Меню курса

Урок 1. Критика и ее формы

Урок 1. Критика и ее формыНа вводном уроке мы уже начали изучать базовые понятия, которые нам будут нужны для освоения курса «Конструктивная критика». В частности, мы разобрались, что такое критика, и знаем, что это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека.

И мы уже знаем, что такое конструктивная критика – это форма обратной связи, направленная на улучшение или корректировку работы, поведения или действий человека. В этом уроке мы дадим еще несколько важных базовых понятий и перейдем к практическим рекомендациям.

Цель урока: узнать, какие есть виды и формы критики, что такое объективная и субъективная критика, как отличать и применять разные виды критики в разных ситуациях.

В частности, мы разберемся, что такое критика по делу и критика личности и как не переходить границы, что такое временная и постоянная критика и как оценивать регулярные замечания, каковы основные принципы и правила конструктивной критики.

Содержание:

Разобраться в теме нам поможет книга «Конструктивная критика» [А. Алтунин, 2017]. И в какой-то мере нам будет полезна книга «Ассертивность. Высказаться. Сказать "нет". Установить границы. Получить контроль» [П. Кинг, 2019].

Объективная и субъективная критика

Итак, объективная и субъективная критика – как отличать и как применять на практике? Для начала уточним понятия:

  • Объективная критика – это форма обратной связи, основанная на фактах, реальных данных и конкретных наблюдениях. Такая критика дает возможность найти пути улучшения на основе анализа фактов и реального положения дел.
  • Субъективная критика – это форма критики, которая основывается на личном мнении, восприятии, эмоциях и предубеждениях того, кто критикует. Такая критика отражает преимущественно индивидуальные предпочтения и личные взгляды критикующего, что делает ее менее универсальной и полезной для критикуемого.

Собственно, определение понятий прямо указывает на основное отличие объективной и субъективной критики – опора на факты либо на субъективное восприятие соответственно. Теперь рассмотрим характеристики каждой формы критики подробнее.

Характеристики объективной критики:

Фокус на фактах – объективная критика опирается на конкретные факты, данные или наблюдения. Критикующий указывает на реальные ошибки или недочеты, которые можно измерить или подтвердить.
Ясность и конкретность – такая критика выражается ясно и конкретно. Вместо общих фраз критикующий описывает конкретные моменты, которые нуждаются в улучшении.
Отсутствие эмоциональной окраски – объективная критика лишена эмоциональных суждений. Она направлена на улучшение ситуации, а не на выражение личных чувств или мнений критикующего.
Предложения по улучшению – вместо простого указания на недостатки, объективная критика часто сопровождается предложениями по их устранению или советами по улучшению.
Отделение действий от личности – в объективной критике делается акцент на конкретных действиях, результатах или поведении, а не на личности человека в целом.

Для лучшего понимания можно привести простой пример объективной критики: «В вашей презентации был допущен ряд фактических ошибок. Например, на 10-м слайде неверно указаны данные по росту продаж за второй квартал. Я рекомендую проверить источники информации и внести исправления, чтобы избежать подобных ошибок в будущем». Такой подход позволяет критикуемому понять суть замечаний и принять меры для улучшения, не чувствуя при этом личного нападения на себя или унижения.

Это намного лучше, чем сразу перейти к обвинениям в духе «Вы крайне невнимательны» и «Куда вы вообще смотрите», хотя для этого и есть определенные основания – в частности, допущенные фактические ошибки, которые чаще всего и случаются из-за невнимательности. Или из-за неумения работать с источниками информации – тут нужно разбираться, почему так получилось, иначе критика будет носить характер субъективной.

Характеристики субъективной критики:

Опора на личное мнение – субъективная критика выражает личные предпочтения, вкусы или эмоциональные реакции, которые могут не соответствовать общепринятым стандартам или объективной реальности.
Нечеткость и обобщенность – в субъективной критике могут отсутствовать конкретные факты или примеры. Зачастую она выражается в общих фразах, таких как «Мне не нравится» или «Это плохо» без объяснения причин.
Эмоциональная окраска – субъективная критика может быть эмоционально заряженной и передавать личные чувства, такие как разочарование, недовольство или раздражение.
Отсутствие предложений по улучшению – субъективная критика редко содержит конструктивные предложения по улучшению. Ее цель часто заключается в выражении недовольства, а не в помощи в исправлении ситуации.

