ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти

Урок 6. Теории творчества и креативности

Урок 6. Теории творчества и креативностиЕще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
 

ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - это отечественная теория, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Работа над ТРИЗ была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и к настоящему времени концепция развилась до серьезных масштабов. ТРИЗ основывается на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений, совершенствовании творческих коллективов. Однако ТРИЗ нельзя назвать сформировавшейся научной дисциплиной в силу отсутствия единой структуры.

Подробнее познакомиться с ТРИЗ вы можете в специальном тренинге.

Теория Грэхема Уоллеса

Теория Грэхэма Уоллеса, основанная еще в 1926 году как осмысление идей Пуанкаре, утверждает, что творчество неразрывно связано с трудом человека, с кропотливой работой, но при этом часто требует отхода от проблемы, расслабления, переключения внимания.

Согласно этой теории, можно выделить четыре стадии творческого мышления. Так в творческом процессе можно наблюдать период подготовки, когда перед человеком встает определенная проблема или потребность и он, возможно, даже отчаявшись, пытается ее решить, но не может. Далее наступает период инкубации – человек, часто уже обессилев, откладывает решение проблемы и занимается другими делами. Сознание человека получает необходимый отдых, разрядку, но в то же время, подсознание не забывает проблему и вдруг человек находит, как правило, совершенно неожиданно, возможное решение загадки – это уже этап озарения. Но идею надо правильно оценить, довести «до ума» и решить технические вопросы, что является компетенцией последнего этапа – верификации.

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

Ментальные карты

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе - подводит итоги.

Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности. Подробнее о методике шести шляп и книге, в которой она описана, читайте на данной странице…

SCAMPER

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в одном из предыдущих уроков. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

  • Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
  • Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
  • Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции
  • Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
  • Put - Применить для чего другого, в другой отрасли
  • Eliminate - Удалить части, упростить до главного
  • Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном

А также

Кроме того, можно выделить менее известные подходы к активации и развитию креативности:

  • Метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга. Этот метод направлен на поиск новых идей путем присоединения к начальному объекту свойств или признаков других объектов. Применяется в изобретательстве при поиске новых модификаций существующих предметов.
  • Морфологический анализ Фрица Цвики основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний. Другими словами, этот метод заключается в том, что исследуемый объект разделяют на элементы, из которых выбирают элементы с нужными характеристиками. А собирают новый элемент уже только с выбранными характеристиками.
  • Метод «Автобус, кровать, ванна». В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке. Надо их просто выпускать, и не мешать их появлению.
  • Ловушка для идей (или личный мозговой штурм). В этом методе предлагается записывать абсолютно все идеи, которые приходят вам в голову. Процесс можно осуществлять целую неделю, после чего необходимо проанализировать полученные идеи и попытаться выбрать наиболее подходящий вариант.

Коллективное творчество

В отдельную группу можно внести теории, описывающие принципы и особенности коллективного творчества:

Мозговой штурм. Автором этого метода является Алекс Осборн. Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества.

Метод Дельфи (дельфийский метод). Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.

Синектика Уильяма Гордона состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Целью разработки метода является повышение вероятности успеха при постановке и решении задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности.

 

Какой бы подход или теорию креативности вы ни выбрали, помните, что творчество сильно связано с вашим внутренним желанием созидать, а также с разносторонним образованием. Поэтому больше читайте интересные книги, смотрите хорошие фильмы, ходите на выставки и в галереи, и самое главное - анализируйте и осмысливайте новые знания.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.