужно еще и дать каждому его собственное название в соответствии со своим воображением, не видя исходного, авторского названия.

Своего рода «кот в мешке».

Другими словами, друдл – это не только результат творческой деятельности и проявление креативного мышления, но еще и метод для взаимодействия между людьми. Ведь только автор друдла знает наверняка, что тот значит. Всем остальным приходится ограничиваться догадками.

Вся магия друдлов в том, что подобные догадки безграничны, как и дебри человеческого разума.

Возьмем, к примеру, один из самых популярных друдлов. Что это? Бабочка, взбирающаяся по веревке? Тщеславный треугольник, который смотрит в зеркало и целует свое отражение? Мужчина, который входит в лифт, полный людей, а когда двери лифта закрываются, его галстук-бабочка остается снаружи?

Друдлы – это не просто современные иероглифы. Это своего рода графические слепки мышления комика Прайса, для которого юмор был основой его существования, смыслом жизни и путеводной звездой.

Задачи друдла:

  1. Заставить работать ваше воображение.
  2. Расшевелить мозг.
  3. Побудить вас захотеть узнать, что там вы видите на рисунке.

Правду говорят, что юмор – это отражение интеллекта, ведь в маленьких друдлах скрыто немало того и другого [La aldea irreductible, 2009].

Бум друдлов

Прайс не был бы американцем, если бы не стал ковать железо, пока горячо. В 1954 году в прайм-тайме телеканала NBC выходит игровое шоу «Друдлы», где знаменитости пытались разгадать смысл рисунков с подписями.

Сперва приглашенный эксперт шоу рисовал свой собственный друдл для постоянных участников шоу, после чего присоединялся к ним в угадывании того, что было изображено на различных друдлах.

Зрители также могли присылать свои друдлы, и, если группа не могла угадать смысл рисунка за четыре минуты, зритель выигрывал 100 долларов, а иногда и другие призы.

В конце шоу ведущий Прайс создавал особый друдл. Шоу поощряло зрителей присылать свои варианты названий для рисунков, а лучшее название выигрывало денежный приз. Снимали «Друдлы» на студии в Нью-Йорке.

Коммерческий успех друдлов побудил Прайса объединиться с друзьями и коллегами по перу Леонардом Штерном и Ларри Слоаном и создать собственное издательство – Price Stern Sloan или PSS. После смерти Прайса его продали группе Penguin.

Книги с друдлами Прайса (более дюжины) расходились миллионными тиражами. Помимо этого, выходили тематические газеты и журналы, коллекционные издания. Друдлы украшали салфетки, обои и шторы для ванн.

Прайс ездил с друдлами и друзьями-комиками в турне по Европе, часто появлялся в СМИ, став одним из самых оригинальных комических голосов Америки [Los Angeles Times, 1990].

Как и хула-хупы, фильмы под открытым небом и НЛО, друдлы стали одним из самых больших увлечений 1950-х годов.

Новое – хорошо забытое старое

В США подозревают, что мода на друдлы возвращается, потому что многие потребители устали и хотят контента попроще. В этом смысле друдлы подходят идеально. Куда уж проще!

В Эстонии с помощью друдлов записывают фольклор [P. Voolaid, 2015].

На Amazon пользуются большим спросом книги-собрания друдлов Прайса. В одном из них 382 такие смешные картинки [Amazon, 2024].

Простые линейные рисунки с порой невероятным ответами могут казаться глупыми, но их очень весело пытаться расшифровать.

Помимо книг, друдлы вернулись в СМИ, потому что как минимум американские и европейские редакции вспомнили, что это отличный способ:

  • развлечь публику;
  • добавить интерактива в контент;
  • поднять собственные продажи.

Самый знаменитый тест с друдлами последних лет вышел на веб-страницах HubPages. Всего там 12 смешных рисунков [HubPages, 2013].

Помимо развлечения друдлы также используются в когнитивных исследованиях и как инструмент для развития креативности. Например, друдлы задействуют в мотивационных презентациях для иллюстрации концепций и, при необходимости, для пробуждения аудитории.

Друдлы изменили современное американское искусство, издательское дело и журналистику, резюмирует историк Боб Боден [Tallfellow Press, 2024].

Научное объяснение бума друдлов

Когда Роджер Прайс вещал с экранов телевизоров и с лету рисовал новый друдл, наука того времени еще не могла полностью объяснить, чем был вызван шквал интереса к столь простецким рисункам. Как говорят в русском языке, «как курица лапой».

