Современная ставка на креативность подразумевает толику революционности: человеку нужно отважиться преподнести миру что-то, чего еще не бывало. Творчество – это искусство двигаться вперед по лезвию ножа, балансируя между верностью собственным убеждениям и соблюдением Уголовного и прочих кодексов. Это нелегкий путь. Для выживания и успеха понадобятся устойчивость, храбрость, критическое мышление и умение применять изобретательские алгоритмы в повседневной жизни.
Героика, путь и животворящее начало
У каждого поколения свои кумиры, а в каждой стране – свои герои. Когда человек растет, его ценности меняются, и это нормально. Кто-то бунтует в юности, а кто-то не может отказать себе в этом удовольствии уже на склоне лет.
Чтобы не углубляться в субкультуры, где с лихвой хватает совершенно непохожих друг на друга гениев, которые возвели беспредел в абсолют, попробуем выяснить, что объединяет «творческих анархистов» разных эпох. Прежде всего, изменим вопрос – посмотрим, не «как» они нарушали правила, а «зачем» они это делали.
Герои большинства современных мультфильмов и блокбастеров этим занимаются под копирку концепции, которую американский ученый Джозеф Кэмпбелл выразил в своей книге «Тысячеликий герой». По ней, герой сперва слышит глас свыше и затем проходит испытания, чтобы сделать мир лучше. Это универсальная концепция: ее можно применить и к сценарию боевика, и к акварели про золотых рыбок.
Недостаток концепции Кэмпбелла прямо увязан с ее ключевым преимуществом: чтобы написать свою книгу, ученый проанализировал основные мифы и теории западной цивилизации, создав своеобразную выжимку. При этом с реалиями и мышлением «восточных людей» героика Кэмпбелла коррелирует слабо.
В той же Азии около 2500 лет назад развилась школа мысли, которая сформулировала готовые ответы на многие из вопросов, которые волнуют начинающих «революционеров». Это «Путь вещей», даосизм, не то чтобы религия и не то чтобы философия, а где-то посередине.
Ключевые идеи следующие:
- Мудрость – в умении наблюдать, а не ломать миропорядок.
- Движение бесконечно.
- Чтобы держаться Пути, не сворачивая на соседние тропинки, человеку нужен сильный дух.
- Гармония и порядок вместо успеха и спешки.
- Молчание и недеяние зачастую важнее действий.
- Законы Пути, законы Дао важнее человеческих законов.
Последний пункт будет ожидаемо привлекать повышенное внимание правоохранительных органов, поэтому здесь следует особо оговориться, что в 21 веке даосизм – это не свод устаревших летописей, а практическое учение, которое лучше всего разъяснят его хранители.
Теоретически, идеи даосизма совместимы с концепцией Кэмпбелла. И в этом достоинство творчества как такового: оно не ультимативно. Креативный человек всегда придумает, как поженить ужа с ежом, даже если ему будут доказывать, что это невозможно.
Отсюда мы переходим к следующему оплоту того, что составляет креативность: «гибридизация», способность соотнести две разные модели и создать из них уникальную третью. Для создания нового одного отрицания мало. Понадобится какое-то, как выражался советский писатель Константин Паустовский, «животворящее начало». У каждой цивилизации оно свое. Или свои. У христиан это «вера, надежда, любовь».
Возьмем, к примеру, русский язык. Буквы, кириллица, были изобретены проповедниками Кириллом и Мефодием, которыми двигала вера. А сам по себе современный русский язык родился на страницах произведений Александра Пушкина, которого по жизни несла та самая «любовь» во всех ее проявлениях: от порнографических пошлостей в подростковой балладе «Тень Баркова» до восхищения женскими ножками и народными верованиями, с которыми маленький Пушкин познакомился в детстве в подмосковном Захарово.
Биография Пушкина, которого неоднократно отправляли в ссылку за нарушение общепринятых норм, – очень ценный ресурс для тех, кто хочет разведать, как креативность живет и выживает в реальном обществе, которым управляют военные и чиновники. Перед тем же мифотворцем Кэмпбеллом, например, таких затруднений никогда не стояло.
Почему вам даже следует научиться нарушать правила?
Многие советские и постсоветские люди любили и продолжают любить очень яркий и трогательный фильм 1978 года «Собака на сене» с Михаилом Боярским и Маргаритой Тереховой по одноименной комедии Лопе де Веги. Однако смогли бы мы сегодня наслаждаться великими произведениями этого испанского драматурга, если бы он не нарушил правила классического театра в Золотой век? Порой творчество требует отказа от устоявшихся представлений.
