Меню курса

Урок 6. Как воспринимать критику?

Урок 6. Как воспринимать критику?Итак, мы подошли к финальному уроку нашего курса. Мы уже знаем, как критиковать человека, в том числе близкого, так, чтобы сохранить свое и его психологическое благополучие, никого не обидеть и при этом добиться нужного результата.

Мы много говорили о том, как реагировать, если вас настигла конструктивная или деструктивная критика, какая критика приносит пользу, а какая исключительно вредит делу и отношениям между людьми. Осталось подытожить и отшлифовать наши знания, чем мы сейчас и займемся.

Цель урока: рассмотреть стратегии для принятия объективной критики без негативных эмоций, психологические аспекты восприятия критики и важность обратной связи и ее использования для саморазвития.

Отдельно остановимся на том, как отличать полезную критику от субъективной и необоснованной. Мы уже коснулись этой темы в уроке 1, когда рассматривали характеристики объективной и субъективной критики, а сейчас вполне готовы рассмотреть эту тему подробнее.

Содержание:

Нам в помощь книга «Конструктивная критика» [А. Алтунин, 2017], а также книга «Секреты общения. Магия слов» [Д. Борг, 2017]. И мы приступаем!

Стратегии для принятия объективной критики без негативных эмоций

Принятие объективной критики без негативных эмоций – это важный навык, который способствует личностному и профессиональному росту. Если настигшая вас критика содержит признаки конструктивной и объективной, самое время принять ее к сведению, а не обижаться или думать, как отомстить. Давайте рассмотрим несколько стратегий, которые помогут вам воспринимать критику правильно и сохранять эмоциональное равновесие.

Сосредоточьтесь на содержании, а не на форме

Что делать: слушайте критику, обращая внимание на суть критики, а не на то, как она была выражена.

Как это сделать: попробуйте абстрагироваться от тона голоса или словесных формулировок и сосредоточьтесь на конкретных замечаниях.

Пример: Пропустите мимо ушей выпад «Это черт знает что!», и уточните, какие именно данные должны были быть внесены в таблицу еще вчера.

Практикуйте активное слушание

Что делать: внимательно слушайте критику и дайте понять, что вы ее услышали.

Как это сделать: перефразируйте сказанное, чтобы убедиться, что вы правильно поняли критику.

Пример: «Если я правильно понимаю, вы считаете, что презентацию нужно сократить до 5 минут и 20 слайдов, так?»

Дышите глубоко и воздерживайтесь от мгновенной реакции

Что делать: используйте дыхательные техники, чтобы успокоиться и избежать мгновенной эмоциональной реакции.

Как это сделать: пока критикующий выказывает недовольство, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снизить уровень стресса и дать себе время обдумать услышанное.

Пример: Получив неожиданную деструктивную критику в духе «Ты дурак», сделайте паузу на несколько секунд и подумайте, что лучше: ответить «Сам дурак» или уточнить у начальника, что именно вызвало его негодование.

Разделяйте критику и самооценку

Что делать: помните, что конструктивная критика направлена на ваши действия, а не на вашу личность.

Как это сделать: старайтесь не воспринимать конструктивную критику как личное нападение. Воспринимайте ее как способ улучшить конкретные аспекты своей работы или поведения.

Пример: Если вам говорят, что вы сделали ошибку в проекте, это не значит, что вы плохой специалист, а лишь указывает на конкретную ошибку, от которой никто не застрахован.

Смотрите на критику как на возможность для роста

Что делать: переформулируйте критику в своем сознании как шанс для развития.

Как это сделать: воспринимайте каждую критику как ценный урок, который помогает вам стать лучше в том, что вы делаете.

Пример: Если вас критикуют за недостаток организованности, посмотрите на это, как на возможность развить навыки планирования.

Задавайте уточняющие вопросы

Что делать: если критика неясна, попросите разъяснений, дабы лучше понять, что именно имеется в виду.

Как это сделать: запросите у критикующего уточняющие примеры или предложите обсуждение возможных решений.

Пример: «Можно узнать, когда я говорил, что это невозможно сделать и деморализовал весь отдел маркетинга до конца рабочего дня?»

Требуйте конкретики

Что делать: если критикующий увяз в потоке обвинений, попробуйте вернуть его в конструктивное русло.

Как это сделать: выразите понимание его эмоций и запросите конкретные данные.

