ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Мономиф Джозефа Кэмпбелла


Мономиф Джозефа Кэмпбелла

Исследователи историй в литературе и кино давно хотят увидеть общие тенденции, общую структуру у всех произведений. Джозеф Кэмпбелл является тем человеком, который нашел эти закономерности, изучив практически все мифы всех народов. Его титанический труд достоин уважения, а книги — достойны прочтения.

Практически каждая история начинается с того, что мир главного героя меняется. Привычный мир, тот, который был в некоем равновесии, рушится. Подумайте о своей любимой книге или фильме и ответьте на вопрос: «Следует ли он этому образцу?». Но перед этим стоит понять одну простую вещь — эту структуру стоит понимать иносказательно. Думайте о структуре и думайте о ней метафорически, а не о словах.

Об авторе

Джозеф Кэмпбелл родился в 1904 году в Нью-Йорке. Он является автором девяти работ, в числе которых книги и эссе. Первые мифы, которыми он стал интересоваться и изучать, были индийскими. Кэмпбэлл считал их вместилищем духовных истин, не зависящих от времени. Затем он задался целью найти, прочесть и осознать все известные мифы и найти в них что-то общее. Он увидел эти общие аспекты — например, потоп, похищение огня, воскресающий герой, непорочное зачатие, земля мертвых.

Его две самые знаменитые работы — «Герой с тысячью лицами» и четырехтомник «Маски Бога». Джордж Лукас (автор «Звездных войн») признавался, что был вдохновлен этими работами и в своей структуре его фильмы содержали концепции Кэмпбелла.

Кэмпбелл утверждает, что любая хорошая история имеет в своей структуре общие черты с другими хорошими историями, что все давно уже изобретено и любое отклонение от данной структуры заставляет зрителя и читателя недоумевать. Итак, какую же структуру Кэмпбелл считает повторяющейся из тысячелетия в тысячелетие?

Обычный мир героя. История начинается и заканчивается в обычном для героя мире (хотя он может быть совершенно необычным для нас). Но ее история проходит в необычном, чуждом мире, на протяжении которой происходят ключевые события.

1

Статус кво

С этого начинается история. Привычный для героя мир.

2

Зов приключений

Герой получает таинственное сообщение, вызов. Это может быть неслучайная встреча с человеком или явлением, которые покажут ему, что он избран.

3

Поддержка

Мир изменился и герою нужна поддержка. Скорее всего, от того, кто умнее и мудрее его.

4

Отправление

Это точка невозврата. У героя был шанс оставить все как есть, но он собрал всю волю в кулак, покинул свой привычный мир и вошел в новый, чужой мир, полный опасностей и приключений. Пути назад нет, мосты сожжены.

5

Испытания

Быть героем — нелегкий труд. Ему приходится решать загадки, избегать ловушек, рубить головы чудовищам. Для одного героя испытание — перейти через дорогу, для другого — войдя в пещеру, сражаться со злом, для третьего — пойти на свидание с девушкой своей мечты и не опозориться.

6

Приближение

Пришло время для суровой встречи с худшим страхом героя. Это необязательно должно быть реальное и лобовое столкновение, мы можно показать зрителю или читателю то, чего боится наш герой больше всего на свете. Мы можем либо неуловимо обозначить этот страх, либо заставить героя вступить в схватку с ним и посмотреть страху в лицо.

7

Кризис

Это самый сложный момент в жизни героя, кульминация. Он может получить невероятно тяжелый физический или моральный удар и быть на пороге смерти (может даже умереть). Все очень плохо и нет шансов на спасение. Но герой возрождается.

8

Сокровище

Когда герой преодолел самое сильное препятствие в своей жизни, встретился с самым большим страхом и злом, он должен получить награду. Это также может быть что угодно — слава, признание, реальное сокровище.

9

Результат

Он может быть разным. Чудища могут окончательно покориться герою, а могут преследовать его до границ своего ужасного мира.

10

Возвращение

После всех своих приключений, наш герой возвращается в свой привычный мир, либо возвращает его в привычное состояние. Однако многое изменилось.

11

Новая жизнь

Приключения изменили героя и его мир. Он вырос из своей старой жизни, научился новому, уничтожил старое.

12

Заключение

Наступает развязка. Все сюжетные линии требуют прояснения. Побочные тоже.

13

Статус кво

Однако это статус кво уровнем выше, чем первое. Когда ты герой, все не так как прежде. Люди относятся к тебе иначе, ты стал другим, мир тоже.

Если вы читали поттериану Джоан Роулинг, если смотрели «Звездные войны», «Аватар», «Возвращение» Андрея Звягинцева, вы с легкостью сможете проследить похожесть одной и той же структуры во всех этих произведениях. Мало того, что у них структура одинаковая, эти произведения затрагивают одни и те же темы и проблемы в жизни человека. Каждый из нас уникален, однако в каждом из нас есть общие общечеловеческие аспекты, которые не меняются тысячелетиями и вряд ли изменятся когда-нибудь.

Почему эта структура работает и почему любое отступление от нее вызывает в зрителе или читателе зевоту и желание прекратить эмоциональное соприкосновение с данным творчеством? Любая история — прежде о нас самих. Подумайте, ведь вся эта структура описывает именно нашу жизнь. А точнее, ту жизнь, которую мы все хотим (поэтому она попадает в точку, поэтому она нас цепляет).

Поборите свой страх, войдите в пещеру, полную вызовов, получите свое сокровище, а потом… пройдите через все это еще раз.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с курсом писательского мастерства и творческого мышления, которые помогут вам придумывать сюжеты и воплощать все это на бумаге. Целью данной статьи было показать вам, что у любой, даже самой запутанной и гениальной истории есть свои простые, понятные истоки. Когда вы научитесь не только слушать диалоги, наблюдать сцены и смотреть на персонажей, а еще и думать о структуре произведения, вы сможете не только тоньше воспринимать искусство, но и создавать свое собственное. Структура всегда проста, если разложить ее на составляющие. Проблема многих творческих личностей в том, что они начинают нагромождать и отяжелять структуру, из которой потом сами не могут выпутаться. Если смысл усложнять свой стиль, персонажей, диалоги, но не структуру произведения. Она должна быть проста и понятна хотя бы вам. А когда она станет понятна вам, вы можете разукрашивать ее в какие угодно цвета — и человек, оценивающий ваше произведение, будет приятно удивлен тому, что его трогает ваша история, ваш сюжет, ваши персонажи.

Если у вас есть свои методы работы с произведениями, обязательно оставляйте свои комментарии.