Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.
Важность фокуса и преодоление творческого кризиса
Знаменитая пословица гласит, что «все новое – это хорошо забытое старое». В этом есть здравое зерно, ведь ничто не создается с абсолютно чистого листа. Для любой новой идеи, которая рождается у человека в голове, всегда есть свои предпосылки. Даже всем известная таблица, приснившаяся Менделееву, явилась результатом его длительной концентрации на проблеме структурирования химических элементов.
Для того чтобы понять, насколько важно уметь правильно выбрать направление мысли в креативном процессе, приведем пример из небольшой статьи под названием «Творческий кризис», написанной знаменитым дизайнером Артемием Лебедевым.
Попробуйте прямо сейчас назвать про себя без остановки известные вам слова!
Как пишет Артемий Лебедев, первые слов десять придут на ум сразу же. Потом мы начнем искать и перечислять объекты вокруг нас. Затем мы вспомним несколько необычных слов из своего словарного запаса. А потом у нас, скорее всего, возникнут трудности.
Но эти трудности легко преодолеть: достаточно просто сфокусироваться на каком-то объекте или явлении. Слова легко приходят на ум. Даже человек, который не обладает большим словарным запасом, сможет назвать много слов, гораздо больше, чем при отсутствии заданной темы. Парадокс заключается в том, что создавая ограничения для нашего мышления, мы вынуждаем его мыслить глубже и создаем все предпосылки для креативности.
Фрейминг и 14 фокусов языка
Выбор фокуса как отправной точки творческого мышления тоже имеет свои трудности. На одно и тоже явление можно взглянуть по-разному. Умение варьировать фокусировку и разносторонне смотреть на вещи помогает находить нужные направления для создания новых идей.
В нейролингвистическом программировании существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг.
В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения. Чтобы продемонстрировать эти фокусы в работе рассмотрим их действие на конкретном примере:
Допустим, студент опаздывает на важный семинар, заходит в аудиторию, и преподаватель спрашивает причину этого опоздания. Как студент сможет объяснить преподавателю свое опоздание, если тот может подумать, что студент считает его предмет неважным? Как вернуть расположение преподавателя?
Давайте посмотрим на опоздание с разных сторон, попытавшись изменить фрейм (рамку) ситуации:
- Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
Я не опоздал, просто автобус не приехал, пришлось идти пешком.
- Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
Обвинять меня - это то же самое, если бы опаздывающая на свидание девушка была бы обвинена в том, что не любит своего молодого человека.
- Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
Мне очень приятно, что вы так заботитесь о моем образовании и восприятии вашего предмета.
- Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
А если бы я опоздал, чтобы принести вам кофе (маркер, список группы, узнать в учебной части про экзамен и т.д.)?
- Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
Вероятно, что проблема не в моем опоздании, а в том, что вы хотите улучшить дисциплину на ваших лекциях.
- Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
Если вы так переживаете за мое опоздание, значит, вы убеждены, что я могу чему-то научиться. Спасибо, это очень приятно.
- Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значит для меня ваш предмет.
- Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
Я, правда, так спешил, что меня могла бы сбить машина.
- «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
Неужели небольшая задержка определяет мое отношение к вашему предмету? Я ценю ваш предмет, а опоздание – это стечение обстоятельств.
- «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
Неужели ЛЮБОЕ опоздание сразу перечёркивает то, что мы все в Университете стремимся к знаниям?
- Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
Когда пройдет немного времени, мы будем воспринимать это опоздание и наш разговор с улыбкой.
- Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь ваш предмет и, правда, воспринимаю очень серьезно. На предыдущую «математику» я вообще не пришел.
- Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
Почему вы считаете, что я опоздал, так как не считаю ваш предмет важным? Вас тоже в этом когда-то обвиняли?
- Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
Из ваших уст это прозвучало, как если бы вы усомнились в важности своего предмета.
Конечно, далеко не все эти фреймы помогут переубедить преподавателя, но некоторые из них спровоцируют его взглянуть на ситуацию по-другому. Для каждой ситуации всегда нужно искать наиболее подходящие фреймы. Но часто наша задача в креативном мышлении состоит не в том, чтобы переубедить кого-то, а в том, чтобы самому подобрать явлению подходящий фрейм, что станет отправной точкой дальнейшего творческого процесса.
Хорошая фокусировка на каком-то объекте часто требует от нас детально разобраться во всем, что связано с этим объектом. Как уже было сказано, внезапное озарение к Менделееву пришло в результате длительной и кропотливой работы над объектом своего исследования.
Правильная фокусировка требует развития внимательности, и для этого мы предлагаем вам пройти специальную игру, где нужно найти, чем отличаются 2 похожие фотографии.
Таким образом, при помощи расстановки акцентов из любой идеи можно формировать новые варианты, выбирая наиболее подходящий фрейм. А представленные четырнадцать способов, помогут вам всегда иметь несколько вариантов расстановки фокуса – что сделает ваш ум более гибким и креативным. Но на этом творческий процесс, конечно же, не заканчивается…
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.