Пример: «Я понимаю, что из слов "эти идиоты", "какого черта" и "они вконец офонарели" можно составить бесчисленное множество предложений. А можно узнать, что, собственно, случилось?»

Проверяйте критику на предмет объективности

Что делать: проверьте, соответствует ли критика фактам, чтобы убедиться, что она объективна.

Как это сделать: если возможно, сопоставьте критику с объективными данными, которые у вас есть, чтобы понять, насколько она оправдана.

Пример: Если вам говорят, что ваша продуктивность снизилась, проверьте свои рабочие показатели за последние несколько недель. Возможно, вы чего-то не заметили.

Признавайте свои ошибки

Стратегия: признавайте свою ответственность за ошибки и недочеты, в том числе при неконструктивной критике.

Как это сделать: если критика справедлива, будьте готовы признать это и обсудить, как можно исправить ситуацию. Если нет, готовность нести ответственность «за восход Солнца» скорее остудит пыл говорящего, чем разумные пояснения, что вы не можете влиять на астрономические явления.

Пример при конструктивной критике: «Вы правы, я действительно допустил ошибку в расчетах. Я пересчитаю данные и внесу исправления».
Пример при деструктивной критике: «Возможно, я действительно не так умен, как хотелось бы. Главное, что вы умнее всех и никогда не допускаете ошибок».

Эти стратегии помогут вам воспринимать объективную критику без излишних негативных эмоций и максимально ограждать себя от деструктивной и субъективной критики. С течением времени вы станете более уверенными в себе и способными извлекать пользу из любой обратной связи, сохраняя при этом психологическое равновесие.

Психологические аспекты восприятия критики

Восприятие критики – это сложный психологический процесс, который затрагивает наши эмоции, самооценку и отношения с окружающими. Критика, будь то конструктивная или деструктивная, может вызывать разные психологические реакции, влияя на наше поведение и личностное развитие.

Основные психологические аспекты восприятия критики:

  • Самооценка и уверенность в себе – люди с высокой самооценкой часто воспринимают критику как возможность для роста, в то время как люди с низкой самооценкой могут чувствовать себя уязвленными и воспринимать критику как личное нападение.
  • Эмоциональные реакции – критика может вызывать разнообразные реакции, такие как обида, злость, стыд или чувство вины. Эти реакции могут блокировать способность объективно воспринимать замечания.
  • Механизмы психологической защиты – когда человек сталкивается с критикой, зачастую включаются механизмы психологической защиты, такие как отрицание, рационализация или проекция. Эти механизмы помогают защитить самооценку, однако могут мешать восприятию здравых замечаний и предложений.
  • Личностные особенности – перфекционисты могут воспринимать критику особенно болезненно из-за своего стремления к идеалу, и в любой критике могут видеть подтверждение своей «неидеальности».
  • Роль когнитивных искажений – когнитивные искажения, такие как «все или ничего», склонность драматизировать ситуацию или слышать только то, что хочется слышать, могут усилить негативное восприятие критики.
  • Прошлый опыт – опыт, связанный с критикой в прошлом, может повлиять на то, как человек воспринимает критику в настоящем. Например, если в детстве человек часто сталкивался с унизительной критикой, во взрослой жизни он может избегать обратной связи, опасаясь повторения негативного опыта.
  • Зависимость от мнения окружающих – люди, сильно зависящие от мнения окружающих, могут воспринимать критику особенно остро, потому что она сильнее влияет на их самооценку и чувство собственного достоинства, чем у людей самодостаточных.
  • Социальные и культурные факторы – в субкультуре, где критика открыто выражается и считается нормой, человек может воспринимать ее спокойно, тогда как в культуре, где критика считается грубостью, он может реагировать негативно.
  • Контекст и тон критики – если критика высказана в спокойной и поддерживающей манере, она с большей вероятностью будет воспринята конструктивно, чем резкая или унизительная критика.
  • Способность к саморефлексии – люди, способные к саморефлексии, легче воспринимают критику, т.к. могут объективно анализировать свои действия и видеть в критике возможность для улучшения.

Развить способность к саморефлексии можно на нашей программе «Самооценка 360°», а сейчас мы поговорим про важность обратной связи и ее использования для саморазвития.

Важность обратной связи и ее использования для саморазвития

Во вводном уроке мы уже сказали пару слов о том, зачем нужна критика. Сейчас мы знаем о критике как форме обратной связи гораздо больше, поэтому можем себе позволить углубиться в тему.