До Золотого века, когда кто-то садился перед чистым листом бумаги, чтобы написать пьесу, у него было очень четкое представление о том, какой должна быть история. Существовало четкое, обязательное правило для написания хорошего произведения. Это были три единства:
- время;
- место;
- действие.
В Золотой век правило единства было нарушено. Это породило некоторые из бесспорных классических произведений испанской литературы. Можно задаться вопросом, был бы Лопе де Вега Лопе де Вега, если бы он не отверг установленный порядок.
Нарушать правила часто страшно. Это нелегко и некомфортно (спросите всех тех людей, которые рисовали или писали что-то радикально новое и подвергались критике и насмешкам со стороны современников), но часто это необходимо.
Сегодня никто не может представить себе искусство без импрессионизма, и тем не менее его произведения экспонировались на Салоне отказов – контрвыставке, на которой в 1863 году были показаны картины, настолько не соответствующие ожиданиям, что жюри Парижского салона посчитало их недостойными официальной экспозиции.
Конечно, не все правила одинаковы. Некоторые правила – будь то по этическим или социальным причинам – нельзя нарушать. Однако, если вы собираетесь нарушить правила, вы должны четко понимать, почему вы это делаете или почему это представляет определенную ценность. Бунтарство ради бунтарства не приносит особой пользы.
Однако и принятие правил ради самих правил не всегда является хорошей идеей: иногда это просто создает для человека дополнительное давление, которое совершенно того не стоит.
Отказ от устоявшегося порядка может привести к лучшей жизни, которая будет больше соответствовать требованиям личности, и привести к замечательным результатам, как это было показано в истории искусства или литературы, а также в технологиях, архитектуре или моде и других областях.
Без женщин, которые в конце 19 века решили порвать с нормами того, что значит «быть леди», и начали заниматься спортом, носить костюмы и брюки, мода последующих десятилетий, вероятно, не привела бы нас туда, где мы находимся сегодня [Ethic, 2024].
Креативность требует больше прислушиваться к себе и меньше к остальным. Держа в памяти идеи даосов, легче пересмотреть собственное отношение к срокам, рабочему времени, производительности и выполненной работе.
Подумайте: ведь творчество – это тот самый Путь, на котором незавершенное требует времени и может стать ключом к будущей работе.
Правила по использованию правил
Возможно, вы слышали, что нарушать правила неразумно, пока вы не научитесь ими пользоваться. Возможно, вы слышали и обратное: правил нет, задача новаторов – игнорировать условности. Какое из этих утверждений верно?
На самом деле, и то, и другое. Это парадокс гениальности. Чтобы соблюдать правила творчества, нужно нарушить их. При этом, подчиняясь правилам творчества, вы автоматически нарушаете правила творчества. И так мы возвращаемся к правилу номер один – нарушать правила.
Творческие правила – это не жесткие предписания, а скорее определенные принципы: шаблоны, которые на протяжении столетий использовали самые разные художники, ученые и мыслители для руководства своей деятельностью. Их не обязательно все знать или помнить. Однако краткое ознакомление расширит ваш репертуар для решения любой творческой задачи. Равно как и наша онлайн-программа «ТРИЗ на практике».
Самый простой способ решить парадокс гениальности таков:
- Реагируйте на правила, применяя их или нарушая.
- Посмотрите на результаты.
- Перепишите правила, теперь уже исходя из собственного опыта.
Вы увидите, что существуют правила творчества – ваши правила. Они могут отличаться от того, чему следуют другие, но они будут реальны и полезны для вас.
Предостережение: убедитесь, что ваши новые принципы – это не просто шрамы вашего предыдущего опыта. Легко сделать неверные выводы из одной-единственной неудачи. Сравните свои правила с существующими, чтобы оценить, достаточно ли они сильны [Marty Neumeier, 2014].
Кейсы из литературы
Литературное творчество, возможно, даже в большей степени, чем некоторые виды искусства, такие как музыка или кино, является благодатной почвой для инноваций и нарушения устоявшихся норм. На протяжении всей истории многие люди бросали вызов условностям, чтобы создавать оригинальные и удивительные произведения. Нарушение литературных правил – это не просто вопрос бунта, анархии или безумия. Это чистый и искренний способ найти свой истинный голос, который мы обнаружим уникальным, и, прежде всего, выделиться в мире.