Приведем небольшой пример субъективной критики: «Мне кажется, что эта презентация выглядит слишком скучной. Я бы сделал ее более яркой и динамичной». В данном примере критика основана на личных предпочтениях критикующего («Мне кажется», «Я бы сделал»), без указания конкретных фактов или предложений, почему именно проект кажется скучным и как его можно улучшить.

Если далее не последует конкретных предложений, как сделать презентацию ярче и динамичнее (добавить картинки, видео, интерактивные элементы), тогда это типичная субъективная критика, потому как у каждого свое понимание яркости и динамики. Не говоря уже о том, что многие искренне полагают, что официальная презентация должна быть выдержана в духе минимализма и не должна содержать отвлекающих элементов.

Как применять объективную и субъективную критику? В профессиональной сфере объективная критика предпочтительнее, потому что она более информативна, справедлива и основана на конкретных стандартах.

Субъективная критика может быть полезна в контексте творческих процессов, где важны личные предпочтения и субъективное восприятие. Кроме того, такая критика актуальна для понимания восприятия отдельного человека, что полезно, например, при выборе подарка.

Условно говоря, вряд ли есть какие-то жесткие критерии, по которым можно определить, что розовые розы лучше, чем белые. Это почти как в анекдоте:

– Розовые розы лучше, чем белые!

– Чем?

– Чем белые!

Однако если даме нравятся именно розовые розы, лучше учесть это предпочтение в следующий раз. Так или иначе, научившись различать, применять и воспринимать объективную и субъективную критику, вы усовершенствуете свои навыки общения, сможете выстроить более доверительные отношения и улучшить свои карьерные перспективы.

Виды критики

Критика бывает разных видов, каждый из которых имеет свою цель и особенности. В принципе, мы уже приступили к изучению различных видов критики, когда начали разбираться, что такое конструктивная критика, объективная критика и субъективная критика.

Более того, часто можно видеть, что даже в специальной литературе не разделяют между собой виды и формы критики, подавая материал единым списком [Психологос, 2022]. Мы обещали не слишком «грузить» вас теорией, поэтому не будем влезать в эти научные дебри.

Данный раздел нужен исключительно для понимания многообразия форм и видов критики и того, что изучаемая нами конструктивная критика может подаваться в разных видах и форматах. Итак, критика – какая бывает и как может выглядеть.

Основные виды критики:

  • Позитивная критика – это критика, которая направлена на поощрение и поддержание сильных сторон человека или его работы. Например: «Это намного лучше, чем в прошлый раз. Еще чуть-чуть – и получится так, как надо». В данном случае налицо поддерживающее и мотивирующее к улучшениям отношение, хотя из сказанного понятно, что результат пока не совсем такой, как нужен.
  • Негативная критика – это критика указывает на недостатки и ошибки, часто без предложения путей их исправления. Например: «Это сделано неправильно». Не стоит путать негативную критику с субъективной. Если человеку уже много раз объяснили, как правильно, а он продолжает делать неправильно, вряд ли стоит повторяться еще раз.
  • Обратная связь – это форма критики, которая может быть позитивной, негативной, конструктивной, но всегда направлена на информирование человека о том, как его работа или поведение воспринимается другими. Например: «Это хорошо, что ты всегда вовремя сдаешь отчеты, и было бы еще лучше, если бы ты успевал представить общий результат в виде диаграммы».
  • Самокритика – это оценка собственной работы, действий или поведения. Она может быть как позитивной, когда человек признает свои достижения, так и негативной, когда акцентируется внимание на ошибках и недостатках. Например: «Хорошо, что я сдал экзамен на высший балл, однако плохо, что я начал готовиться в последний момент и практически не спал трое суток».
  • Прямая критика – это критика, которая прямо указывает на недостатки или ошибки, адресована непосредственно человеку или группе, часто сопровождается предложениями по улучшению. Например: «Ваша работа содержит ошибки в расчетах. Я рекомендую проверить исходные данные и сделать новый расчет».
  • Косвенная критика – это форма критики, которая предполагает завуалированные намеки и метафоры, не называет конкретного человека или ситуации, может быть непонятна тем, кто не имеет отношения к ситуации и наиболее часто задействуется, чтобы избежать прямого конфликта и в надежде, что «виновник торжества» исправится сам. Например: «Похоже, не все услышали мою просьбу при составлении отчета представлять итоговые результаты в виде диаграммы».
  • Открытая критика – это форма критики, которая выражается публично и адресуется конкретному человеку или группе людей, не скрывается и может обсуждаться в широком кругу, используется для привлечения внимания к проблеме. Например: «В этом проекте есть серьезные недочеты, которые мы должны обсудить и исправить».
  • Скрытая критика – это форма критики, которая маскируется под комплименты или нейтральные комментарии. Такая критика может быть не сразу распознана и часто имеет двойное значение, зачастую выражается с помощью сарказма, иронии или поддразнивания, содержит скрытый негативный подтекст, может использоваться для манипуляции или выражения недовольства без открытого конфликта. Например: «Ну, для новичка это было не так уж и плохо». Это сообщение содержит прозрачный намек, что работа была сделана недостаточно хорошо.
  • Критика в форме вопроса – это когда вопрос содержит ответ, что именно человек должен был сделать, но не сделал. Например: «Почему вы в этот раз не стали читать техническое задание прежде, чем приступить к работе?» Применяется для случаев, когда бесполезно перечислять все промахи человека, если он даже не удосужился прочитать, что от него требуется.
  • Деструктивная критика – это критика, которая направлена на осуждение, разрушение самооценки или провоцирование конфликта. Более подробно про этот вид критики мы будем говорить в следующем уроке.

Каждый из этих видов критики имеет свое место в общении и может быть полезен или вреден в зависимости от контекста и целей. Прямая и открытая критика часто используются для решения проблем и улучшения, тогда как косвенная и скрытая критика могут быть более деликатными или манипулятивными методами выражения недовольства.

В зависимости от того, как критикуют человека, можно понять, какую реакцию от него ожидают. В зависимости от того, какой вы хотите получить результат, нужно хорошо подумать, как критиковать человека или команду. От этого зависит не только психологическое благополучие людей, но и управление конфликтами, и командная работа в целом.

В любом случае, критикуя, важно иметь чувство меры и не переходить на личности.

Критика по делу и критика личности

Различие между критикой по делу и критикой личности имеет решающее значение для поддержания здоровых и продуктивных отношений, будь то в рабочей среде или в личной жизни. Критика по делу направлена на оценку конкретных действий или результатов, тогда как критика личности затрагивает личные качества, что может быть воспринято как нападение.

Признаки критики по делу:

  • Фокус на конкретике – рассматриваются конкретные ошибки, упущения или области для улучшения. Пример: «В отчете не хватает анализа данных за последний квартал».
  • Использование фактов и данных – критика основана на объективных данных и исчисляемых результатах, а не на эмоциях или общих суждениях. Пример: «Проект был завершен с опозданием на две недели, что повлияло на сроки реализации других задач».
  • Конструктивные предложения – помимо указания на проблему предлагаются пути ее решения. Пример: «Чтобы избежать срыва сроков в будущем, давайте делать запас в 2-3 дня для каждого этапа проекта на случай непредвиденных обстоятельств».
  • Отделение личности от проблемы – оценка касается только конкретного действия или результата, а не личности в целом. Пример: «Этот подход не дал ожидаемого результата. Давайте подумаем, как можно его улучшить».

Признаки критики личности:

  • Фокус на личности – оцениваются личные качества, характер, умственные способности и другие аспекты личности, а не действия. Пример: «Ты всегда такой ленивый. Никогда не доводишь дело до конца».
  • Обобщение – используются неконкретные и обобщающие формулировки в духе «всегда», «никогда» и подобных. Пример: «Ты никогда не слушаешь других».
  • Негативный эмоциональный оттенок – критика выражается с негативной эмоциональной окраской, что делает ее более личной. Пример: «Ты совершенно безответственный».
  • Нет предложений по улучшению – критика не содержит конкретных предложений по улучшению, она просто указывает на недостатки. Пример: «Ты просто не способен сделать это правильно».

Как не переходить границы между критикой по делу и критикой личности? Для этого есть несколько простых рекомендаций, некоторые из которых органично вытекают из определения конструктивной и объективной критики.

Фокусируйтесь на результатах:

  • Всегда старайтесь оценивать только конкретные действия, поступки или результаты, избегая обобщений и перехода на личные качества.
  • Фраза по делу: «Проект не был завершен вовремя. Давайте выясним, что помешало, и как это можно исправить».
  • Фраза, переходящая на личность: «Ты вообще не способен управлять проектами».

Предлагайте решения:

  • Важно не только указывать на проблему, но и предлагать пути ее решения. Это помогает сделать критику конструктивной.
  • Фраза по делу: «Мы не уложились в сроки. Давайте пересмотрим наш подход к управлению временем, чтобы избежать таких ситуаций в будущем».
  • Фраза, переходящая на личность: «Это какой-то бардак! Вечно ты все откладываешь на последний момент!»

Избегайте обобщений:

  • Старайтесь избегать обобщений и формулировок в духе «Ты всегда» или «Ты никогда», которые могут быть восприняты как оценка личности.
  • Фраза по делу: «На этот раз работа была выполнена с опозданием, и это создало трудности для команды».
  • Фраза, переходящая на личность: «Ты никогда не делаешь свою работу вовремя».

Будьте уважительны и эмпатичны:

  • Старайтесь критиковать с уважением и пониманием. Подумайте о том, как ваше сообщение может быть воспринято другим человеком.
  • Фраза по делу: «Я понимаю, что были сложности, но важно было завершить этот этап вовремя. Давай подумаем, как можно помочь тебе с этим в будущем».
  • Фраза, переходящая на личность: «Это твои проблемы. Нечего было весь день лясы точить да чаи распивать».

Делайте акцент на развитии, а не на осуждении:

  • Целью вашей критики должно быть улучшение ситуации, а не осуждение человека. Сделайте акцент на том, что можно изменить или улучшить.
  • Фраза по делу: «В следующий раз, возможно, стоит заранее обсудить сроки и ресурсы, чтобы сделать работу в срок».
  • Фраза, переходящая на личность: «Кем нужно быть, чтобы не справиться с такой простой задачей вовремя?!»
Чтобы не переходить границы между критикой по делу и критикой личности, важно сосредотачиваться на фактах, конкретных действиях и результатах, избегать личных оценок и обобщений, а также предлагать конструктивные решения. Такой подход поможет вам строить здоровые и продуктивные отношения, где критика будет восприниматься как полезный инструмент для роста и улучшения.

И, конечно, стоит воздержаться от постоянной критики, потому что такая критика превращается со временем в «белый шум» и к ней попросту перестают прислушиваться.

Временная и постоянная критика

Временная и постоянная критика различаются по частоте и длительности воздействия. Временная критика может касаться конкретного случая или ситуации и обычно не имеет длительного воздействия на общение, в то время как постоянная критика может затрагивать повторяющиеся проблемы или личные качества. Оценка таких замечаний требует внимательного подхода, чтобы правильно интерпретировать и реагировать на них.

Признаки временной критики:

  • Ситуативность – критика направлена на конкретный случай или ситуацию. Пример: «В этот раз в презентации было упущено несколько важных моментов, давайте учтем это в будущем».
  • Однократность – обычно такая критика высказывается один раз и касается определенного аспекта работы или поведения. Пример: «В вашем отчете за квартал были ошибки в данных».
  • Конкретные указания на проблему – указывает на конкретные аспекты, которые нужно улучшить. Пример: «Доклад был слишком долгим и длился 20 минут вместо положенных 10 минут. В следующий раз будьте внимательнее и положите копию доклада в отдельную папку, чтобы случайно не прочитать доклад дважды».

Как реагировать на временную критику:

  • Признавайте ошибки – признайте ошибку, если замечание обоснованно, и выразите готовность учесть его в будущем.
  • Предпринимайте действия – после получения критики важно внести изменения, чтобы избежать повторения ошибки.
  • Не принимайте на личный счет – понимайте, что это замечание касается конкретной ситуации, а не вашей личности в целом.

Постоянная критика характеризуется регулярными замечаниями, которые могут касаться повторяющихся проблем или воспринимаемого недостатка в личности. Такая критика может оказывать значительное влияние на самооценку и мотивацию.