Как человеческий мозг осмысливает эти незнакомые ему диаграммы? Представляем самые популярные гипотезы последних десятилетий:

  1. Версия 1. Наша интерпретация друдлов основана на парейдолии, врожденной человеческой склонности накладывать шаблон на случайные или неоднозначные формы. Почти наверняка вы раньше не встречали этот термин. Однако с той же вероятностью можно предположить, что в детстве, юности, а возможно, и во взрослом возрасте вы обожали и обожаете расшифровывать тайный смысл облачных образований в небе: «Вот щенок... теперь это черепаха... нет, это дядя Вова». Это и есть парейдолия.
  2. Версия 2. Наш мозг постоянно ищет новую информацию, пока мы бодрствуем. Именно поэтому мы всматриваемся в незнакомый аляповатый рисунок, движимые, в том числе, инстинктом самосохранения, побуждающим нас найти в изображении что-то для себя полезное. Как минимум, попытаться.
  3. Версия 3. Вытекает из предыдущей и с легкой руки лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана получила название «каузальность». Это глубинное человеческое стремление докопаться до причин. Уверенность, что ничто не происходит просто так, хотя жизнь ежедневно убеждает нас в обратном.

Точно так же наш опыт и наши знания взаимодействуют с тем, что мы видим, и позволяют нам распознавать сцену, даже портрет, из минималистичных друдлов. Роджер Прайс описал свои творения как «рисунок, похожий на боркли, который не имеет никакого смысла, пока вы не узнаете правильное название».

Глубины подсознания

Как у ледника есть надводная и подводная части, так и любой рисунок воспринимается или создается нами с использованием как сознания, так и подсознания. Психологи и психиатры до сих пор считают каракули своих пациентов ценнейшим способом проникнуть в их голову и понять, что для них важно.

Друдлы, как и грифонаж в целом, представляют собой нечто большее, чем обычная бессознательная практика, которую мы иногда выполняем, когда держим в руке карандаш. За ними часто скрываются мелкие черты нашей личности или душевного состояния.

Хотя эти случайные рисунки не могут дать точного представления о том, кто мы, они все же представляют собой показатель некоторых черт личности, выраженных бессознательно. Мы предпочитаем одни формы больше, чем другие, потому что некоторые из них более точно отражают наши самые сокровенные восприятия.

При этом следует отличать случайные каракули от постоянных. Первые – это рисунки, которые сделаны пару раз и больше никогда не повторяются. Вторые – это наши фавориты, именно они хранят информацию о том, что мы носим внутри и, возможно, даже об этом не знаем.

Психологи утверждают, что расшифровка собственных каракулей под наблюдением специалиста помогает снизить стресс, разобраться в собственной жизни и стимулировать множество когнитивных процессов [La Mente es Maravillosa, 2022].

Обращая внимание на нажим и расположение штрихов, составляющих эти бессознательные каракули, можно определить некоторые чувства, которые, возможно, не выходили на свет.

Если мы берем друдлы Роджера Прайса, то в самых знаменитых его рисунках доминируют следующие формы:

  1. Геометрические линии. Им соответствуют простые геометрические фигуры (треугольники, квадраты, прямоугольники и т.д.) Если они не имеют украшений или начинок, они говорят нам о людях, которые подавили свои чувства и пытаются всем управлять посредством разума.
  2. Зигзаги. Прерывистые или зигзагообразные линии отражают импульсивность. Их часто рисуют люди, которые накапливают напряжение, а затем неожиданно его отпускают. В целом это достаточно страстные личности, придающие большое значение эмоциональной составляющей.
  3. Изогнутые линии. По мнению психологов, такие пациенты склонны отдаваться своим эмоциональным состояниям, они сентиментальны, аффективны, сердечны. Им хочется нравиться и относиться к окружающим с нежностью и симпатией [La Mente es Maravillosa, 2022].

Мы не можем соотнести эти догадки психологов с личностью Прайса, потому что он уже умер. Но что мы точно знаем, так это то, что Прайс был не только чертовски хорошим карикатуристом, но и чертовски хорошим оптимистом. Он женился четыре раза и заявил следующее: «Супружество – это цирк с тремя кругами арен: сначала помолвочное кольцо, затем обручальное кольцо и, наконец, страдания» [HubPages, 2013].

Польза друдлов

В отзывах на книгу Прайса на Amazon есть один примечательный комментарий от одного из потребителей: «Я купил ее в подарок другу, который увлекается абстрактным искусством. Ему понравилось. Но когда мы попытались сыграть в угадайку, то обнаружили, что это очень сложно и слишком уж абстрактно для нашего понимания».

Другими словами, раз двое предположительно взрослых людей не смогли расшифровать значение каракуль при всей любви к абстрактному искусству, какие просторы это открывает для обучения детей, который часто склонны переоценивать собственные способности и нуждаются во внешне простых, но внутренне сложных кейсах. Друдлы для них – идеальный вариант.

Во второй половине 20 века друдлы перекочевали со страниц СМИ в учебники и методички, превратились из чисто развлекательного контента в образовательный.

В 1990-е годы педагоги много сил приложили, чтобы узнать, как именно друдлы стимулируют творческие способности у детей (и взрослых). К примеру, компания Exploratorium использовала друдлы, чтобы научить детей, что «легче всего запоминать то, что имеет для вас смысл и связано с другими известными вам вещами» [The Exploratorium, 1998].

Ожидаемая кульминация редко бывает единственным разумным ответом. В когнитивных исследованиях это наблюдение привело к изучению «понимания маленькими детьми принципа, согласно которому два или более человека могут по-разному интерпретировать одно и то же стимулирующее событие».

Этот подход используется не только в педагогике и психологии, но и в математике. Существуют математические друдлы. Их использование в обучении может быть ценным образовательным инструментом.

Что такое математический друдл? В качестве предварительного определения, математический друдл – это визуальный объект, сопровождаемый вопросом «Что это?», на который есть по крайней мере один правдоподобный ответ с математическим содержанием.

Концепция может быть не совсем новой. Высоко оцененные доказательства без слов подходят под описание. Но класс математических друдлов гораздо шире. Математические друдлы могут представлять любую математическую идею, не обязательно доказательство.

Создатели Geometer’s Sketchpad, которое позиционирует себя как «ведущее в мире программное обеспечение для обучения математике», приводят доводы в пользу педагогической ценности специальных исследовательских сред.

Примером может служить друдл Mystery World, ограниченный двумя невидимыми зеркальными осями. Части фигур, которые пересекают оси, отражаются обратно во вселенную Мира. Задача друдла – играть с программным обеспечением, наблюдать и пытаться объяснить, что происходит [Cut the Knot, 2000].

С точки зрения пользователя, мир рисования предлагает глубокий опыт геометрического контекста, установленного разработчиком учебной программы, не требуя при этом какой-либо значительной близости со средой программного обеспечения общего назначения.

Ведь технология, чтобы быть полезной, может не требовать настоящего мастерства. Более того, технология может использоваться как инструмент, а не как предмет изучения.

Интерактивные иллюстрации оставляют место для экспериментов и наблюдения большего количества проблемных случаев, чем это возможно с традиционными иллюстрациями.

Таким образом, они скорее наводят на мысль о математическом утверждении, которое они были призваны проиллюстрировать. Именно здесь друдлы имеют дополнительные преимущества над другими инструментами.

Вот какие:

  1. Во-первых, интерактивные иллюстрации могут предложить «глубокое понимание геометрического контекста, установленного разработчиком учебной программы, не требуя при этом какой-либо значительной близости с программной средой общего назначения».
  2. Во-вторых, математические друдлы попадают в категорию «открытых» задач. Не предлагается единственного правильного ответа. Друдлы естественным образом предоставляют ученикам фокус для обсуждения и игровое поле для обмена идеями.
  3. В-третьих, друдлы вездесущи. Легко создать связную учебную программу, которая оставляет достаточно свободы для неструктурированной деятельности учеников [Cut the Knot, 2000].

Самый лучший способ узнать, как вы к этому относитесь, – проверить собственные возможности по расшифровке математических друдлов.

Создай свой друдл!

Мы упоминали, что Прайс запустил собственное издательство с Леонардом Штерном и Ларри Слоаном. После смерти Прайса эти двое основали еще одно издательство – Tallfellow Press. В 21 веке именно оно специализируется на выпуске друдлов Прайса, в том числе издает вышеупомянутую антологию из 382 друдлов.

У руля компании стоит дочь Ларри Слоана Клаудия.

Вот как она и ее команда раскрывают секрет друдлов от имени почившего Роджера Прайса: «Теперь, я думаю, пришло время принести высшую жертву и раскрыть вам секрет того, как сделать свои собственные друдлы. Известные педагоги и социологи умоляли меня не делать этого, но я полон решимости. Друдлинг не для ограниченной интеллектуальной элиты. Он для ВСЕХ» [Tallfellow Press, 2024].

Ниже следует подробная инструкция по созданию друдлов:

  1. Сперва ознакомьтесь с 14 основными рядами психологически проверенных форм, которые нужно вырезать и перемещать, пока они не сформируют узор или дизайн, похожий на друдл.
  2. Затем нужно дать изображению название. Вы можете подойти к проблеме точно так же. На иллюстрации приведены все буквы, которые вам понадобятся для написания блестящего и остроумного названия. Вырезайте и двигайте их по столу, пока они не сформируют что-то понятное.
  3. Поздравляем! Теперь вы выпускник Друдлера. Вы обнаружите, что друдлинг поможет вам выдержать давление беспокойного и сложного мира, развить свой характер и двигательные способности и сделает вас более самостоятельными, т.к. вы будете проводить больше времени в одиночестве. Помните, друдл в день оберегает ваши мозги [Tallfellow Press, 2024].

На той же веб-странице можно скачать приложение для создания друдлов для Apple IOS и Android.

Успехов вам в сотворении собственных вселенных! А пока предлагаем поупражняться с уже готовыми друдлами. Посмотрите на изображения ниже и попробуйте разгадать их. Желаем удачи!

Друдлы

Друдлы

Друдлы

Друдлы

Друдлы

И не забудьте про раздел дополнительных материалов.

1Когнитивистика, 1Сторителлинг