Стоит помнить, что, бросая вызов условностям и знакомясь с ними в первую очередь, мы сможем исследовать новые формы повествования, экспериментировать с языком и предлагать свежие перспективы, которые привлекут внимание читателей, но, прежде всего, мы будем делать уверенные шаги – каждый в своем темпе – к своей собственной судьбе, которая есть не что иное, как то, кем мы являемся на самом деле.
Для начала давайте рассмотрим несколько вдохновляющих примеров:
- Джеймс Джойс и «поток сознания». Избранная работа: «Улисс». Инновация: Джойс порвал с традиционными повествовательными структурами своего времени, применив «поток сознания» – технику, которая пытается запечатлеть внутренние мысли и чувства персонажей в реальном времени.
- Вирджиния Вулф и фрагментированное повествование. Избранная работа: «Миссис Дэллоуэй». Инновация: Вулф использовала нелинейное и фрагментарное повествование, чтобы углубиться в психологические переживания своих персонажей, нарушая общепринятую линейную повествовательную систему того времени.
- Габриэль Гарсиа Маркес и магический реализм. Избранная работа: «100 лет одиночества». Инновация: Гарсиа Маркес смешал реальное с фантастическим настолько естественно, что стер границы между ними, создав произведение, которое стало флагманом нового литературного жанра.
- Октавия Батлер. Избранная работа: «Притча о сеятеле». Инновация: Октавия Батлер стала пионером афрофутуристической научной фантастики, исследуя темы расы, пола и власти в антиутопическом будущем. Повествование характеризуется созданием сложных миров и глубоких персонажей, которые бросают вызов ожиданиям и социальным нормам.
- Харуки Мураками. Избранная работа: «Хроника птицы, которая переворачивает мир». Инновация: Харуки Мураками смешивает повседневность с сюрреализмом, создавая сказочное повествование, которое бросает вызов традиционной логике. Ее уникальный стиль сочетает в себе западную поп-культуру и японскую литературную чувствительность, побуждая читателей исследовать альтернативные реальности и сложные внутренние миры.
Эти примеры, разнообразные по своим намерениям, формам и эффектам, напоминают нам, что существует столько же способов нарушить правила, сколько и самих правил в мире литературного творчества. Всегда полезно помнить о них, во-первых, чтобы не подражать им, а во-вторых, чтобы знать, что, если мы будем следовать своим художественным инстинктам, то достигнем нужной гавани, даже если это не та гавань, где нас ждет больше всего людей.
А вот несколько практических советов по нарушению правил:
- Необходимо узнать правила, прежде чем их нарушать. Важно знать, понимать и осмысливать литературные нормы, прежде чем пытаться их оспаривать. Это позволит нарушать их осознанно и эффективно, понимая, какое влияние каждое решение окажет на работу, на творца и на читателей.
- Необходимы эксперименты с повествовательной структурой. Важно уметь играть со структурой истории. Можно выбрать нелинейное повествование, рассказать историю с разных точек зрения или использовать различные форматы, такие как дневники, письма или даже записи в блогах или мгновенные сообщения.
- Можно изменить перспективу. Можно использовать ненадежного рассказчика, вести повествование с точки зрения неодушевленного предмета или даже животного. Этот прием может предложить свежий и, прежде всего, оригинальный взгляд на сюжет.
- Можно играть с языком. Язык всегда будет самым мощным инструментом. Экспериментируйте со стилем, синтаксисом и ритмом. Используйте такие приемы, как прозаическая поэзия, региональный диалект или смешение языков, чтобы придать глубину и фактуру письму. Пушкин всю жизнь именно этим и занимался, а какой эффект!
- Можно объединить жанры. Иногда полезно смешивать элементы разных литературных жанров, чтобы создать что-то уникальное. Например, смешать научную фантастику с любовным романом, детектив – с фэнтези или историческую литературу – с ужасами.
- Необходимо принять неоднозначность. Давайте не будем бояться оставлять незаконченные дела или открытые концовки. Неоднозначность может побудить читателей к размышлению и активному участию в интерпретации нашей работы.
Пока вы корпите над листком бумаги или клавиатурой, не забывайте сохранять баланс между инновациями и ясностью. Хоть экспериментировать и увлекательно, ваша работа должна быть понятной и интересной для читателей.
Будьте готовы к критике. Когда мы бросаем вызов условностям, мы можем, и весьма вероятно, столкнуться с сопротивлением или непониманием. Берегите свое видение и доверяйте собственному творческому процессу.
При этом не забывайте о здоровой самокритике. Например, очень полезно перечитывать свои труды на предмет несоответствий и ошибок как естественного результата процесса экспериментирования. Строгий процесс проверки необходим для совершенствования работы и обеспечения ее последовательности.