Обратная связь играет ключевую роль в саморазвитии и профессиональном росте. Она предоставляет ценную информацию о том, как наши действия воспринимаются другими, помогает выявлять сильные и слабые стороны и направляет наши усилия в нужное русло.

Топ-7 причин, по которым нам нужна обратная связь:

1
Осознание своих сильных и слабых сторон – это осознание необходимо, чтобы эффективно развиваться и направлять свои усилия туда, где они приносят наибольшую пользу.
2
Корректировка поведения и подходов – внедряйте конструктивные советы, которые получаете, в свою работу или повседневную жизнь. Это поможет вам избегать повторения ошибок и постепенно совершенствоваться.
3
Постановка и достижение целей – получая обратную связь, вы можете более точно формулировать цели для своего развития и отслеживать прогресс в их достижении. Если вы получаете повторяющиеся отзывы по определенной теме, это может стать индикатором, что какая-то сфера требует особого внимания.
4
Повышение мотивации и уверенности – принимайте и цените положительную обратную связь, используйте ее как источник вдохновения и напоминание о том, что вы на правильном пути.
5
Улучшение взаимодействия с окружающими – обратная связь способствует лучшему пониманию ожиданий и потребностей окружающих, что помогает строить более эффективные и гармоничные отношения.
6
Развитие эмоционального интеллекта – способность принять обратную связь, равно как и навык дать обратную связь, помогает развивать эмоциональный интеллект, который важен для эффективного взаимодействия с другими людьми.

Обратная связь – это мощный инструмент для саморазвития, который помогает вам осознавать свои достижения и ошибки, корректировать поведение и подходы, достигать поставленных целей. Важно быть открытыми к обратной связи, активно ее использовать и применять в своей жизни.

Такой подход улучшит ваши личные и профессиональные навыки и укрепит отношения с окружающими, создавая среду для непрерывного роста и развития. Особенно, если обратная связь и критика объективны и обоснованы.

Как отличать полезную критику от субъективной и необоснованной?

Отличать полезную критику от субъективной и необоснованной важно для личного и профессионального развития. Полезная критика помогает нам стать лучше и исправить ошибки, в то время как необоснованная или субъективная критика может демотивировать и вызывать негативные эмоции.

Топ-7 шагов, как отличить субъективную и объективную критику:

1Оцените источник критики – обратите внимание на того, кто критикует, подумайте о компетентности человека. Если критика исходит от человека, который заинтересован в вашем благополучии или обладает опытом в данной области, она с большей вероятностью будет полезной.
2Оцените мотивы критикующего – возможно, критикующий преследует корыстные цели. Люди, которые советуют вам покинуть зону комфорта (например, оставить хорошую должность и заняться предпринимательством), часто хотят занять ваше место в этой зоне комфорта (например, вашу должность).
3Определите конкретику в критике – посмотрите, содержит ли критика конкретные и объективные замечания относительно вашей работы, основана ли критика на фактах и реальных наблюдениях. Если да, такую критику можно считать объективной. Если критика базируется исключительно на персональных предпочтениях и эмоциях критикующего, это субъективная критика.
4Сравните критику со своими собственными наблюдениями – сопоставьте услышанное с фактами. Если критика подтверждает то, что вы уже замечали или на что вам уже указывали другие, она, скорее всего, обоснована.
5Проверьте наличие предложений по улучшению – полезная критика не только указывает на проблему, но и предлагает, как ее можно исправить.
6Обратите внимание на тон критики – объективная критика чаще подается в нейтральной или доброжелательной форме, потому что опирается на факты, а не на эмоции, в то время как необоснованная критика часто звучит агрессивно или уничижительно.
7Учитывайте контекст критики – подумайте, насколько актуальна критика в данной ситуации и соответствует ли она контексту.

Условно говоря, если вам постоянно напоминают, как плохо, что вы до сих пор не женились (не вышли замуж, не завели ребенка), хотя вы спокойно сидели, никого не трогали и никого не спрашивали, что вам делать, это нельзя считать объективной критикой.

Даже если вы на самом деле до сих пор не женились (не вышли замуж, не завели ребенка), это исключительно ваше дело, и уж точно не повод напоминать вам об этом за семейным обедом или во время празднования Нового года. Такая критика – это свидетельство подверженности критикующих конформизму и давлению социума с его надуманными нормативами, что и когда нам всем делать.