Признаки постоянной критики:

  • Регулярность – замечания повторяются на постоянной основе. Пример: «Ты всегда опаздываешь с отчетами. Мы уже несколько раз обсуждали это».
  • Фокус на повторяющихся проблемах – постоянная критика указывает на проблемы, которые не исправляются с течением времени. Пример: «Каждый раз, когда ты берешься за этот проект, возникают те же самые ошибки».

Как реагировать на постоянную критику:

  • Анализируйте причины – если замечания повторяются, подумайте, почему проблема сохраняется. Возможно, требуется изменить подход или внести изменения в свою работу.
  • Обратная связь – поговорите с критикующим, чтобы понять, что конкретно вызывает недовольство и как можно улучшить ситуацию.
  • Избегайте оборонительной реакции – постарайтесь воспринимать постоянную критику, как возможность для роста, а не как личное оскорбление.
  • Предлагайте решения – если вы сталкиваетесь с постоянной критикой, предложите конкретные шаги для ее устранения и покажите свою готовность к изменениям.
  • Оценка справедливости – убедитесь, что постоянная критика действительно оправдана, а не является результатом предвзятости или личных проблем критика. Если критика кажется несправедливой, обсудите это с критиком или попросите стороннего мнения.

Как отличать временную критику от постоянной:

  • Частота – временная критика происходит разово и связана с конкретным событием, тогда как постоянная критика повторяется и касается похожих проблем или аспектов работы.
  • Содержание – временная критика касается конкретного действия или ситуации, тогда как постоянная может включать более общие замечания, которые касаются регулярного поведения или личных качеств.
  • Влияние на отношения – постоянная критика, если она негативна и не конструктивна, может ухудшить взаимоотношения и создать напряжение.

Оценка регулярных замечаний требует внимания к контексту и мотивам критика. Временная критика может быть полезной для устранения разовых ошибок, в то время как постоянная критика может указывать на более глубокие проблемы, которые требуют долгосрочных решений.

Важно правильно реагировать на оба вида критики, чтобы использовать их как инструмент для личного и профессионального роста, а не позволять им разрушать уверенность в себе и отношения с окружающими.

Основные принципы и правила конструктивной критики

В этом уроке мы уже достаточно много сказали о том, как критиковать человека или команду правильно. Давайте сведем воедино все наши рекомендации и подытожим наши знания.

Топ-10 принципов конструктивной критики:

1
Фокус на конкретике – избегайте общих фраз и абстрактных замечаний. Указывайте на конкретные действия, ситуации или результаты, которые требуют улучшения.
2
Отделение проблемы от личности – направляйте критику на конкретные действия, поведение или результаты, а не на личные качества человека.
3
Конструктивные предложения – вместе с указанием на проблему предлагайте конкретные способы ее решения или улучшения.
4
Своевременность – высказывайте критику как можно ближе к моменту, когда произошла ошибка или возникла проблема. Своевременная критика помогает быстрее исправить ситуацию.
5
Позитивный тон – начинайте с положительных моментов, если это возможно, и выражайте критику в уважительной форме, избегая обвинений.
6
Стимулирование обратной связи – поощряйте открытость и обсуждение, дайте человеку возможность выразить свое мнение и задать вопросы.
7
Учет контекста и обстоятельств – прежде чем критиковать, учитывайте контекст и обстоятельства, которые могли повлиять на результат.
8
Нейтральность и объективность – держите эмоции под контролем и старайтесь оставаться нейтральным, чтобы критика была воспринята конструктивно, а не как личное оскорбление.
9
Баланс между критикой и похвалой – старайтесь поддерживать баланс между критикой и признанием положительных сторон работы человека. Завершите критику на позитивной ноте, выразите уверенность в способностях человека справиться с ситуацией и улучшить результаты.
10
Оценка готовности к восприятию критики – учитывайте состояние и настроение человека, понимайте, когда человек готов воспринимать критику. Если он находится в стрессе или устал, критика может быть менее эффективной.

Научиться чувствовать настроение окружающих вы можете на нашей программе «Эмоциональный интеллект», а находить уместные в той или иной ситуации слова – на программе «Психология отношений».

Далее вас ждут проверочный тест и новая тема – конструктивная и деструктивная критика.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы поговорим о конструктивной и деструктивной критике.

1Критика