Нарушение правил в литературе – это приглашение к творчеству и новаторству. Бросая вызов устоявшимся нормам, вы можете открыть новые формы выражения и предложить своим читателям уникальные и запоминающиеся литературные впечатления [Letrarium, 2025].
Инновации и креативность в мире бизнеса
Творческая анархия свойственна не только мастерам пера. Чем сложнее и многолюднее становится наш мир, тем труднее протаптывать в нем свою тропинку. Бизнесмены и предприниматели знают об этом не понаслышке: чтобы продвинуть свой продукт на рынке, необходимо сперва его создать. Причем одной новизны и уникальности мало: продукт еще должен соответствовать ожиданиям потребителей, показывать рентабельность. И снова Пушкин: «Наш век – торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Что слава? Яркая заплата На ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата: Копите злато до конца!»
Когда святым Граалем бренда становятся инновации, он фокусируется на выявлении стимулов для творческого процесса, использовании идей клиентов, инвестировании в идеи с учетом вероятности их успеха и снижении процента неудач.
Креативность в бизнесе:
- Расширяет охват знаний компании.
- Заставляет людей по-новому взглянуть на старые проблемы.
- Помогает компаниям порвать с прошлым.
Как выражаются на Западе, правильный баланс – это использование проверенных знаний против исследования новых возможностей. Приводим три примера, как этого можно добиться.
Правило управления креативностью №1 – начните с найма
Будущая EBITDA зарождается в запахе кофе из отдела кадров. Доверять своим HR-специалистам и проверять их – не одно и то же. Если ваш бизнес делает ставку на креативность, а отдел кадров – нет, значит, пора что-то менять. На Западе давно обратили внимание, что инновационные компании не всегда совместимы с кадровыми практиками, которые применялись на заводах (работа по сменам и в штате, труд от звонка до звонка, ранний подъем).
Из этого наблюдения выросли следующие рекомендации, которые обычной бабушке-кадровичке старой закалки могут показаться лютой ересью:
- Нанимать бунтарей. Люди с таким мышлением обладают высокой самооценкой и особенно невосприимчивы к тонким и не очень намекам других на то, как им следует действовать. Их не заботит социальное давление, заставляющее человека следовать за коллективом и держаться внутри коллектива. Такие люди думают и действуют независимо, они продолжают верить в свои идеи, несмотря на неприятие и критику. Хотя бунтарями сложно управлять, они достаточно храбры, чтобы сказать новое слово или отважиться сделать то, чего до них никто никогда не делал.
- Нанимать людей, которые вызывают у вас дискомфорт или которые вам не нравятся. Критики, которые указывают на то, насколько плоха продукция компании, могут иметь отличные идеи для новых продуктов. Ведь, если хорошо подумать, вам от работы комфорт нужен или рост капитализации компании?
- Нанимать людей с навыками, которые, по вашему мнению, вам не нужны. Как бы смешно это ни звучало, такая практика распространена среди компаний, занимающихся дизайном продукции. Например, компания Design Continuum нанимает инженеров-новичков, скульпторов, плотников и рок-музыкантов. Этот разнообразный опыт дает компании широкую палитру идей.
- Нанимать людей без опыта. В творческом процессе невежество – это благо, особенно на ранних стадиях. Люди, которые не знают, как все должно быть, также не ослеплены предубеждениями. Так было с новаторским исследованием Джейн Гудолл на шимпанзе. Когда антрополог Луис Лики предложил Гудолл возможность провести два года, интенсивно наблюдая за этими обезьянами в Африке, Гудолл не решилась принять эту работу, поскольку у нее не было научной подготовки. Однако Лики считал, что игнорирование существующих теорий важно для наблюдения и объяснения новых форм поведения шимпанзе [Arrontes y Barrera, 2025].
Ведь если подумать, кто наймет человека, который неопытен, которому требуется время, чтобы освоиться с корпоративной культурой, который заставляет коллег чувствовать себя некомфортно или чьи навыки не востребованы? Ответ: компании, которые воспринимают инновации как образ жизни.
Например, изобретатель лазерного принтера Гэри Старквезер был нанят в 1968 году на должность исследователя оптики в главной технической лаборатории Xerox в Вебстере, штат Нью-Йорк. Старквезер настаивал на том, что тогдашняя «новейшая лазерная технология может быть использована для «рисования» изображения на ксерографическом барабане с большей скоростью и точностью, чем обычный белый свет». Однако ведущие исследователи неоднократно отвергали это предположение.