Таким образом, важно быть открытыми к критике и одновременно уметь фильтровать ее, отделяя конструктивные замечания от субъективных мнений. Это поможет вам использовать критику как инструмент для личного и профессионального роста, не позволяя негативным или необоснованным комментариям мешать вашему развитию.

И в завершении нашего курса хотелось бы затронуть еще одни немаловажный аспект критики – это критика нашего подрастающего поколения. Мы много говорили о том, что психика далеко не каждого человека устойчива к критике. И это речь о взрослых людях, а что тогда говорить про детей, чья нервная система находится в стадии формирования?!

Неразумная критика в этом нежном возрасте может существенно повредить психику ребенка. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая взрослая психика. Равно как и полное отсутствие критики и указаний на ошибки может сформировать у детей неадекватную самооценку и создать проблемы во взрослой жизни. Как найти баланс? Давайте посмотрим.

Как правильно критиковать ребенка:

  • Сосредоточьтесь на поступках, а не на оценке личности ребенка – говорите о конкретных действиях, которые вызвали ваше недовольство. Например, о том, что ребенок прошел в грязной уличной обуви на кухню и обнулил все ваши усилия по уборке и мытью полов.
  • По возможности используйте «Я-сообщения» вместо «Ты-сообщений» – например, вместо «Опять ты устроил бардак» скажите: «Мне не нравится, когда игрушки разбросаны по всей комнате. Я или бабушка можем споткнуться об этот самосвал, упасть и сломать ногу».
  • Избегайте обобщений – фразы в духе «Ты всегда опаздываешь» или «Ты никогда не делаешь нормально уроки» могут вызвать обиду и чувство несправедливости. Особенно, если ребенок старался сделать уроки хорошо, но у него что-то не получилось.
  • Не сравнивайте с другими – сравнения с другими детьми могут вызвать обиду и ревность, у детишек с комплексами понизить самооценку, а самоуверенные и находчивые дети могут дать достойный отпор. Им не стоит говорить, что в их возрасте Авраам Линкольн каждый день ходил по 19 километров пешком в школу, потому что есть риск услышать, что, когда Авраам Линкольн был в вашем возрасте, он уже был президентом.
  • Предлагайте альтернативы – вместо риторических вопросов в духе «Сколько можно получать двойки?» поинтересуйтесь у ребенка, что, по его мнению, можно сделать, чтобы получить хорошую оценку. Если никаких вариантов, кроме подарка учительнице, у ребенка нет, это повод поработать с иждивенческими наклонностями ребенка и объяснить, почему покупка оценок – это плохой вариант.
  • Поддерживайте и хвалите – важно балансировать критику с положительными комментариями. Похвала за конкретные достижения или за попытку исправить ошибку поможет ребенку чувствовать себя увереннее.
  • Выбирайте подходящее время – критика, высказанная в момент стресса, усталости или истерики, может быть воспринята острее и не принести желаемого результата. Лучше обсудить проблему в спокойной обстановке.
  • Учитывайте возраст и уровень развития – критика должна соответствовать возрасту ребенка. Малышам нужно объяснять простыми словами, что именно не так, с подростками можно обсуждать ситуацию более подробно, но помнить, что их жизненный опыт меньше, чем ваш, поэтому восприятие «один в один» невозможно.
  • Обсудите последствия – объясните, какие последствия могут быть у неправильного поведения или действий. Например, при переходе дороги в неположенном месте может сбить машина, а плохое знание математики ограничивает выбор профессий исключительно гуманитарным спектром.
  • Формируйте доверительные отношения между собой и ребенком – доверительные отношения нужны, чтобы ребенок не боялся обсуждать с вами свои проблемы, а вы были в курсе, что с ним происходит, и могли вовремя вмешаться в экстренных случаях (склонение к наркомании в подростковой компании, вовлечение в преступную деятельность через соцсети и прочие сомнительные вещи).

Критика ребенка требует особого внимания и такта, чтобы не навредить его самооценке и не вызвать негативных эмоций. Эти рекомендации помогут вам донести свою точку зрения до ребенка, не травмируя его, и способствовать его развитию в позитивном ключе.

На этом практически все, и далее нас ждет последний в этом курсе проверочный тест, где мы проверим усвоение основных понятий курса.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь предлагаем пройти экзамен по материалу всего курса.

1Критика