В итоге Старквезер пожаловался одному из руководителей Xerox на то, что «лабораторные догмы» губят и хорошую идею, и его карьеру. Поэтому его перевели в новый исследовательский центр Xerox PARC в Пало-Альто, Калифорния; и к 1974 году он воплотил свои идеи в коммерчески жизнеспособный продукт.
Когда в 1977 году принтер 9700 был наконец выпущен, он стал одним из самых продаваемых продуктов Xerox и причиной появления множества неологизмов в разных языках мира, взять хотя бы слова «ксерокс», «отксерить» и «ксерокопия» в русском языке.
Правило №2 – умейте зажечь искру
Если у вас есть талант и вы хотите пробудить креативность, ее нужно поощрять. Вот основные рекомендации:
- Оставьте время для экспериментов. Лучший способ – дать сотрудникам время поработать над тем, что они хотят, не требуя от них подробностей. Политика «Не спрашивай, не говори» четко прописана в компании 3M, где от технических специалистов ожидается, что они будут уделять до 15% своего времени проектам по своему выбору. Такое же отношение и схожие методы работы наблюдаются в научно-исследовательской лаборатории Corning в Салливан-парке, где ежегодно производятся сотни видов экспериментального стекла. Ученые обязаны тратить 10% своего времени на «пятничные дневные эксперименты» для разработки «довольно безумных идей».
- Не допускайте критики в адрес творческих людей. Уильям Койн, бывший вице-президент по исследованиям и разработкам компании 3M, в своей речи в Университете Motorola заметил: «Посадив семя в землю, вы не выкапываете его каждую неделю, чтобы посмотреть, как оно себя чувствует». То же самое происходит и с творчеством. Более того, психологические исследования показывают, что люди особенно неохотно пробуют что-то новое в присутствии «сторонних оценщиков», таких как критики и начальники. Поэтому, если вы хотите разрабатывать новые продукты и услуги, важно оградить творческих людей от критики, чтобы творчество могло процветать.
- Найдите счастливых людей и заставьте их бороться за свои идеи. Конечно, речь идет не о провоцировании конфликтов, а о защите идей.
- Вознаграждайте как успехи, так и неудачи. Компании должны вознаграждать и то, и другое, поскольку невозможно генерировать хорошие идеи, не создав сначала множество плохих идей. Напротив, бездействие – единственное, что заслуживает наказания. Креативность всегда является результатом действия.
Если вы сами – профессиональный кадровик и вне себя от прочитанного, задумайтесь, в какой экономической формации вы сформировали свое мышление и часто ли вас в детстве и юности призывали не вводить в заблуждение в первую очередь себя. Никогда не поздно отважиться на разрыв шаблонов и научиться жить по-новому. Наша онлайн-программа «Критическое мышление» вам в этом в помощь.
Правило №3 – оценивайте риск и случайность
Если вы не можете решить, какие проекты или новые идеи следует реализовать, исходя из их объективных достоинств, выбирайте те, которые будут разработаны наиболее преданными и убедительными людьми.
Есть один простой, проверенный и действенный способ повысить вероятность успеха рискованного проекта: отдаться ему всем сердцем. Означает ли это, что компании также могут использовать случайный процесс для генерации возможностей для исследования? В настоящее время – да.
Аргументы обоих способов таковы:
- Преданность идее: забудьте о низких шансах. Просто убедите себя и всех остальных, что при наличии решимости и настойчивости проект обречен на успех. Более 500 научных исследований подтверждают силу позитивного мышления. Генри Форд выразил идею так: «Думаете ли вы, что можете, или думаете, что не можете, вы правы». Стив Джобс дополнил мысль соотечественника собственной концепцией «поля искажения реальности» [Arrontes y Barrera, 2025].
- Случайный выбор. Это один из лучших способов гарантировать, что новые идеи не будут зависеть от знаний о прошлых успехах.
В заключение следует сказать, что не нужно никого убеждать отказаться от привычного уклада жизни и направить усилия на изобретение новых способов мышления и действия. Напротив, выполнение рутинной работы проверенными методами – это правильный подход в большинстве случаев. Больницы хотят, чтобы ординаторы проводили операции точно так же, как их опытные наставники. А во «Вкусно и точка» хотят, чтобы каждый новый стажер готовил бургеры так же, как это делалось всегда.
Но если ваш бренд хочет исследовать новые возможности, то он должен создать культуру, поддерживающую креативность.
Дерзайте! А чтобы убедиться, что вы ничего не перепутали, рекомендуем пройти небольшой тест: